Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 103 июнь 2009 г. 
Новости законодательства

О праве на двойной вычет

С 2009 года родитель ребенка может получать двойной стандартный вычет на ребенка по НДФЛ при условии, что второй родитель письменно отказался от получения этого вычета.

При этом до недавнего времени налоговые органы толковали это положение так. Если у родителя нет доходов (он не работает или в отпуске без сохранения зарплаты), то он не может отказаться от вычета, а значит, двойной вычет второму родителю предоставить нельзя. Такая ситуация может возникнуть, например, когда женщина весь календарный год находится в отпуске по уходу за ребенком.

Но недавно ФНС пересмотрела свою позицию (письмо от 4 марта 2009 года № 3-5-03/233). Теперь трактовка этого положения такая.

Стандартный налоговый вычет предоставляется физическому лицу в определенных размерах за каждый месяц налогового периода, в течение которого действует трудовой договор или договор гражданско-правового характера между налоговым агентом и работником, прекращение предоставления стандартного налогового вычета производится при расторжении трудового договора.

Следовательно, по мнению ФНС России, в случае отказа одного из родителей в пользу другого по причине нахождения налогоплательщика в отпуске по уходу за ребенком или в отпуске без сохранения заработной платы налоговый агент вправе предоставить стандартный налоговый вычет в двойном размере другому родителю.

На основании заявления об отказе от получения стандартного налогового вычета от не работающего родителя, то есть не состоящего в трудовых отношениях ни с каким налоговым агентом, стандартный налоговый вычет в двойном размере другому родителю налоговый агент предоставить не вправе.

Таким образом, отказаться от вычета в пользу супруга может женщина, с которой заключен трудовой договор, даже и находящаяся в отпуске по уходу и не имеющая дохода за год. Но если женщина, которая ухаживает за ребенком до 1,5 лет, нигде официально не работает, то ее супруг двойной вычет не получит.

Без комментариев

Письмо Минфина России от 2 июня 2009 года № 03-04-05/406

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 121-ФЗ, положения которого начали применяться с 1 января 2009 г., в пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса были внесены изменения, предусматривающие, в частности, предоставление удвоенного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц единственному родителю, а не одинокому родителю, как было установлено предыдущей редакцией данной статьи Кодекса.

Под одинокими родителями согласно абз. 9 пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса понимался один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке, что не означало отсутствие у ребенка второго родителя.

Понятие "единственный родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим.

Для целей применения пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса понятие "единственный родитель", по нашему мнению, может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено. В этом случае сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" (форма № 25), вносятся на основании заявления матери.

В таких случаях мать ребенка может получать удвоенный налоговый вычет, предоставление которого прекращается с месяца, следующего за месяцем установления в соответствии с действующим законодательством отцовства ребенка или наступления иных оснований, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса.


Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.Разгулин

Новые формы уведомлений об открытии счетов

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Сведения об открытии и закрытии счетов должны подаваться по формам, утвержденным ФНС.

Приказом ФНС от 21 апреля 2009 года № ММ-7-6/652 утверждены новые формы таких уведомлений.

По сравнению с прежними формами, утвержденными приказом ФНС от 17.01.2008 № ММ-3-09/11, новые формы стали более «красивыми», и в них появились новые показатели. Например, теперь на отдельной странице нужно заполнять подробные сведения о банке, в котором открывается или закрывается счет.

Над интернет-клубами навис меч закона

В связи с запретом с 1 июля 2009 года на всей территории РФ, кроме специальных «игровых зон», игорного бизнеса ФНС издало приказ от 8 мая 2009 года № ММ-2-7/280 «Об усилении контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям».

В нем, в частности, налоговым органам предписывается:

Обеспечить своевременное информирование правоохранительных органов субъектов Российской Федерации о случаях выявления организации и проведения азартных игр с использованием лотерейного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов, в том числе терминалов, позволяющих производить оплату «электронными деньгами», а также залов типа «Интернет-Клуб» с признаками проведения азартных игр с использованием сети «Интернет».

В Калужской области игорный бизнес запрещен, но так называемые «интернет-клубы» на каждом шагу. Следует ожидать, что налоговые органы области будут выполнять приказ ФНС и выявлять эти объекты. Но будет ли запрещена деятельность интернет-клубов или им опять удастся обойти требования закона? Увидим в июле.

Ставка рефинансирования снова снижена

Центральный банк РФ понизил ставку рефинансирования с 12% до 11,5%. Новая ставка действует с 5 июня 2009 года. Предыдущее снижение ставки рефинансирования с 12,5% до 12% было 14 мая 2009 года.


Горячая тема:

Изменения в порядке оформления счетов-фактур и книг продаж и покупок

Уже девятый год мы ведем документооборот по счетам-фактурам в порядке, установленном Постановлением Правительства от 2 декабря 2000 года № 914 с последующими изменениями.

В этом году подоспело очередное изменение этого порядка, утвержденное Постановлением Правительства от 26 мая 2009 года № 451, связанное в основном с оформлением и учетом счетов-фактур на авансы. Но есть и другие интересные новшества. Рассмотрим основные изменения.

Счета-фактуры на авансы в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, приобретаемых для использования одновременно в облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость операциях, регистрируются в части облагаемых сумм. Как при этом рассчитать облагаемую сумму, в Постановлении не разъясняется.

Покупатели, перечисляющие авансы продавцам (в том числе налоговым агентам), регистрируют счета-фактуры по уплаченным авансам в книге покупок в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету.

В случае возврата аванса счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении аванса, регистрируются ими в книге покупок после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с отказом от товаров (работ, услуг), имущественных прав, но не позднее 1 года с момента отказа.

Не должны составлять счета-фактуры на авансы налогоплательщики, использующие право на освобождение в соответствии со статьей 145 НК РФ.

Изменились требования к заполнению счета-фактуры.

В строке 2 всегда заполнялось полное или сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами. Постановлением союз «или» заменен на «и». Теперь в этой графе нужно заполнять одновременно полное и сокращенное наименование продавца. Таким образом, легким росчерком пера (убрав всего 2 буквы) Правительство нагрузило налогоплательщиков большим объемом работы, причем абсолютно ненужной. На самом деле, зачем писать 2 вида наименования предприятия? Чего боится Правительство? В конце концов, есть же ИНН, однозначно определяющий продавца. Теперь, кроме прочего, придется еще вносить изменения во все учетные программы. Может быть, это опечатка? Минфин уже устно разъяснил, что никакой опечатки нет и уточнил, что к счетам-фактурам, изготовленным до вступления в силу Постановления 451, претензий не будет. Письменных комментариев Минфина пока нет.

Интересно, что при составлении счета-фактуры налоговыми агентами в строке 2 указывается полное или сокращенное наименование продавца, за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога.

При составлении счета-фактуры на выполненные работы (оказанные услуги), имущественные права в строках 3 (грузоотправитель и его адрес) и 4 (грузополучатель и его адрес) нужно ставить прочерки.

В строке 5 заполняются номер и дата расчетно-платежного документа. При безденежной форме расчетов в этой строке ставятся прочерки.

В графе 1 указывается наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг). А вот в случае получения аванса в этой графе нужно указывать поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав.

На что намекает Правительство? Минфин однажды уже разъяснял, что в случае аванса в счете-фактуре не надо перечислять всю номенклатуру, под отгрузку которой получен аванс, достаточно указать одной строкой общее наименование поставляемых товаров, например, «строительные материалы».

В графе 9 при получении аванса указывается полученная сумма аванса.

В счете-фактуре на аванс ставятся прочерки в строках 3 и 4 (грузоотправитель и грузополучатель), а также в графах 2-6, 10 и 11. То есть заполняются только наименования товаров (работ, услуг), налоговая ставка, сумма налога и общая сумма с учетом налога.

По поводу новых требований к заполнению счета-фактуры хочется заметить следующее. Форма счета-фактуры Налоговым кодексом не установлена. Статьей 169 НК РФ установлен только перечень показателей, обязательных при составлении счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав (пункт 5 ст.169 НК), а также при получении предоплаты (пункт 5.1 ст.169 НК).

Правительству РФ поручено утверждать «Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж» (пункт 8 ст.169 НК). Утверждать форму счета-фактуры и порядок ее заполнения Правительство неправомочно. Поэтому в случае претензий налоговых органов к нарушению порядка заполнения счета-фактуры их можно обжаловать в суде, и есть решения в пользу налогоплательщиков.

По сравнению со счетом-фактурой в книгу продаж и книгу покупок изменений внесено немного.

Уточнено, что в случае получения счета-фактуры на аванс в графе 7 книги покупок указывается перечисленная сумма аванса, в графе 8б вводятся суммы, определяемые расчетным методом, а в графах 4, 6, 8а и 9а ставятся прочерки.

В книге продаж при регистрации счета-фактуры на аванс в графах 5а и 6а ставятся прочерки.

Аналогичные изменения внесены в порядок заполнения дополнительных листов книги продаж и книги покупок.

В Постановлении также подробно описан порядок заполнения счетов-фактур и ведения книг покупок и продаж при договорах комиссии, агентских договорах, а также налоговыми агентами.

Постановление опубликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации» 1 июня 2009 года, вступает в силу через 7 дней после официального опубликования, т.е. с 9 июня 2009 года.

Cудебная практика

Лимит доходов при «упрощенке» оказался намного больше, чем считал Минфин

Одним из важнейших условий применения упрощенной системы налогообложения является так называемый «предельно допустимый уровень доходов». Он применяется в двух случаях.

Если налогоплательщик подает заявление о переходе на УСН, его доход за 9 месяцев года, в котором он подает заявление о переходе, не должен превышать 15 миллионов рублей (статья 346.12 НК РФ).

Если во время работы на УСН доход налогоплательщика с начала года превысит 20 миллионов рублей, то он должен прекратить работу на УСН и перейти на общий режим налогообложения (статья 346.13 НК).

Начиная с 2006 года, указанные предельные доходы подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются приказами Минэкономразвития РФ.

Казалось бы, норма закона понятна и именно так и должна применяться. Каждый следующий год лимит доходов нужно умножать на коэффициенты за все предыдущие годы. Однако Минфин РФ с упорством, достойным лучшего применения, несколько лет подряд издает разъяснения, что предельный доход нужно умножать только на последний коэффициент-дефлятор, дескать, он «установлен с учетом ранее установленных коэффициентов» и учитывает в себе все предыдущие коэффициенты.

Например, на 2009 год установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,538. Это, по мнению Минфина, значит, что лимит для перехода на УСН в 2010 году равен 15 х 1,538 = 23,07 миллионов рублей, а предельный доход для того, чтобы не «слететь» с «упрощенки» в 2009 году, равен 20 х 1,538 = 30,76 миллионов рублей.

Следует отметить, что позиция Минфина справедлива - коэффициент действительно учитывает инфляцию нарастающим итогом, но эта позиция противоречит Налоговому кодексу РФ. Казалось бы, чего проще — публиковать коэффициенты инфляции не нарастающим итогом, а за каждый год. У налогоплательщиков хватило бы ума их перемножить. Но Минэкономразвития пошло путем нарушения закона, а Минфин его поддержал.

Мы неоднократно в нашей газете разъясняли неправомерность такой трактовки закона (номера НоК за февраль 2006 года, июнь 2007 года, декабрь 2007 года, декабрь 2008 года). Но чиновники Минфина, наверное, нашу газету не читают и своей позиции не изменили. Такая позиция Минфина нанесла большой ущерб предприятиям, которые не смогли перейти на УСН, хотя имели право, а также тем, кто необоснованно был вынужден прекратить работать на УСН.

Странно, что в течение 3 лет никто не судился с налоговыми органами по этому поводу. Но вот, наконец, такое дело появилось. ООО «Новгородский стоматологический центр» обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 года. Инспекция отказала предприятию в праве перехода в связи с превышением предельно допустимого уровня доходов предприятия. Доход предприятия за 9 месяцев 2007 года составил 20,24 миллиона рублей. А допустимый доход по версии налоговиков должен быть 15 х 1,241 = 18,615 миллиона рублей. Коэффициент 1,241, установленный на 2007 год, по мнению налоговой инспекции, аккумулировал в себе предыдущие коэффициенты.

У налогоплательщика была другая точка зрения, совпадающая с той, что мы высказывали в нашей газете. Предприятие считало, что установленный НК предельный доход нужно умножать на коэффициенты за все предыдущие годы, то есть в данном случае еще и на коэффициент на 2006 год, равный 1,132. По версии налогоплательщика предельный доход за 9 месяцев 2007 года должен быть равен 15 х 1,241 х 1,132 = 21,07 миллиона рублей. Фактический доход предприятия (20,24 млн.руб.) не превышал этого предела, значит, налогоплательщик имел право перейти на УСН.

Предприятие обратилось за защитой своих прав в арбитражный суд. Однако Решением Арбитражного суда Новгородской области в удовлетворении требования общества отказано. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа решение суда первой инстанции оставил без изменения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ более внимательно отнесся к этому случаю и отменил решения всех предыдущих инстанций (Постановление от 12 мая 2009 года № 12010/08 по делу № А44-42/2008). Судьи ВАС РФ обосновали свое решение следующим.

Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 346.12 Кодекса подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 этой статьи ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 № 1834-р Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ежегодно не позднее 20 ноября публикует в Российской газете согласованный с Министерством финансов Российской Федерации коэффициент-дефлятор на следующий год.

На 2006 год приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 № 284 установлен коэффициент-дефлятор, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса, равный 1,132.

На 2007 год приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 № 360 установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,241. Из текста этого приказа не следует, что коэффициент-дефлятор рассчитан с учетом размера предыдущего.

Требования же статьи 346.12 Кодекса, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, являются императивными.

Следовательно, величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организации на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, должна быть не выше 21 072 180 рублей (15 000 000 х 1,241 х 1,132).

Теперь посчитаем предельные доходы на 2009 год с учетом Постановления Президиума ВАС.

Предельный доход за 9 месяцев 2009 года для перехода на УСН с 1 января 2010 года составит 15 000 000 х 1,241 х 1,132 х 1,34 х 1,538 = 43 428 077 рублей.

Предельный доход, который имеет право получить «упрощенец», и при этом не потерять право на УСН, составит 20 000 000 х 1,241 х 1,132 х 1,34 х 1,538 = 57 904 103 рубля.

Этими суммами и нужно руководствоваться налогоплательщикам в 2009 году.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект (принят в первом чтении 20 мая 2009 года), в котором предусмотрено увеличение предельных доходов за 9 месяцев (для возможности перехода на УСН в следующем году) до 45 миллионов рублей, и за год (для возможности остаться на УСН) до 60 миллионов рублей. Этот законопроект выдается властями за огромную помощь малому бизнесу. Однако с учетом сказанного выше польза от этого законопроекта, если даже его примут, практически не ощутима. Он увеличивает предельные доходы против разрешенных ВАС РФ всего на 3,6%.

Консультируют специалисты

- Вопрос по программе «КАМИН:Расчет зарплаты» версия 2.0, по заполнению формы «Расчет авансовых платежей в ПФ». Наше предприятие находится на общей системе налогообложения. Почему не заполняется графа 4 раздела 2.1?

- На закладке «Данные» заполните ячейки «в т.ч. не ЕНВД», на закладке «Основная» снимите галочку «не заполнять графы общего режима». И у вас произойдет заполнение формы.


- Я работаю в программе КАМИНа – «Расчет заработной платы 3.0». Подскажите, как сделать настройки для того, чтобы в печатной форме штатного расписания выводились постоянные надбавки? В «Приеме» мы указали сотрудникам надбавки, но они не выводятся в штатном расписании.

- В документ «Прием» вводится информация об оплате труда конкретного человека, а не должности. А в документе «Штатное расписание» нет граф для ввода надбавок. Для того чтобы надбавки отражались в печатной форме штатного расписания, нужно указать их в справочнике «Должности».

Телефоны бесплатной линии консультаций:

Калуга, фирма КАМИН: (4842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (495) 688-10-01, 688-10-65, 688-10-74