Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 86 декабрь 2007 г. 
Новости законодательства:

Установлены коэффициенты-дефляторы на 2008 год

Приказами Минэкономразвития установлены коэффициенты-дефляторы на 2008 год для применения их налогоплательщиками УСН и ЕНВД. Коэффициент для «упрощенки» установлен Приказом от 22 октября 2007 года № 357 в размере 1.34. О своеобразном понимании норм Налогового кодекса чиновниками Минэкономразвития мы уже писали в статье «Ошибка вышла – вот о чем гласит наука» в июньском номере НоК за текущий год. Как показывает жизнь, выводов из ошибки сделано не было.

При упрощенной системе налогообложения коэффициент-дефлятор учитывает инфляцию «за предыдущий календарный год». А сумма предельного дохода (для определения возможности перехода на УСН или права на применение УСН) должна умножаться на коэффициент, установленный Приказом МЭРТ на текущий год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. МЭРТ на 2007 год по ошибке установил коэффициент 1.241 вместо 1.096. На 2008 год, следуя логике закона, нужно было установить коэффициент 1.081, а установили 1.34.

Значит, при переходе на УСН с 2009 года, если следовать закону, предельную величину дохода нужно будет умножить на коэффициенты 2006, 2007, 2008 годов, или на 1.132 х 1.241 х 1.34, то есть на 1.882.

Однако Минфин РФ трактует этот коэффициент как «установленный с учетом ранее установленных коэффициентов» и рекомендует умножать предельную величину дохода только на него. Таким образом, согласно мнению Минфина, для того, чтобы не «слететь» с УСН в 2008 году, нужно не превысить доход 26.800 млн.рублей (20 млн. х 1.34), а если следовать букве закона, то 37.640 млн.рублей (20 млн. х 1.882). Для ЕНВД коэффициент-дефлятор установлен Приказом от 19 ноября 2007 года № 401 в размере 1.081. В отличие от «упрощенки» коэффициент для ЕНВД учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде, а не за последний год. Поэтому базовую доходность нужно умножать только на коэффициент текущего года. Напомним, что на 2007 год коэффициент был установлен в размере 1.096. Поскольку суммы базовой доходности в 2008 году для большинства видов деятельности не изменились, а коэффициент уменьшился, то это значит, что несмотря на инфляцию, «вмененщики» будут платить меньше налога. Это хорошо для налогоплательщиков, но, наверное, не очень хорошо для местных бюджетов, которые недополучат значительные суммы налога.

Без комментариев

Письмо Минфина России от 27.11.2007 № 03-04-06-01/418

Вопрос:

Может ли разведенный родитель, уплачивающий алименты на содержание ребенка, претендовать на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в двойном размере?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса родителям, на обеспечении которых находится ребенок (дети), предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода и действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 000 руб.

Таким образом, общий размер стандартного налогового вычета, предоставляемого на каждого ребенка родителям, находящимся в зарегистрированном браке, равен 1200 руб.

Одиноким родителям указанный налоговый вычет предоставляется в двойном размере так, чтобы его величина не была меньше общего размера данного вычета, предоставляемого обоим родителям, находящимся в зарегистрированном браке.

То есть налоговый вычет в размере 1200 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода может быть предоставлен только одному из одиноких родителей, на обеспечении которого находится ребенок.

В противном случае разведенные родители имели бы необоснованное преимущество перед родителями, находящимися в браке. Ранее изданные разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по данному вопросу не применяются. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.Разгулин

Предприниматель меняет объект налогообложения при УСН

Интересный способ предложил Минфин РФ предпринимателям, желающим сменить объект налогообложения при УСН. В письме от 10.10.2007 года № 03-11-05/242 рассматривалась ситуация, когда индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», прекратил деятельность и снялся с учета, а вскоре подал заявление о постановке на налоговый учет с применением УСН с объектом налогообложения «доходы». Минфин ответил, что это вполне соответствует нормам законодательства.

Известно, что по нормам Налогового кодекса (пункт 2 статьи 346.14) «объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения».

Письмо Минфина открывает перед предпринимателями хороший способ законным образом изменить объект налогообложения, хотя на время процедур снятия и постановки на учет деятельность придется прекратить.

Принимайте расходы к учету в соответствии с Конституцией РФ

В Письме от 9 ноября 2007 года № 03-03-06/2/208 Минфин ответил, казалось бы, на частный вопрос: можно ли при исчислении налога на прибыль учесть расходы на диктофон, используемый организацией на семинарах клиентов. Однако ответ Минфина выходит за рамки конкретного вопроса и может свидетельствовать об общей правовой позиции ведомства. Сначала Минфин объяснил, что расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода, а обоснованность расходов «должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности».

Далее было отмечено, что «налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности». Значит, по мнению Минфина, обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Вывод из этого делается такой:

В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Таким образом, философская и правовая позиция Минфина – налогоплательщик самостоятельно должен определять, что является расходом, учитываемым при налогообложении, а что не является. Минфин и налоговые органы в этом ему мешать не будут. И нечего приставать к Минфину с «глупыми» вопросами, ответа на которые он все равно не может дать, поскольку не может знать всех особенностей экономической деятельности каждого налогоплательщика. Надеемся, что это письмо Минфина поможет нашим читателям снять многие вопросы по учету расходов для целей налогообложения.

Дорогие партнеры и пользователи программ КАМИНа!

В январе на ВВЦ в Москве традиционно проводится большая специализированная выставка «Бухгалтерский учет и аудит». В этом году фирма КАМИН принимает в ней участие в четырнадцатый раз.

На стенде фирмы (номер С4, в самом центре) будут представлены прогрессивные разработки КАМИНа в области автоматизации бухгалтерского учета предприятий самого разного масштаба и видов деятельности. Посетители стенда смогут получить консультации специалистов по работе с программами и посмотреть программы в действии, обсудить возможности их применения, а также приобрести программные продукты фирмы КАМИН.

Заходите – мы будем рады каждому посетителю!

Бухгалтерский учет и аудит

    ПЯТНАДЦАТАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА

  • 22-25 января ..с 10 до 18
  • 26 января ......с 10 до 15
Москва, ВВЦ, павильон № 69 фирма КАМИН — стенд С4

www.expos.ru

Горячая тема:

Новые изменения Налогового кодекса(окончание)

В прошлых номерах НоК (за сентябрь и октябрь 2007 года) мы рассказывали об изменениях, внесенных в главы 23 и 25 Налогового кодекса РФ (НДФЛ и налог на прибыль). В этом номере мы расскажем об некоторых изменениях в главе 26.2 НК (упрощенная система налогообложения). Большая часть изменений в эту главу НК внесена федеральным законом от 17 мая 2007 года № 85-ФЗ. В пункте 4 статьи 346.12 НК уточнено, что если организация или предприниматель переходит на УСН с общей системы налогообложения и частично применяющей ЕНВД, то ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом 2 статьи 346.12, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Расширен перечень расходов, которые можно принять к учету при УСН (подпункт 1 пункта 1 статьи 346.16 НК). Добавлены расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники, расходы по вывозу твердых бытовых отходов. Обратите внимание, что Федеральный закон 85-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года. Однако положения статьи 346.16 и пункта 2 статьи 346.17 НК в редакции этого закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Это значит, что в 2007 году учесть добавленные виды расходов нельзя. А вот в 2008 году можно будет учесть не только расходы 2008 года, но и «задним числом» учесть новые виды расходов 2007 года.

В пункт 1 статьи 346.17 НК добавлено важное уточнение:

В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

В настоящее время возврат аванса некоторыми налоговыми органами не принимается ни в качестве уменьшения доходов, ни в качестве расходов, уменьшающих доходы. Статья 346.17 НК дополнена новым пунктом 4:

При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.

Статья 346.25 НК дополнена новыми пунктами 5 и 6, в которых разъясняется, что делать с суммами НДС при переходе с одного режима налогообложения на другой. Так, при переходе с общего режима налогообложения на УСН суммы НДС, уплаченные в бюджет с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на УСН, можно предъявить к вычету, если у налогоплательщика будут подтверждающие документы о возврате этих сумм покупателям в связи с переходом налогоплательщика на УСН. Это нужно сделать в последнем налоговом периоде по НДС при общем режиме налогообложения.

Статья 217 НК РФ дополнена двумя пунктами, устанавливающими новые необлагаемые доходы:

В обратной ситуации, когда налогоплательщик переходит с УСН на общий режим налогообложения, можно принять к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), которые не были приняты к расходам при применении налогоплательщиком УСН. Например, материалы были получены при применении УСН, а оплачены уже при применении общего режима налогообложения. При УСН, поскольку материалы не оплачены, их стоимость, в том числе и сумму НДС, нельзя было принять к расходам при УСН. После перехода на общий режим налогообложения согласно новой редакции закона сумму НДС можно будет принять к вычету.

Судебная практика

Зачет авансовых платежей в счет минимального налога

Подходит к концу 2007 год, по итогам которого налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, нужно будет составлять декларацию по единому налогу, уплачиваемому при УСН. Форма декларации за 2007 год не изменилась. Налоговым кодексом предусмотрено два вида налога, которые могут возникнуть по итогам налогового периода у «упрощенца», применяющего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. По общему правилу – это 15% от разницы между доходами и расходами. Но если у налогоплательщика эта сумма будет меньше, чем 1% от доходов, или вообще будет допущен убыток (расходы будут больше доходов), то он должен уплатить 1% от суммы доходов. Это по существу один и тот же налог, но в Налоговом кодексе называется по-разному в зависимости от указанных выше условий. В первом случае он называется «единым налогом», а во втором случае «минимальным налогом», хотя это разновидность того же единого налога.

У «единого» и «минимального» налогов разные КБК, они направляются в разные бюджеты, поэтому нужно быть внимательным при оформлении платежных поручений на их уплату и при заполнении налоговой декларации. У предприятий и предпринимателей, применяющих УСН нередко бывают ситуации, когда по итогам отчетных периодов они уплачивают авансовые платежи по налогу (минимальный налог платится только по итогам года), то есть 15% от разницы между доходами и расходами, а по итогам года нужно уплатить минимальный налог. Возникает вопрос: что делать с уже уплаченными авансовыми платежами по налогу? Можно ли их зачесть в счет уплаты минимального налога?

Налоговые органы обычно требуют уплаты полной суммы минимального налога, а потом подачи заявления на возврат уплаченных авансовых платежей или зачета их в счет уплаты налога следующего года. Такую же точку зрения неоднократно высказывал Минфин РФ.

Например, в письме от 28.12.2005 года № 03-11-02/83 говорится, что «минимальный налог и авансовые платежи распределяются по разным бюджетам (внебюджетным фондам), что исключает проведение каких-либо зачетов».

Арбитражная практика склоняется к другой позиции: зачет авансовых платежей возможен. В известном Постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда РФ от 01.09.2005 № 5767/05 говорится:

Минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога.

Следовательно, по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным статьей 346.21 Кодекса, либо пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса - для минимального налога, с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей.

Мы писали подробно об этом Постановлении в октябрьском номере НоК за 2005 год, и надеялись, что Минфин изменит свою точку зрения.

Минфин РФ отреагировал на это Постановление (письмо от 28.12.2005 N 03-11-02/83). Он согласился с решением Президиума ВАС РФ, но частично. По мнению Минфина, зачесть авансовые платежи в счет уплаты минимального налога можно, но не всю сумму. Поскольку минимальный налог поступает полностью во внебюджетные фонды, а просто «единый налог» - направляется в эти фонды только в размере 10% (90% идет в бюджет субъектов РФ), то и зачесть можно лишь эти 10%.

Еще почти через 2 года Минфин несколько смягчил свои требования (письмо от 21.09.2007 года № 03-11-04/2/231). Он снова признал, что есть такое Постановление, и он не спорит с ним, зачет возможен, но:в соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

С такой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку в данном случае речь идет не о суммах излишне уплаченных налогов, а о суммах авансовых платежей по тому налогу, который уплачивается и отражается в декларации. А на зачет авансовых платежей в счет уплаты налога никакого решения налогового органа не требуется. Это, в частности обосновывается пунктом 5 статьи 346.12 НК РФ:

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Арбитражная практика последнего времени также подтверждает эту точку зрения. Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2007 года по Делу № А56-1459/2007. В частности, в нем отвергнут довод Минфина о невозможности зачета авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога ввиду их зачисления в бюджеты разных уровней. Как указал суд, это противоречит статье 346.22 НК РФ, в соответствии с которой суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством. То есть не налогоплательщик отвечает за правильное распределение налога по бюджетам.

"Внедрение месяца"

Управление Калужского Троллейбуса выбирает «1С:Бухгалтерию 8»

Фирма КАМИН успешно завершила переход бухгалтерии Управления Калужского Троллейбуса на базу «1С:Предприятия 8». В единой информационной системе работают 10 бухгалтеров.

Больше сотни единиц электротранспорта ежедневно выходит на городские маршруты города Калуга. Управление Калужского Троллейбуса уже 50 лет обеспечивает бесперебойное движение самого популярного вида общественного транспорта – троллейбуса. Занимается управление также лодочной переправой по реке Оке.

Уже более 10 лет автоматизацию работы бухгалтерии крупной организации осуществляет фирма КАМИН. До декабря 2006 года бухгалтерия управления работала с многопользовательскими версиями программ 1С:Бухгалтерия 7.7 и 1С:Зарплата и Кадры. На их основе были автоматизированы бухгалтерский учет, расчет заработной платы, кадровый учет и анализ кадрового состава. Повышение требований к производительности и функциональности системы автоматизации повлекло за собой перевод бухгалтерии УКТ на программный продукт «1С:Бухгалтерия 8».

Благодаря опытности пользователей и удобному интерфейсу программы, переход занял несколько часов. После подключения информационных баз был сделан перенос остатков и проведены консультации, в ходе которых основное внимание обращалось на отличия версий.

Для работы с общей информационной базой используется лицензия на 10 рабочих мест.

Внедрение Бухгалтерии 8 позволило УКТ вести учет по нескольким организациям в одной информационной базе, использовать разные режимы налогообложения в единой программе, вести единый справочник номенклатуры, учет основных средств и нематериальных активов, настраивать проводки в документах движения, вести кассовую книгу, книгу покупок и продаж.

В связи со спецификой деятельности троллейбусного управления в Бухгалтерии 8 сформированы новые отчеты по учету одежды и спецоснастки. Новая ведомость показывает все, что числится за сотрудниками, срок полезного использования спецодежды и спецоснастки.

Для объектов, которые находятся на балансе у троллейбусного управления (лодки и автомобили), созданы отчеты по учету бензина и масла. Они позволяют контролировать расход ГСМ лодками и автомобилями в соответствии с установленными нормами, поступление масла и бензина по чекам c бензозаправочной станции.

В программе при перемещении ОС появилась возможность менять параметры амортизации при перемещении, вид амортизации и счета амортизации.

Создана новая обработка при закрытии счета 26 – появилась возможность закрыть любой счет на другой счет-приемник. Счет 26 закрывается на два счета-приемника в указанных процентах пропорции.

Сейчас сотрудники фирмы КАМИН при необходимости дорабатывают типовую программу и оказывают консультационные услуги Управлению Калужского Троллейбуса в рамках абонементного договора к программе 1С:Бухгалтерия 8


Мнение пользователя

Заместитель главного бухгалтера Управления Калужского Троллейбуса Тягунова Ирина Анатольевна:

«С фирмой КАМИН мы успешно работаем более 10 лет. В конце прошлого года мы начали переход на новую версию бухгалтерской программы 1С. Для нас это стало новым этапом работы. Конечно, не сразу все происходило гладко. Любые изменения требуют времени и сил. Благодаря быстрой и качественной поддержке мы завершили переход на программу 8-ой платформы и можем сказать, что с поставленными задачами программа справляется».

Консультируют специалисты:

- Здравствуйте, нужна ваша помощь, уважаемые консультанты. Я столкнулся с проблемой, что не могу учесть вечерние рабочие часы для сотрудников.

- Вы можете задать расчет праздничных, вечерних часов, а также различных видов сверхурочной работы через постоянные надбавки сотрудников, установив галочку "оплата сверхурочной работы" и задав нужные проценты.

В табеле появится дополнительная строка, где нужно указать время вечерней работы, после чего расчет у вас будет получаться верно.

- Здравствуйте. С 1 сентября на нашем предприятии повысили оклады, а приказ был оформлен в декабре. Каким образом в декабре произвести доначисление заработной платы сотрудникам за сентябрь, октябрь и ноябрь? Мы работаем с конфигурацией «КАМИН:Расчет заработной платы» версия 2.0.

- Воспользуйтесь помощником «Перерасчет табеля» (применяется с документом ТАБЕЛЬ). Он предназначен для перерасчета табеля за предыдущие месяцы при повышении зарплаты «задним числом».

В помощнике необходимо установить период, за который нужно произвести перерасчет и заполнить таблицу сотрудниками. В таблице будут рассчитаны суммы за все месяцы перерасчета, соответствующие текущим окладам и ставкам сотрудников.

В нижней таблице показаны старые данные, рассчитанные документами «Табель» за соответствующие месяцы. При переносе в документ новые данные будут указаны со знаком «плюс», а старые - со знаком «минус» и при проведении документа они сторнируются. При установленном флажке «проводить отработанное время» будет произведена корректировка отработанного времени аналогично начисленным суммам.

Телефон бесплатной линии консультаций

Калуга, фирма КАМИН: (4842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (495) 688-10-01, 688-10-65, 688-10-74

Телефон: (4842) 53-10-22, e-mail: kamin@kaluga.ru