Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 70 июнь 2006 г. 
Новости законодательства:

Третий раз на те же грабли

Мы писали в нашей газете (февральский номер 2006 года) о том, что с 2006 года изменилась форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В частности, в ней снова появились графы «Доходы - всего» и «Расходы - всего».

Эти многострадальные графы дважды отменялись Высшим арбитражным судом, но ФНС и Минфин с упорством, достойным лучшего применения, при очередном изменении законодательства восстанавливали их в Книге учета доходов и расходов.

Строго говоря, для исчисления налога они не нужны. Скорее всего, их присутствие в Книге учета налоговые органы обосновывали желанием получить от налогоплательщиков информацию обо всех доходах, чтобы при проверках можно было изучить конкретные первичные документы на необлагаемые с точки зрения налогоплательщика доходы, а не перебирать весь массив документов.

И вот Решением Верховного Суда РФ от 26 мая 2006 по делу ГПИ 06-499 по заявлению ООО «Бухсофт.ру» признан частично недействующим Приказ Министерства финансов Российской Федерации 30 декабря 2005 года № 167н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения». В книге доходов и расходов признаны недействующими графы с названиями «Доходы - всего» (графа 4) и «Расходы - всего» (графа 6), утвержденные приложением 1 к Приказу Минфина № 167н.

Суд согласился с мнением заявителя, что в новых графах налогоплательщику нужно отражать операции, не влияющие на исчисление налоговой базы по единому налогу, что не предусмотрено статьей 346.24 НК РФ, а также с тем, что для ведения Книги учета с дополнительными графами объем дел по ведению бухгалтерского учета резко возрастает, что может привести к приему дополнительных работников.

Теперь Минфину придется выпускать изменение к Приказу № 167н, исключающее эти графы из Книги доходов. А что будет при следующем изменении законодательства? Неужели восстановят графы еще раз?

Без комментариев

Письмо Минфина России от 24.04.2006 № 03-04-09/07 О заполнении счетов-фактур

В соответствии с п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Согласно пп. 3 п. 5 указанной статьи Кодекса в реквизиты счетов-фактур включены наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. В связи с тем что в случае оказания услуг данные понятия отсутствуют, при оказании услуг в выставляемых счетах-фактурах в строках 3 «Грузоотправитель в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес» и 4 «Грузополучатель в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес» должны проставляться прочерки.

В то же время проставление в счетах-фактурах в указанных случаях тех же данных, что и в строках «Продавец» и «Покупатель», по нашему мнению, не является причиной для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, указанных в таких счетах-фактурах.

Что касается заполнения строки счета-фактуры «К платежно-расчетному документу», то Приложением № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, предусмотрено, что при оплате товаров, приобретенных за наличный расчет, в указанной строке счета-фактуры указываются реквизиты кассового чека. В связи с этим налог на добавленную стоимость, указанный в счетах-фактурах, выставленных при реализации товаров за наличный расчет, в которых отсутствуют указанные реквизиты, к вычету не принимается.

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Н.А.Комова

Горячая тема

Изменения в ведении книг продаж и покупок.

С 1 января 2006 года изменился порядок исчисления НДС, о чем мы подробно писали в нашем издании. Новый порядок исчисления НДС потребовал изменения книг продаж и покупок.

Однако несколько месяцев налогоплательщики были в состоянии неопределенности: с одной стороны книги продаж и покупок нужно вести по правилам, установленным Постановлением № 914 от 02.12.2000 г., с другой стороны, это будет нарушать Налоговый кодекс. Минфин пытался помочь налогоплательщикам письмами, например, Письмом от 28.02.2006 № 03-04-09/04, о котором мы писали в апрельском номере НоК. Но письма Минфина не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, поэтому к рекомендациям, содержащимся в них, нужно подходить с осторожностью.

И вот, наконец, неопределенность закончилась. Правительство РФ выпустило Постановление от 11 мая 2006 года № 283 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914». Постановление вступило в силу с 31 мая 2006 года. Рассмотрим внесенные изменения.

Несколько изменений носят технический характер. К словосочетанию «товаров (работ, услуг)» по тексту добавлено «имущественных прав». Из словосочетания «грузовая таможенная декларация» исключено слово «грузовая». Слова «авансы и иные платежи» заменены на «оплата, частичная оплата». Понятно, что эти изменения не изменяют по существу заполнения книг продаж и покупок.

А теперь о более существенных изменениях.

Пункт 8 Постановления изложен в новой редакции.

Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по различным налоговым ставкам и (или) не подлежат налогообложению, регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на ту сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет и которая определяется с учетом положений пункта 10 статьи 165 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

Документы, которыми оформляется передача имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов и в которых указаны суммы налога, восстановленного акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат регистрации в книге покупок принимающей организации по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, узаконено право налогоплательщика регистрации счета-фактуры сразу после постановки на учет товара, работы, услуги, не дожидаясь оплаты.

В пункте 9 Постановления говорится о том, что при частичной оплате необходимо регистрировать счет-фактуру на каждую сумму, перечисленную продавцу. Поскольку теперь регистрация вычетов по НДС для большинства случаев не связана с оплатой, пункт дополнен положением о том, что это применяется только «в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым налоговые вычеты производятся при наличии документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость».

При возврате аванса покупатель должен зарегистрировать в книге покупок счет-фактуру на аванс, зарегистрированную при получении аванса в книге продаж.

Постановление подтверждает правомерность составление счетов-фактур комбинированным способом: частично на компьютере, частично от руки.

А теперь о самом интересном. Постановление ввело в оборот новые документы - дополнительный лист книги продаж и дополнительный лист книги покупок, которые являются неотъемлемой частью этих книг.

Как говорится в Постановлении, «дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж оформляются при необходимости внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж».

То есть, теперь никакие исправления в книги продаж и покупок вносить нельзя, их нужно оформлять в дополнительных листах.

Так, при аннулировании полученного счета-фактуры (зарегистрировали ошибочно, или вернули товар) нужно не исключать его из книги покупок, а внести корректировочную запись в дополнительный лист книги покупок.

Аналогично «при необходимости внесения изменений в книгу продаж регистрация счета-фактуры производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений».

Организациям, ведущим автоматизированный учет, можно упростить работу.

Допускается оформление дополнительных листов книги покупок и дополнительных листов книги продаж в электронном виде. В этом случае указанные дополнительные листы распечатываются, прикладываются соответственно к книге покупок или книге продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, пронумеровываются с продолжением сквозной нумерации страниц книги покупок или книги продаж за указанный налоговый период, прошнуровываются и скрепляются печатью.

Постановлением незначительно изменены печатные формы счетов-фактур, книг продаж и книг покупок, а также утверждены формы дополнительных листов книг продаж и книг покупок.

Возникает вопрос, что же делать налогоплательщикам с теми книгами продаж и покупок, которые уже ведутся по прежним правилам. Переписывать книги за 5 месяцев 2006 года на новые формы? Заводить новые книги с 31 мая 2006 года?

По нашему мнению, поскольку изменения в книгах продаж и книге покупок коснулись только наименования граф, то можно продолжать вести в них учет до конца налогового периода, самое главное, чтобы учет НДС велся по правилам, соответствующим Налоговому кодексу РФ. Предприятиям, ведущим автоматизированный учет, можно распечатать книги как в старой, так и в новой форме.

Во всех программах фирмы 1С реализовано формирование счетов-фактур и заполнение книг продаж и покупок по новым правилам.

Лицензионные программы

Спешите обновить!

Корпорация Microsoft приняла решение отказаться от выпуска «заплатки» для критически опасной дыры в операционных системах Windows 98, Windows 98 SE и Windows ME.

Брешь теоретически может использоваться злоумышленниками для получения несанкционированного доступа к удаленному компьютеру и последующего выполнения на нём произвольных операций. Соответствующие обновления для программных платформ Windows 2000, Windows ХР и Windows Server 2003 были выпущены в апреле нынешнего года.

Однако для Windows 98/МЕ корпорация выпускать «заплатку» не будет. Поэтому для защиты своего компьютера пользователям Windows 98/МЕ рекомендуется применять программное обеспечение сторонних производителей.

Кстати, поддержка Windows 98, Windows 98 SE и Windows MЕ полностью закончится 11 июля 2006 года, т.е. для безопасности работы пользователям потребуется переходить на Windows ХР.

Актуальные релизы
ПРОГРАММЫ КАМИН для 1С:Бухгалтерии 8.0 № релиза
КАМИН:Расчет зарплаты 3.0 3.0.06
ПРОГРАММЫ КАМИН для 1С:Бухгалтерии 7.7 № релиза
КАМИН:Расчет зарплаты 1.2 1.2.017
КАМИН:Расчет зарплаты 2.0 2.0.031
КАМИН:Кадровый учет 1.0 1.0.002
КАМИН:Налоговый учет 2.6 2.6.004
КАМИН:Общепит 1.0 1.0.032
КАМИН:Розничный магазин 1.0 1.0.021
КАМИН:Упрощенка-6 1.0.016
КАМИН:Упрощенка-15 1.0.020
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0 № релиза
1С:Бухгалтерия 8.0 1.5.7.5
1С:Управление торговлей 10.2.9.2
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 7.7 № релиза
1С:Бухгалтерия 7.7 7.70.477
1С:Бухгалтерия 7.7.
Для бюджетных учреждений
7.70.602
1С:Зарплата и кадры 7.7 7.70.267
1С:Торговля и склад 7.7 7.70.941
Более подробную информацию о релизах вы можете узнать на сайтах http://kamin.kaluga.ru/ и http://www.1c.ru/
Анонс семинара
Методологический семинар
Арбитражная практика

Штрафы и пени налогового агента

Согласно статьи 226 Налогового кодекса РФ предприятия (налоговые агенты) обязаны исчислить налог на доходы физических лиц, удержать его из зарплаты сотрудников и перечислить в бюджет. За неперечисление или неполное перечисление подлежащего удержанию налога согласно статье 123 НК РФ налоговый агент подвергается штрафу в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. За несвоевременную уплату налога с налогового агента взыскиваются пени. По этим аспектам налогового законодательства часто возникают судебные споры. Остановимся на некоторых из них.

Можно ли подвергнуть налогового агента штрафу за несвоевременную уплату удержанного с налогоплательщиков налога?

Ответ дает Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2004 № А56-10702/04. В нем говорится, что статья 123 НК РФ не предусматривает такой ответственности, то есть если налог хоть и с опозданием, но уплачен (важно, что это сделано до начала налоговой проверки), то штраф наложить нельзя. А вот пени в этом случае придется уплатить.

Аналогичную точку зрения высказали арбитры в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2004 № А56-28031/03.

Какая ответственность предусмотрена для налогового агента за неудержание им налога с налогоплательщика?

До последнего времени арбитражные суды склонялись к тому, что в этом случае с налогового агента можно взыскать штраф, но нельзя взыскать сумму неудержанного налога и сумму пеней.

Как пример, можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2001 № А56-13147/01. Вот как это обосновывается.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (статья 24 НК РФ).

Статьей 123 НК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов налоговым агентом.

Взыскание не удержанного с физического лица налога за счет средств налогового агента Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Аналогичный вывод делается в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.11.2002 № А33-1251/02-С3а-Ф02-3446/02-С1 в отношении налоговых агентов по НДС.

Из п.2 ст.45 НК РФ следует, что если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике. В случае удержания суммы налога налоговым агентом, обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент.

Следовательно, нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов, и принудительное взыскание с налоговых агентов задолженности по налогам в порядке, предусмотренном ст.46 и 47 НК РФ, возможно только в отношении сумм налогов, фактически удержанных из средств налогоплательщика.

Казалось бы, многочисленная арбитражная практика дала окончательный ответ на этот вопрос. Но вот недавно Высший Арбитражный Суд РФ высказал диаметрально противоположную позицию (Постановление от 16 мая 2006 года № 16058/05).

Обстоятельства рассматриваемого дела следующие. Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов», в результате которой было выявлено, что предприятием был не удержан из дохода налогоплательщиков НДФЛ с сумм дивидендов, и не перечислен в бюджет. По результатам проверки завод был привлечен к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ «за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом» в виде штрафа и пеней.

Налоговый агент обратился в Арбитражный суд Владимирской области, который признал штраф правомерным, но поддержал его позицию по неначислению суммы пеней с налога, не удержанного с налогоплательщиков. При этом суд руководствовался пунктом 9 статьи 226 НК РФ, согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. По мнению суда пени могут начисляться на удержанную и не перечисленную в бюджет сумму налога. А поскольку налог не удержан из доходов налогоплательщиков, то и обязанностей уплатить пени у налогового агента нет.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа решение суда оставил без изменения. Он отметил, что «налоговый орган неправомерно начислил пени к уплате, поскольку Общество является налоговым агентом и взыскание не удержанного с физических лиц налога за счет его средств не допускается».

Налоговая инспекция обжаловала эти решения в ВАС РФ, который отменил решение нижестоящих судов и постановил взыскать с налогового агента сумму пеней, начисленную налоговой инспекцией Вот как доказывает ВАС правомерность своей позиции.

В силу главы 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Поскольку статьей 226 НК обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.

Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Что тут можно сказать? В последнее время Высший Арбитражный Суд РФ все чаще принимает решения не в пользу предпринимателей, прибегая даже к таким сомнительным формам аргументации.

Казалось бы, логика Налогового кодекса простая и ясная: налоговый агент не имеет права платить не удержанный с налогоплательщиков налог. А если налог не уплачен, то нельзя начислить и пени.

Но, по мнению ВАС, если нанесен ущерб государству, то надо взыскать пени с нарушителя не взирая на нормы законодательства, применить, выражаясь словами ВАС, «меры государственного принуждения».

Консультируют специалисты

— Здравствуйте! У меня вопрос по конфигурации «1С:Предприятие, бухгалтерский учет, редакция 4.5». C 01.01.2006 г. вступил в силу Приказ Министерства финансов РФ № 147н от 12.12.2005 г. «О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01». Учтены ли данные изменения в конфигурации?

Изменения учтены в 476 релизе.

Согласно этим изменениям:

- Основные средства, предназначенные для предоставления организацией за плату во временное владение или во временное пользование, отражаются в бухгалтерском учете в составе доходных вложений в материальные ценности.

- В хозрасчетных организациях вновь приобретенные объекты основных средств из состава жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства, продуктивного скота и многолетних насаждений износу не подлежат. По этим объектам начисляется амортизация в общеустановленном порядке. Порядок начисления износа по объектам основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2006 г. - не изменился.

- Активы, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 тыс. рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов. В организации должен быть организован контроль за их движением. Кроме того, с 2006 года объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей не разрешается списывать на затраты на производство при передаче в эксплуатацию.

Для целей налогового учета имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. рублей признается амортизируемым имуществом (п.1 ст.256 НК РФ). Таким образом, объект основных средств может в бухгалтерском учете отражаться в составе МПЗ, а в налоговом - в составе амортизируемого имущества. Способ отражения основных средств стоимостью до 20 тыс. рублей для целей бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно, и раскрывается в учетной политике.

Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (4842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (495) 288-10-01, 288-10-65, 288-10-74