Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 58 май 2005 г. 
Новости законодательства:

Консультации налоговых служб - доверяй, но проверяй

ФНС своим Письмом от 15 апреля 2005 года № ШС-6-14/316 довело до сведения налогоплательщиков, что Центральная консультационная служба МНС РФ и ее филиалы не правомочны осуществлять налоговое консультирование юридических и физических лиц.

Данные Центральной консультационной службой Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, ее филиалами, иными подразделениями экспертные заключения по вопросам налогообложения не являются официальной позицией налоговых органов Российской Федерации и не имеют юридической силы.

При обращении за налоговой консультацией рекомендуется обращать внимание не только на вывеску, под которой работает консалтинговая фирма, а, прежде всего, на квалификацию налоговых консультантов, их опыт работы, репутацию их в бухгалтерской среде, направленность консультаций на строгое соответствие закону (а не письмам и разъяснениям) и на защиту налогоплательщика от иногда необоснованных требований налоговых органов.

Вымогательству - бой!

По сообщению информационного агентства REGNUM в Калуге за вымогательство взятки в сумме 45000 рублей задержаны два сотрудника налоговой инспекции по Московскому округу города Калуги.

Против них возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "в" ч. 4 ст. 290 УК РФ вымогательство взятки должностным лицом. Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет и штрафа в размере до одного миллиона рублей.

Как установлено в ходе предварительного следствия, деньги вымогались инспекторами за сокрытие якобы серьезных нарушений налогового законодательства, выявленных ими в муниципальном унитарном предприятии в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Калужским районным судом 14 мая 2005 года в отношении подозреваемых в совершении данного преступления избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Органы предварительного следствия проводят необходимые следственные действия.

Командировки за границу будут выгодней

Правительство РФ Постановлением от 13 мая 2005 года утвердило новую редакцию "Норм расходов организаций на выплату суточных за каждый день нахождения в заграничной командировке, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". Эти нормы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 93.

Суточные при командировке в большинство стран увеличены. Например, при командировке на срок до 60 дней в Украину суточные увеличены с 46 до 53 долларов США, при командировках на тот же срок в Белоруссию с 48 до 57 долларов США за сутки. Постановление вступает в силу с 1 января 2006 года.

Напомним, что суточные при командировках внутри нашего отечества, учитываемые при расчете налога на прибыль, составляют 100 рублей в сутки, или примерно 3.5 доллара США.

Пени с авансовых платежей не берутся

Минфин РФ в письме от 13.05.2005 года № 03-06-04-04/23 разъяснил, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрены отчетные периоды и обязанность исчисления авансовых платежей по транспортному налогу. Следовательно, установить их самостоятельно региональные власти не могут.

А так как кодекс не требует платить транспортный налог внутри года, пеней за несвоевременное перечисление авансовых платежей по этому налогу быть не может.

Лицензируемых видов деятельности будет меньше

Государственная Дума РФ приняла во втором чтении поправки в законы "О лицензировании" и "О защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля".

Согласно этим поправкам отменяется лицензирование 49 из 150 видов предпринимательской деятельности, которые подлежат лицензированию в настоящее время. Если поправки будут приняты окончательно (скорее всего, так и будет), то не нужны будут лицензии аудиторским и туристическим фирмам, компаниям, занимающимся ветеринарной, фармакологической, оценочной деятельностью, и многим другим.

Планируется, что сокращение числа лицензируемых видов деятельности пройдет поэтапно.

Новые правила оказания услуг телефонной связи

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 года № 310 утверждены новые Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи.

Текст Правил содержит 148 пунктов, и мы не можем подробно его прокомментировать, остановимся только на некоторых положениях.

Оператор связи обязан бесплатно круглосуточно предоставлять некоторые услуги, в частности, давать справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица). Сейчас такие услуги связисты бесплатно оказывать не обязаны.

По новым Правилам в случае смены владельца телефонизированного помещения договор с прежним владельцем прекращается. При этом оператор связи по требованию нового владельца указанного помещения обязан в течение 30 дней заключить с новым владельцем договор. В настоящее время такой обязанности у связистов нет, номер могут просто отдать любому очереднику.

Вот еще важное нововведение.

Плата за предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи взимается однократно при установке оборудования в нетелефонизированном помещении.

Можно сделать вывод, что при смене владельца помещения (например, при приобретении квартиры) связисты не будут больше брать "грабительские" тарифы просто за подключение телефона.

Новые Правила вводятся в действие с 1 июля 2005 года.

Без комментариев

Приказ ФНС РФ от 21 апреля 2005 года № САЭ-3-02/173

О признании утратившими силу Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций. части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Считать утратившими силу:

Приказ МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации";

Приказ МНС России от 27.10.2003 N ВГ-3-02/569 "О внесении изменений в Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729".

Руководитель Федеральной налоговой службы А.Э. Сердюков

Куда пойти учиться

В июне т.г. Учебный Центр КАМИН приглашает бухгалтеров и финансовых работников предприятий принять участие в следующих курсах и семинарах

  • Учебный курс "1С:Бухгалтерия 7.7" для начинающих. Практическое освоение" (12 часов, 31.05-08.06)
  • Методологический семинар "1С:Консалтинг" Налог на прибыль. Налоговый и бухгалтерский учет. Отчетность. (I группа - 9.06, II группа 22.06)
  • Учебный курс "1C:Бухгалтерия для бюджетных учреждений. Ред. 5.0 (с новым планом счетов). Практическое освоение. (12 часов, 14.06-21.06)
  • Учебный курс "КАМИН:Расчет заработной платы. Версия 2.0" Практическое освоение. (16 часов, 20.06-30.06)
  • Юридический семинар "1С:Консалтинг.Юридический консалтинг": "Внутренний аудит. Подготовка к налоговым проверкам. Актуальные вопросы налогоплательщиков. (27.06)

Учебные курсы и семинары проводят практикующие специалисты (бухгалтеры, юристы, консультанты по налогообложению), профессиональные лекторы и преподаватели.

Дополнительная информация и регистрация

по телефону (0842) 53-10-22,

по адресу: г. Калуга, пер. Теренинский, 6, оф. 205.

Арбитражная практика

Неправильную ККМ признали правильной

Как известно, налоговые органы взяли курс на перевод всех контрольно-кассовых машин, используемых налогоплательщиками, на так называемую криптографическую защиту. При этом ККМ, купленные ранее, можно будет эксплуатировать еще некоторое время (до окончания нормативного срока эксплуатации), а вот регистрировать ККМ без криптозащиты (так называемых ЭКЛЗ электронных контрольных лент защищенных) налоговые органы не хотят.

В своих решениях они, в основном, опираются на протоколы заседаний государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ (ГМЭК). В течение 2004 года было несколько таких протоколов и, соответственно, писем МНС об исключении из реестра многих моделей ККМ. Но иногда налоговые органы издают и свои письма.

Модели ККМ с ЭКЛЗ стоят в несколько раз дороже ранее выпускавшихся моделей, и налогоплательщики вынуждены нести дополнительные расходы.

Предприниматель Полунин из г. Омска усомнился в законности такого порядка и обратился в арбитражный суд Омской области.

Дело в том, что 12.11.2004 он обратился в ИМНС с заявлением о регистрации ККМ ОКА-102Ф. Налоговым органом в регистрации было отказано.

Как следует из текста письма, основанием произведенного отказа послужило письмо МНС РФ № 33-0-11/327 от 12.05.2004 "Об исключении из государственного реестра моделей контрольно-кассовых машин и версий моделей", согласно которому не подлежит регистрации в налоговых органах с 01.10.2004 KКМ модели ОКА-102Ф.

Считая, что указанные действия налогового органа не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, предприниматель Полунин обратился в арбитражный суд.

Суд поддержал позицию налогоплательщика. Вот его аргументы.

В связи с вступлением в законную силу Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчётов с использованием платежных карт", изменился порядок ведения Государственного реестра ККМ, допущенных к использованию на территории РФ, а также государственный орган, на который возложена функция по ведению Государственного реестра.

До введения в действие указанного Федерального закона функции по ведению Государственного реестра ККМ были возложены на Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003, вести Государственный реестр должен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на то Правительством РФ.

До утверждения Правительством РФ порядка ведения Государственного реестра ККМ, действует Положение, утвержденное решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, протокол № 3 от 22.10.1993.

Согласно письму МНС РФ № ШС-6-33/1321 от 17.12.2003, до принятия соответствующих постановлений Правительства РФ налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр ККМ.

Но в нарушение этого порядка МНС издало Письмо от 12.05.2004, и к тому же не опубликовало его в установленном порядке, в соответствии с которым не подлежат государственной регистрации в налоговых органах отдельные модели ККМ, в том числе ОКА-102Ф. Этим МНС превысило свои полномочия.

Суд признал действия налоговой инспекции незаконными и противоречащими статьям 3, 4 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и обязал налоговую инспекцию зарегистрировать ККМ предпринимателя.

Нашим читателям до принятия соответствующего Постановления Правительства РФ можно посоветовать при решении вопроса, можно ли зарегистрировать ККМ, руководствоваться данными протоколов ГМЭК, а не письмами или личными указаниями налоговых органов.

Горячая тема

Списание товара при УСН

Одним из животрепещущих вопросов при упрощенной системе налогообложения является вопрос определения момента принятия в качестве расходов, учитываемых при УСН, стоимости покупных товаров. Мы уже обсуждали этот вопрос на страницах нашего издания, но новые обстоятельства побуждают вернуться к нему.

Существует несколько точек зрения по этому вопросу.

Во-первых, товар можно принять в качестве расходов в момент оплаты его поставщику. То есть, нужны 2 условия: товар оприходован, товар оплачен поставщику (или задолженность перед поставщиком погашена иным способом).

Во-вторых, товар можно принять в качестве расходов в момент отгрузки его покупателю при условии оплаты поставщику. В этом случае нужны 3 условия: товар оприходован, товар оплачен поставщику, товар отгружен покупателю. В этом способе можно усмотреть аналогию с принятием расходов по товарам при общей системе налогообложения согласно главе 25 Налогового кодекса.

Вариант третий: товар можно принять в качестве расходов в момент оплаты его покупателем. В этом случае нужны 4 условия: товар оприходован, товар оплачен поставщику, товар отгружен покупателю, товар оплачен покупателем.

Какой способ правильный? Нашу точку зрения мы уже сообщали нашим читателям. В подпункте 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса говорится, что в качестве расходов принимаются "расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации". Как видим, никаких намеков на момент отгрузки или продажи в НК не содержится. Следовательно, как только оплатили товар, его стоимость можно учесть как расходы. А п. 2 ст. 346.17 признает затраты налогоплательщика после их оплаты. То есть, по нашему мнению, правильной является 1-я точка зрения.

Однако налоговые органы считают по-другому. В Письме от 13.10.2004 года № 22-1-15/1667, в частности, говорится:

"В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Кодекса, налогоплательщик при реализации товаров вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров в установленном данной статьей порядке.

Исходя из этого, а также принимая во внимание кассовый метод признания доходов и расходов, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе включить расходы по оплате стоимости товаров в состав расходов, принимаемых в уменьшение доходов, только в момент получения доходов от реализации данных товаров".

Ссылка на статью 268 НК, на наш взгляд, неуместна. Пункт 2 статьи 346.16 Налогового кодекса не требует применения норм статьи 268 Налогового кодекса при учете затрат на покупные товары. Более того, в перечне расходов при УСН, которые признаются с учетом положений главы 25, подпункт 23 пункта 1 статьи 346.16 вообще не упомянут.

Некоторые налогоплательщики, не соглашаясь с точкой зрения налогового ведомства, защищают свои права в суде. И судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков.

Так, ФАС Волго-Вятского округа отметил, что недопустимо использовать положения статьи 268 в отношении расходов по оплате товаров УСН (Постановление от 2 декабря 2004 года № А43-11074/2004-16-499).

Такой же вывод сделал ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 23 июня 2004 г. № Ф04/3420-777/А03-2004). Судьи отметили, что налогоплательщик, применяющий УСН, правомерно уменьшил налогооблагаемую базу на сумму приобретенного, но не реализованного в отчетном периоде товара.

ФАС Поволжского округа по аналогичному поводу заявил, что при УСН расходы на приобретение товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, уменьшают доходы сразу после их фактической оплаты (Постановление от 30 сентября 2004 г. № А 55-15629/03-8).

И вот недавно свою точку зрения по этому актуальному вопросу высказал Минфин РФ.

В письме от 16 марта 2005 года № 03-03-02-04/1/74 сотрудники Минфина ответили на вопросы, связанные с применением фирмами спецрежимов. В частности, в ответе на вопрос об учете товаров говорится:

"В соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), расходами налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются затраты после их фактической оплаты.

Поскольку расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются по мере их оплаты, необходимость в ведении количественного учета движения товаров для целей налогообложения отсутствует".

Хотя ответ дается на вопрос о ведении количественного учета, все же позиция Минфина, на наш взгляд, высказана достаточно ясно включение в расходы стоимости товаров по мере их оплаты поставщику.

Аналогичную мысль высказывает Минфин в Письме от 04.11.2004 № 03-03-02-04/1/44:

"В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации".

То есть Минфин не настаивает на том, что для включения в расходы товар должен быть отгружен и оплачен покупателем.

И хотя налоговые органы часто не соглашаются с мнением своего "старшего брата", налогоплательщики могут с учетом мнения Минфина и сложившейся арбитражной практики списывать в расходы стоимость товаров в момент оплаты поставщику. Это не только позволит уменьшить сумму налога, но и значительно упростит ведение учета.

Наши специалисты

В Калуге теперь есть профессиональный КОНСУЛЬТАНТ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Потребность в объединении профессионалов в различные сообщества (гильдии, цеха, клубы) существовала всегда. Сложное для одного человека было легко для группы мастеров, которые могли обмениваться опытом, повышая свой профессиональный уровень, вместе решать поставленные задачи и защищать общие интересы.

Действующие в России профсоюзы аудиторов, адвокатов доказали свою состоятельность и эффективность в представлении и защите интересов всего сообщества.

В 2002 г. была зарегистрирована Палата налоговых консультантов общественная организация, объединившая в своих рядах профессионалов консультантов по налогам и сборам.

Одной из задач Палаты является обучение и повышение квалификации специалистов в области налогового консультирования. Образовательные программы реализуются с 1999 года.

Главный бухгалтер ООО "КАМИН-Софт", ведущий специалист Консультационного центра КАМИН, Оксана Евгеньевна Дагилис прошла аттестацию в качестве налогового консультанта и была принята в члены Палаты налоговых консультантов России. Ей присвоена квалификация "Консультант по налогам и сборам".

Немного о профессии

Квалификация "консультант по налогам и сборам" в нашей стране является одной из самых молодых, она была включена в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих в 2000 году. Откуда появилась необходимость в этой профессии? Налогообложение в России зачастую напоминает игру с неизвестными правилами. Налоговое законодательство сложное, постоянно меняющееся, финансовые потоки нередко текут "по теневому руслу", даже тем руководителям, которые хотели бы все делать легально, не хватает знаний в области налогообложения. Им требуется высококвалифицированная помощь специалиста, который мог бы дать совет в решении проблем, связанных с начислением и уплатой налогов государству.

Некоторые налогоплательщики находят выход в обращении в аудиторские фирмы. Однако стандарты аудита не предусматривают услуги по налоговому консультированию, они в основном направлены на совершенствование бухгалтерского учета. Налоговые органы также не дают консультаций по конкретным ситуациям, сложившимся по вопросам налогообложения у организаций, а на письменные запросы налогоплательщиков они отвечают выдержками из статей Налогового кодекса РФ без четких разъяснений по применению норм закона.

Налоговый консультант действует сегодня почти во всех цивилизованных странах как специалист, не зависимый от государственных органов. Профессиональная помощь такого специалиста позволяет юридическим лицам прогнозировать и осуществлять предпринимательскую деятельность с учетом требований законодательства о налогах и сборах, предотвратить ошибки, связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов и сборов, оказывать содействие в организации и ведении налогового учета. Это может принести ощутимый экономический эффект любой организации, предотвратить конфликты и споры в области налогообложения.

Консультируют специалисты

- Подскажите, пожалуйста, как ввести имущественный вычет в программе КАМИНа "Расчет заработной платы" версии 2.0?

- Имущественный вычет, который необходимо предоставить сотруднику за год, вводится документом "Корректировки" с использованием помощника "Имущественные вычеты". Сумму вычета необходимо вводить на каждый расчетный год. Если ввести два и более документов за год, сумма имущественного вычета определяется по сумме документов. Для ввода имущественного вычета должен быть заполнен параметр программы "ИмущественныйВычет". По умолчанию параметр заполняется при обновлении конфигурации на релиз 2.0.026.
Ирина Защепкина, Линия консультаций КАМИН

- Здравствуйте! У меня вопрос по конфигурации "1С:Бухгалтерия. Упрощенная система налогообложения". Почему при формировании Книги доходов и расходов некоторые расходы по оказанным и оплаченным услугам не попадают в расходы?

- Вам необходимо проверить движение по нужному контрагенту по счету 60.2 и по аналитике "виды расчетов с поставщиками". Должно быть строгое соответствие субконто в документах оказания услуги и ее оплаты.
Ольга Акулиничева, Линия консультаций КАМИН

Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (0842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (095) 288-10-01, 288-10-65, 288-10-74

- Добрый день! Обращаемся к налоговым консультантам фирмы КАМИН с таким вопросом: в письме ФНС РФ от 23.11.2004 № 04-2-06/679 высказана точка зрения о том, что стандартный налоговый вычет по НДФЛ не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода. Как правильно определяются стандартные налоговые вычеты: нарастающим итогом с начала года или помесячно?

- В приказе МНС РФ от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583 сказано, что стандартные вычеты рассчитываются нарастающим итогом с начала года. Статья 210 НК РФ не содержит ограничений на суммирование стандартных вычетов нарастающим итогом в течение налогового периода. По нашему мнению, стандартные налоговые вычеты следует определять нарастающим итогом с начала года.
Оксана Дагилис, Консультационный центр КАМИН

Консультационный центр КАМИН

квалифицированные консультации любого уровня сложности по вопросам применения норм финансового, налогового, гражданского, трудового законодательства в практической деятельности предприятий и частных предпринимателей.

Телефон: 53-10-22,

e-mail: kamin@kaluga.ru