Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 91 Май 2008 г. 
Новости законодательства:

Участвуете в корпоративном мероприятии – готовьтесь платить налог

Министерству финансов России давно не дает покоя вопрос об обложении НДФЛ «доходов», получаемых якобы участниками корпоративных мероприятий. В очередной раз Минфин высказал свою позицию по этому вопросу в Письме от 15 апреля 2008 года № 03-04-06-01/86.

Минфин напоминает, что согласно Налоговому кодексу доход определяется как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, она определяется для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.

При проведении корпоративных мероприятий их участники, по мнению Минфина, получают доходы в натуральной форме. Можно догадаться, что под этим Минфин понимает съеденное и выпитое участниками, а также затраты на культурную программу и т.п. Значит, по мнению Минфина, организация, проводящая корпоративные мероприятия, выступает в роли налогового агента по отношению к его участникам.

Далее Минфин заявляет:

В этих целях организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.

Какие именно меры должна принимать организация по «персонифицированию» экономической выгоды, в Письме не говорится. Наверное, сообразительные руководители должны сами придумать эти меры.

В заключении Минфин с сожалением замечает, что «если при проведении такого мероприятия отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником (участником корпоративного мероприятия), дохода, подлежащего налогообложению налогом на доходы физических лиц, не возникает».

Наверное, этот оптимистический для налоговых агентов вывод и нужно взять на вооружение.

Изменена ставка рефинансирования

Указанием Центрального банка Российской Федерации от 28.04.2008 № 1997-У начиная с 29 апреля 2008 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 10,5 процента годовых.

Без комментариев

Письмо Минфина РФ от 4 апреля 2008 г. № 03-01-15/4-106 О применении ККТ предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по сдаче внаем собственного недвижимого имущества.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность по сдаче внаем собственного недвижимого имущества. Правомерно ли осуществлять денежные расчеты за эти услуги без применения ККТ, используя собственные бланки строгой отчетности?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги населению по сдаче внаем собственного недвижимого имущества, Минфином России не утверждались какие-либо формы квитанций, и, следовательно, денежные расчеты за эти услуги должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники.

Заместитель директора Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН

Материальная выгода при беспроцентных займах

Минфин РФ выпустил Письмо от 11 апреля 2008 года № 03-04-06-01/83, в котором разъяснил особенности исчисления материальной выгоды при беспроцентных займах.

Если организация выдала сотруднику беспроцентный заем, то налоговая база налогоплательщика в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 212 Кодекса определяется как сумма процентов, исчисленная исходя из трех четвертых действующей на дату получения дохода ставки рефинансирования Банка России и оставшейся части долга по займу.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 Кодекса дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

Но при беспроцентном займе сотрудник проценты не уплачивает. Какую же дату считать датой получения дохода? Минфин считает так:

В случае если организацией выдан беспроцентный заем, то фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств.

Горячая тема:

Новые изменения пенсионного законодательства

В последние дни своего президентства В.В. Путин подписал два федеральных закона, вносящих изменения в пенсионное законодательство России.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ регламентирует порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 55-ФЗ вносит изменения в действующее законодательство в связи с принятием федерального закона № 56-ФЗ.

Остановимся кратко на наиболее важных изменениях, с которыми придется столкнуться нашим читателям-бухгалтерам в своей работе после вступления этих законов в силу.

Закон № 56-ФЗ предоставляет право любому сотруднику независимо от возраста вносить дополнительные страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Эти взносы предусмотрены изменениями, внесенными в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Сотрудник, желающий уплачивать такие взносы, должен подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда, это можно сделать через работодателя. Орган ПФ в течение 10 дней рассматривает это заявление и направляет сотруднику уведомление о результате его рассмотрения и о дате вступления сотрудника «в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии».

Размер взноса определяется самим сотрудником либо в твердой сумме, либо в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Сотрудник вправе в любое время изменить размер взноса.

Работодатель, получивший заявление сотрудника, обязан в 3-дневный срок направить его в орган ПФ и, начиная со следующего месяца, должен удерживать из зарплаты сотрудника сумму взноса.

Кроме этого, пенсионные накопления сотрудника может пополнить и работодатель. Он вправе принять решение об уплате взносов в пользу сотрудников, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Положение об этих взносах можно включить в трудовой или коллективный договор, а можно просто оформить приказом. Размеры взносов работодателя закон не регулирует.

Суммы взносов сотрудников, удержанные из их зарплаты, и взносов работодателя должны ежемесячно перечисляться в бюджет Пенсионного фонда в те же сроки, что и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом на бухгалтеров ложатся дополнительные обязанности: ежемесячно составлять подробные реестры взносов, заверять их в банке при перечислении в ПФ, ежеквартально предоставлять реестры за 3 месяца квартала в органы Пенсионного фонда. В расчетных листках (или на отдельных листках) нужно будет указывать информацию «об исчисленных, удержанных и о перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованных лиц».

Дав право работнику и работодателю позаботиться о будущей пенсии сотрудника, государство тоже решило не остаться в стороне. Гражданам, уплачивающим дополнительные взносы, будет оказываться государственная поддержка формирования пенсионных накоплений. Право на такую поддержку будут иметь граждане, вступившие в правоотношения по уплате дополнительных взносов в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Государственная поддержка оказывается в виде так называемого «софинансирования пенсионных накоплений». Один раз в год орган Пенсионного фонда рассчитывает сумму взноса на софинансирование пенсионных накоплений. Эта сумма равна сумме взносов сотрудника за истекший год, но не более 12000 рублей. Для лиц, достигших пенсионного возраста, но не обратившихся за получением пенсии, сумма взноса на софинансирование равна увеличенной в четыре раза сумме дополнительных страховых взносов, уплаченных сотрудником, но не более 48000 рублей. Сотруднику, взнос которых за год не достиг 2000 рублей, государственная поддержка не оказывается.

Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц и финансируются из бюджета РФ. Внесены изменения и в налоговое законодательство.

В статью 217 Налогового кодекса РФ добавлены два пункта, в соответствии с которыми освобождаются от налогообложения НДФЛ взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также взносы работодателя в уплаченной сумме, но не более 12 000 рублей в год на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем.

В статью 219 НК РФ добавлен новый вид социального вычета по НДФЛ: «в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии». Увеличена сумма ограничения социальных вычетов со 100 000 до 120 000 рублей. Согласно пункту 2 статьи 219, социальный налоговый вычет налогоплательщик может получить, подав налоговую декларацию в налоговую инспекцию. Поэтому все сотрудники, желающие уплачивать дополнительные взносы, должны будут подавать налоговые декларации или смириться с обложением этих сумм налогом.

Дополнен пункт 1 статьи 238 НК РФ подпунктом 7.1, в соответствии с которым не подлежат обложению ЕСН взносы работодателя, уплаченные в соответствии с Федеральным законом № 56-ФЗ в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя. Взносы, уплачиваемые работодателем по заявлению сотрудника, от обложения ЕСН не освобождаются. Впрочем, не исключено, что законодатель примет закон, возлагающий предоставление социального вычета работнику на налогового агента – работодателя.

В пункт 16 статьи 255 НК РФ добавлены положения, в соответствии с которыми суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом № 56-ФЗ, относятся к расходам на оплату труда и, значит, уменьшают налогооблагаемую прибыль. Совокупная сумма этих взносов и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Федеральный закон № 56-ФЗ вступает в силу с 1 октября 2008 года. С этой даты работники уже могут подавать заявления о перечислении из своей зарплаты дополнительных страховых взносов. Однако большинство положений закона, в частности, все новшества, связанные с начислением и перечислением взносов, вступают в силу с 1 января 2009 года. До этого времени должны быть выпущены дополнительные документы, регламентирующие этот процесс. По мере появления этих документов мы будем информировать наших читателей.

Судебная практика

Пейте чистую воду, уменьшайте налог на прибыль!

Пить воду изпод крана в наших городах не совсем безопасно. Поэтому многие организации обеспечивают сотрудников чистой питьевой водой в бутылях. Кроме того, покупаются различные вспомогательные устройства: помпы, кулеры. Возникает вопрос, можно ли учитывать эти расходы в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Налоговые органы, как правило, считают, что нельзя. По крайней мере, если не будет заключения санитарно-эпидемиологической службы о том, что вода из водопровода не пригодна для питья. Понятно, что такого заключения санэпиднадзор не даст. Значит, считают налоговые инспекторы, воду можно приобретать только за счет прибыли.

С этим не согласился Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (дело № А29-549/2007).

ОАО «Комиэнерго» приобретало питьевую воду, бутыли для питьевой воды и пневматические помпы для удобства налива питьевой воды и учитывало эти расходы как уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми обнаружила это при проверке и установила, что ОАО неправомерно включило в состав расходов по налогу на прибыль затраты по приобретению питьевой воды в сумме 160 800 рублей, бутылей для питьевой воды и пневматических помп для налива питьевой воды в сумме 15 750 рублей, поскольку данные затраты экономически необоснованны. На предприятие был наложен штраф.

ОАО «Комиэнерго» обжаловало решение инспекции в суд. Однако суд первой инстанции встал на сторону налоговиков.

Второй арбитражный апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции в данной части и удовлетворил требование ОАО «Комиэнерго», руководствуясь статьями 247, 252, подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 163, 212 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 14 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Суд посчитал, что приобретение Обществом питьевой воды, бутылей и пневматических помп экономически обоснованно, связано с деятельностью Общества и направлено на обеспечение нормальных и здоровых условий в работе.

Инспекция обжаловала это решение. Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу пункта 1 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса расходы налогоплательщика на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Статьями 22 и 223 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагается обязанность по обеспечению бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, а также обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.

Суд апелляционной инстанции установил, что питьевая вода приобреталась Обществом для работников именно с целью обеспечения нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

Значит, по мнению суда, расходы на приобретение питьевой воды, бутылей 19-литровых для питьевой воды и пневматических помп для налива питьевой воды соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ (обоснованы, документально подтверждены, направлены на получение дохода), и должны уменьшать налогооблагаемую прибыль. Решение инспекции в этой части признано недействительным.

Надеемся, что данное решение будет полезным нашим читателям.

Консультируют специалисты

- Добрый день, уважаемые консультанты. Мы работаем с программой "КАМИН:Кадровый учет" и периодически возникает вот такая проблема. Когда мы формируем отчет "Штатное расписание", выводятся все должности, которые есть в базе (около 150), хотя в актуальном документе "ШР" всего 24 должности. Как это исправить?


- Начиная с релиза 1.0.009, штатное расписание не заменяет, а дополняет предыдущее. Если упраздняется подразделение, то нужно ввести индексацию ШР, выбрать упразднённое подразделение, указать коэффициент = 1. Нажать кнопку "Заполнить/обновить" и во всех строках проставить нулевое значение в колонку "ставок". После этого можно вводить новый документ ШР и для нового подразделения (и только для него) заполнить должности, количество единиц и ставки. После этого ввести документ изменения трудового договора и перевести сотрудников в новое подразделение.