Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 50 сентябрь 2004 г. 
Новости законодательства:

Нас пугают, а нам не страшно

Последние 2 месяца самой актуальной темой в бухгалтерской печати стало обсуждение Определения Конституционного суда РФ №169-О от 08.04.2004г. В нем КС высказал мнение, что НДС к возмещению можно принять только в случае оплаты поставщику "своими" средствами, то есть полученными от реализации. И нельзя принимать к вычету НДС, например, при оплате поставщикам заемными средствами. По этому поводу даже возникли панические настроения.

На наш взгляд, не все так страшно. Во-первых, Определение КС - это просто точка зрения, высказанная судебным органом по конкретному делу одного предприятия, в котором, кстати, ни о каких заемных средствах речи не идет. Во-вторых, Определение не опубликовано, значит, не может быть использовано как аргумент в отношениях с налогоплательщиками. В-третьих, МНС (ФНС) свою точку зрения по этому Определению не высказало и никаких указаний на места не давало.

Судя по прессе, в отдельных регионах налоговые инспекции начали "свирепствовать" при проверках, ссылаясь на это определение суда. В Калужской области все спокойно. Наши налоговые органы всегда отличались осторожностью и взвешенностью в своих решениях, и никогда не бежали "впереди паровоза".

Поэтому мы рекомендуем нашим читателям не впадать в панику и не принимать скороспелых решений по восстановлению вычетов. Конечно, в нашей стране с непредсказуемым толкованием законодательства возможно все. Но давайте дождемся официальной точки зрения Минфина и ФНС. Как только она будет изложена, мы обязательно сообщим об этом в нашем издании.

Авторы стали более защищенными

Как известно, воровство интеллектуальной собственности в России широко распространено. Это относится и к программному обеспечению. Мы не раз писали об успешном преследовании "пиратов", в том числе и в судебном порядке.

Но справедливости ради надо сказать, что добиться наказания нарушителей авторского права - дело не простое. По закону для этого правообладатель должен был доказать, что ему причинены убытки или у него возникла упущенная выгода. А если нарушитель заявит, что просто взял "посмотреть" программу? Ничего с него не возьмешь. Поэтому доказать использование программы в коммерческих целях удавалось довольно редко.

И вот теперь для "пиратов" настали трудные времена. Президентом РФ подписан Федеральный закон от 20 июля 2004 года № 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

В законе, в частности, изменились способы защиты авторского права. Вот как изложен в новой редакции пункт 2 статьи 49 Закона: "Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков".

Таким образом, сейчас только при наличии факта правонарушения, например, нелицензионно установленной программы на компьютере, можно привлекать нарушителя авторских прав к ответственности, даже если с этой программой не работают.

Закон дополнен новой статьей 49.1 "Конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм", в которой говорится:

"Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке".

В случае с нелицензионной программой оборудованием, используемым для воспроизведения, считается компьютер, на котором установлена программа. Его и конфискуют вместе с программой при выявлении правонарушения. А конфискация - это изъятие имущества в пользу государства.

Выскажем прогноз, что после вступления закона в силу (а он уже действует) как российские, так и зарубежные правообладатели усилят борьбу с "пиратством", поскольку сильно возрастают шансы на успех. Раньше связываться с этим было во многих случаях "себе дороже". Поэтому рекомендуем нашим читателям быть предельно осторожным с использованием программного обеспечения, на которое нет соответствующих документов.

Консультации по правовым вопросам использования программного обеспечения можно получить в фирме КАМИН.

Мнение МНС по расчетам векселями при УСН

В Письме МНС РФ от 16 апреля 2004 года № 22-1-14/705 "Об упрощенной системе налогообложения" начальник Управления налогообложения малого бизнеса А.Н. Мельниченко дает оригинальные рекомендации по учету расчетов векселями при "упрощенке". Вот как он рассуждает:

"Переводный вексель является ценной бумагой, которая относится к имуществу и объекту гражданских прав.

Любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, согласно статье 38 Налогового кодекса признается товаром.

Реализацией товаров признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары. Когда организация-покупатель в качестве оплаты за полученную продукцию (товары, работы, услуги) передает организации-поставщику вексель третьего лица, данная операция рассматривается как товарообменная операция.

Таким образом, если покупатель расплачивается с продавцом, применяющим упрощенную систему налогообложения, векселем третьего лица (передает вексель), то в момент получения векселя у продавца должна быть определена в целях исчисления единого налога выручка от реализации товаров (работ, услуг)".

С этой логикой можно было бы согласиться. Но вот что следует дальше:

"При направлении полученных данным продавцом векселей третьих лиц на погашение своей кредиторской задолженности за полученную продукцию (товары, работы, услуги) в момент передачи векселя должна быть определена выручка от реализации векселя у продавца. При реализации или предъявлении в банк для погашения полученных данным продавцом векселей третьих лиц полученные денежные средства по этим векселям подлежат учету в составе выручки на дату их получения у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения.

Одновременно с этим Управление сообщает, что, учитывая закрытый перечень расходов, предусмотренный статьей 346.16 Кодекса, расходы по векселям в вышеуказанных случаях не учитываются при исчислении единого налога организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения".

Рассмотрим пример. Организация продала товар стоимостью 10000 рублей и в оплату получила вексель Сбербанка (третьего лица) на эту сумму. Вексель она предъявила Сбербанку и получила 10000 рублей. Покупная цена товара 8000 рублей.

При УСН с объектом налогообложения "доходы", по мнению МНС, в выручку надо включить 10000 рублей (получение векселя) и 10000 рублей (получение оплаты векселя). Вексель МНС в этом случае приравнивает к товару. Налог будет равен 20000 * 6% = 1200 рублей. При оплате товара деньгами налог был бы 600 рублей.

При УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" выручка такая же, в расходы включается покупная стоимость товара 8000 рублей, а стоимость векселя при его погашении, как считает МНС, не включается. Получается, что при погашении вексель, по мнению МНС, как бы перестал быть товаром. Налог будет равен (20000 - 8000) * 15% = 1800 рублей. При оплате деньгами налог был бы 300 рублей.

Таким образом, если следовать рекомендациям МНС, векселями при "упрощенке" рассчитываться невыгодно. Можно пренебречь этими рекомендациями, поскольку они "притянуты за уши" к законодательству, но в этом случае, скорее всего, налогоплательщикам придется доказывать свою правоту в суде.

Еще раз об экологических платежах

Мы в нашем издании не раз обращались к вопросу о плате за загрязнение окружающей среды. По нему мнение законодателей в течение последних лет менялось несколько раз. Напомним последние изменения.

Решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003г. №ГКПИ 03-49 был признан недействующим пункт 2 постановления Правительства РФ от 28.08.1992г. №632, в соответствии с которым Министерству экологии и природных ресурсов предписывалось установить базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды.

Суд решил, что Правительство превысило свои полномочия, доверив министерству устанавливать размеры платы. Следовательно, и базовые нормативы платы, утвержденные Минприроды 27.11.1992г., оказались недействующими. Минприроды Приказом № 187 от 12 апреля 2003 года признало нормативы недействующими, а заодно и отменило все приказы об индексации платы с 1993 по 2001 год.

Правительство РФ обжаловало Решение ВС. Но Кассационная коллегия Верховного Суда РФ Определением от 15.05.2003г. №КАС 03-167 оставила Решение ВС без изменений. Таким образом, экологические платежи оказались вне закона. Многим предприятиям удалось вернуть эти платежи.

12 июня 2003 года Постановлением № 344 Правительство РФ утвердило, наконец, нормативы платы за загрязнение окружающей среды. Постановление опубликовано 21.06.2003г. и вступило в силу с 29 июня 2003 г.

За какие периоды надо платить экологические платежи и в каких размерах? По этому вопросу есть разные точки зрения. МНС Письмом от 03.09.2004 № 21-2-05/106 довело до налогоплательщиков точку зрения Министерства природных ресурсов РФ (Письмо от 12.08.2004 № ВС-21-47/5991 "О порядке расчета платы за загрязнение окружающей среды в 2003 году").

Вот как считает Минприроды:

"С 1 января по 15 мая 2003 года расчет платы осуществляется по базовым нормативам платы, утвержденным Минприроды России от 27.11.92;

с 16 мая по 28 июня 2003 года нормативы платы не установлены;

с 29 июня по 31 декабря 2003 года расчет платы осуществляется по нормативам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г, № 344".

Соответствует ли это закону, судить читателям.

Обращаем также внимание, что в 2004 году согласно Федеральному закону №186-ФЗ от 23.12.2003г. нормативы применяются с коэффициентом 1.1.

Горячая тема

Законодательство 2005 года - новые изменения

Перед уходом на летний отдых Государственная Дума РФ приняла ряд законов, изменяющих законодательство 2005 года. Все законы подписаны Президентом РФ.

О Федеральном законе от 20 июля 2004 года № 70-ФЗ, радикально изменившем исчисление единого социального налога и взносов в Пенсионный фонд РФ, мы писали в прошлом номере НоК.

В дополнение к написанному ранее хочется обратить внимание на пункт 2 статьи 243 НК. В этом пункте говорится, что сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов в ПФ (налоговый вычет). "При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период".

Последнее предложение может трактоваться по-разному.

Большинство комментаторов считают, что "сумма, подлежащая уплате в ФБ, начисленная" за какой-либо период - это сумма, начисленная в ФБ по соответствующим ставкам. Акцент сделан на слове "начисленная".

Например, налоговая база 10000 рублей. Сумма, начисленная в ФБ по ставке 20% - 2000 рублей. Сумма взносов в ПФ по ставке 14% - 1400 рублей, это меньше начисленной суммы в ФБ, поэтому она полностью принимается как налоговый вычет. К уплате в ФБ следует 2000 - 1400 = 600 рублей.

Однако некоторые комментаторы делают акцент на слове "подлежащая уплате в ФБ". Это значит, что вычет нельзя предоставить больше, чем сумма, оставшаяся к уплате в ФБ после применения вычета.

В приведенном примере сумма, начисленная в ФБ - 2000 рублей, сумма взносов в ПФ - 1400 рублей. Однако к вычету можно принять не всю сумму взносов в ПФ, а только 1000 рублей. При этом сумма, подлежащая уплате в ФБ, будет равна 2000 - 1000 = 1000 рублей, то есть не будет превышать сумму налогового вычета. Если применить вычет в полной сумме взносов в ПФ, то сумма вычета (1400 рублей) будет больше суммы, подлежащей уплате в ФБ (600 рублей), что недопустимо.

Какую позицию будут занимать налоговые органы, пока неясно. Но если они примут вторую точку зрения, налоговая нагрузка на предприятия значительно возрастет.

Большие изменения в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 95-ФЗ.

Полностью отменен старый "Закон об основах налоговой системы" от 27.12.91 № 2118-1, который устанавливал виды налогов в РФ. Теперь налоги и сборы устанавливаются только Налоговым кодексом. Налогов стало намного меньше.

Федеральных налогов осталось 10, главные из них: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль, госпошлина. Региональных налогов всего 3: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. А местных налогов осталось только 2: налог на имущество физических лиц и земельный налог. Таким образом, в России с 2005 года действуют всего 15 налогов. Уходят в прошлое такие налоги, как налог на рекламу, федеральные, региональные и местные лицензионные сборы, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и производных от них слов и некоторые другие.

Изменена статья 18 НК о спецрежимах налогообложения. Установлено 4 специальных режима: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции.

Изменен пункт 4 статьи 224 НК - ставка НДФЛ с дивидендов увеличена с 6 до 9%.

Изменено распределение налога на прибыль по бюджетам, предусмотренное пунктом 1 статьи 284. Сейчас налог на прибыль распределяется так: в федеральный бюджет - 17%, в региональный бюджет - 5%, в местный бюджет - 2%. В 2005 году в ФБ будет направляться 17.5%, в региональный бюджет - 6.5%, а в местный - ничего. Ставка налога на прибыль для юридических лиц по получаемым ими дивидендам от других организаций увеличена с 6 до 9%.

Перечень видов деятельности, по которым применяется ЕНВД, дополнен распространением и размещением наружной рекламы, порядок введения ЕНВД по этому виду деятельности должен быть установлен органами субъектов федерации до 01.01.2005г.

Базовая доходность по всем видам деятельности при ЕНВД увеличена в 1.5 раза, зато минимальная величина корректирующего коэффициента К2 снижена с 0.01 до 0.005. Поэтому, если региональные власти не понизят коэффициенты в 2005 году, то с учетом коэффициента дефлятора налоговая нагрузка на "вмененщиков" в 2005 году возрастет на 65 - 68%.

А с 2006 года местные особенности ЕНВД, например, корректирующие коэффициенты, будут регулировать не региональные, а муниципальные власти.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 103-ФЗ в статье 217 Налогового кодекса добавлены льготы "инвалидным" организациям - они могут не облагать НДФЛ суммы, направленные на лечение любых инвалидов, а не только своих работников, а также суммы материальной помощи любым инвалидам в пределах 2000 рублей.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 109-ФЗ освобождены от налогообложения НДС операции по реализации земельных участков и долей в них, а также реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 112-ФЗ изменен порядок предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ при строительстве или покупке дома, квартиры или долей в них, предусмотренный статьей 220 НК.

В настоящее время эти вычеты предоставляются налоговыми органами после подачи налоговой декларации налогоплательщиком. Закон разрешает предоставление таких вычетов по месту работы, не дожидаясь окончания налогового периода.

Для получения вычетов налогоплательщик сначала должен подать в налоговый орган заявление, документы, подтверждающие право собственности на дом или квартиру, документы об оплате дома или квартиры. Налоговый орган в течение 30 дней дает разрешение на применение имущественного вычета. После этого налогоплательщик подает в бухгалтерию предприятия заявление с приложением этого разрешения, и ему будет предоставляться вычет.

Закон подробно регламентирует виды расходов, которые учитываются при предоставлении вычета. Максимальная сумма вычета не изменена и составляет 1 миллион рублей.

В связи с этим нужно сказать, что этот закон, улучшая положение налогоплательщиков, добавит работы бухгалтерам. Правда, им не придется проверять обоснованность вычета, для его предоставления будет достаточно разрешения налоговой инспекции. Впрочем, это предварительное мнение, инструкции пока нет.

На осеннюю сессию Государственной думы намечено рассмотрение дальнейших изменений налогового законодательства. Как помнят наши читатели, по традиции последние изменения принимаются 31 декабря. Будем надеяться, что в этом году традиция будет нарушена. По мере принятия законов мы будем давать информацию о них в нашем бюллетене.

Актуальные релизы
ПРОГРАММЫ КАМИН для 1С:Бухгалтерии 7.7 № релиза
КАМИН:Расчет зарплаты 1.1 1.1.097
КАМИН:Расчет зарплаты 1.2 1.2.004
КАМИН:Расчет зарплаты 2.0 2.0.023
КАМИН:Общепит 1.0 1.0.029
КАМИН:Розничный магазин 1.0 1.0.013
КАМИН:Упрощенка-6 1.0.012
КАМИН:Упрощенка-15 1.0.013
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 7.7 № релиза
1С:Бухгалтерия 7.7 7.70.460
1C:Упрощенная система налогообложения 7.70.137
1С:Зарплата и кадры 7.7 7.70.248
1С:Торговля и склад 7.7 7.70.935
Более подробную информацию о релизах вы можете узнать на сайтах http://kamin.kaluga.ru и http://www.1c.ru
Арбитражная практика

Отчетность при УСН упростится

Многострадальная Книга учета доходов и расходов для упрощенной системы скоро снова претерпит изменения.

Недавно Высший арбитражный суд признал недействующим приказ МНС РФ от 26.03.2003 г. № БГ-3-22/135 о внесении изменений и дополнений в "Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения".

Напомним историю изменений Книги учета.

Приказом МНС РФ от 28 октября 2002 года № БГ-3-22/606 была утверждена форма Книги учета. Она предусматривала отражение лицами, применяющими УСН, только тех доходов и расходов, которые учитываются при расчете единого налога, что полностью соответствовало положениям Налогового кодекса, регулирующим порядок ведения налогового учета.

Приказом МНС РФ от 26 марта 2003 года № БГ-3-22/135 в форму Книги учета были внесены изменения: добавлены графы, в которых нужно было отражать операции, не влияющие на исчисление налога.

Решением ВАС РФ от 22.01.2004 № 14770/03 приказ № БГ-3-22/135 признан недействующим, но только в части ведения Книги учета индивидуальными предпринимателями. Приказом от 24.05.2004 № САЭ-3-22/332 МНС РФ внесло изменения в Книгу учета, и обязанность вести дополнительные графы в Книге была для предпринимателей отменена, а для организаций необходимость их заполнения осталась.

ООО "Бухсофт.ру" посчитало, что Приказ МНС, добавивший новые графы в Книгу учета, существенно нарушает его права и законные интересы.

Так, например, фирма осуществляет комиссионную торговлю. Ежедневными операциями являются поступление товара на комиссию, реализация товара, принятого на комиссию, и возврат нереализованного комиссионного товара поставщику. До того, как в форму книги доходов и расходов были внесены изменения в марте 2003 года, предприятию необходимо было вносить в книгу всего одну операцию по одному комитенту в месяц. Эта операция представляла собой выплату суммы комиссионного вознаграждения, которое рассчитывалось один раз в месяц. Приход комиссионного товара, реализация комиссионного товара и возврат комиссионного товара поставщику в книге не отражался, так как эти операции не влияют на налогооблагаемую базу по единому налогу и в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ отражаться не должны.

После того, как в Книге учета добавились "доход всего" и "расход всего", количество операций, необходимых для ведения в книге, увеличилось во много раз. Теперь приходится учитывать все ежедневные операции по движению комиссионного товара. Кроме того, в Книге учета доходов и расходов стало необходимым вносить такие операции, как получение и возврат займа, выдача денежных средств под отчет и т.п., которые не влияют на расчет единого налога.

В связи с большими объемами по ведению бухгалтерского учета, не имеющего отношения к налоговому учету и не основанного на законе, предприятие было вынуждено дополнительно нанимать работников, что отрицательно сказалось на его предпринимательской деятельности.

Высший арбитражный суд признал правоту налогоплательщика и отменил Приказ МНС РФ от 26 марта 2003 года № БГ-3-22/135. Следовательно, Книга учета вернулась к первоначальному состоянию, без граф "доход всего" и "расход всего". Надеемся, что разъяснения Минфина или ФНС скоро будут даны.

Не забудьте обновить!

Программа "КАМИН: Автоматизация расчета и начисления заработной платы 1.2" - это новая, усовершенствованная версия программного продукта "КАМИН: Расчет зарплаты 1.1".

Она выпущена фирмой КАМИН в марте этого года.

Более 1500 зарегистрированных пользователей ПП "Расчет зарплаты 1.1" уже воспользовались своим правом перейти на новую версию на льготных условиях по цене $20.

Льготная замена будет осуществляться до 31.12.04г. С 2005 года стоимость апгрейда составит $80.

Поддержка пользователей версии 1.1, не выразивших желание переходить на версию 1.2, будет производиться бесплатно до сдачи отчетности за 2004 год.

Дополнительную информацию можно получить в отделе продаж фирмы КАМИН.

Многоканальный тел. (0842) 53-10-22;

e-mail: sales@kamin.kaluga.ru

Линия консультаций

- Мы работаем в "1С:Бухгалтерии" 7.7 и столкнулись с такой проблемой: для контрагента - частного предпринимателя - в платежных поручениях выводится ИНН не полностью, а всего 10 знаков. А ИНН для ЧП включает в себя 12 знаков. Подскажите, как это исправить?

- В справочнике "контрагенты" необходимо отредактировать для ЧП тип контрагента и сделать это так: открыть данный элемент справочника (ЧП) для редактирования и рядом с кратким наименованием вместо типа "прочая организация" (по умолчанию присваивается при вводе нового контрагента) выбрать тип "физ. лицо".

- Добрый день! В нашей программе - "1С:Бухгалтерия" 7.7 - в платежных поручениях для получателя платежа не выводится КПП. Что делать, это же необходимая информация?

- Вам нужно в справочнике "Контрагенты" открыть элемент справочника (конкретного получателя платежа) в режиме редактирования, открыть для редактирования сведения о его расчетном счете и выбрать параметр (поставить галочку) - "всегда указывать КПП в платежных документах".

- Вопрос по ПП "КАМИН:Автоматизация расчета и начисления заработной платы" версии 1.2 и версии 2.0. Почему при выгрузке проводок у нас выгружается отчисление ПФ ФБ 28%? Мы платим 14%.

- При выгрузке проводок в любой из версий обратите внимание на параметр "показать сумму ПФ ФБ к перечислению". Если вы отметите данный параметр галочкой, то будет выгружаться сумма в размере 14%.

Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (0842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (095) 288-10-01, 288-10-65, 288-10-74