Управление бизнес-процессами на современном предприятии. Часть 2 (Начало в № 186)

      Продолжение. Начало в номере #186.       

      Почему из всех форм управления руководители предприятий выбирают управление на основе бизнес-процессов? Какие бывают формы управления предприятием? Процессный подход к управлению предприятием, почему за ним будущее?

      На эти вопросы я постараюсь ответить в этой статье.

      В процессе хозяйственно-финансовой деятельности организаций постоянно возникают ситуации, когда имеет место необходимость выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. В итоге такого выбора появляется определённое решение.

      Выбор правильного и эффективного управленческого решения обеспечивает достижение намеченных целей с наименьшими издержками. Все управленческие решения можно подразделить на два вида: 

  • традиционные решения, ранее неоднократно имевшие место. В этом решении есть и выбирается один из уже имеющихся альтернативных вариантов;
  •  нетрадиционные, нестандартные управленческие решения. В этом случае осуществляется поиск новых альтернативных вариантов.

     В связи с этим повторяющиеся управленческие решения могут быть формализованы, то есть принимаются и осуществляются по заранее определённому алгоритму. Руководство организации старается формализовать управленческие решения на случай тех ситуаций, которые систематически повторяются в деятельности организации. Формализация управленческих решений заключается в разработке определённых правил, инструкций, нормативов, позволяющих принять и осуществить грамотное управленческое решение.

      Наряду с повторяющимися, попадаются и нетипичные, не встречавшиеся ранее ситуации.База знаний

      Большинство управленческих решений находится между этими двумя видами, что даёт возможность при принятии решений использовать как формализованные методы, так и собственную инициативу руководителей. В современной теории управления, выделяют четыре основных подхода к управлению предприятием: 

  1.  ситуационный;
  2.  системный 
  3.  функционально-ориентированный;
  4.  процессно-ориентированный.

     Ситуационный подход к менеджменту предполагает применение различных методов управления в зависимости от ситуации, в которой на сегодня находится компания. Существование огромного количества факторов внешней и внутренней среды предприятия, которые невозможно учесть ни в одной из систем менеджмента, как считают теоретики данного подхода, требует от менеджмента «ситуационной гибкости».

     Функциональный подход к менеджменту базируется на иерархической организационной структуре предприятия, где руководство осуществляется путём управления организационными единицами (подразделениям, отделами, бюро, цехами и т.д.), а взаимодействие организационных единиц происходит через работу должностных лиц (руководителей отделов, начальников, менеджеров т.д.). Основной идеей функционального подхода к управлению является закрепление за определёнными элементами системы функций, которые она выполняет независимо от других единиц структуры и взаимодействует с ними через разделение труда и обмен материальными продуктами. Управление предприятием реализуется с помощью приказов, распоряжений, разрешений, которые «ходят» вертикально, в соответствии с закреплённой иерархией.

     Процессный подход к управлению, который в западной системе менеджмента сегодня доминирует, рассматривает предприятие как сеть, совокупность бизнеспроцессов, создающих ценность для клиента. В сравнении с функциональным подходом, который поделил всё предприятие на подразделения, отвечающие за определённую функцию, процессный подход объединяет данные функции на основании понятия «создание ценности для клиента». В условиях кризиса подход, когда в управлении предприятием главным считают клиента, позволяет не только не потерять клиентскую базу, но и увеличить её.

      Чтобы понять, что такое процессный подход к управлению предприятием, необходимо разобраться с понятием самого бизнес-процесса. Все определения, данные специалистами менеджмента в разное время, можно свести к следующему. Бизнес-процесс – это целенаправленное преобразование в готовые изделия (услуги), тех материальных, информационных, человеческих и финансовых ресурсов, которые получает предприятие на входе.

      Вся суть процессного подхода к управлению строится на понимании того, что деятельность компании – это совокупность бизнес-процессов. Предприятие, как и бизнес-процесс, получает на входе информацию, материалы, деньги и перерабатывает их с использованием внутренних ресурсов (люди, фонды, средства), применяя технологии при управленческом воздействии и получая на выходе продукт, способный удовлетворить потребителя. Принципы методологии процессного подхода к управлению предприятием основываются на определении бизнеспроцесса. Среди них: 

  • ориентация на потребителя процесса; 
  • ориентация на достижение результата процесса, а не деятельности отдельного подразделения;
  • приоритетность процессов, которые добавляют стоимость, сочетание постоянного и прорывного совершенствования на основе измеримости процесса;
  • объединения персонала в команды процессов.

     Поэтому, вполне логично определить бизнес-процессы, как механизм объединения ресурсов предприятия на всех этапах с целью создания продукции, удовлетворяющей потребности потребителя и обеспечивающей достижение целей самого предприятия.

      Подводя итог, надо отметить, что если вы хотите создать организацию, которая быстро адаптируется к изменениям внешней среды и нацелена на удовлетворение потребностей клиентов путём выпуска качественной продукции или услуг, где стратегическим активом являются люди, работающие в компании, ваша задача – внедрить процессное управление.

     Безусловно, руководители компаний могут возразить. Это мои сотрудники стратегический актив? Удовлетворение клиентов качественной продукцией? Берут и такую! У нас нет отбоя от клиентов!

     Это, конечно же, хорошо, что продукция, в том числе и услуги вашей компании, пользуется спросом. Но помните, мы работаем, чтобы создавать лучший продукт, а это возможно, если мы будем совершенствовать управление компанией.

По материалам сайта

www.Grandars.ru

 (Продолжение следует...)

Татьяна Голец,

руководитель группы качества

Опрос

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и статистических исследований, обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Принять