Как реализован СЭДО в программе?
- 1.Подключение к СЭДО ФСС
Для подключения социального электронного документооборота (СЭДО) в карточке организации (раздел «Главное» - «Организации») на закладке ЭДО необходимо настроить обмен с ФСС.
Сделать это можно двумя способами:
1. подключиться к "1С-Отчетности" через кнопку «Подключение к 1С-Отчетности»
2. если не планируется использовать "1С-Отчетность", настроить вручную подключение сертификата ФСС для ЭЛН через настройки «Электронный обмен с ФСС»
Если в программе уже используется электронный обмен с ФСС РФ, то устанавливать дополнительные сертификаты не нужно.
Дополнительно, по гиперссылке «Настройки социального электронного документооборота» необходимо установить флажок "Получать сообщения об изменении состояний ЭЛН". После этого в разделе «Отчетность» - «Пособия» появится новый пункт "Сообщения об изменении ЭЛН", куда поступают уведомления от ФСС при открытии ЭЛН и дальнейшей смене статуса ЭЛН.
Для получения уведомлений страхователь должен передать в ФСС сведения о застрахованном лице.
1.СЭДО по сведениям о застрахованном лице
При трудоустройстве или в период осуществления трудовой, служебной, иной деятельности застрахованное лицо представляет работодателю сведения о себе, необходимые для выплаты пособий, по форме утвержденной фондом (п. 6 Правил). Сведения о застрахованном лице оформляются на бумажном носителе либо формируются в форме электронного документа по выбору застрахованного лица.
Кроме того, застрахованное лицо обязано своевременно извещать работодателя об изменении сведений. Сведения о застрахованном лице, полученные работодателем (в том числе которые изменились) передаются в фонд в срок не позднее трех рабочих дней со дня их получения.
ФСС рекомендует страхователям передать сведения по всем сотрудникам до 01 марта 2022 года.
В программе в разделе «Отчетность» - «Прямые выплаты в ФСС» формируем документ «Сведения и заявления в ФСС» для передачи сведений о застрахованных лицах в ФСС. Информация по сотрудникам в документе заполняются автоматически на основании кадровых данных сотрудника. Сведения также можно сформировать из документа «Прием на работу» по кнопке «Сведения». Если некоторые сведения не заполнены или заполнены некорректно, программа сообщит об этом.
Отправка сведений в ФСС производится по кнопке «Отправка» – «Отправить в ФСС». Команда отправки доступна с 2022 года для вида формы «сведения о застрахованном лице».
В документе «Сведения и заявления в ФСС» доступна возможность сформировать файл. При необходимости можно сформировать файл и передать его в ФСС через стороннего оператора связи.
Формирование сведений о застрахованных лицах списком и групповая отправка возможна с помощью обработки «Помощник формирования и отправка сведений в ФСС».
В табличной части помощника выводится список всех работающих сотрудников в выбранной организации и выбранных подразделениях (если список подразделений пустой, список формируется без учета подразделения). Для каждого сотрудника подбирается существующий документ "Сведения и заявления в ФСС", введенный после 01.01.2022, выводится статус данных сведений, в случае, если они уже были отправлены в ФСС ранее.
В поле "Режим работы" можно настроить, какие записи необходимо отобразить:
- «Показывать всех» - все сотрудники.
- «Требуется предоставить сведения» - все сотрудники, по которым нет документа "Сведения и заявления в ФСС".
- «Требуют отправки» - все сотрудники, по которым есть документ "Сведения и заявления в ФСС», но не было отправки данных в ФСС.
- «Сведения зарегистрированы» - все сотрудники, у которых сведения зарегистрированы в ФСС и им присвоен статус "PROCESSED" или "REGISTRED".
- «В работе» - все сотрудники, у которых сведения получены в ФСС (статус "RECEIVED").
- «Требуют повторной обработки» - все сотрудники, у которых сведения получены в ФСС, но обнаружены ошибки при проверке (статус "ERROR" или "INVALIDATE").
- «Ожидают ответа» - все сотрудники, у которых сведения были отправлены в ФСС, но еще не был получен ответ по ним.
После настройки списка возможны следующие варианты работы:
1. По кнопке "Сформировать сведения" можно сформировать документ "Сведения и заявления в ФСС" на каждого сотрудника из списка (вариант "на всех") или только на текущего выбранного (режим "на одного"). Перед формированием документов будет осуществлена проверка на наличие существующего документа - если такой документ есть, сотрудник будет пропущен. А также проверяются все необходимые реквизиты для заполнения документа. Во всех случаях будут выводится информационные сообщения с описанием выявленных проблем, либо сообщением о создании документа.
2. По кнопке "Отправить в ФСС" в зависимости от выбранного режима будет осуществлена отправка данных в ФСС.
3. По кнопке "Проверить наличие ответа ФСС" будет осуществлять проверка информации по отправленным ранее из программы сведениям.
Если по каким-то причинам от фонда пришел запрос о корректировке ранее отправленных сведений, либо об их отсутствии, то необходимо сформировать новый документ "Сведения и заявления в ФСС" по кнопке "Сформировать новый документ Сведений". В данном случае для всех сотрудников из настроенного списка будут созданы и заполнены новые документы "Сведения и заявления в ФСС". Если такой документ нужно ввести на одного сотрудника, то необходимо щелкнуть по нужной строке в таблице правой кнопкой мыши и выбрать из контекстного меню пункт "Сформировать новый документ Сведений".
2.СЭДО по больничным листам по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Получение уведомлений об ЭЛН.
Листки нетрудоспособности с 1 января 2022 года для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам оформляются в основном в электронном виде (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). На бумажном носителе больничные листы продолжат выдавать только тем гражданам, сведения о которых составляют государственную (иную охраняемую законом) тайну, а также лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты.
Как только сотрудник заболел, медицинская организация формирует электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) по нему, подписывает и направляет его в ФСС. Фонд отправляет запрос в ПФР, чтобы выяснить, где трудоустроен застрахованный. ПФР в течение одного календарного дня с даты получения запроса должен ответить фонду.
После закрытия ЭЛН ФСС собирает полный набор сведений и направляет страхователю запрос сведений для расчета пособия (тип сообщения 100), тем самым уведомляет его о наступлении страхового случая. При получении запроса в программе автоматически создается документ "Входящий запрос сведений для расчета пособия ФСС".
На основании документа "Входящий запрос сведений для расчета пособия ФСС" можно создать документ "Расчет пособий по временной нетрудоспособности".
После расчета и проведения больничного необходимо подготовить ответ на запрос ФСС (тип сообщения 101). Для этого в "Расчете пособий по временной нетрудоспособности" добавлена возможность на основании создать документ "Ответ на запрос ФСС для расчета пособия". Документ "Ответ на запрос ФСС для расчета пособия" заполняется автоматически. Необходимо проверить заполнение и отправить в ФСС.
Из документа можно перейти в регистрацию ответов и проверить наличие ответа из ФСС.
Если ФСС принял ответ на запрос (т.е. пришло подтверждение со статусом "PROCESSED"), то реестр прямых выплат можно не отправлять.
3. Извещения ФСС
ФСС направляет извещение, если организация предоставила неполные или недостоверные сведения для начисления пособия (правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).
В программе реализована возможность получения Извещений о предоставлении недостающих документов в ФСС в Разделе «Отчетность» - «Пособия» - «Извещения ФСС». Функционал Извещений начинает работать сразу же при подключении механизм СЭДО в карточке организации на вкладке ЭДО, заключать дополнительные соглашения с ФСС не требуется. По извещениям можно:
- получать их по команде «Получить из ФСС»,
- открывать – «Открыть извещение ФСС», здесь же можно посмотреть, какой именно информации не хватает по отправленным ранее данным по больничным,
- подтверждать их получение по команде «Подтвердить получение».
Получение извещения необходимо подтвердить в течении 5-ти рабочих дней со дня получения такого извещения.
Если ФСС не получит от страхователя электронное подтверждение получения в срок, то направит извещение заказным письмом, и после этого через 6 рабочих дней оно будет считаться полученным.
После отправки подтверждения необходимо отправить реестр с недостающими сведениями.
Чтобы посмотреть только не обработанные извещения в разделе «Извещения ФСС» следует установить флажок «Извещения в работе».
Сам документ содержит вид извещения и реквизиты входящего документа. В разделе "Ранее отправленные сведения, требующие уточнения" содержится номер файла выгруженного реестра и документ реестр из базы, если удалось автоматически его сопоставить. После того как в программе будут подготовлены недостающие сведения и отправлен новый реестр в ФСС, в разделе «Сведения, подготовленные по извещению» автоматически отражаются отправленные сведения и устанавливается флажок "Извещение обработано, сведения отправлены в ФСС".