Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 101 апрель 2009 г. 
Новости законодательства

Минфин разъяснил свои полномочия

В Письме от 27 марта 2009 года № 03-02-08-22 Министерство финансов РФ рассмотрело вопрос о своих полномочиях по предоставлению разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а также о последствиях применения указанных разъяснений.

В Письме отмечено, что согласно п. 1 ст. 4 Налогового кодекса РФ и п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации Минфин издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Наряду с этим Минфин России на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Эти письма Минфина не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат регистрации в Минюсте РФ.

Таким образом, указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Возникает естественный вопрос: можно ли руководствоваться разъяснениями Минфина, и какие последствия будут в случае, если разъяснения Минфина будут признаны противоречащими закону, что бывает довольно часто?

Минфин разъясняет, что в этом случае в соответствии с п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных непосредственно налогоплательщику либо неопределенному кругу лиц, является основанием для неначисления пени на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Другими словами, если в результате выполнения рекомендации Минфина, которая впоследствии признана неправильной, у вас образовалась недоимка по налогу, то можно не начислять на нее пени и не платить штраф, а саму недоимку нужно будет уплатить. Это при условии, что рекомендация давалась непосредственно вам или неопределенному кругу лиц.

Когда нужно подавать декларацию по новой форме?

Формы налоговых деклараций часто изменяются. Возникает вопрос: если вышел приказ об изменении налоговой декларации по какому-либо налогу, то с какой даты его применять, и до какой даты можно подавать декларацию по старой форме. На это вопрос ответил Минфин в Письме от 4 марта 2009 года № 03-02-07/1-108.

По общему правилу нормативные правовые акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

При рассмотрении вопросов, связанных с применением приказов об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) и порядков их заполнения, следует принимать во внимание, что срок представления деклараций (расчетов) определяется законодательством о налогах и сборах как "не позднее установленного числа".

При этом согласно п. п. 3 и 4 ст. 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме.

Из этого Минфин делает смелый вывод.

Учитывая изложенное, со дня официального опубликования актов, утверждающих новые формы налоговых деклараций (расчетов), в которых указано на их вступление (применение) начиная с представления декларации (расчета) за соответствующий налоговый (отчетный) период, следует применять утвержденные ими формы налоговых деклараций (расчетов).

А если налогоплательщик не успел познакомиться с только что опубликованным приказом и подал декларацию по старой форме? Минфин говорит по этому поводу так.

В случае если налогоплательщиком представлена декларация (расчет) по форме, действующей на момент представления, на него не может быть возложена обязанность по представлению декларации (расчета) по новой форме, акт об утверждении которой опубликован в период представления декларации (расчета) и действие которого распространено с начала указанного периода (за соответствующий налоговый (отчетный) период).

Попробуем перевести это мнение Минфина на более понятный язык. Если декларация по старой форме подана до даты опубликования приказа Минфина, утверждающего декларацию в новой форме, то она считается правильной, и подавать декларацию по новой форме не нужно. Если же вы подали декларацию по старой форме в день опубликования приказа Минфина или позже, то она может быть признана поданной с нарушением, и нужно подать декларацию по новой форме в установленные сроки.

Без комментариев

ПИСЬМО Минфина России от 13.03.2009 № 03-11-09/103


Вопрос: Имеет ли право мать ребенка, являющаяся одиноким родителем, на предоставление двойного стандартного налогового вычета по НДФЛ в случае, если в свидетельстве о рождении ребенка в сведениях об отцовстве фамилия отца ребенка записана по фамилии матери, имя и отчество - по ее указанию (что подтверждается справкой о рождении по форме N 25), при этом юридически отцовство не установлено?


Ответ: Федеральным законом от 22.07.2008 № 121-ФЗ, положения которого начали применяться с 1 января 2009 г., в пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса были внесены изменения, предусматривающие, в частности, предоставление удвоенного налогового вычета "единственному родителю", а не "одинокому родителю", как было установлено предыдущей редакцией данной статьи Кодекса.

Под одинокими родителями, согласно абз. 9 пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса, понимался один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке, что не означало отсутствие у ребенка второго родителя.

Понятие "единственный родитель" означает отсутствие у ребенка второго родителя, в том числе по причине смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим.

Для целей применения пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса понятие "единственный родитель", по нашему мнению, может также включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено. В этом случае сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" (форма N 25), вносятся на основании заявления матери.


В таких случаях мать ребенка может получать удвоенный налоговый вычет, предоставление которого прекращается с месяца, следующего за месяцем установления в соответствии с действующим законодательством отцовства ребенка или наступления иных оснований, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса.


Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.Разгулин

Горячая тема:

НДС с авансов: Минфин разъясняет

У налогоплательщиков НДС возникает много вопросов по оформлению документации по новому порядку учета НДС с авансов. Поэтому Министерство финансов РФ выпустило разъясняющее письмо от 6 марта 2009 года № 03-07-15/39.

По вопросам оформления счетов-фактур.

Согласно изменениям законодательства теперь при получении аванса нужно составлять счет-фактуру в 2 экземплярах, один из которых в течение 5 дней направлять покупателю. В счете-фактуре, в частности, должно быть указано наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав. Особенности заполнения перечня товаров разъясняется в Письме.

Так, например, в случае получения предварительной оплаты (частичной оплаты) по договорам поставки товаров, предусматривающим их отгрузку в соответствии с заявкой (спецификацией), оформляемой после оплаты, в этих договорах, как правило, указывается обобщенное наименование поставляемых товаров (например, нефтепродукты, кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, канцелярские товары и т.п.). Поэтому при оформлении счета-фактуры при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) по таким договорам следует указывать обобщенное наименование товаров (или групп товаров).

Если заключаются договоры, предусматривающие одновременно с поставкой товаров выполнение работ (оказание услуг), то в соответствующей графе счета-фактуры указывается как наименование поставляемых товаров, так и описание выполняемых работ (оказываемых услуг).

При получении предварительной оплаты (частичной оплаты) по договорам поставки товаров, налогообложение которых осуществляется по ставкам как 10, так и 18 процентов, в счете-фактуре следует указывать либо обобщенное наименование товаров с указанием ставки 18/118, либо выделять товары в отдельные позиции исходя из сведений, содержащихся в договорах, с указанием соответствующих ставок налога.

При оформлении счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате), полученной по договорам, предусматривающим различные сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), суммы этой оплаты в отдельные позиции выделять не следует.

В практике предприятий, работающих по предоплате, часто встречается ситуация, когда отгрузка товара производится сразу (в течение нескольких дней) после получения предоплаты. Нужно ли в этом случае выставлять покупателю счет-фактуру? В Письме говорится следующее.

В случае если в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты), осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав) в счет этой оплаты (частичной оплаты), то счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате) выставлять покупателю не следует.

По нашему мнению, не имеет смысла выставлять покупателю счета-фактуры на аванс не только в случае, когда отгрузка произведена в течение 5 дней после получения аванса, но также во всех случаях, когда получение предоплаты и отгрузка произошли в одном налоговом периоде. Даже если в этом случае выставить счет-фактуру на аванс, покупателю он не принесет пользы, а только добавит ненужной работы и продавцу, и покупателю.

Таким образом, счета-фактуры на аванс будут полезны покупателю только при соблюдении следующих условий:

• получение аванса и отгрузка произошли в разных налоговых периодах,

• в договоре на поставку имеется указание о предоплате,

• в счете-фактуре указаны товары (услуги), соответствующие товарам (услугам), указанным в договоре на поставку.


О вычетах налога на добавленную стоимость.

Получив счет-фактуру на аванс, оформленную в соответствии с законом, покупатель имеет право принять к вычету сумму НДС с уплаченного аванса при наличии договора, предусматривающего перечисление предоплаты. Если в договоре указания о предоплате нет или договор отсутствует (оплата по счету), то несмотря на получение счета-фактуры принять к вычету сумму НДС нельзя.

Если в договоре указана конкретная сумма предоплаты, то вычет можно принять только с этой суммы аванса. Если же конкретная сумма предоплаты не указана (но указание о предоплате в договоре есть), то вычет НДС можно принимать с фактической перечисленной суммы предоплаты.

Минфин в Письме дискриминирует оплату наличными средствами или в безденежной форме.

При осуществлении предварительной оплаты (частичной оплаты) наличными денежными средствами или в безденежной форме вычет налога по такой оплате (частичной оплате) не производится, поскольку в данных случаях у покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) отсутствует платежное поручение.

Если покупатель не хочет заморачиваться с вычетами НДС с авансов по причине усложнения ведения учета, то Минфин милостиво разрешает ему не беспокоиться об этом и не делать вычет НДС с сумм уплаченных авансов.

Кодексом предусмотрено право налогоплательщика на вычет налога на добавленную стоимость по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету. Таким образом, если налогоплательщик использует свое право на принятие к вычету налога по полученным товарам (работам, услугам), а не по осуществленной предварительной оплате (частичной оплате) указанных товаров (работ, услуг), то это не приводит к занижению налоговой базы и суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Нужно также отметить, что в постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 года № 914 изменений пока не внесено. Поэтому вопросы регистрации покупателем счетов-фактур на авансы уплаченные в книгах продаж и книгах покупок пока законодательно не отрегулированы, поэтому приходится руководствоваться здравым смыслом и рекомендациями специалистов.

Фирма 1С, например, рекомендует регистрировать полученный счет-фактуру на аванс в книге покупок, а после получения счета-фактуры на отгруженные в счет этого аванса товары регистрировать счет-фактуру на аванс в книге продаж. Таким образом произойдет восстановление принятой к вычету суммы НДС с аванса.



Cудебная практика

Вы всё еще платите за «негативное воздействие на окружающую среду»? А уже не надо!

Мы не раз обращались в нашем издании к вопросам так называемой платы «за негативное воздействие на окружающую среду». Органы экологического контроля требуют внесения этой платы от всех коммерческих организаций, чем бы они ни занимались, какой малой бы ни была их численность и независимо от того, загрязняют они природу или нет, просто в силу их существования. Даже фирме, состоящей из нескольких консультантов, которые в принципе не могут загрязнять природу своей консалтинговой деятельностью, нужно, по мнению экологических контролеров, платить этот сбор. Да было бы не жалко заплатить небольшую сумму на благие цели, но процедура эта очень сложна.

Нужно составлять, точнее «высасывать из пальца», расчет количества отходов, загрязняющих природу. Затем нужно этот отчет утверждать в органах экологии. Кроме того, нужно заключать договор со специализированным предприятием на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов. Затем нужно составлять довольно сложные отчеты по вывозу ТБО. И государство вынуждено держать большой штат инспекторов, проверяющих и принимающих отчеты предприятий. В итоге получается, что суммы экологического сбора не только не идут на цели охраны природы, но даже не покрывают затрат на содержание чиновников, администрирующих этот сбор. И этот абсурд длится уже много лет.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 17 марта 2009 года, посвященное этому вопросу, должно, по нашему мнению, значительно облегчить участь малого бизнеса и освободить его от незаконных поборов.

ООО «Росэкспорт/ДВН» из станицы Павловская Краснодарского края посчитало, что оно не загрязняет окружающую среду, и не стало вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Органы Ростехнадзора не могли пройти мимо такого своеволия и оштрафовали предприятие на 50 000 рублей по статье 8.41 КоАП.

Предприятие обжаловало решение Ростехнадзора в арбитражный суд. В суде были высказаны позиции сторон.

«Росэкспорт/ДВН» заявил, что не является плательщиком этой платы, поскольку не имеет производственных площадей, технологического оборудования и отходов от хозяйственной деятельности.

Ростехнадзор возражал, заявив, что плательщиком является любое предприятие, которому предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности.

В суде было установлено, что предприятие занимается оптовой торговлей, заключающейся в приобретении сырья и материалов и немедленной передаче их на переработку другим лицам без складирования и хранения на территории предприятия, поэтому от основной деятельности отходы не образуются. Однако суд решил, что «при осуществлении обществом деятельности, хоть и непосредственно не связанной с производством, осуществляется оформление документации, использование оргтехники, в связи с чем образуются бытовые и канцелярские отходы, от размещения которых также происходит негативное воздействие на окружающую среду». Кроме того, в балансе предприятия были отражены остатки сырья. От размещения на складе остатков сырья, по мнению суда, также происходило негативное воздействие на природу. Поэтому суд отказал Росэкспорту/ДВН в удовлетворении его жалобы.

Тогда ООО «Росэкспорт/ДВН» обратилось в Президиум ВАС РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения Краснодарского арбитражного суда. Коллегия судей рассмотрела это заявление и установила, что суд первой инстанции не учел ряд важных положений законодательства (Определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ от 22 января 2009 года № 14561/08).

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, когда в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Суд указал, что при осуществлении обществом деятельности, связанной с использованием оргтехники и оформлением документации, образуются бытовые и канцелярские отходы, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.

Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания и использования, а захоронение отходов — как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Ростехнадзора не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Закона об отходах.

Коллегия судей ВАС РФ передала дело в Президиум ВАС РФ для пересмотра решения в порядке надзора, который своим Постановлением отменил решение Краснодарского арбитражного суда и признал наложенный на предприятие штраф незаконным.

Это Постановление может иметь далеко идущие последствия, особенно для предприятий малого бизнеса. Оказывается, большинству из них не нужно платить экологические платежи, поскольку эти предприятия, строго говоря, не занимаются размещением и захоронением отходов потребления. Конечно, это не освобождает предприятия в случае образования таких отходов от обязанности заключать договоры с организациями, которые будут принимать от них, вывозить и размещать образующиеся у них отходы. Так вот эти специализированные организации, а отнюдь не предприятия, образующие отходы, и должны согласно законодательству вносить плату за размещение и захоронение отходов.


Консультируют специалисты

- Уважаемые консультанты, мы совсем недавно начали работу в новой конфигурации «КАМИН:Расчет заработной платы, версия 3.5» и вот потребовалась ваша помощь. В нашей фирме увеличился размер премии, которая оформлена сотрудникам как «постоянная надбавка». Каким образом можно изменить размер премии целому списку или группе сотрудников?


- В этой программе создан Помощник расчета «Изменение постоянных надбавок», который используется в документе «Кадровый приказ» и предназначен для группового добавления постоянной надбавки сотрудникам или группового изменения постоянной надбавки.

В табличной части Помощника необходимо указать дату и номер приказа, которым вносятся изменения в размер постоянных надбавок. При добавлении надбавки необходимо указать должность и настроить добавляемую надбавку по кнопке «Параметры надбавки», а также заполнить таблицу сотрудников. Заполнение параметров надбавки в таблицу происходит по кнопке «Обновить» для всех сотрудников из таблицы, должность которых совпадает с должностью добавляемой надбавки. Для сохранения изменений в информационную базу служит кнопка «Принять изменения».

При изменении надбавки необходимо выбрать начисление и установить, с какой даты и во сколько раз или на сколько рублей (процентов) будет изменена надбавка, а также установить параметры округления новой надбавки. Изменение параметров надбавок происходит по кнопке «Обновить» для всех сотрудников из таблицы, у которых найдена надбавка, удовлетворяющая условию поиска.

Нажав на кнопку «Печать», вы создадите печатную форму приказа изменения постоянных надбавок.

Телефоны бесплатной линии консультаций:

Калуга, фирма КАМИН: (4842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (495) 688-10-01, 688-10-65, 688-10-74