Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ внесены изменения в главу 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. С 2014 года субъекты РФ могут также определять особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с внесёнными изменениями.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества будет определяться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии с новой статьёй 378.2 НК РФ. В частности, в этой статье говорится:
Налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Уполномоченный орган субъекта федерации определяет перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости, передаёт его в налоговые органы и размещает на своём сайте в сети Интернет.
Всё имущество налогоплательщика делится на 2 части: облагаемое по балансовой стоимости и облагаемое по кадастровой стоимости. Авансовые платежи и окончательная сумма налога первой части имущества рассчитывается в прежнем порядке.
Авансовый платёж по налогу на имущество, облагаемое по кадастровой стоимости, будет составлять ¼ кадастровой стоимости имущества, умноженной на налоговую ставку по налогу на имущество. Налог уплачивает собственник имущества по месту нахождения этого имущества.
Налоговые ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов федерации. Они не могут превышать для имущества, облагаемого по балансовой стоимости, 2,2 процента.
А для имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, установлены ограничения:
для города федерального значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента;
для иных субъектов Российской Федерации, в том числе для Калужской области: в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента.
Как правило, кадастровая стоимость имущества (зданий, помещений) во много раз больше балансовой стоимости, а ставки налога по такому имуществу снижены незначительно. Поэтому вступление в силу закона сильно увеличит налоговое бремя предприятий — владельцев зданий и помещений.
Закон 307-ФЗ вступает в силу с 1 января 2014 года.
По всей вероятности, с 1 января 2014 года закон вступит в силу в городе Москве. Правительство Москвы прилагает к этому большие усилия, поскольку доходы от налога на имущество могут вырасти многократно. В Москве более 200 тысяч офисных и торговых комплексов. Подвергнуть налогообложению по кадастровой стоимости в 2014 году планируется 2 тысячи из них, то есть 1 процент. При этом, по оценке чиновников, общий сбор налога на имущества увеличится с 17 млрд. рублей до 35 млрд. рублей. Представляете, сколько получит бюджет этого налога, когда на него переведут все предприятия!
В Калужской области, скорее всего, не успеют принять соответствующий областной закон, поэтому налогообложение имущества будет осуществляться в 2014 году в прежнем порядке, и начнётся только с 2015 года. А вдруг успеют?