Продолжение. Начало в номере #186.
Почему из всех форм управления руководители предприятий выбирают управление на основе бизнес-процессов? Какие бывают формы управления предприятием? Процессный подход к управлению предприятием, почему за ним будущее?
На эти вопросы я постараюсь ответить в этой статье.
В процессе хозяйственно-финансовой деятельности организаций постоянно возникают ситуации, когда имеет место необходимость выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. В итоге такого выбора появляется определённое решение.
Выбор правильного и эффективного управленческого решения обеспечивает достижение намеченных целей с наименьшими издержками. Все управленческие решения можно подразделить на два вида:
- традиционные решения, ранее неоднократно имевшие место. В этом решении есть и выбирается один из уже имеющихся альтернативных вариантов;
- нетрадиционные, нестандартные управленческие решения. В этом случае осуществляется поиск новых альтернативных вариантов.
В связи с этим повторяющиеся управленческие решения могут быть формализованы, то есть принимаются и осуществляются по заранее определённому алгоритму. Руководство организации старается формализовать управленческие решения на случай тех ситуаций, которые систематически повторяются в деятельности организации. Формализация управленческих решений заключается в разработке определённых правил, инструкций, нормативов, позволяющих принять и осуществить грамотное управленческое решение.
Наряду с повторяющимися, попадаются и нетипичные, не встречавшиеся ранее ситуации.
Большинство управленческих решений находится между этими двумя видами, что даёт возможность при принятии решений использовать как формализованные методы, так и собственную инициативу руководителей. В современной теории управления, выделяют четыре основных подхода к управлению предприятием:
- ситуационный;
- системный
- функционально-ориентированный;
- процессно-ориентированный.
Ситуационный подход к менеджменту предполагает применение различных методов управления в зависимости от ситуации, в которой на сегодня находится компания. Существование огромного количества факторов внешней и внутренней среды предприятия, которые невозможно учесть ни в одной из систем менеджмента, как считают теоретики данного подхода, требует от менеджмента «ситуационной гибкости».
Функциональный подход к менеджменту базируется на иерархической организационной структуре предприятия, где руководство осуществляется путём управления организационными единицами (подразделениям, отделами, бюро, цехами и т.д.), а взаимодействие организационных единиц происходит через работу должностных лиц (руководителей отделов, начальников, менеджеров т.д.). Основной идеей функционального подхода к управлению является закрепление за определёнными элементами системы функций, которые она выполняет независимо от других единиц структуры и взаимодействует с ними через разделение труда и обмен материальными продуктами. Управление предприятием реализуется с помощью приказов, распоряжений, разрешений, которые «ходят» вертикально, в соответствии с закреплённой иерархией.
Процессный подход к управлению, который в западной системе менеджмента сегодня доминирует, рассматривает предприятие как сеть, совокупность бизнеспроцессов, создающих ценность для клиента. В сравнении с функциональным подходом, который поделил всё предприятие на подразделения, отвечающие за определённую функцию, процессный подход объединяет данные функции на основании понятия «создание ценности для клиента». В условиях кризиса подход, когда в управлении предприятием главным считают клиента, позволяет не только не потерять клиентскую базу, но и увеличить её.
Чтобы понять, что такое процессный подход к управлению предприятием, необходимо разобраться с понятием самого бизнес-процесса. Все определения, данные специалистами менеджмента в разное время, можно свести к следующему. Бизнес-процесс – это целенаправленное преобразование в готовые изделия (услуги), тех материальных, информационных, человеческих и финансовых ресурсов, которые получает предприятие на входе.
Вся суть процессного подхода к управлению строится на понимании того, что деятельность компании – это совокупность бизнес-процессов. Предприятие, как и бизнес-процесс, получает на входе информацию, материалы, деньги и перерабатывает их с использованием внутренних ресурсов (люди, фонды, средства), применяя технологии при управленческом воздействии и получая на выходе продукт, способный удовлетворить потребителя. Принципы методологии процессного подхода к управлению предприятием основываются на определении бизнеспроцесса. Среди них:
- ориентация на потребителя процесса;
- ориентация на достижение результата процесса, а не деятельности отдельного подразделения;
- приоритетность процессов, которые добавляют стоимость, сочетание постоянного и прорывного совершенствования на основе измеримости процесса;
- объединения персонала в команды процессов.
Поэтому, вполне логично определить бизнес-процессы, как механизм объединения ресурсов предприятия на всех этапах с целью создания продукции, удовлетворяющей потребности потребителя и обеспечивающей достижение целей самого предприятия.
Подводя итог, надо отметить, что если вы хотите создать организацию, которая быстро адаптируется к изменениям внешней среды и нацелена на удовлетворение потребностей клиентов путём выпуска качественной продукции или услуг, где стратегическим активом являются люди, работающие в компании, ваша задача – внедрить процессное управление.
Безусловно, руководители компаний могут возразить. Это мои сотрудники стратегический актив? Удовлетворение клиентов качественной продукцией? Берут и такую! У нас нет отбоя от клиентов!
Это, конечно же, хорошо, что продукция, в том числе и услуги вашей компании, пользуется спросом. Но помните, мы работаем, чтобы создавать лучший продукт, а это возможно, если мы будем совершенствовать управление компанией.
По материалам сайта
www.Grandars.ru
(Продолжение следует...)
Татьяна Голец,
руководитель группы качества