Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 51 октябрь 2004 г. 
Новости законодательства:

Все на медосмотр

Опубликован Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 года № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)".

В нем утвержден перечень вредных и опасных факторов и перечень работ, при которых обязательно прохождение медосмотра работников, а также порядок проведения этих медосмотров. Опасные факторы делятся на химические, биологические, физические и факторы трудового процесса.

Обратим внимание наших читателей на пункт 4.2.3 приложения 1 к приказу. В нем в качестве опасного фактора трудового процесса значатся "Работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ". Поскольку большинство бухгалтеров, менеджеров фирм, программистов, руководителей профессионально связаны с эксплуатацией ЭВМ, то всем им надо проходить медосмотры.

Еще один важный вредный фактор трудового процесса - подъем и перемещение груза вручную. Если женщина в течение смены периодически переносит грузы массой 7 кг или может 1 раз в течение смены перенести груз массой 10 кг, то она должна проходить медосмотр.

Медосмотры бывают предварительные (при поступлении на работу) и периодические, которые должны проводиться не реже 1 раза в 2 года.

На работодателя возлагается обязанность составлять поименный список лиц, подлежащих медосмотрам, с указанием вредных и опасных факторов, согласовывать его с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (бывшей СЭС) и направлять его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой он заключил договор на проведение медосмотров.

ФНС узаконили

Правительство РФ Постановлением от 30 сентября 2004 года № 506 утвердило Положение о Федеральной налоговой службе (ФНС России).

ФНС согласно Постановлению осуществляет контроль и надзор:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов,
  • в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
  • за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения,
  • за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей,
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,
  • за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Кроме того, ФНС осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ.

Территориальные органы бывшего МНС переходят по наследству к ФНС. Их, скорее всего, в очередной раз переименуют, например, ИМНС в ИФНС.

ФНС будет разрабатывать и утверждать различные формы заявлений, справок, уведомлений, свидетельств и тому подобных документов. А вот формы расчетов и налоговых деклараций ФНС будет только разрабатывать, а утверждать будет Минфин. ФНС не может издавать никаких нормативно-правовых актов. Поэтому писем ФНС, аналогичных письмам МНС, не будет. Этим будет заниматься Минфин.

МНС и его органы консультировали налогоплательщиков по вопросам налогообложения, были обязаны отвечать на их запросы, что создавало довольно комфортную обстановку на местах. В случае неясности всегда можно было обратиться в свою инспекцию и действовать в соответствии с ее рекомендациями.

Будет ли делать это органы ФНС? Вот как говорится об этом в Постановлении.

"ФНС бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения".

Информировать о порядке исчисления налога совсем не то же самое, что разъяснять порядок его исчисления. Поэтому согласно Постановлению за разъяснениями нужно обращаться в Минфин.

Но Минфину тоже не очень хочется заниматься ответами на многочисленные письма. Видимо поэтому было выпущено Письмо Минфина от 21.09.2004 № 03-02-07/39 "О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства".

В Письме говорится, что "по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления".

Но в том же Письме говорится, что "в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета".

Почувствуйте разницу: в Минфин налогоплательщик вправе обратиться, а в налоговые органы ему следует обращаться. Поэтому отбиться налоговым инспекциям от обязанности отвечать на вопросы налогоплательщиков не удастся. И более того, письменные разъяснения налоговых органов вполне законны. "Налогоплательщики, налоговые агенты вправе расценивать письменные разъяснения, данные руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснения компетентного должностного лица".

Арбитражная практика

Не утихают споры о необходимости восстановления сумм НДС, принятых к вычету до перехода на специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД). Налоговые органы твердо стоят на точке зрения - если вычет предоставлен до перехода на спецрежим, а товар, по которому применен вычет не продан, НДС надо восстановить и уплатить в бюджет. Мы уже писали, что такое требование не соответствует закону.

Может, Постановление Высшего Арбитражного суда от 22.06.2004 № 2003/04 заставит налоговиков пересмотреть свою точку зрения. Суть спора заключалась в следующем:

Предприниматель Галкин А.Г. из города Магнитогорска с 01.01.2002 переведен на уплату ЕНВД. На момент перехода у него оставались нереализованные товары, по которым был применен вычет по НДС.

Налоговая инспекция, руководствуясь пунктами 2.3 и 3 статьи 170, статьями 171, 172 Налогового кодекса пришла к выводу об обязанности предпринимателя восстановить принятые к вычету суммы НДС, уплаченные им при приобретении в 2001 году товаров, подлежащих реализации после перехода на уплату ЕНВД. Предпринимателю была доначислена сумма налога, штраф и пени.

Но предприниматель не согласился с выводами инспекции и обратился в арбитражный суд. Суд первой инстанции поддержал Галкина. Налоговая инспекция обжаловала это решение в арбитражный суд Уральского округа, который вынес решение в пользу налоговиков. Тогда предприниматель обжаловал это решение в ВАС РФ.

Высший арбитражный суд вынес решение в пользу предпринимателя. Вот его основные аргументы:

В 2001 году вычеты были правомерно применены в соответствии со статьей 172 НК.

Пунктом 2 статьи 170 НК определено, в каких случаях суммы НДС, предъявленные покупателю, в том числе при приобретении товаров, не относятся к налоговым вычетам, а учитываются в стоимости товаров.

Согласно пункту 3 статьи 170 НК восстановлению и уплате в бюджет подлежат суммы НДС, указанные в пункте 2 настоящей статьи, в случае принятия их налогоплательщиком к вычету.

Следовательно, пунктом 3 статьи 170 НК предусмотрено восстановление только сумм НДС, в том числе по приобретенным товарам, которые в нарушение пункта 2 статьи 170 Кодекса неправомерно отнесены к налоговым вычетам.

Кроме того, глава 26.3 НК не содержит положений, обязывающих восстанавливать суммы НДС, уплаченные за приобретенные товары при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕНВД.

Анонс

Упрощенная система налогообложения: актуальные вопросы учета и отчетности

Основные темы семинара

  • Налоги и сборы, исчисляемые при УСН
  • Порядок определения и признания доходов и расходов
  • Порядок ведения бухгалтерского и налогового учета
  • Особенности расчета пособий работникам организаций, применяющих УСН

Продолжительность семинара - 4 часа.

Стоимость участия - 800 руб. (НДС не облагается).

Справки и регистрация по тел.: (0842) 53-10-22

Методологический семинар фирмы КАМИН

12 и 23 ноября 2004 года

Горячая тема

Бюджетникам не позавидуешь

Революция в бюджетном учете, о которой долгое время говорили на разных уровнях власти и в средствах массовой информации, наконец совершилась. Изданы Приказы Минфина РФ № 70н от 26 августа 2004 года " утверждении Инструкции по бюджетному учету" и № 72н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год". Приказы вступают в действие с 1 января 2005 года.

Все органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения по мере организационно-технической готовности обязаны осуществить переход к применению Инструкции по бюджетному учету до 1 октября 2005 года. С этой даты отменяются прежние Инструкции по бюджетному учету, утвержденные Приказами Минфина от 30.12.2000 года № 107н и от 17.02.1999 года № 17н. А вот новую бюджетную классификацию нужно применять с 1 января 2005 года.

Текст Инструкции по бюджетному учету занимает более 300 страниц, поэтому мы расскажем только о самых важных ее положениях.

Для всех органов власти и управления, фондов, бюджетных учреждений применяется единая Государственная учетная политика через:

  • план счетов бюджетного учета;
  • порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
  • порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
  • корреспонденцию счетов бюджетного учета;
  • иные вопросы организации бюджетного учета.

Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в приложении к Инструкции.

Для ведения бюджетного учета применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении к Инструкции.

Формы регистров бюджетного учета утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в регистрах бюджетного учета:

  • Журнал операций по счету "Касса";
  • Журнал операций по банковскому счету;
  • Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  • Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  • Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям;
  • Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • Журнал по прочим операциям;
  • Главная книга.

Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу. Таким образом, мемориально-ордерная система больше применяться не будет.

Для ведения бюджетного учета Инструкцией вводится новый План счетов бюджетного учета.

Номер счета Плана счетов состоит из двадцати шести разрядов. При этом используется следующая структура:

  • 1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
  • 18 разряд - код вида деятельности;
  • 19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
  • 22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
  • 24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.
  • Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

В Инструкции приведен План счетов бюджетного учета (несколько тысяч счетов). В нем заполнены разряды с 19 по 26.

Подробно описано в Инструкции назначение счетов и порядок отражения операций на них. Непривычным для бухгалтеров будет то, что приход средств будет на один счет, а расход этих же средств - с другого счета. Например, поступления в кассу отражаются на счете (разряды 18 - 26) 020104510, а расход из кассы - на счете 020104610. Понятно, что в целом сальдо по кассе можно посмотреть на счете 020104000, но все же надо будет привыкать к такому порядку.

Инструкцией введены 20 новых форм первичных учетных документов для отражения бухгалтерских операций. Все формы приведены в приложении.

Кроме первичных документов бухгалтер должен заполнять учетные регистры бухгалтерского учета. В Инструкции приведено в качестве рекомендуемых 46 регистров бухгалтерского учета. Это инвентарные карточки, списки и описи карточек, оборотные и накопительные ведомости, книги учета, карточки количественно-суммового учета, ведомости выдачи зарплаты, авансовые отчеты, журналы операций, акты, главная книга и другие. Мемориальных ордеров, обратим внимание еще раз, среди регистров учета больше нет.

Новая бюджетная классификация . тоже не подарок бухгалтеру. Ее коды состоят из 20 цифр. В коде зашифрованы: администратор бюджета, группа и подгруппа, статья и подстатья, элемент, программа и экономическая классификация.

Можно смело сказать, что ручной учет по новым правилам невозможен в принципе. Поэтому тем, у кого нет программы автоматизации бухгалтерского учета, надо планировать ее приобретение.

Но и тем, у кого есть такая программа, успокаиваться не надо. Ведь программа настроена на старые правила, и адаптировать ее к новым правилам будет непросто. Поставщики программного обеспечения активно готовят новые версии программ. Например, фирма 1С до конца 2004 года планирует выпустить новую версию программы для бюджетного учета.

И наконец, переход на новые правила потребует обучения бухгалтеров как самим правилам учета, так и методикам работы в новых программах. На это тоже потребуются средства, и немалые. Впрочем, они должны были быть заложены в соответствующих бюджетах. Нельзя же предположить, что Правительство надеется перейти на новый учет без обучения кадров.

Фирма КАМИН планирует проведение семинаров и индивидуального обучения бухгалтеров бюджетных учреждений.

Семейство 8.0 растет

Летом этого года фирма "1С" объявила о намерении выпустить конфигурацию "Бухгалтерия предприятия" на платформе "1С:Предприятие 8.0". В настоящее время выпущена бета-версия "1С:Бухгалтерии 8.0". Она разработана с учетом законодательства 2005 года и предназначена для ведения учета, начиная с 01.01.2005.

Конфигурация "Бухгалтерия предприятия" обеспечивает высокий уровень автоматизации ведения бухгалтерского и налогового учета и подготовки обязательной (регламентированной) отчетности.

Конфигурация является универсальной и поддерживает любые виды деятельности: оптовая и розничная торговля, оказание услуг, производство и т.д.


Ознакомиться с возможностями бета-версии "1С:Бухгалтерии 8.0" можно в фирме КАМИН по адресу г. Калуга, пер. Теренинский 6, оф. 204 или по телефону: (0842) 53-10-22.

Компьютерное пиратство

Мы уже неоднократно знакомили наших читателей с принципами защиты лицензионных программных продуктов. Ответственность за нарушение авторских прав несет не только распространитель и изготовитель пиратских копий, но и пользователь, который по незнанию или по иным причинам нарушает законодательство и пользуется нелицензионными версиями программных продуктов. Чаще всего правонарушения в сфере авторских прав совершаются в форме активных действий, а именно путем изготовления и/или распространения контрафактных экземпляров. Хотя на практике возможны и иные формы незаконного использования программ для компьютеров. Сегодня мы хотели бы остановиться именно на этих видах компьютерного пиратства.

Первый вид пиратства - продажа вычислительной техники с предустановленным программным обеспечением. Установка нелегальных программ на компьютер при его приобретении может служить основанием для предъявления обвинения. Например, 28 июня 2004 года Чертановский суд Москвы вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении четырех сотрудников магазина "Светофор", принадлежащего ООО "Партия-Электроника". Обвиняемые А.Г. Кремнев, А.И. Резников, А.Е. Розин и В.В. Свирский признаны виновными в правонарушении, предусмотренном п. "б" части 3 статьи 146 УК РФ. Основанием для предъявления обвинения послужил тот факт, что они, продавцы-консультанты, установили на 4 закупленных компьютера нелицензионные копии Microsoft Windows XP и Office XP.

Второй вид пиратства - установка и настройка нелицензионных версий программного обеспечения по заказу пользователя. В апрельском номере нашей газеты мы уже сообщали о факте привлечения к уголовной ответственности "черных внедренцев" из "Альфа Компьютерс". 19 июля 2004 года Кировский районный суд г. Омска приговорил инженера АСУ сети аптек "Натур Продукт-Иртыш" Р.К. Азаматова к полутора годам лишения свободы (условно) и крупному штрафу за незаконную установку программы "1С: Предприятие 7.7" на компьютеры филиала данного предприятия и распространение вредоносной программы Sable.

Третий вид пиратства - воспроизведение нелицензионных программ для ЭВМ на персональных компьютерах самими пользователями. Следует иметь в виду, что, согласно п. 1 ст. 25 Закона об авторском праве и смежных правах, допускается установка лишь одной копии программы для ЭВМ и только на один компьютер. Если же лицо, которое приобрело один экземпляр программы, предполагает произвести установку этой программы на большее число компьютеров, то ему необходимо либо приобрести дополнительные экземпляры программы, либо - дополнительные лицензии. Иногда пользователи внешне "прикрывают" незаконное использование программы покупкой более дешевой ее версии. Например, приобретается локальная версия, а фактически производится установка сетевой версии со взломанной системой защиты. В этом случае несоответствие программы, указанной в документах, которые были оформлены при покупке, и программы, обнаруженной на компьютере пользователя, устанавливается исследованием специалиста (эксперта).

Встречаются нарушения и иного плана: пользователь-головная организация приобретает один лицензионный экземпляр программного продукта, с которого производится установка программы во всех подразделениях и филиалах юридического лица, в том числе и тех, которые располагаются в удаленных регионах. Надо учитывать, что программы лицензируются на определенное количество рабочих мест или локальных сетей (сетевые версии), а не на организацию в целом.

В следующих номерах газеты мы будем рассказывать, как навести порядок в лицензировании программного обеспечения, как выглядят лицензии и как нужно управлять лицензиями в организации, чтобы не нарушать российское законодательство и не рисковать своим бизнесом.

Не забудьте обновить!

Программа "КАМИН: Автоматизация расчета и начисления заработной платы 1.2" - это новая, усовершенствованная версия программного продукта "КАМИН: Расчет зарплаты 1.1".

Она выпущена фирмой КАМИН в марте этого года.

Более 1500 зарегистрированных пользователей ПП "Расчет зарплаты 1.1" уже воспользовались своим правом перейти на новую версию на льготных условиях по цене $20.

Льготная замена будет осуществляться до 31.12.04. С 2005 года стоимость апгрейда составит $80.

Поддержка пользователей версии 1.1, не выразивших желание переходить на версию 1.2, будет производиться бесплатно до сдачи отчетности за 2004 год.

Дополнительную информацию можно получить в отделе продаж фирмы КАМИН

Многоканальный тел. (0842) 53-10-22,

по e-mail: sales@kamin.kaluga.ru

Линия консультаций

- Почему в "1С: Бухгалтерии" при проведении документа "Начисление заработной платы" не рассчитывается или неверно рассчитывается подоходный налог ?

- Существуют определенные требования к порядку проведения документов по начислению заработной платы. В связи с тем, что документ "Закрытие месяца" формирует проводки по счету ДФЛ (налоговая база для расчета НДФЛ), порядок работы должен быть следующим:

  1. Документ "Начисление ЗП" за текущий месяц (кроме января) следует проводить только после проведения за предыдущий период документа "Закрытие месяца" с установленным флажком "Начисление налогов с ФОТ", то есть предыдущий месяц должен быть полностью закрыт в части начисления заработной платы и исчисления налогов с ФОТ.
  2. При необходимости внесения изменений в любой из этих документов за предыдущие периоды необходимо отменить проведение всех документов "Закрытие месяца" и "Начисление ЗП", следующих за изменяемым документом. После внесения изменений эти документы следует последовательно провести.

Кроме сказанного выше, программа автоматически контролирует правильность предоставленных сотруднику вычетов. Согласно законодательству, программа предоставляет налоговый вычет на сотрудника до достижения суммы заработной платы в 20000 руб. за все месяцы, в которых значение периодического реквизита "характер работы" в справочнике "Сотрудники" имеет значение "Трудовые отношения установлены". Реквизит "Тип вычета на сотрудника" также является периодическим и устанавливается в справочнике "Сотрудники".

- В связи с переходом с версии 1.1 ПП "Зарплата: КАМИН" на версию 1.2 у пользователей возникает вопрос по информации, имеющейся на нашем сайте: "По окончании срока бесплатной поддержки будет предоставлена возможность платной поддержки". Что означает эта фраза, сколько будет стоить платная поддержка и не планируется ли это нововведение для версии 2.0?

- Имеется в виду то, что при значительных изменениях в законодательстве, возможно, возникнет необходимость в переходе к платной поддержке пользователей в связи с большой трудоемкостью доработок программы. На данный момент речь о платной поддержке не идет, поддержка пользователей осуществляется бесплатно, и окончание срока бесплатной поддержки пока не оговорено. То же самое касается и версии 2.0 ПП "Зарплата КАМИН".

Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (0842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (095) 288-10-01, 288-10-65, 288-10-74