Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 121 февраль 2011 г. 
Новости законодательства

Как заполнять оборотную сторону больничного листка

Фонд социального страхования РФ в письме от 24 декабря 2010 года № 02-03-10/05-14557 разъяснил рекомендуемый порядок заполнения оборотной стороны бланка листка нетрудоспособности.

Таблицу «Сведения о заработной плате» нужно заполнять следующим образом.

В столбце «Расчетный период для исчисления пособия» отражается период учета заработка — соответствующие календарные годы (например, в одной строке «2009 год», в другой «2010 год»).

В столбце «Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде» во всех случаях ставится «730».

В столбце «Сумма фактического заработка за расчетный период» указывается сумма заработка и иных выплат, на которые начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за каждый календарный год расчетного периода. При этом общие суммы выплат не должны превышать за каждый календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд (в 2009 и 2010 годах — 415 000 руб. за год).

Столбец «Тарифная ставка (должностной оклад, денежное вознаграждение)» не заполняется.

В столбце «Средний дневной зарабо-ток» указывается средний дневной зарабо-ток застрахованного, исчисленный из суммарной величины фактического заработка за два календарных года столбца «Сумма фактического заработка за расчетный период», деленной на 730.

В таблице «Причитается пособие» столбец «Размер дневного пособия, исчисленного из максимального размера пособия» не заполняется. Но если пособие выплачивается из минимального размера оплаты труда (МРОТ), то столбец «Размер дневного пособия (в руб. и коп.)» не заполняется, а в столбце «Размер дневного пособия, исчисленного из МРОТ (в руб. и коп.)» указывается размер дневного пособия, исчисленный исходя из МРОТ на день наступления страхового случая, а если застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, то из МРОТ пропорционально продолжи-тельности рабочего времени.

Кроме того, обращаем внимание, что ФСС настаивает на заполнении строки «Итого (сумма к выдаче) суммой пособия, уменьшенной на сумму НДФЛ с этого пособия (письма ФСС России от 21.09.10 № 02-03-13/05-9871 , от 29.12.10 № 02-03-10/05-14665). Но как рассчитать сумму НДФЛ с пособия, ФСС не сообщает. По нашему мнению, последняя рекомендация ФСС не корректна, поскольку посчитать НДФЛ с отдельного начисления нельзя. По правилам НК РФ налог рассчитывается по окончании месяца с суммы всех облагаемых доходов.

Что касается вопроса отражения размера пособия по временной нетру-доспособности в строках «За счет средств Фонда социального страхования Россий-ской Федерации» и «За счет средств рабо-тодателя», то ФСС рекомендует в указан-ных строках размер пособия отражать в полном объеме без вычета сумм НДФЛ. Таким образом, строка «Итого», по мне-нию ФСС, не должна быть равна сумме строк «За счет средств ФСС» и «За счет средств работодателя».

Без комментариев
Письмо ФНС РФ от 08 ноября 2010 № ШС-37-3/14851 О представлении сведений о доходах физических лиц

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов еже-годно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме N 2−НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год».

Согласно пункту 28 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные за налоговый период по каждому из предусмотренных в указан-ном пункте оснований.

Если сумма доходов, предусмотренных пунктом 28 статьи 217 Кодекса, выплаченных работнику организации, не превысит в налоговом периоде 4000 рублей, организация не должна пред-ставлять сведения о доходах физических лиц в порядке, установленном статьей 230 Кодекса.

Действительный государственный советник РФ 2−го класса С.Н. Шульгин

Пенсионный фонд РФ разъясняет порядок применения пониженных тарифов

Мы рассказывали в прошлых номерах НоК о пониженных тарифах страховых взносов во внебюджетные фонды для отдельных категорий страхователей.

Однако в законе возможность приме-нения пониженных тарифов обусловлена некоторыми условиями, которым должны соответствовать плательщики взносов. Эти условия изложены недостаточно четко, требуют издания подзаконных актов, поэтому у страхователей нет четкой уверенности, подпадают они под льготу или нет.

Пенсионный фонд РФ решил разъя-снить некоторые вопросы уплаты взносов по пониженным тарифам. Эти разъяс-нения были опубликованы в сети Интернет на сайтах некоторых отделений ПФ РФ и повторены на многих бухгалтерских сайтах. Официального письма ПФ РФ по этому вопросу не издано. Тем не менее, мы доводим точку зрения ПФ РФ до наших читателей.

В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, применяют в 2011 — 2017 годах тарифы общей величиной 14% вместо 34%.

Условиями применения пониженных тарифов для IT-компаний являются, в частности: наличие документа о госу-дарственной аккредитации; доля доходов от деятельности в области информа-ционных технологий в общей сумме всех доходов должна составлять не менее 90 процентов; средняя численность работ-ников должна быть не менее 50 человек.

Применять пониженные тарифы названные плательщики, по мнению ПФ РФ, смогут после опубликования Министерством связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязью) перечня аккредитованных органи-заций только в том случае, если они поименованы в данном перечне. ПФ также обращает внимание, что орга-низации, имеющие право на применение пониженных тарифов, подлежат еже-годной аккредитации.

По нашему мнению, Пенсионный фонд в данном случае «перегибает палку». В законе говорится только о наличии аккредитации, и ничего не говорится об ее опубликовании. Также нет в действующих нормативных документах требования об ежегодной аккредитации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов для российских организаций и инди-видуальных предпринимателей, осущест-вляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализиру-ющихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического харак-тера), в том числе в электронном виде. Тарифы страховых взносов для данных страхователей составят в 2011 году 26%, в 2012 году 27%, в 2013 году 28%, в 2014 году 30%.

Указанные страхователи вправе приме-нять пониженные тарифы страховых взносов, если основным видом их экономической деятельности является: деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств; издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

К льготному обложению планируется отнести следующие виды деятельности:

  • издание газет — ОКВЭД 22.12
  • издание журналов и периодических публикаций — ОКВЭД 22.13
  • деятельность в области радио-вещания и телевидения — ОКВЭД 92.20
  • деятельность информационных агентств — ОКВЭД 92.40

Кроме того, плательщик не должен выпускать эротические или рекламные СМИ. Для контроля уплаты страховых взносов страхователями в сфере СМИ Пенсионный фонд Российской Федерации будет пользоваться двумя реестрами. Одним для подтверждения основного вида деятельности страхователя и другим — для подтверждения отсутствия в портфеле страхователя эротических или рекламных СМИ.

Применять пониженные тарифы названные плательщики, по мнению ПФ РФ, смогут после опубликования Комис-сией Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) реестра указанных организаций только в том случае, если они по-именованы в данном реестре.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 432-ФЗ установлен пониженный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков, применяющих УСН, основным видом деятельности которых являются отдель-ные виды деятельности, в частности, производство и строительство (всего 36 позиций).

Для указанных плательщиков устанав-ливается пониженный тариф страховых взносов: в 2011 и 2012 годах 26%.

Доля доходов от основного вида деятельности должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Подтверждение соответствия основного вида экономической деятельности установленному критерию осущест-вляется в порядке, установленном Минздравсоцразвития РФ.

Применять пониженные тарифы названные плательщики смогут после определения порядка, установленного Минздравсоцразвития РФ.

Вывод Пенсионного фонда РФ таков.

До издания перечня, реестра и порядка соответствующими органами исполнительной власти вышепере-численным организациям следует при-менять общеустановленные тарифы страховых взносов.

После опубликования перечня Минком-связи аккредитованных организаций, реестра Роскомнадзора указанных организаций, и после подтверждения соответствия основного вида экономи-ческой деятельности установленному критерию в порядке, установленном Минздравсоцразвития РФ организациям, претендующим на льготы, следует произвести перерасчет страховых взносов по пониженным тарифам и представить уточненный Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В правила расчета пособий внесут изменения

Федеральный закон от 8 декабря 2010 года №343-ФЗ, установивший новый порядок расчета пособий, вызвал многочисленные возмущения по всей стране. Как мы писали, особенно пострадают от нового порядка женщины, уходящие в декретный отпуск, получающие пособие по уходу за ребенком, и вышедшие из отпуска по уходу за ребенком.

Президент РФ принял решение вер-нуться к этому вопросу. 30 декабря 2010 года в Государственную Думу был внесен и уже 14 января 2011 года принят в первом чтении законопроект об изменении порядка расчета больничных.

Согласно этому законопроекту для женщин, которым назначается пособие по беременности и родам или пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет расчет пособий, связанных с этими обстоя-тельствами, может производиться в прежнем порядке, если это приведет к увеличению пособия. Эту льготу пла-нируется давать только в 2011 году, чтобы, как говорится в обосновании законо-проекта, застрахованные лица могли адаптироваться к новому порядку расчета пособий.

Возможно, в окончательной редакции закона этот переходный период будет продлен на 2012 год. Но для самой ущемленной категории — женщин, которые выходят из отпуска по уходу за ребенком, никаких поблажек пока не предусматривается.

Горячая тема

Бухгалтерский учет ждут изменения

Государственной Думой 14 января 2011 года принят в первом чтении проект Федерального закона «О бухгалтерском учете». Он должен заменить действующий уже почти 15 лет Федеральный закон от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете». Новый закон вносит большие изменения в правила ведения бухгалтерского учета. И хотя введение закона планируется с 2012 года, о том, что запланировали законодатели, полезно будет узнать уже сейчас.

Начнем со сферы действия закона. В настоящее время бухучет ведут все организации. Не ведут бухучет индивидуальные предприниматели и адвокаты. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, и ведут только учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмот-ренном законодательством о бухгалтерском учете.

Согласно новому законопроекту бухгалтерский учет будут обязаны вести в полном объеме все организации без исключения, в том числе перешедшие на УСН. Кроме того, бухучет будут обязаны вести «физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой». Но предприниматели могут быть освобождены от ведения бухучета, если это прямо указано в налоговом законодательстве, и тогда они будут вести только налоговый учет.

Руководитель предприятия или ИП обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель субъекта малого и среднего предприни-мательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Физическое лицо, с которым экономи-ческий субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалте-рского учета, должно соответствовать следующим требованиям:

  • наличие высшего профессионального образования;
  • отсутствие судимости за преступ-ления в сфере экономики;
  • наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, не менее трех лет из последних пяти лет, а при наличии высшего профессионального образования по специальностям, отлич-ным от специальностей бухгалтерского учета и аудита, — не менее пяти лет из последних семи лет.

На лиц, которые на дату вступления в силу закона ведут бухгалтерский учет по договору, эти требования не распрост-раняются.

Юридическое лицо, с которым эконо-мический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтер-ского учета, должно иметь не менее одного отвечающего указанным требованиям работника, с которым заключен трудовой договор.

Изменяются требования к первичным учетным документам. По действующему закону «первичные учетные документы принимаются к учету, если они состав-лены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации». По новому закону формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представ-лению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Обязательные реквизиты первичных учетных документов остались без изменений, только вместо подписей должностных лиц могут быть «иные реквизиты, необходимые для идентифи-кации этих лиц».

Первичный учетный документ состав-ляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.

В действующем законе установлен перечень случаев обязательного про-ведения инвентаризации активов и обя-зательств, в частности, ее нужно проводить перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В зако-нопроекте такого перечня нет, инвен-таризация проводится по распоряжению руководителя предприятия, а также в слу-чаях предусмотренных законодатель-ством и национальными и отраслевыми стандартами.

Законопроектом предусмотрено, что каждое предприятие обязано орга-низовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяй-ственной деятельности.

Отдельная глава законопроекта пос-вящена регулированию бухгалтерского учета, в действующем законе такой главы нет. Для регулирования бухгалтерского учета будут применяться:

  • национальные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтер-ского учета;
  • стандарты организации.

Национальные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают, в частности:

  • признаки активов, обязательств, доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, а также порядок их классифи-кации, условия принятия их к бухгалтер-скому учету и списания их в бухгалтер-ском учете;
  • требования к учетной политике, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, инвентаризации активов и обязательств;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;

  • состав, содержание и порядок форми-рования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской отчетности;
  • упрощенные способы ведения бух-галтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую отчетность, для субъектов малого предпринимательства.