Специальная оценка условий труда вместо аттестации рабочих мест

 

Мы не раз обращались в нашей газете к теме так называемой «аттестации рабочих мест». Рассмотрим кратко историю её введения в России.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предусмотрена статьёй 209 Трудового кодекса РФ.

Порядок аттестации рабочих мест действует в России с 1 сентября 2008 года. Согласно Порядку аттестации подлежали все рабочие места, но аттестацию можно было проводить комиссией из сотрудников предприятия без привлечения посторонних специалистов, то есть без больших дополнительных затрат.
В настоящее время аттестация рабочих мест регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н. Согласно нему аттестация рабочих мест проводится на всех предприятиях и у ИП с обязательным участием в аттестационной комиссии представителей аккредитованной организации, оказывающей услуги в области охраны труда. В первоначальной редакции этого приказа говорилось, что аттестации подлежат все без исключения рабочие места работодателя. Приказом Минтруда от 12 декабря 2012 года № 590н в порядок аттестации были внесены изменения, значительно ограничившие перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.
Теперь не нужно аттестовать рабочие места, «на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства».
Также не подлежат аттестации рабочие места, если на них заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

После этого многие предприятия малого непроизводственного бизнеса вздохнули с облегчением.
Но прошло немного времени, и Минтруд выпустил довольно странное письмо от 8 апреля 2013 года № 15-1-859 «Об аттестации рабочих мест с компьютерами» (подробнее в июльском номере НоК). В нём чиновники, ссылаясь на то, что согласно пункту 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н проведение медосмотров обязательно для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени, делали вывод: «Если работник занят на работе с ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени, то такое рабочее место должно аттестовываться».
По нашему мнению, это разъяснение противоречит приказу о порядке аттестации, и с ним можно поспорить.
Таким образом, в деле аттестации рабочих мест установилось некоторое статус-кво. Но скоро это равновесие нарушится. Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы проект закона «О специальной оценке условий труда». Законопроектом вместо привычной уже «аттестации рабочих мест» вводится понятие «специальная оценка условий труда».
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно выполняемых мероприятий по идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные факторы) и оценке уровня воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных факторов на организм работника с учётом отклонения их фактических значений от утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов), а также от комплексного применения средств защиты.
Обязанность спецоценки возлагается на работодателя. По её результатам устанавливается класс (подкласс) условий труда на соответствующем рабочем месте. Не подлежат спецоценке только рабочие места дистанционных работников и надомников.
Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно с привлекаемой им на основании договора гражданско-правового характера организацией в соответствии с утверждённой методикой проведения. Для проведения спецоценки условий труда создаётся комиссия под председательством представителя работодателя с обязательным участием экспертов или других сотрудников организации, проводящей спецоценку.
Проводящая оценку организация должна быть включена в реестр таких организаций, у неё должны быть лаборатории по проведению исследований условий труда, в штате должно быть не менее 5 аттестованных экспертов в области охраны труда. Эксперты должны иметь высшее образование, дополнительное образование в области оценки условий труда, опыт практической работы по оценке условий труда не менее 3 лет. Понятно, что услуги такой организации будут не дёшевы.
По результатам оценки условий труда рабочим местам присваиваются классы в зависимости от наличия вредных и опасных факторов.
Класс 1 — оптимальные условия труда, воздействие вредных и опасных факторов отсутствует.
Класс 2 — допустимые условия труда, вредные и опасные факторы не превышают значения, установленные нормативами.
Класс 3 — имеются вредные или опасные условия труда, он разбивается на подклассы:
подкласс 3.1 — вредные и опасные факторы могут увеличить риск повреждения здоровья;
подкласс 3.2 - вредные и опасные факторы могут привести к профессиональным заболеваниям после 15 лет работы;
подкласс 3.3 - вредные и опасные факторы могут привести к профессиональным заболеваниям лёгкой и средней тяжести в процессе трудовой деятельности;
подкласс 3.4 - вредные и опасные факторы могут привести к развитию профессиональных заболеваний тяжёлых форм (с потерей общей трудоспособности) в периоде трудовой деятельности.
Класс 4 — опасные условия труда, вредные и опасные факторы могут в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности.
По результатам специальной оценки условий труда будет составляться отчёт. Данные из отчёта будут внесены в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов специальной оценки условий труда.
Законопроект планируется рассмотреть в октябре 2013 года, и ввести в действие с 1 января 2014 года.
Он потянет за собой изменение многих законов. Планируется изменить Трудовой кодекс, законодательство о пенсиях, о персонифицированном учёте, о страховых взносах. Планируется радикальным образом изменить получение досрочных пенсий в связи с вредными и опасными условиями труда, - они будут назначаться лицам, имеющим право на такую пенсию в связи с льготной профессией, только в случае присвоении при специальной оценке рабочим местам, на которых они работали, условий труда 3 или 4 класса. На работодателей будет возложена обязанность уплачивать дополнительные страховые взносы с оплаты труда сотрудников, работающих на рабочих местах 3 и 4 класса. Планируются и многие другие нововведения.
Мы будем внимательно следить за прохождением этого законопроекта и связанных с ним изменением законов и информировать об этом в НоК.

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и статистических исследований, обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Принять