Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 64 декабрь 2005 г. 
Новости законодательства:

Установлены коэффициенты-дефляторы на 2006 год

В соответствии с изменениями, внесенными в главу 26.3 НК РФ, коэффициентом-дефлятором для расчета налоговой базы по ЕНВД с 1 января 2006 года установлен коэффициент К1. Он утверждается на календарный год и учитывает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги в предыдущем периоде.

Согласно приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 27.10.2005 № 277 этот коэффициент в 2006 году составит 1,132.

Согласно закону коэффициент–дефлятор должен учитывать изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год. По прогнозу Минэкономики индекс инфляции составит в 2006 году 11,0 – 11,5%. Однако дефлятор установили в несколько большем размере. Такое увеличение выгодно «упрощенцам»: лучше условия для перехода на УСН и условия сохранения права на УСН.

Изменилось распределение ЕСН

Федеральным законом 158–ФЗ от 6 декабря 2005 года изменены ставки отчислений в ФСС и ФОМС в составе ЕСН: у ФСС отняли 0,3%, а федеральному фонду ОМС их добавили. В 2006 году при налоговой базе до 280 тысяч рублей ставка отчислений в ФСС будет составлять 2,9% (вместо 3,2%), а в ФФОМС – 1,1% (вместо 0,8%). Ставки отчислений в ФСС и ФФОМС при других пределах регрессивной шкалы также изменились.

Будьте внимательны при расчете единого социального налога за январь 2006 года. В программы фирм 1С и КАМИН соответствующие изменения будут своевременно внесены.

Для «вмененщиков» закончилась вольная жизнь

В настоящее время налоговый режим ЕНВД применяется по факту ведения деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход. Совершили такую операцию – заплатили налог.

Но чиновникам так и хочется создать трудности малому бизнесу. И это им удается. Федеральным законом 101–ФЗ от 21 июля 2005 года пункт 2 статьи 346.28 НК изложен в следующей редакции:

Налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт–Петербурге.

Как будут толковать этот пункт налоговые органы, пока неизвестно. Но не исключено, что все плательщики ЕНВД будут обязаны пройти перерегистрацию в первую неделю после новогодних каникул.

НДС для «упрощенца» – не доход

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, знают, что им нельзя выделять в отгрузочных документах сумму НДС, поскольку они не являются плательщиком этого налога. А если они выделили сумму НДС, то обязаны выставить покупателю счет–фактуру. По утверждению налогового ведомства налогоплательщик должен уплатить НДС в бюджет, а в сумму дохода, учитываемого при УСН, включить всю полученную сумму, включая сумму НДС.

При этом налоговые органы ссылаются на статьи 346.15 и 249 НК, в соответствии с которыми доходом признается сумма выручки, а в нее входит и НДС.

То, что выставленный НДС надо заплатить, не вызывает сомнения, эту же сумму НДС покупатель примет к вычету. А вот по поводу включения суммы НДС в доход налогоплательщика на УСН есть сомнения. Один дотошный налогоплательщик сумел опровергнуть мнение налоговых органов в арбитражном суде (постановление ФАС Северо–Западного округа от 12 октября 2005 года № А66–1094/2005).

Суд отметил, что согласно статье 41 НК «доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме». А от полученного НДС «упрощенец» никакой выгоды не приобрел, он же его заплатил в бюджет. Следовательно, решил суд, суммы НДС в доход включать неправомерно.

Без комментариев

Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 11 февраля 2005 года N 04–2–02/35 «О предоставлении стандартных налоговых вычетов»

Федеральная налоговая служба по вопросу предоставления стандартных налоговых вычетов сообщает следующее. В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Пунктом 4 статьи 218 Кодекса предусмотрено, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода. Налоговым периодом в соответствии со статьей 216 Кодекса признается календарный год.

Таким образом, стандартный налоговый вычет предоставляется физическому лицу в полагающихся размерах за каждый месяц налогового периода, в течение которого между налоговым агентом и работником заключен трудовой договор или договор гражданско–правового характера.

Физическому лицу, не состоящему с организацией в трудовых отношениях, предоставляется стандартный налоговый вычет только за те месяцы налогового периода, в которых налогоплательщик получил налогооблагаемый доход.

И.Ф.Голиков

Новый программный продукт
Арбитражная практика

За использование нелицензионных программ – штраф

В стране разворачивается борьба с контрафактной продукцией и нарушением авторских прав. В ноябре была проведена всероссийская операция «Контрафакт», в результате которой возбуждено много уголовных дел, изъяты тонны нелицензионной продукции. В Калуге, в частности, были проверены киоски торгующие компьютерными программами и музыкальными дисками. Тысячи нелицензионных дисков были уничтожены под гусеницами бульдозера.

Постепенно подключаются к этой теме и арбитражные суды. Приведем в качестве примера Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 ноября 2005 года по делу № А52-1633/2005/1.

Корпорация «Майкрософт» (США) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Научно–производственная фирма ТИМ» о взыскании 1 000 000 руб. компенсации за нарушение авторских прав.

Решением от 22.06.2005 суд взыскал с НПФ «ТИМ» в пользу Корпорации «Майкрософт» 500 000 руб. компенсации за нарушение авторских прав, а также 16 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины; в остальной части в иске отказано.

Однако НПФ «ТИМ» посчитало, что решение суда было принято с нарушением норм закона и подало кассационную жалобу с просьбой об его отмене.

При этом НПФ «ТИМ» ссылался на то, что он является добросовестным приобретателем, и следовательно, должен быть освобожден от возмещения вреда в силу статьи 16 Закона РФ от 23.09.92 № 3523–1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Аргументы предприятия сводились к тому, что компьютерный салон установил на продаваемые НПФ «ТИМ» компьютеры программы корпорации «Майкрософт» (Microsoft Windows, Microsoft Оffice), следовательно, произвел передачу права собственности на экземпляры установленных программ.

По мнению НПФ «ТИМ» компьютерный салон имел право без согласия правообладателя (корпорации «Майкрософт») передать право собственности на экземпляры программ ЭВМ, а значит, НПФ «ТИМ» имело право пользоваться данными программами.

Конечно, такие аргументы не выдерживают никакой критики. В Постановлении говорится:

Ссылка подателя жалобы на статью 16 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3523–1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» является необоснованной. В соответствии с указанной нормой права перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения. Довод подателя жалобы о том, что он является добросовестным приобретателем указанного программного продукта, поэтому считает себя невиновным в нарушении авторских прав истца, является несостоятельным, поскольку в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что изъятые у ответчика экземпляры программ для ЭВМ были введены в гражданский оборот с согласия правообладателя. Более того, материалами дела подтверждается, что ответчик использовал контрафактные экземпляры программ для ЭВМ, то есть экземпляры, введенные в гражданский оборот с нарушением закона.

Другими словами, на установленные у пользователя программы должно быть подтверждение, что они введены в гражданский оборот с согласия правообладателя. Это может быть лицензия, регистрационная анкета, договор об использовании программ и т.п. А в данном случае никаких документов, подтверждающих лицензионность программ, не было.

Более того, сотрудниками УВД Псковской области в помещении ООО «НПФ ТИМ» на компьютерах, используемых им для осуществления коммерческой деятельности, было обнаружено нелицензионное программное обеспечение, авторские права на которое принадлежат корпорации «Майкрософт». Проведенной экспертизой установлено, что экземпляры программного обеспечения, изъятого в ходе осмотра, являются контрафактными.

Суд сделал вывод, что сумма компенсации, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, установлена судом первой инстанции с учетом конкретных материалов дела, каких–либо доводов, опровергающих обоснованность установленной судом первой инстанции суммы, сторонами по делу не выдвинуто, поэтому у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки указанных обстоятельств. Оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Суд постановил решение Арбитражного суда Псковской области оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Научно–производственная фирма ТИМ» – без удовлетворения.

Горячая тема

Изменения в Налоговом кодексе

Изменение пособий в 2006 году. Государственная Дума РФ приняла во втором чтении законопроект «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году».

Скорее всего, изменений в окончательном варианте закона не будет, поэтому мы познакомим с ним наших читателей, учитывая, что изменения будут действовать с Нового года.

Застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам с работодателями, применяющими общую систему налогообложения и являющимися плательщиками ЕСН, пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) будут, как и в 2005 году, выплачиваться за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а начиная с третьего дня — за счет средств ФСС.

Застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с работодателями, применяющими спецрежимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), пособия по временной нетрудоспособности будут как и сейчас выплачиваться в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ: за счет ФСС из расчета МРОТ, остальное за счет работодателя. Если организация платит добровольные взносы в ФСС, то все пособие выплачивается за счет ФСС.

Пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из средней заработной платы застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с учетом непрерывного стажа (в размере 60, 80, или 100%). Пособие по беременности и родам, как можно понять из законопроекта, хотя прямым текстом это не сказано, выплачивается в размере 100% независимо от стажа. Действие статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которой устанавливалось ограничение пособия для беременных в зависимости от стажа, приостановлено на 2006 год.

Порядок расчета среднего заработка для пособий не изменился.

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам установлен в сумме 15000 рублей, напомним, что в 2005 году этот размер составляет 12480 рублей.

Сохранена жесткая и несправедливая норма, согласно которой работник, проработавший перед началом нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам не более 3 месяцев в течение последних 12 месяцев, получает пособие из расчета МРОТ (800 рублей в месяц). Особенно больно это положение ударяет по женщинам, выходящим из декретного отпуска, у которых был большой перерыв в работе.

Максимальный размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен в сумме 46900 рублей (в 2005 году 33000 рублей).

Кроме этого, другим законопроектом, который тоже имеет все шансы быть принятым, увеличивается сумма разового пособия по рождению ребенка с 6000 до 8000 рублей, а также сумма единовременного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с 500 до 700 рублей.

Актуальные релизы
ПРОГРАММЫ КАМИН для 1С:Бухгалтерии 7.7 № релиза
КАМИН:Расчет зарплаты 1.2 1.2.013
КАМИН:Расчет зарплаты 2.0 2.0.028
КАМИН:Налоговый учет 2.0 ПРОФ 2.0.009
КАМИН:Общепит 1.0 1.0.031
КАМИН:Розничный магазин 1.0 1.0.018
КАМИН:Упрощенка-6 1.0.015
КАМИН:Упрощенка-15 1.0.017
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 7.7 № релиза
1С:Бухгалтерия 7.7 7.70.472
1C:Упрощенная система налогообложения 7.70.145
1С:Зарплата и кадры 7.7 7.70.260
1С:Торговля и склад 7.7 7.70.939
Более подробную информацию о релизах вы можете узнать на сайтах http://kamin.kaluga.ru и http://www.1c.ru
Программа для муниципальных образований

В связи с вступлением в силу с 1 января 2006 г. Федерального Закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» фирма «1С» готовит к выпуску новый программный продукт «1С:Бюджет муниципального образования», позволяющий удовлетворить потребности в автоматизации исполнения бюджета как существующих, так и вновь создаваемых муниципальных образований. Продукт предназначен для автоматизации деятельности органов, организующих исполнение бюджетов городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородских территорий городов федерального значения, действующих на основании Федерального Закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ, исполняющих бюджеты и ведущих учет с применением Инструкции по бюджетному учету (утверждена Приказом Минфина России от 26.08.2004 г. N70н).

Конфигурация «Бюджет муниципального образования» разработана в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства и инструкций Министерства финансов Российской Федерации и реализует стандартную методологию планирования, санкционирования, бюджетного учета, контроля и анализа исполнения бюджета.

Программный продукт позволяет:

  • использовать различные варианты кассового обслуживания исполнения бюджетов через банк, органы федерального и регионального казначейства;
  • организовать и автоматизировать собственное муниципальное казначейство с ведением лицевых счетов распорядителей и получателей средств бюджета, санкционированием, контролем и управлением выплатами из бюджета;
  • в электронном виде взаимодействовать с бюджетными учреждениями, банками, органами федерального и регионального казначейства.

Использование программного продукта существенно упростит процедуры планирования, исполнения бюджета, ввода и обработки информации, обеспечит полный и четкий контроль за целевым расходованием бюджетных средств.

Конфигурация включает следующие функциональные возможности:

  • Формирование проекта бюджета, учет изменений к проекту бюджета,
  • Подготовка аналитических форм к проекту «Закона о бюджете» в необходимых разрезах;
  • Формирование, уточнение и анализ исполнения росписи доходной части бюджета;
  • Формирование, уточнение, контроль и анализ исполнения росписи расходной части бюджета;
  • Формирование, уточнение и анализ исполнения росписи источников финансирования дефицита бюджета;
  • Утверждение, распределение, уточнение, контроль и анализ исполнения лимитов бюджетных обязательств;
  • Учет договоров, постановка на учет, контроль и анализ оплаты бюджетных обязательств;
  • Доведение до главных распорядителей (распорядителей) и распределение объемов финансирования;
  • Учет кассовых поступлений (поступление доходов; восстановление кассовых расходов; поступление средств, выданных на возвратной основе; поступление заемных средств; невыясненные поступления и т.д.);
  • Управление выплатами из бюджета, учет кассовых выбытий (оплата расходов получателей средств бюджета; оплата прямых расходов; предоставление средств на возвратной основе; возврат заемных средств; возврат доходов и т.д.);
  • Автоматический бюджетный контроль;
  • Процедуры электронного обмена информацией с банками, органами федерального и регионального казначейства; автоматизированная обработка выписки органа, осуществляющего кассовое обслуживание бюджета;
  • Полная интеграция с «1С:Предприятие 7.7. Бухгалтерия для бюджетных учреждений», редакция 5 (обмен справочной информацией, плановыми и финансовыми документами);
  • Автоматическое формирование регламентированной и аналитической отчетности.
Линия консультаций

— Здравствуйте! Мы давно работаем в Вашей программе «Расчета заработной платы 1.2», и у нас возник следующий вопрос: как работать с полными однофамильцами?

Наша рекомендация будет полезна также пользователям программы «Расчета заработной платы 2.0». В конфигурации требуется, чтобы краткое наименование сотрудника в справочнике (как правило, это фамилия и инициалы) было уникальным. Если у вас есть сотрудники с одинаковыми фамилиями и инициалами, то в этом поле нужно ввести их так, чтобы они отличались друг от друга, например, Иванов  И. Ал. и Иванов И. Ан. или Иванов  И. И. 1-й и Иванов И.И. 2-й.

Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (4842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (495) 288-10-01, 288-10-65, 288-10-74

— Наша организация с 2004 года применяет упрощённую систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов». В январе 2005 года нами был приобретён по договору купли-продажи вексель банка. В июле 2005 года он погашен банком. Учитывается ли в составе доходов в целях налогообложения единым налогом сумма, полученная при погашении векселя?

—При определении объекта налогообложения у организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, учитываются:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;

  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

При этом не учитываются доходы, предусмотренные статьёй 251 НК РФ (ст. 346.15 НК РФ). Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ, средства, полученные по договорам кредита или займа, независимо от формы оформления заимствований, а также средства, полученные в счёт погашения таких заимствований, относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении.

Поэтому при погашении векселя денежные средства, полученные в счёт погашения долгового обязательства, в облагаемую базу по единому налогу не включаются. Во внереализационных же доходах учитываются доходы в виде процентов (дисконта), полученные по погашенному векселю (п. 6 ст. 250 НК РФ).

Консультационный центр КАМИН

— консультации по вопросам применения норм налогового, бухгалтерского, трудового законодательства на платной основе.

Телефон: (4842) 53-10-22, e-mail: kamin@kaluga.ru