Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 76 январь 2007 г. 
Судебная практика

Закон крепчает

Под занавес 2006 года Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от 28 декабря 2006 года № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». По нашему мнению, это Постановление может сильно изменить «налоговый климат» в стране, поэтому мы знакомим с ним наших читателей.

Для начала судьи констатируют, что «общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации». То есть предприниматель, не заплативший налог, считается общественно опасным.

Далее ВС напоминает, что за уклонение от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере предусмотрена уголовная ответственность статьями 198 и 199 УК РФ. При этом способом уклонения может быть как действие в виде умышленного искажения данных в налоговой декларации, так и бездействие в виде непредставления налоговой декларации. Моментом совершения преступления предлагается считать «фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством». Значит, если вы уплатили налог хотя бы на один день позже срока, ваши действия можно считать преступлением.

Затем Пленум ВС уточняет, кто является субъектом преступления.

К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации - плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления (часть пятая статьи 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению.

Значит, если менеджер по продажам оформит некорректный первичный документ, который впоследствии приведет к занижению налогов, то он будет считаться пособником преступления со всеми вытекающими последствиями. «Сядем все», как говорил герой известной кинокомедии.

Преступлением, в частности, считается указание в налоговой декларации «любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов». Преступление может выражаться в разных формах.

Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.

Не остались обойденными вниманием и налоговые агенты. Но, в отличие от организаций, преступлением для налоговых агентов считается неуплата налога «в личных интересах».

Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.

Напомним, что крупным размером, согласно УК РФ, признается:

  • для организаций - сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает один миллион пятьсот тысяч рублей;
  • для физического лица – сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает триста тысяч рублей.

В заключении Пленум ВС дал рекомендации судам.

Рекомендовать судам исходя из положений главы 34 УПК РФ по поступившим уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, исследовать, содержатся ли в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении данные о том, какие конкретно нормы законодательства о налогах и сборах, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, а также сроки уплаты конкретного налога и (или) сбора.

Если в обвинительном заключении отсутствуют вышеуказанные и другие данные, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, судья в силу статьи 237 УПК РФ по ходатайству стороны или по собственной инициативе должен решить вопрос о возвращении дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению.

Внимание!
Горячая тема

Приняты законы по изменению порядка начисления пособий

В ноябрьском номере НоК за прошлый год мы писали о законопроектах, которые вносят изменения в порядок предоставления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и «детских» пособий. Эти законопроекты благополучно прошли все стадии обсуждения, подписаны Президентом РФ и стали законами. Однако в процессе принятия в них были внесены некоторые изменения, о которых мы и расскажем. Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 207-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Принципиальных изменений в части детских пособий по сравнению с проектом в законе нет.

Установлено, что порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации. Впрочем Правительство очень быстро отреагировало на закон, и выпустило «Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденное Постановлением от 30 декабря 2006 года № 865. Но, к сожалению, в Положении не приведен порядок расчета среднего заработка. Еще одним Постановлением (от 28.12.2006 № 821) Правительство «предоставило право» Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации «издавать соответствующие разъяснения». Пока порядка исчисления среднего заработка нет, следовательно, и начислить пособие по новым правилам не представляется возможным.

Кроме этого, законом 207-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в законопроекте этого не было). В частности, установлено ограничение родительской платы за содержание ребенка в дошкольных учреждениях в размере не более 20% затрат на содержание ребенка, а также предусмотрена частичная компенсация родительской платы, порядок которой должны установить органы власти субъектов РФ.

Второй, более важный для бухгалтеров, Федеральный закон № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» принят 29 декабря 2006 года и вступает в силу с 1 января 2007 года. Что же изменилось в нем по сравнению с проектом, о котором мы писали?

Изменился максимальный размер среднемесячного пособия. Согласно закону, он будет устанавливаться каждый год законом о бюджете ФСС. На 2007 год Федеральным законом от 19 декабря 2006 года № 235-ФЗ максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам установлен в сумме 16125 рублей.

Уточнен порядок расчета среднего заработка. Поскольку это самый актуальный вопрос для расчетчиков зарплаты, остановимся на нем подробнее.

В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Итак, подход к базе для начисления среднего заработка для расчета больничных изменился. Раньше в базу попадала только зарплата за фактически отработанные дни и не попадала любая оплата по среднему: отпускные, больничные, командировки и т.п. С 2007 года в базу для расчета будет попадать и большинство выплат по среднему. В частности, оплату дней отпуска и дней нахождения сотрудника в командировке нужно включать в базу, поскольку на эти суммы начисляется ЕСН. А вот суммы больничных в базу включать не следует, так как они не облагаются ЕСН.

«Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи (12 календарных месяцев – ред.), на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата».

Возникает вопрос – что такое период, за который учитывается заработная плата? Возможны два варианта:

  1. Этот период равен 12 календарным месяцам или, если сотрудник их не отработал, времени от начала работы до начала болезни.
  2. Это период, за который сотрудник получал оплату, включаемую в базу, облагаемую ЕСН, то есть в период не нужно включать число дней болезни, отпусков без содержания и т.п.

Понятно, что в первом случае, если сотрудник в течение 12 месяцев перед началом нетрудоспособности болел, был в отпуске без сохранения заработной платы, то он получит меньшую сумму пособия. Как разрешится этот вопрос, пока неизвестно. Особенности порядка исчисления пособий определяются Правительством РФ, возможно, будет соответствующее разъяснение.

Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку.

Это понятно – средний заработок за календарный день умножаем на процент – 100, 80 или 60. При этом средний заработок не должен превышать максимально возможный (16125 / число календарных дней в месяце).

Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Может возникнуть вопрос: а праздничные дни учитывать? Ответ – да, поскольку никакого исключения для праздничных дней в законе не сделано. Для сравнения – при расчете отпускных праздничные дни не включаются в число дней отпуска. (ст.120 ТК). Следовательно, праздничные дни нужно учитывать и при расчете среднего (не исключать их из числа календарных дней, на которое делится расчетная база), и при расчете суммы пособия (включать их в число оплачиваемых дней).

Мы писали, что в проекте закона было положение: гражданам, поступившим на работу до 1 января 2007 года и имевшим до 1 января 2007 года право на пособие по временной нетрудоспособности в большем размере, чем в соответствии с новым порядком, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем размере. Принятие такого положения обрекало бухгалтеров на двойную работу: считать по-старому и по-новому и выбирать большую сумму.

К радости бухгалтеров, это положение уточнено. Пересчитывать пособие по старым правилам будет нужно только в случае, когда по старым правилам сотрудник имел право на больший процент пособия, чем по новым правилам. А такие случаи очень редки.

Но иногда двойную работу делать придется. Это когда больничный начинается в 2006 году и заканчивается в 2007 году. В этом случае за период, приходящийся на 2006 год, пособие нужно посчитать по правилам 2006 года. А вот за период, приходящийся на 2007 год, пособие нужно посчитать и по правилам 2006 года (по рабочим дням или часам), и по правилам 2007 года (по календарным дням), и выплатить большее из них.

В программы фирмы КАМИН по расчету зарплаты внесены соответствующие изменения. Они будут предоставлены пользователям с очередными релизами.

Внимание!
Новинка

Вышло в свет второе издание книги С.А. Харитонова «Бухгалтерский и налоговый учет в программе «1С:Бухгалтерия 8».

Автор – проф. Финансовой Академии при Правительстве РФ, д.э.н., аудитор Сергей Александрович Харитонов.

В пособии рассматривается технология ведения бухгалтерского и налогового учета в программе «1С:Бухгалтерия 8».

Во втором издании отражены изменения в законодательстве 2006 года. Большое внимание уделено вопросам подготовки программы к эксплуатации, документооборота, организации и технологии ведения учета на отдельных участках, обобщения учетных данных и формирования результатной информации для внутренних и внешних пользователей.

Иллюстративный материал основан на редакции 1.5 типовой конфигурации «Бухгалтерия предприятия».

Пособие ориентировано на бухгалтеров-пользователей программы «1С:Бухгалтерия 8», специалистов по внедрению, студентов и преподавателей, изучающих информационные технологии бухгалтерского учета. Пособие может быть полезно для организации учебных курсов по бухгалтерскому учету в среде 1С:Предприятие 8.

Анонс
Новости законодательства

Книгу учета для УСН снова изменили

В июньском номере НоК за прошлый год мы рассказывали о Решении Верховного Суда РФ от 26 мая 2006 г., признавшим форму Книги учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения не соответствующей законодательству, и предположили, что Минфин внесет изменение в свой Приказ от 30 декабря 2005 года №167н.

Так и случилось. Приказом от 27 ноября 2006 года № 152н из Книги учета доходов и расходов исключены графы 4 (Доходы всего) и 6 (Расходы всего). Таким образом, в Книге нужно отражать только доходы и расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы. Приказ вступил в силу, поэтому за 2006 год Книгу учета нужно формировать по-новому.

В программы 1С и КАМИНа необходимые изменения, позволяющие формировать Книгу учета в новой форме, будут внесены в ближайшее время.

Изменения в Налоговом кодексе

Как показывает история последних лет, любимое занятие наших законодателей – в конце года принимать изменения в Налоговый кодекс.

Не стал исключением и 2006 год. В спешном порядке 22 декабря был принят Государственной Думой, 27 декабря одобрен Советом Федерации и 31 декабря подписан Президентом РФ Федеральный закон № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Остановимся только на изменениях в статью 80 НК.

Установлено, что «не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов».

Налогоплательщикам, отчитывающимся в электронном виде, разрешено документы, которые прилагаются к декларации в соответствии с законодательством, также представлять в электронном виде.

Вводится «единая упрощенная налоговая декларация», которую надо будет подавать, если налогоплательщик по отдельным налогам не имеет объектов налогообложения, и на его счетах нет движения денежных средств. То есть вместо пачки «нулевых деклараций» в таком случае нужно будет подать единую упрощенную. Форму такой декларации должен разработать Минфин.

Введена обязанность ежегодной (до 20 января) подачи налогоплательщиками сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Это сделано для того, чтобы налоговые органы могли определить, не обязаны ли вы отчитываться в электронном виде (если численность более 100 человек). Форма подачи таких сведений пока не утверждена ФНС. За 2006 г. такие сведения должны подать только налогоплательщики с численностью более 250 человек. Сведения нужно подать в течение месяца после вступления в силу закона, то есть до конца февраля 2007 года, поскольку закон вступает в силу через 1 месяц после опубликования.

Добавлено положение, запрещающее налоговым органам отказывать в приеме налоговой декларации, в каком виде и по какой форме ни была бы она составлена. При этом налоговый орган «обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде – при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи».

Внесены изменения в ПБУ

Приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 года № 156н внесены изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.

Изменены ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», согласно которым при учете доходов и расходов теперь не нужно учитывать суммовые разницы.

Изменены ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», а также Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н.

Теперь оценка ОС, МПЗ и финансовых активов производится без учета суммовых разниц и без учета курсовых разниц (без пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету).

Без комментариев

Федеральная налоговая служба Письмо от 20.12.2006 № ШС-6-05/1238 «О представлении деклараций по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год»

Федеральная налоговая служба с учетом разъяснений Минфина России от 11.12.2006 № 03-05-02-03/39 сообщает, что лица, производящие выплаты физическим лицам, декларации за 2006 год по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляют в соответствии с приказами Минфина России от 31.01.2006 № 19н и от 27.02.2006 № 30н.

Заместитель руководителя ФНС России С.Н. Шульгин

Минфин и дефлятор – 2

В февральском номере НоК за прошлый год в статье «Минфин и дефлятор» мы писали о противоречащем законодательству письме Минфина (от 28 декабря 2005 года № 03-11-02/85). В нем утверждалось, что «величина предельного размера доходов 20 млн. рублей, действующая в 2006 году, превышение которой в течение отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, на указанный коэффициент-дефлятор индексации в 2006 году не подлежит». Согласно законодательству, эту величину нужно было применять в 2006 году с учетом коэффициента-дефлятора, равного 1,132.

В течение 2006 года Минфин неоднократно подтверждал свою точку зрения в письмах. Но вот в конце года на Минфин снизошло «просветление», и он выпустил Письмо от 8 декабря 2006 года № 03-11-02/272. В нем Минфин отказался от прежней позиции и заявил следующее.

В 2006 году величина предельного размера доходов налогоплательщика (как организации, так и индивидуального предпринимателя), ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2006 году, равна 22640 тыс. руб. (20 млн. руб. х 1,132).

Конечно, радует, что Минфин встал на позицию закона. Но что делать тем предприятиям, которые «слетели» с УСН, так как поверили Минфину, то есть тем «упрощенцам», у которых доход превысил 20 млн.руб., но не превысил 22,64 млн.руб., и они были вынуждены по рекомендации Минфина перейти на общую систему налогообложения? Ответа Минфин не дает.

Консультируют специалисты

— При проверке нашего предприятия налоговой инспекцией были обнаружены счета-фактуры от поставщиков за прошлые периоды, составленные с нарушением установленного законодательством порядка. Во время проверки по нашей просьбе поставщиками были внесены исправления и дополнения в указанные счета-фактуры. Нами были составлены дополнительные листы в книги покупок за прошлые периоды, а также сданы уточненные декларации. В итоге НДС к уплате нам не начислили, а пени оставили. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

— Согласно новому порядку, предусмотренному Постановлением Правительства от 11.05.2006 N 283, внесение изменений в книгу покупок производится в дополнительных листах путем аннулирования неверных счетов-фактур и уменьшение суммы вычетов за тот налоговый период, в котором этот счет-фактура был изначально зарегистрирован в книге покупок. Исправленные счета-фактуры регистрируются в книге покупок в том периоде, когда в счета-фактуры были внесены исправления. Следовательно, налоговая инспекция правомерно начислила пени.

Консультационный центр КАМИН

— консультации по вопросам применения норм налогового, бухгалтерского, трудового законодательства на платной основе.

Телефон: (4842) 53-10-22, e-mail: kamin@kaluga.ru