Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 59 июнь 2005 г. 
Новости законодательства:

Минфин поставил ФНС на место

В прошлом номере НоК мы писали о точках зрения Минфина и ФНС по поводу момента включения "упрощенцами" в расходы стоимости покупных товаров.

Не знаем, читают ли чиновники Минфина наше издание, но Минфин выпустил Письмо от 13 мая 2005 года № 03-03-02-02/70, в котором полностью подтвердил нашу точку зрения. Вот что говорится в Письме по поводу стоимости покупных товаров и входного НДС.

В пункте 2 статьи 346.16 Кодекса не говорится о распространении положений перечисленных статей главы 25 Кодекса на расходы, указанные в подпунктах 8 (это НДС - Ред.) и 23 (это товары - Ред.) пункта 1 этой же статьи Кодекса.

Таким образом, в отличие от расходов на приобретение сырья и материалов учет расходов на приобретение товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, статьей 254 Кодекса не регулируется. Не распространяются на эти расходы и положения статьи 268 Кодекса.

В связи с этим и в соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса указанные расходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются при определении налоговой базы по единому налогу в полной сумме после их фактической оплаты независимо от времени реализации товаров.

По поводу НДС дополнительно разъяснено, что суммы налога не включаются в стоимость товарно-материальных ценностей, учитываемых в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 254 Кодекса. Не включаются они и в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). Указанный налог в полной сумме учитывается в составе расходов в отчетном периоде его уплаты.

А как же Письма ФНС, спросят читатели. Можно ли ими руководствоваться? Ответ в уже упоминавшемся Письме Минфина.

Разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 письма МНС России от 11.06.2003 № СА-6-22/657, в части распространения на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, порядка учета доходов и расходов, предусмотренного статьей 273 Кодекса, не соответствуют действующему законодательству.

Все это хорошо, конечно. Но без "ложки дегтя" не обошлось. По поводу ТМЦ, отпускаемых в производство, Минфин заявил следующее.

При учете расходов на приобретение сырья и материалов нужно руководствоваться положениями статьи 254 Кодекса, согласно пункту 5 которой при определении налоговой базы не учитывается стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца.

Получается, что Минфин обязывает при УСН рассчитывать "незавершенку" и вычитать из расходов. При кассовом методе это занятие не для слабонервных. Ведь надо не просто посчитать остатки сырья и материалов в производстве на конец периода, но и по каждой позиции номенклатуры разобраться, что оплачено поставщикам, а что нет.

Света нет - закрывай лавку

ФНС выпустила очередное письмо от 19 апреля 2005 года № 22-3-11/611, посвященное контрольно-кассовой технике.

До вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, регламентирующего применение ККТ, организации в случае отключения электроэнергии вправе были использовать квитанцию формы по ОКУД № 0700003.

Законом 54-ФЗ возможность неприменения контрольно-кассовой техники и выдачи квитанций в случае отключения электроэнергии не предусмотрена. Поэтому ФНС разъясняет:

с вступлением в силу Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели при продаже товаров не вправе применять квитанции по форме по ОКУД № 0700003 вместо контрольно-кассовых машин.

Значит, при любом отключении электричества нужно прекращать розничную торговлю, да и вообще любые наличные расчеты.

А для тех, кто не собирается выполнять эти требования, добавлена "страшилка".

Дополнительно сообщаем, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 14.5) предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины.

Минфин: Дешевые ККМ списать, купить дорогие

Минфину вопросы ККМ тоже не дают покоя. В Письме от 14.04.2005 № 03-01-20/2-56 чиновники Минфина сделали оригинальные выводы.

Как известно, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации".

Что такое "нормативный срок эксплуатации", в законодательстве не говорится. Минфин считает, что это "продолжительность срока амортизации с учетом применения утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". А поскольку ККТ относится к амортизируемому имуществу четвертой группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), срок ее использования должен быть не более 7 лет для каждой машины.

Что ж, с этим можно согласиться.

Но как быть в случае, когда стоимость приобретения исключенной из Реестра ККМ была менее 10000 рублей, и расходы на ее приобретение были списаны в полной сумме в момент ввода в эксплуатацию согласно ПБУ 6/01?

Минфин заявляет следующее.

Что касается контрольно-кассовой техники, модели которой исключены из Государственного реестра, по которой амортизация не начислялась (со стоимостью менее 10 тыс. рублей), то необходимо иметь в виду, что если согласно действующему законодательству начисление амортизации на контрольно-кассовую технику не предусмотрено и модель контрольно-кассовой техники исключена из Государственного реестра, дальнейшее использование ее не представляется возможным.

А вот с этим согласиться довольно трудно.

Если предприятие купило кассовый аппарат за 10000 рублей, то это совсем не значит, что у аппарата нет нормативного срока эксплуатации. ККМ включены в амортизационные группы независимо от их возможной стоимости, которая, к тому же, может быть разной при разных сделках.

Например, другое предприятие купило такой же аппарат за 10001 рубль. По логике Минфина получается, что второе предприятие имеет право применять ККМ, а первое - должно немедленно покупать новую кассовую машину. А как же равенство налогоплательщиков перед законом?

По нашему мнению, не надо спешить покупать новую дорогую машину, можно попробовать доказать свою правоту, в крайнем случае, в суде.

Об успешной борьбе с чиновниками по применению ККМ мы писали в прошлом номере НоК.

НДС с комплектов

В торговле довольно часто товары продаются комплектами. При этом может возникнуть ситуация, что составляющие комплекта подлежат обложению НДС по разным ставкам.

На частное письмо по поводу обложения НДС комплекта, состоящего из книги (НДС 10%) и вложенного в нее носителя информации (НДС 18%), ФНС Письмом от 13 апреля 2005 года № 03-04-05/11 разъяснила, что "при реализации комплекта, состоящего из книжной продукции и магнитного носителя, следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов".

Видимо, такое же мнение у ФНС по поводу любых комплектов товаров. По нашему мнению, это не соответствует Налоговому кодексу, поскольку комплект не является какой-либо позицией номенклатуры товара, в него включаются разные товары. Поэтому, вполне естественно, что каждый товар, входящий в состав комплекта, должен облагаться по соответствующей ставке.

Нашим читателям мы советуем учитывать позицию ФНС, для подстраховки можно в таких случаях оформлять продажу не комплектом, а отдельными товарами. Ну и конечно, в таких случаях надо вести раздельный учет НДС по товарам, облагаемым по разным ставкам налога.

Актуальные релизы
ПРОГРАММЫ КАМИН для 1С:Бухгалтерии 7.7 № релиза
КАМИН:Расчет зарплаты 1.2 1.2.008
КАМИН:Расчет зарплаты 2.0 2.0.026
КАМИН:Налоговый учет 2.0 ПРОФ 2.0.007
КАМИН:Общепит 1.0 1.0.030
КАМИН:Розничный магазин 1.0 1.0.017
КАМИН:Упрощенка-6 1.0.015
КАМИН:Упрощенка-15 1.0.015
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 7.7 № релиза
1С:Бухгалтерия 7.7 7.70.467
1C:Упрощенная система налогообложения 7.70.141
1С:Зарплата и кадры 7.7 7.70.253
1С:Торговля и склад 7.7 7.70.938
Более подробную информацию о релизах вы можете узнать на сайтах http://kamin.kaluga.ru и http://www.1c.ru
Арбитражная практика

Законен ли ЕНВД в Калужской области?

На этот вопрос навело Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2005 года № 82-Г05-3. Коллегия рассмотрела кассационную жалобу Председателя Курганской областной Думы на решение Курганского областного суда.

ООО "Афина" обратилось в арбитражный суд с просьбой признать противоречащим федеральному закону, не действующим и не подлежащим применению с момента принятия Закон Курганской области от 26 ноября 2002 года "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Курганской области".

Этим законом для исчисления суммы ЕНВД определено, что значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 рассчитывается путем перемножения нескольких корректирующих коэффициентов, и установлены размеры этих коэффициентов. При этом некоторые коэффициенты имеют значение больше 1.

Областной суд Курганской области поддержал в этой части налогоплательщика и признал незаконным установление коэффициента К2 как произведения сомножителей.

Как отметил суд, значения корректирующего коэффициента базовой доходности, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности (К2) определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,01 до 1 включительно (346.29 п.7).

Для различных видов предпринимательской деятельности и каждого из категорий налогоплательщиков значение корректирующего коэффициента К2 не может быть употреблено во множественном числе.

Областной суд признал незаконными положения, устанавливающие значения коэффициентов, составных частей коэффициента К2, в размерах, превышающих единицу.

Областная Дума пыталась доказать, что поскольку произведение коэффициентов не выходит за пределы 1, то коэффициенты законны. Но Коллегия указала областным законодателям, что они не правы.

В соответствии с п.3 ст.3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Установление вопреки федеральному закону иных, не предусмотренных ст.346.27 Налогового кодекса РФ корректирующих коэффициентов базовой доходности, в том числе без экономического основания, неправомерно.

А теперь обратимся к калужскому законодательству об ЕНВД (Закон Калужской области от 26 ноября 2002 года № 155-0З в редакции Закона от 27 февраля 2003 г. N 187-ОЗ).

В статье 3 областного Закона говорится:

Корректирующий коэффициент К2 определяется для всех категорий налогоплательщиков как произведение коэффициентов, установленных приложениями № 1 и № 2 к настоящему Закону.

А это, как следует из вышесказанного, незаконно.

Более того, для многих видов деятельности "вмененщиков" (розничной торговли в магазинах, ветеринарных услуг, ремонту и обслуживанию автотранспорта) установлены коэффициенты в зависимости от сменности работы, которые превышают единицу (для двухсменной работы 1.1, для круглосуточной работы 1.2).

Именно такие положения закона Курганской области и признал незаконными Курганский областной суд. Значит, и в Калужской области их можно признать незаконными. Найдутся ли желающие "пободаться" с областной властью? Если такие желающие есть (а за 20-процентное снижение налога можно и посудиться), то им следует торопиться. В скором времени ожидается принятие федерального закона, разрешающего областным властям устанавливать К2 как произведение нескольких составляющих, и все положения областного закона станут законными.

А пока калужские законодатели внесли небольшое изменение в свой закон, решили уменьшить одну из составляющих К2. Коэффициент, применяемый при торговле в сельских магазинах, снижен с 0.6 до 0.4 (Закон Калужской области от 27 мая 2005 года № 73-ОЗ).

Горячая тема

Изменения в Налоговом кодексе

Президентом РФ подписан федеральный закон от 6 июня 2005 года № 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Этим законом внесены изменения в 23 и 25 главы Налогового кодекса РФ. Изменены 3 статьи главы 23, касающейся НДФЛ, и 43 статьи главы 25, посвященной налогу на прибыль. Кроме того, внесены изменения в некоторые законы, ранее изменявшие Налоговый кодекс.

Закон вступает в силу с 1 января 2006 года. Для отдельных положений закона установлен другой порядок вступления в силу: для некоторых положений с 1 января 2007 года, для других - через месяц после опубликования. При этом отдельные положения закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года, с 1 января 2004 года, с 1 января 2005 года.

В этой статье мы остановимся только на положениях закона, которые распространяются на правоотношения с 1 января 2005 года или ранее, другими словами, на те, которые нужно будет учитывать уже в текущем году.

Изменениями по НДФЛ уточнен порядок определения стоимости акций, полученных налогоплательщиками при реорганизации организаций (статья 214.1 НК), а также срок их нахождения в собственности налогоплательщика (статья 220 НК). Теперь такой срок исчисляется с даты приобретения в собственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

А вот по налогу на прибыль много важных изменений.

Уточнено отнесение доходов к внереализационным (статья 250 НК). К таким доходам не будут относиться доходы от долевого участия в других организациях, если они направлены на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров или участников. К доходам в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей не будет относиться курсовая разница от переоценки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.

Статья 251 НК "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" дополнена пунктом 3, уточняющим определение налоговой базы при реорганизации предприятий.

В статью 252 НК добавлен пункт 2.1, подробно регламентирующий признание расходов реорганизуемых предприятий.

Статья 259 НК "Методы и порядок расчета сумм амортизации" дополнена пунктом 14:

Организация, получающая в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять срок их полезного использования как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим `собственником.

К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (статья 264 НК), отнесены суммы таможенных пошлин и сборов. К расходам на охранную деятельность отнесены и услуги, оказываемые вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации, которые Минфин до сих пор упорно не разрешал относить к расходам (см. статью в нашем издании за апрель 2005 года).

Статья 268 НК теперь регулирует особенности определения расходов не только при реализации товаров, но и при реализации имущественных прав.

Большие изменения внесены в статью 318 "Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию".

Выражение "К прямым расходам относятся:" заменено на "К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:". Это небольшое уточнение означает, что список прямых расходов вместо закрытого стал открытым. Значит, теперь налогоплательщик может относить к прямым расходам и расходы, не поименованные в НК.

В прямые расходы наряду с ЕСН теперь нужно включать и взносы на обязательное пенсионное страхование. Это должно значительно облегчить налоговый учет, ведь до сих пор взносы в ПФ относились к косвенным расходам.

В статью добавлен важный абзац:

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Таким образом, ничто не мешает установить перечень прямых расходов для налогового учета таким же, как и для бухгалтерского учета, что значительно сократит затраты на ведение учета.

Еще один важный абзац добавлен в эту статью.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Важные изменения внесены и в статью 319 НК, определяющую оценку "незавершенки".

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Таким образом, уходит в прошлое деление налогоплательщиков на категории по видам деятельности (обработка сырья, услуги, прочие).

В новой редакции изложена статья 320 НК "Порядок определения расходов по торговым операциям".

Теперь налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров, и эту стоимость товаров учитывать при их реализации.

Итак, все перечисленные изменения могут применяться уже в 2005 году. Для того чтобы их применять, нужно будет внести изменения в учетную политику организации. И хотя учетная политика может изменяться только с начала года, но поскольку законодатель изменил правила налогообложения "задним числом", то и налогоплательщику, по нашему мнению, не возбраняется изменить свою учетную политику с 1 января 2005 года в части изменений, внесенных законом 58-ФЗ.

Консультируют специалисты

- Добрый день! Мы работаем в программе "1С: Бухгалтерия", редакция 4.5. Подскажите, что надо делать, если фирма хочет перейти на автоматическое формирование книг покупок и продаж, при том что в текущем году оплаты отслеживались вручную?

- При переходе на автоматическое формирование книг покупок и продаж рекомендуется расчеты с контрагентами, начиная с какого-то выбранного момента времени (например, с первого числа месяца), вести по новым договорам. Для этого необходимо установить флажок "Использовать документы по договору для автоматического формирования книги покупок и книги продаж".

По старым договорам (которые были до первого числа этого месяца) следует продолжать вести расчеты вручную, пока задолженность по этим договорам не закроется.

- У нас вопрос по программе "КАМИН:Расчет заработной платы" версии 2.0. На нашем предприятии некоторые сотрудники работают и на основном, и на неосновном местах работы (внутреннее совмещение). Стандартные налоговые вычеты не должны распространяться на доход этих сотрудников, полученный на неосновном месте работы. Какие настройки должны быть сделаны в программе для правильного расчета?

- Относите начисления по основному месту работы и по совмещению на разные источники доходов. При расчете НДФЛ есть возможность применять вычеты только к одному выбранному источнику (установкой флажка "применить стандартные вычеты только к одному источнику").

- Как в "1С: Бухгалтерии" отразить НДФЛ с материальной выгоды по ставке 35%?

- Для этого Вам нужно проделать следующие операции:
1. В справочнике "Виды начислений (выплат)" добавить данный вид начисления, например, "Материальная выгода", указав для него "Вид дохода для учета НДФЛ" с кодом 2610.
2. Оформить две ручные проводки:
Дт 70 (субконто 1 - сотрудник, субконто 2 "Материальная выгода" с кодом 2610) - Кт 68.1 (субконто "Налог:начисл./уплач.") - и в графе "Сумма" указать рассчитанную вручную сумму НДФЛ, исчисленного с материальной выгоды по ставке 35%;
Дт пустой - Кт ДФЛ.1 (субконто 1 - сотрудник, субконто 2 "Материальная выгода" с кодом 2160) - в графе "Сумма" указать сумму материальной выгоды.

Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (0842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (095) 288-10-01, 288-10-65, 288-10-74