Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 48 июнь 2004 г. 
Новости законодательства:

Президент о налоговой системе

26 мая 2004 года Президент РФ В.В.Путин направил ежегодное Послание Федеральному Собранию РФ. В нем важное значение было придано дальнейшему изменению налоговой системы. В частности, было сказано следующее:

Какой должна стать налоговая система после завершения реформы?

Во-первых, необременительной для бизнеса. И не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности.

Во-вторых, она должна быть справедливой для всех экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере. Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов.

В-третьих, налоговая система у нас по-прежнему избыточно ориентирована на фискальную функцию, в ущерб другим - прежде всего, функции стимулирования роста конкурентоспособности. И в этой связи, налоговая система России должна быть более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, - более благоприятной, чем в странах-конкурентах. Она сама должна стать конкурентоспособной.

Далее. Правительство неоднократно поднимало вопрос о необходимости снижения единого социального налога. Мы должны вывести из "тени" значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении, снизив нагрузку на бизнес.

Другой проблемный вопрос - налог на добавленную стоимость. Наряду с изменением процедур взимания НДС, надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также - исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей.

Наконец, важно разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов.

Подчеркну: стабильность бюджетной и налоговой политики является важнейшим фактором развития экономики.

Думаем, что наши читатели согласятся с предложениями Президента. Будем надеяться, что Государственная Дума и Правительство воплотят их в жизнь.

Налоговые инспекции - как вас теперь называть?

Началось укрупнение налоговых органов в Калужской области. С 1 июня 2004 года изменяется структура налоговых органов в Калужской области: районные инспекции объединяются в межрайонные, их останется всего 9, то есть количество сократится более чем в 3 раза. Объединение идет по принципу соединения инспекций нескольких районов в одну или присоединения районных инспекций к инспекции городского округа.

Налоговые инспекции теперь надо называть "Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № .. по Калужской области", можно короче: "Межрайонная ИМНС России № .. по Калужской области". Это название надо указывать в документах, направляемых в налоговые инспекции, а также в платежных поручениях на уплату налогов, в которых в поле "Получатель" после "Управление Федерального казначейства по Калужской области" нужно добавить в скобках "Межрайонная ИМНС России № .. по Калужской области".

В городе Калуге ИМНС по Ленинскому округу стала Межрайонной ИМНС № 14. ИМНС по Октябрьскому округу стала Межрайонной ИМНС №13, при этом к ней присоединены инспекции Ферзиковского и Тарусского районов. Как ни странно, ИМНС по Московскому округу пока не переименована, у нее осталось прежнее название.

Долго ли просуществуют эти названия, сказать трудно, ведь МНС упразднено Указом Президента, вместо него, как мы уже писали, будет ФНС. Но бухгалтерам не привыкать к частым изменениям "правил игры".

Структура налоговых органов Калужской области и полный список Межрайонных инспекций со всеми кодами опубликован в 23-м номере газеты "Правовой курьер".

Правила округления для "вмененщиков"

В Письме МНС РФ от 24 мая 2004 года № 22-0-10/957 разъяснены некоторые правила заполнения налоговой декларации по ЕНВД.

Значения количественных показателей, кроме корректирующих коэффициентов, в разделе 2 налоговой декларации должны указываться в целых единицах. Значения показателей менее 0.5 единицы отбрасываются, а 0.5 единицы и более округляются до целой единицы.

Значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 (код строки 090) округляется по тому же принципу до второго знака после запятой.

Значение корректирующего коэффициента базовой доходности КЗ (код строки 100) в 2004 году указывается в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11.11.2003 № 337 без округления. Напомним, что на 2004 коэффициент-дефлятор К3 установлен 1.133, и в декларации его надо отражать с 3 знаками после запятой.

Платформа 8.0 - начались внедрения

Мы уже писали, что фирма 1С выпустила новый класс программных продуктов "1С:Предприятие 8.0". На семинарах, проводимых фирмой КАМИН, эти программы вызвали большой интерес. Но пока продвижение этих программ - инструментов современного управления бизнесом - в Калужской области идет довольно слабо. Потенциальные пользователи пока присматриваются, изучают возможности, но не решаются переходить на эти системы.

Тем не менее, наиболее прогрессивные предприниматели начали приобретать и внедрять программы платформы 8.0.

В одном из магазинов города Кирова Калужской области внедрена программа "Управление торговлей 8.0". Магазин занимается розничной торговлей хозяйственными товарами. К программе было подключено торговое оборудование: контрольно-кассовая техника, радиосканеры штрих-кодов, принтеры штрих-этикеток, электронные весы. Получился автоматизированный комплекс, обеспечивающий полный цикл управления торговой деятельностью от заказа товаров до анализа продаж.

Интересно, что в вопросе внедрения последних достижений технологии управления бизнесом провинция обогнала губернский город. Предприниматели областного центра пока думают, присматриваются, но и здесь интерес к этому продукту растет. Новая платформа фирмы 1С действительно показывает свою перспективность, а значит, будет пользоваться спросом.

Проявляется интерес и к другому решению фирмы 1С на платформе 8.0 "Управление персоналом". В ближайшее время в одном из министерств Калужской области начнется внедрение этой системы управления кадрами. Как оно пройдет, мы планируем рассказать в одном из следующих номеров нашего бюллетеня.

1С - совмместимый программный продукт

Программный продукт фирмы КАМИН "Налоговый учет ПРОФ.Версия 2.0" получил сертификат "Совместимо! Система программ 1С:Предприятие". Налоговый учет ПРОФ предназначен для работы с конфигурацией программы "1С:Бухгалтерия 7.7", а также может работать с любой конфигурацией, включающей компоненту "Бухгалтерский учет". Программа позволяет составлять налоговую декларацию по налогу на прибыль на основе данных бухгалтерского учета, а также формировать отчеты, учитывающие Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02.

Программа позволяет произвести сравнение данных налоговой декларации и бухгалтерского учета, рассчитать постоянные и временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02, а также сформировать по этим разницам отчеты и бухгалтерские проводки.

Декларацию можно формировать в нескольких вариантах, с разными настройками оборотов и сальдо, при этом данные настроек каждого варианта сохраняются.

Дополнительную информацию можно получить:

по телефону (0842) 53-10-22,

по e-mail: kamin@kaluga.ru

Горячая тема

Суды защищают налогоплательщиков

Бухгалтеры знают, что налоговое законодательство очень противоречиво и часто трактуется налоговыми органами и налогоплательщиками по-разному. Это приводит к доначислению сумм налогов, которые, по мнению налоговых органов, подлежат уплате, а также пеням и штрафам. Наиболее принципиальные налогоплательщики обращаются в арбитражные суды, доходя до высших инстанций, и в некоторых случаях выигрывают процессы. А если решение ВАС принято, то налоговые органы обязаны им руководствоваться, значит, оно полезно и для других налогоплательщиков. Приведем два решения, которые были приняты в последнее время, надеемся, что они будут интересны для наших читателей.

1. При "упрощенке" восстанавливать НДС не надо

Для предприятий, работающих на упрощенной системе налогообложения по методу "доходы, уменьшенные на величину расходов", актуален вопрос о том, как быть с суммами НДС по основным средствам, товарам, материалам, приобретенным до перехода на УСН.

Мы еще в февральском номере НоК за 2003 год подробно анализировали этот вопрос и пришли к выводу, что НДС в таких случаях восстанавливать не надо. Но у Министерства по налогам и сборам сформировалась прямо противоположная точка зрения, которую оно неоднократно доводило до налоговых органов и налогоплательщиков в своих письмах. Подобная точка зрения высказывается, например, в письме МНС от 30 октября 2002 года № 03-1-09/2827/13-АЛ095.

Понятно, что не все налогоплательщики соглашались с этим, некоторые обращались в арбитражные суды. Судебная практика складывалась по-разному, в основном в пользу налогоплательщиков, но были и проигранные ими процессы.

И вот, наконец, Высший арбитражный суд своим Постановлением от 30.03.2004 № 15511/03 поставил точку в этих спорах.

Суть рассматриваемого дела заключалась в следующем. Копейский завод скобяных изделий перешел на упрощенную систему налогообложения, при этом не восстановил НДС с суммы недоамортизированной части основных средств. Налоговая инспекция посчитала это нарушением закона и доначислила сумму налога, штраф и пени. Решение налоговой инспекции поддержал федеральный арбитражный суд Уральского округа.

ВАС РФ не согласился с этими решениями и отменил их. Вот какие аргументы при этом были приведены.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы).

Иными словами, названные нормы Кодекса право налогоплательщика на вычеты не связывают с моментом реализации (использования) товаров.

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, используемым после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость. В данном случае налог на добавленную стоимость возмещен до перехода общества на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком НДС, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.

Как следует из анализа статей 146, 170-172 НК РФ, в случае, если спорное имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующие изменения в использовании имущества.

Вывод суда кассационной инстанции о наличии у общества обязанности по возврату в бюджет налоговых вычетов на остаточную стоимость основных средств, используемых обществом в дальнейшей деятельности, при осуществлении которой он не уплачивает налог на добавленную стоимость, не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, стало окончательно ясно, что никакого "восстановления" НДС при УСН быть не может, поскольку это противоречит нормам НК. Те налогоплательщики, которые все же восстановили НДС, могут попытаться составить уточненную декларацию по НДС и возвратить из бюджета суммы уплаченного НДС. Решение ВАС при этом будет убедительным аргументом для налоговых органов.

2. За отсутствие налоговых карточек штрафовать нельзя

Мы уже писали о Постановлении Президиума ВАС от 7 октября 2003 года, в котором он установил, что отсутствие у налогоплательщиков или налоговых агентов документов налогового учета, например, налоговых карточек, не может быть причиной штрафа. В Постановлении говорится:

"Поскольку налоговая карточка согласно статье 11 Кодекса, статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" не относится к первичным документам, ее отсутствие при правильном ведении бухгалтерского учета не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 120 Кодекса".

В соответствии с этим Постановлением МНС выпустило Письмо от 12.05.2004 № 14-3-03/1712-6. Это Письмо направлено налоговым органам для сведения и использования в работе. В частности, в Письме говорится:

"Отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за которые предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что в статье 120 Налогового кодекса Российской Федерации не указано однозначно, что под первичными документами понимаются, в том числе, и первичные документы налогового учета, а содержание указанной нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в данном случае недопустимо".

Таким образом, по статье 120 НК за неведение налоговых карточек налогового агента оштрафовать нельзя. Но действует еще статья 126 НК, о которой в Постановлении ВАС ничего не сказано. В ней, в частности, говорится, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов, предусмотренных Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

С одной стороны, налоговая карточка - это документ, предусмотренный Налоговым кодексом. С другой стороны, каких-либо сроков для ее представления в налоговые органы не предусмотрено. Поэтому, по нашему мнению, и по статье 126 НК ответственности за отсутствие налоговых карточек быть не должно. Однако у налоговых органов по этому вопросу может быть другая точка зрения. Насколько нам известно, довольно широко практикуется штрафовать за отсутствие налоговых карточек.

С нашей точки зрения, наиболее правильным поведением налогоплательщика и налогового агента должно быть выполнение требований Налогового кодекса независимо от того, предусмотрены за это санкции или нет. А поскольку налоговые карточки по НДФЛ предусмотрены статьей 230 НК, то вести их надо. Но если у вас обнаружат такие нарушения, их надо исправить, но от штрафа попробовать защититься, используя приведенные аргументы.

Семинар

26 мая фирма КАМИН провела методологический семинар "1С:Консалтинг. Заработная плата: правовые вопросы, расчет, налогообложение, отчетность". В семинаре приняло участие 45 бухгалтеров организаций по количеству участников КАМИН занял первое место среди организаторов методологических семинаров 1С по России.

Специалисты фирмы КАМИН постарались в своих докладах охватить все сложные вопросы расчета, начисления, налогообложения заработной платы. Для успешной работы бухгалтеру необходимо знать, как управлять трудовыми отношениями в соответствии с действующим законодательством, как осуществлять страхование от несчастных случаев на производстве, как рассчитывать налоги на фонд оплаты труда и на заработную плату работников. Не только эту, но и много другой информации почерпнули слушатели семинара из выступлений квалифицированных специалистов.

Живой интерес вызвало выступление заместителя руководителя налоговой инспекции по Ленинскому округу г.Калуги, советника налоговой службы II ранга Тамары Сергеевны Соколовой, признанного специалиста по вопросам налогообложения доходов физических лиц.

В связи с тем, что заявки на участие продолжают поступать, 9 июня т.г. будет проведен аналогичный семинар.