
Квалифицированная
Электронная
Подпись (КЭП)
Консультируем, настраиваем
Электронные подписи (далее ЭП), выпущенные Удостоверяющими центрами (УЦ), которые не проходили аккредитацию по новым требованиям, прекратили своё действие 1 января 2022 года.
Где получать электронную подпись после 1 января 2022 года
▧ УЦ ФНС России или его доверенные лица выдают ЭП руководителям ЮЛ/ИП и нотариусам
▧ УЦ Федерального Казначейства выдаёт ЭП должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственным государственному органу или органу местного самоуправления организациям
▧ УЦ Центрального банка РФ выдаёт ЭП кредитным организациям, операторам платёжных систем, некредитным финансовым организациям
На текущий момент список доверенных лиц ФНС состоит из трёх организаций:
В приказе налогового органа об утверждении функций УЦ ФНС также указаны полномочия доверенных лиц. Они могут:
▧ принимать заявления о получении КЭП
▧ вручать сертификаты КЭП от имени УЦ ФНС
▧ идентифицировать клиентов при личном присутствии
▧ выполнять другие функции, предусмотренные Федеральным законом № 63-ФЗ
*Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал электронную подпись, то такая подпись продолжит действовать до 31 декабря 2022 года, если не закончится раньше. После этого её нужно будет заменить по новым правилам
Новая схема работы с электронной подписью
С 1 января 2022 года для получения электронной подписи руководителю организации потребуется лично посетить УЦ и пройти идентификацию. Нужно будет принести с собой паспорт, СНИЛС, защищённый USB-носитель - токен** на который будет записан сертификат ЭП и сертификат соответствия на токен.
Речь идёт непосредственно о самом индивидуальном предпринимателе или директоре компании (либо другом сотруднике, который выполняет функции единоличного исполнительного органа и может на этом основании действовать от имени организации без доверенности). При этом в качестве владельца такой ЭП наравне с наименованием юридического лица указывается и данный сотрудник (ст. 14.3; ст. 17.3 63-ФЗ в редакции 476 - ФЗ).
Для работы с подписью, нужно установить средство криптографической защиты информации (СКЗИ) на компьютер — программу КриптоПро CSP. Чтобы использовать программу КриптоПро CSP, на неё нужно приобрести лицензию. После этого настройте компьютер и браузер так же, как делали это с прошлой ЭП, установить подпись.
Электронную подпись ФНС выдаёт бесплатно. Но это относится только к самой ЭП, которую запишут на токен. Отдельно нужно приобрести токен и лицензию на КриптоПро CSP. Кроме того, подпись налоговой выдаётся в единственном экземпляре и защищена от копирования — поэтому всем сотрудникам, которые подписывают электронные документы компании, необходимо получить подпись на физическое лицо (можно приобрести в ГК КАМИН)
** токен – защищенный USB-носитель, сертифицированный ФСБ или ФСТЭК России, на который записывается сертификат ЭП
Подойдут токены с типом Рутокен Lite, Рутокен ЭЦП 2.0, JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ
Можно использовать носитель, который у вас уже есть, либо приобрести новый в ГК КАМИН, удостоверяющем центре или в магазине производителя
В ФНС могут также попросить сертификат ФСТЭК на токен, который подтверждает, что токен сертифицирован. Этот документ запросите в точке, где получали токен, или скачайте с сайта производителя токена
Виды электронной подписи
1С-Отчётность
Получив электронную подпись одним из перечисленных способов можно настроить сервис сдачи отчётности в контролирующие органы 1С-Отчётность используя сертификат электронной подписи ответственного лица. По вопросам настройки можно обратится в группу компаний КАМИН
Есть вопросы ?
Проектная команда КАМИН найдёт и предложит вам оптимальное решение