Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 74 ноябрь 2006 г. 
Новости законодательства:

Новые формы персонифицированного учета

Правление Пенсионного фонда РФ выпустило Постановление от 31 июля 2006 года № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».

В соответствии с ним все документы персонифицированного учета утверждены в новой форме. Утверждена также новая Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Изменений в печатных формах документов персонифицированного учета немного, структура документов и состав показателей в них изменились незначительно. Например, в форме СЗВ-3 появился новый раздел «Сведения за расчетный период о застрахованном лице в целом по страхователю (включая обособленные подразделения)», а в форме АДВ-6-1 добавлен показатель «Иные входящие документы».

Как и раньше, сведения по персонифицированному учету нужно подавать не только в бумажном, но и в электронном виде. Тут изменения большие. Файлы, содержащие такие сведения, должны начиная с 1 января 2007 года подаваться не в текстовом формате, а в «модном» теперь формате XML, то есть совершенно другой структуры.

Фирма КАМИН в ближайшее время внесет изменения в программы расчета зарплаты, позволяющие выводить на печать документы персонифицированного учета в новом виде, и до конца года сделает доработки программ, позволяющие формировать файлы в новом формате. В 2007 году, как это делалось и раньше, в фирме КАМИН можно будет воспользоваться услугой по подготовке данных по персонифицированному учету в электронном виде.

Как применять коэффициент-дефлятор при УСН

Минфин разъяснил порядок применения в 2006 году коэффициента-дефлятора при упрощенной системе налогообложения (Письмо от 26.10.2006 №03-11-04/2/225).

Согласно Письму налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения, если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы превысили 20 миллионов рублей. При этом, по мнению Минфина, величина 20 миллионов рублей в 2006 году не подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, несмотря на то, что это прямо указано в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ.

Зато для организаций, принявших решение о переходе с общей системы налогообложения на УСН Минфин предлагает другой подход – «величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор». Предельный доход, ограничивающий переход на УСН установлен пунктом 2 статьи 364.12 НК РФ и составляет 15 миллионов рублей. Коэффициент-дефлятор на 2006 год установлен равным 1,132 Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 № 284.

Следовательно, по мнению Минфина, для перехода на УСН доход за 9 месяцев 2006 года не должен превышать 15*1,132 = 16,98 миллионов рублей. А для того, чтобы «не слететь с упрощенки», доход за весь 2006 год должен быть не более 20 миллионов рублей.

Точка зрения Минфина по недопущению индексации 20 миллионов довольно спорная, мы обосновывали это в февральском номере НоК за этот год. Но налогоплательщикам нужно иметь ее в виду, и в случае несогласия быть готовым отстаивать свою позицию в суде.

Без комментариев

Письмо Минфина от 05.10.2006 № 03-11-04/2/199
Вопрос: Организация, применяющая УСН (объект налогообложения - доходы за вычетом расходов), приобрела товары, оплатила, а затем реализовала их своим покупателям. Товары оплачены покупателями через неделю после отгрузки. В какой момент организация при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, может включить в состав расходов стоимость товаров - сразу после отгрузки или после оплаты?

Ответ: В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», могут учитывать при налогообложении расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при определении налоговой базы по мере реализации указанных товаров.

Пунктом 1 ст. 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача права собственности на них одним лицом другому лицу.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 39 Кодекса момент фактической реализации товаров определяется в соответствии с частью второй Кодекса.

Так, у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).

Следовательно, моментом реализации товаров у налогоплательщиков следует считать день поступления денежных средств, иного имущества или неимущественных прав за реализованные товары.

В связи с этим при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в состав расходов включается стоимость приобретенных товаров, оплаченных поставщикам, реализованных и оплаченных покупателями. В рассматриваемом случае – в момент поступления средств на счета в банках или в кассу организации-продавца.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.Иванеев

Обучение
Методологический семинар фирмы КАМИН: НДС:практические вопросы исчисления и уплаты в 2007 году
Горячая тема

Изменения в порядке начисления больничных и детских пособий

Законодатели намерены с 2007 года изменить порядок начисления пособий за счет Фонда социального страхования. В Государственной Думе на рассмотрении находятся два законопроекта, которые вносят существенные изменения в эти важные отношения работников, работодателей и государства.

С будущего года условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, будут регламентироваться Федеральным законом. Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении, и, скорее всего, до конца года будет принят окончательно. Изменений по сравнению с существующим порядком довольно много.

Законопроектом вводятся ограничения на срок выплаты пособий:

  • для лиц, работающих по срочному трудовому договору – не более чем за 75 календарных дней по этому договору;
  • при уходе за больным ребенком в возрасте до 7 лет – на весь период болезни, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году;
  • при уходе за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет – до 15 календарных дней по каждому случаю болезни, но не более чем за 45 календарных дней в году;
  • при уходе за другим больным членом семьи – не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в году;
  • и некоторые другие.

Пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться в процентах от среднего заработка, зависящих от общего стажа работы (а не от непрерывного как сейчас). Проценты остались те же: 100% при стаже 8 лет и более, 80% при стаже от 5 до 8 лет, 60% при стаже до 5 лет. При уходе за больным ребенком пособие с 11-го календарного дня выплачивается в размере 50% среднего заработка. Максимальный размер пособия останется в сумме 15000 рублей. Для работников, у которых общий стаж не достиг 6 месяцев, пособие будет выплачиваться из расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Пособие по беременности и родам будет выплачиваться в размере 100% среднего заработка, но не более 15000 рублей в месяц, а женщинам, у которых общий стаж менее 6 месяцев, не более размера МРОТ за месяц.

Средний заработок для расчета пособия по-прежнему будет рассчитываться за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В отличие от существующего порядка будет рассчитываться средний заработок за календарный день (сумма заработка, деленная на число календарных дней работы в расчетном периоде), а сумма пособия будет рассчитываться как произведение среднего заработка на число календарных дней болезни, отпуска по беременности и родам, а не рабочих дней или часов, как сейчас.

Законопроектом предлагается сохранить порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности за первые 2 календарные дня за счет средств работодателя. Однако по этому вопросу при дальнейшем обсуждении могут возникнуть дебаты, и нельзя исключать, что вся сумма пособия будет выплачиваться за счет ФСС (что было бы справедливо). Предлагается также сохранить порядок выплаты пособий при спецрежимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН) в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 190-ФЗ (МРОТ – за счет ФСС, остальное – за счет работодателя).

С вступлением в силу закона бухгалтерам и расчетчикам придется учиться считать пособия по новым правилам. Работы, судя по всему, добавится. Надо учесть еще и то, что законодатели преподнесли расчетчикам зарплаты небольшой «сюрприз» – статью 15 законопроекта, которая гласит:

Установить, что гражданам, поступившим на работу до 1 января 2007 года и имевшим до 1 января 2007 года право на пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем размер пособия, полагающийся в соответствии с настоящим Федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем размере.

Это значит, что практически для всех сотрудников нужно будет рассчитывать пособие дважды: по нормам 2006 года и по нормам 2007 года, и затем выбирать из них ту, которая дает большую сумму пособия.

Еще один законопроект принят Госдумой во втором чтении, и тоже с большой вероятностью будет действовать в будущем году. Он касается так называемых детских пособий. Будут внесены изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Самое главное изменение – это начисление пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. С будущего года матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, пособие будет выплачиваться в размере 40 процентов среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом пособие не может быть меньше 1500 рублей по уходу за первым ребенком и меньше 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей. Порядок исчисления среднего заработка для расчета пособия должно установить Правительство РФ.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. При этом общая сумма пособия не может превышать 100 процентов размера среднего заработка и не должна быть меньше суммированного минимального размера пособия.

В законопроекте есть еще одно важное дополнение – региональные органы власти могут своими законами увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов регионов. Конечно, они это делать не обязаны, но не исключено, что демографическая ситуация подтолкнет региональных законодателей к решению стимулировать таким способом рождаемость.

Нужно заметить, что новые нормы распространяются и на женщин, уже получающих такое пособие по состоянию на 1 января 2007 года. Им пособие с 1 января 2007 года будет выплачиваться в новых размерах. Нашим читателям – бухгалтерам и расчетчикам зарплаты надо иметь в виду, что придется для таких женщин пересчитывать суммы пособия исходя из их среднего заработка.

В следующих номерах нашего издания мы будем информировать читателей о прохождении законопроектов в Думе, и об окончательной редакции принятых законов.

Фирма КАМИН планирует своевременно внести в свои программы по расчету зарплаты необходимые изменения, а также провести семинары для бухгалтеров и расчетчиков зарплаты по разъяснению новых законов.

Единый семинар
Всероссийский бухгалтерский семинар
Актуальные релизы
ПРОГРАММЫ КАМИН для 1С:Бухгалтерии 8.0 № релиза
КАМИН:Расчет зарплаты 3.0 3.0.10
ПРОГРАММЫ КАМИН для 1С:Бухгалтерии 7.7 № релиза
КАМИН:Расчет зарплаты 1.2 1.2.019
КАМИН:Расчет зарплаты 2.0 2.0.034
КАМИН:Кадровый учет 1.0 1.0.003
КАМИН:Налоговый учет 2.6 2.6.005
КАМИН:Общепит 1.0 1.0.034
КАМИН:Розничный магазин 1.0 1.0.024
КАМИН:Упрощенка-6 1.0.017
КАМИН:Упрощенка-15 1.0.020
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0 № релиза
1С:Бухгалтерия 8.0 1.5.12.1
1С:Управление торговлей 10.2.11.3
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 7.7 № релиза
1С:Бухгалтерия 7.7 7.70.484
1С:Бухгалтерия 7.7.
Для бюджетных учреждений
7.70.605
1С:Зарплата и кадры 7.7 7.70.270
1С:Торговля и склад 7.7 7.70.942
Более подробную информацию о релизах вы можете узнать на сайтах http://kamin.kaluga.ru/ и http://www.1c.ru/
Судебная практика

Как считать средний заработок для отпуска при суммированном учете

Как известно, порядок расчета среднего заработка определен статьей 139 Трудового кодекса РФ. В ней, в частности, говорится, что «для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных данным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления». Кроме того, при расчете среднего заработка для отпуска было установлено, что расчет делается за последние три календарных месяца (в настоящее время за последние 12 месяцев) путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (сейчас на 12 и на 29,4).

Понятно, что этих данных недостаточно, чтобы рассчитать средний заработок в отдельных случаях, например, при не полностью отработанном расчетном периоде. Поэтому законодатель дал право правительству РФ определять особенности расчета среднего заработка. Это право Правительство РФ реализовало в Постановлении № 213 от 11 апреля 2003 года, которое действует до сих пор.

Постановлением предусмотрен расчет среднего заработка при не полностью отработанном расчетном периоде.

Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах. Количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.

Это правило действует для работников с поденным учетом рабочего времени. При суммированном учете рабочего времени порядок расчета несколько другой, ему посвящена статья 13 Постановления, состоящая из 4 абзацев.

При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок.

Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов в периоде, подлежащем оплате.

Средний заработок работника для оплаты отпуска определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочего времени (в часах) в неделю в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели и на количество календарных недель отпуска.

Водитель автобуса одного автотранспортного предприятия В обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 4 пункта 13 Положения (выделенного выше) в части распространения его на работников автотранспорта. В. полагает, что оспариваемое предписание Положения нарушает его трудовые права и противоречит статьям 114, 120, 132 и части 4 статьи 139 Трудового кодекса РФ. Дело в том, что В. привлекался к сверхурочной работе, которая дополнительно оплачивалась. При расчете среднего заработка по методике Правительства в этом случае у сотрудника сумма отпускных будет начислена в меньшем размере, чем у такого же сотрудника, работавшего по 5-дневной неделе и отработавшего такое же количество сверхурочных часов.

Рассмотрим пример. Сотрудник А. работает по 5-дневной неделе с окладом 10 000 рублей, а сотрудник Б. – с суммированным учетом времени и такой же месячной ставкой 10 000 рублей.

Если у сотрудников нет сверхурочных часов работы, то сумма отпускных за 4 недели (28 календарных дней) у них будет отличаться незначительно.

Предположим, что эти сотрудники отработали за расчетный период (12 месяцев) по 120 сверхурочных часов и получили за это дополнительно по 12 000 рублей. Годовой заработок каждого сотрудника составит 10 000*12+12 000 = 13 2000 рублей.

У сотрудника А. средний заработок будет равен 132000/12/29,4 = 408,16. Здесь 29,4 – среднемесячное число календарных дней согласно ТК РФ в последней редакции. За 4 недели (28 календарных дней) отпуска он получит 408,16*28=11 428 рублей. У сотрудника Б. среднечасовой заработок составит 132 000/(1 981+120) = 66,63. Здесь 1 981 – годовая норма часов работы, а 120 – сверхурочные часы работы. Соответственно сумма отпускных будет 66,63*40*4 = 10 661 рубль. Значит, при наличии сверхурочной работы сотрудник, работающий по суммированному учету рабочего времени, находится в худшем положении по сравнению с таким же сотрудником, работающим по 5-дневке.

Верховный Суд РФ согласился с доводами работника и своим Решением от 13 июля 2006 года № ГКПИ 06/637 признал недействующим абзац 4 пункта 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года № 213.

Возникает вопрос, а как теперь нужно считать средний заработок при суммированном учете? Верховный Суд РФ отметил, что «работник имеет право на сохранение в период ежегодного оплачиваемого отпуска среднего заработка, который рассчитывается с использованием среднего дневного заработка, определяемого путем деления суммы фактически начисленной работнику заработной платы за последние три календарных месяца на 3 и на 29,6 (в настоящее время согласно ТК РФ заработок за последние 12 календарных месяцев делится на 12 и на 29,4 – ред.)».

«Средний заработок работника за период ежегодного отпуска, предоставляемого в календарных днях, определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество этих дней. При таком порядке исчисления сохраняется фактический средний заработок работника, производившего по инициативе работодателя работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочную работу)».

Это значит, что для работников с суммированным учетом при полностью отработанных месяцах расчетного периода нужно применять тот же подход, что и для 5-дневщиков – считать полностью отработанный месяц равным 29,4 календарным дням (для отпусков, начинающихся после 6 октября 2006 года). А что делать с месяцами, отработанными не полностью. Нужно же как-то рабочие часы перевести в календарные дни. Когда-нибудь, надеемся, Правительство РФ в соответствии со статьей 139 ТК РФ выпустит новое Постановление по расчету среднего заработка. А что делать до этого момента?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Начальник отдела трудовых отношений и оплаты труда Минздравсоцразвития РФ Нина Ковязина, известный комментатор трудового законодательства в различных СМИ, дает такую рекомендацию (газета Экономика и жизнь, № 43 за 2006 год). «В месяце расчетного периода, который отработан не полностью, количество календарных дней рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели (независимо от графика работы конкретного работника), приходящееся на отработанное время, на коэффициент 1,4».

По нашему мнению, рекомендация довольно спорная, и может снова привести к несправедливости оплаты отпуска, причем теперь уже и без сверхурочной работы. Кроме того, рекомендацию даже такого авторитетного специалиста, данную в газете как ответ на частный вопрос, нельзя считать нормативным документом и рекомендовать к безусловному применению.

Поэтому расчетчики зарплаты в очередной раз брошены на произвол судьбы. Остается только посоветовать им до тех пор, пока нет утвержденного порядка расчета, руководствоваться здравым смыслом и собственным пониманием норм Трудового кодекса РФ. При выходе документов, регламентирующих такой порядок или официальных разъяснений компетентных органов, мы проинформируем об этом наших читателей.

Консультируют специалисты

— Здравствуйте. Мы являемся бюджетной организацией и используем ПП «КАМИН:Расчет заработной платы. Версия 2.0». Сейчас очень часто происходит изменение тарифных ставок. Оклады необходимо изменять всем сотрудникам. Что вы можете посоветовать для облегчения работы?

— Для изменения ставок в целом по всему предприятию применяется документ «изменение ставок» (2я панель). История о старых ставках будет храниться у сотрудников в «истории» работы. Если Вы используете ЕТС (тарифную сетку), тогда можно данный документ автоматически получить из справочника «тарифная сетка». Вы создаете новую группу ЕТС – для хранения старых значений. А в группе используемых тарифов изменяете ставки, после этого по кнопке «изменить ставки» получаете документ.

Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (4842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (495) 688–10–01, 688-10-65, 688-10-74