Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 43 январь 2004 г. 
Новости законодательства:

Транспортный налог увеличился

Как известно, транспортный налог относится к налогам субъектов федерации, поэтому он регламентируется как Налоговым кодексом, так и региональными законами, не противоречащими кодексу.

Региональные власти устанавливают ставки налога, порядок и сроки его уплаты и льготы по налогу. В Калужской области в 2003 году ставки налога были установлены Законом Калужской области от 26 ноября 2002 года № 156-ОЗ. Все ставки были установлены на уровне минимальных ставок, предусмотренных налоговым кодексом.

В 2004 году областные законодатели решили воспользоваться правом увеличения ставок транспортного налога по сравнению со ставками, установленными Налоговым кодексом. Законом Калужской области от 26 ноября 2003 года № 268-ОЗ ставки налога на большинство видов транспортных средств были увеличены.

Так, на все виды легковых автомобилей ставки повышены в 5 раз, то есть установлены по максимуму. Исключение составляют автомобили мощностью менее 100 лошадиных сил, на них установлена минимальная ставка. На грузовые автомобили ставки увеличены в 2 - 3 раза, на автобусы в 2.7 - 2.8 раза.

Налоговую декларацию за год надо подавать не позднее 15 января следующего года по форме, установленной МНС. Форма, установленная Законом Калужской области 156-ОЗ, отменена. А уплачивать налог нужно равными долями ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В Новый год - с новыми декларациями

Наши читатели уже знают о том, что вводятся новые формы всех налоговых деклараций. И вот появились первые "ласточки". Утверждены формы деклараций по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость. Их надо применять за отчетные периоды 2004 года. За 2003 год все декларации сдаются в старых формах.

Напомним, что к новым формам деклараций предъявляются повышенные требования. Они должны быть изготовлены типографским способом, на плотной белой бумаге, на каждой странице должен быть штрих-код, определяющий вид декларации. Другими словами, декларации должны сдаваться в виде, удобном для сканирования данных налоговыми органами. Стоит заметить, что в 2004 году в Калуге можно будет подавать декларации в электронном виде и отказаться от заполнения бумажных форм.

Декларация по налогу на прибыль сокращена по сравнению с формой, действующей в 2003 году, по оценке налоговых органов, примерно на 30%.

Декларация по НДС предусматривает учет изменения ставки налога с 20 до 18 процентов. При этом в декларации присутствуют обе ставки налога. Это объясняется тем, что налогоплательщикам, ведущим учет НДС <по оплате>, нужно учитывать НДС по отгруженным в 2003 году товарам, оплата за которые поступила в 2004 году, по ставке 20 процентов. Всем налогоплательщикам зачет НДС с авансов, поступивших в 2003 году, нужно производить по ставке 20 процентов.

По сравнению с декларацией 2003 года новая декларация несколько сокращена по составу показателей в части реализации продукции. Показатели, характеризующие налоговые вычеты, наоборот, даны более подробно. Это говорит о постоянно растущем интересе налоговых органов к правомерности применения налогоплательщиками налоговых вычетов.

Первый раз сдавать новые декларации по НДС и налогу на прибыль нужно будет по результатам января 2004 года, а для плательщиков с ежеквартальным отчетом - по итогам 1-го квартала 2004 года.

О кодах строк в отчетности

Мы уже писали о том, что в соответствии с Приказом Минфина от 22 июля 2003 года № 67н бухгалтерскую отчетность за 2003 год надо сдавать по новым формам. При этом коды строк отчетности бухгалтер вправе присваивать самостоятельно.

Однако, видимо, чиновники поняли, что погорячились. Если каждый бухгалтер присвоит одним и тем же показателям свои коды, как же будут разбираться с данными в налоговых инспекциях и органах статистики?

Поэтому Минфин с Госкомстатом выпустили совместный Приказ от 14 ноября 2003 года № 475/102н "О Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики". Теперь предприятия обязаны применять коды строк бухгалтерской отчетности, установленные этим приказом. Следует отметить, что регламентированы коды не всех строк отчетности. Наиболее полно регламентацией охвачены бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Строки, коды которых не указаны в Приказе, бухгалтеры должны кодировать самостоятельно.

Предприниматели - все на перерегистрацию

В 2003 году налоговыми органами была проведена большая работа по перерегистрации всех юридических лиц. Теперь дошла очередь до индивидуальных предпринимателей. С 1 января 2004 года вступили в силу поправки в Закон "О государственной регистрации юридических лиц", сейчас он называется "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". На предпринимателей будет заведен специальный государственный реестр (ОГРИП).

С 2004 года регистрацией предпринимателей должны заниматься налоговые инспекции. Регистрация будет довольно простой процедурой. В большинстве случаев предпринимателю для регистрации достаточно представить:

  • заявление о государственной регистрации по утвержденной форме,
  • копию паспорта, в т.ч. сведения о регистрации по месту жительства,
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (400 рублей).

Копия паспорта должна быть заверена нотариально или вместе с копией нужно сдать паспорт, который вернут с документами о регистрации. Регистрация должна быть произведена в 5-дневный срок со дня подачи заявления.

Если у предпринимателя изменятся данные, внесенные в реестр, то он в 3-дневный срок обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию заявлением по установленной форме с приложением копий измененных документов. Для прекращения занятия предпринимательством достаточно написать заявление и уплатить пошлину (80 рублей).

Все вышесказанное относится к тем, кто начнет предпринимательство в 2004 году и позднее. А что делать тем, кто уже зарегистрирован предпринимателем? Этим предпринимателям нужно представить копию паспорта (нотариально заверенную или вместе с паспортом) и подлинник свидетельства о государственной регистрации в налоговую инспекцию, и данные о них внесут в реестр, о чем их затем письменно уведомят. Пошлину при этом уплачивать не надо.

А если предприниматель до конца 2004 года не подаст таких сведений, то "государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу". Эту норму законодательства могут использовать те предприниматели, которые решили прекратить деятельность. Это будет сделано без бюрократической волокиты и без уплаты пошлины.

Регистрация стала проще

Федеральным законом №185-ФЗ от 23 декабря 2003 года внесены уточнения в порядок регистрации юридических лиц и предпринимателей. В частности, теперь не нужно будет регистрироваться во внебюджетных фондах в качестве страхователя, налоговые органы сами передадут туда сведения для регистрации. Не надо обращаться и в органы статистики за присвоением кодов, налоговая инспекция представит в органы статистики необходимые данные, и Вам пришлют присвоенные коды. Таким образом, можно считать, что в 2004 году начал действовать принцип "одного окна".

Анонс

1С:КОНСАЛТИНГ. Семинар 11 февраля 2004 года.

Бухгалтерская и налоговая отчетность организаций за 2003 год. Составление отчетности в программах 1С.

Семинар проводит фирма КАМИН. В семинаре участвует Касаткина Лариса Юрьевна, доцент кафедры бухгалтерского учета Центрального института повышения квалификации Минатома (г.Обнинск), победитель и лауреат конкурсов "Лучший бухгалтер России" 2000-2003 гг.

Слушателям будут выданы методические материалы.

Продолжительность семинара 4 часа - с 10 до 14 часов с кофе-паузой. Участие платное, стоимость участия - 800 рублей (НДС не облагается).

Справки и регистрация по тел. (0842) 53-10-22.

Горячая тема

Новый расчет больничных

Расчет среднего заработка является одним из наиболее сложных вопросов для бухгалтеров. В нашем бюллетене мы постоянно отражаем все изменения законодательства по вопросам расчета среднего заработка.

В 2004 году вводится новый порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности. Об этом мы и расскажем.

Статьей 183 Трудового кодекса, вступившего в действие с февраля 2002 года, установлено, что "при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом, и размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом".

Однако почти за 2 года действия Трудового кодекса закона, регулирующего выплату пособий по временной нетрудоспособности, так и не издано. Все это время пособия начислялись в соответствии с двумя документами "эпохи застоя": постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 г. № 191 и постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. № 13-6. Кроме того, ФСС издал целый ряд писем, корректирующих эти документы, причем многие из этих писем не зарегистрированы в Минюсте, тем не менее, органы ФСС требуют их выполнения.

И вот, наконец, федеральным законом 166-ФЗ от 8 декабря 2003 года "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" изменен порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности. Вот как об этом говорится в законе.

Статья 8. 1. Установить, что в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы.

2. Установить, что в 2004 году работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

Что же нового несет этот закон? Довольно многое.

Основное, конечно, это принцип расчета среднего заработка. Средняя зарплата будет рассчитываться не из оклада с надбавками или из заработка за 2 последних месяца, как до 2004 года, а из заработной платы за последние 12 месяцев работы.

По алгоритму расчета среднего заработка закон отсылает к статье 139 Трудового кодекса, которая, в свою очередь, ссылается на порядок, установленный правительством РФ. Говоря точнее, расчет среднего заработка для больничных надо вести в соответствии с Постановлением Правительства №213 от 11 апреля 2003 года, то есть так же, как и для других случаев расчета среднего заработка, кроме отпусков.

Однако есть некоторые отличия. Согласно Постановлению, при повышении окладов, ставок, надбавок в расчетном периоде средний заработок увеличивается на коэффициент повышения. Это положение применяется при расчете отпускных. При расчете среднего заработка для больничных этого делать нельзя, поскольку, как говорится в законе, "в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы".

Обратим внимание также на то, что установленный порядок действует только в 2004 году. Если он не будет продлен или не будет введен новый порядок, то в 2005 году придется перейти к прежнему порядку. Кроме того, нужно иметь в виду, что упомянутые Постановления 1984 года продолжают действовать в части, не затрагивающей расчет среднего заработка. Например, установление процента оплаты в зависимости от так называемого "непрерывного стажа" остается прежним.

Еще одно радикальное новшество - дискриминация работников по времени работы на предприятии. Если сотрудник за последние 12 месяцев "проработал фактически менее трех месяцев", то пособие ему выплачивается в размере МРОТ (600 рублей) за месяц болезни. Термин "проработал фактически" не совсем ясен. Что имеется в виду: время работы с момента приема до дня наступления нетрудоспособности или из этого времени надо вычесть время болезни? Надо ли учитывать время на предыдущем месте работы? Наверное, будут соответствующие разъяснения. В любом случае это положение наиболее ощутимо скажется на вновь принятых работниках, а особенно на работницах, вышедших из декретного отпуска. Понятно, что ФСС это позволит сэкономить приличную сумму, поскольку такие работницы часто берут больничный по уходу за болеющими детьми.

Подведем итоги. Пособия по болезни станут меньше, так как средний заработок за 12 месяцев чаще всего меньше, чем за последние два или один месяц. Для ряда сотрудников пособия будут платиться в размере минимальной зарплаты, что сильно ухудшит их материальное положение.

Расчет пособий усложняется, особенно сложно будет их рассчитывать вручную. При автоматическом расчете с помощью бухгалтерских программ больших трудностей в новом расчете не должно быть, важно, чтобы были введены данные за 12 месяцев, предшествующих болезни. В программы фирмы 1С и фирмы КАМИН внесены соответствующие изменения, поэтому пользователи могут производить расчет среднего заработка для пособий в автоматическом режиме.

Школа лицензионного пользователя. Урок 4

Наведение порядка в лицензировании

Вы уже знаете, что на все программные продукты, установленные на ваших компьютерах, необходимо иметь лицензии. Как сделать так, чтобы не нарушать закон об авторских правах? Как навести порядок в управлении лицензиями?

Первый шаг - это проведение инвентаризации компьютеров и программного обеспечения (ПО).

Поручите это человеку, который отвечает за вашу информационную систему. Он должен составить список всех компьютеров с информацией о пользователях, об установленных программах, версии и номере обновления для каждой программы. Необходимо выделить те программы, которыми никто уже не пользуется.

Затем необходимо найти всю документацию по программам и выяснить наличие имеющихся у вас лицензий. Для этого необходимо собрать документы, которые имеются у вас (лицензионные соглашения, платежные документы и т.д.), поднять счета, по которым приобретались программы или покупались компьютеры. Возможно, именно там вы найдете подтверждение того, что приобрели лицензионное ПО.

Далее необходимо сопоставить имеющиеся лицензии с программами, которыми пользуются ваши сотрудники. Из этого сравнения вы увидите, где у вас избыток лицензий, а где, возможно, недостаток. Если какими-то из установленных программ сотрудники перестали пользоваться, имеет смысл удалить эти программы, так как приобретать на них лицензии не стоит.

Если на разных компьютерах стоят разные версии одной и той же программы, желательно установить одинаковую версию на всех.

Если в результате проведенных мероприятий Вы обнаружили недостаток лицензий или их отсутствие, необходимо оценить, во что Вам обойдется приобретение всех недостающих лицензий. При этом необходимо учитывать, что разработчики ПО предусматривают различные скидки и "апгрейды" для легальных пользователей, разрабатывают программы корпоративного лицензирования.

И, наконец, последнее, что необходимо сделать, это разработать план управления лицензиями, который должен включать в себя:

  • утверждение стандартов на используемые программы, то есть все сотрудники пользуются одинаковыми версиями программ;
  • порядок централизованного приобретения программного обеспечения, чтобы его было легче контролировать;
  • регулярные опросы сотрудников (официально или неофициально), какое программное обеспечение им нужно, а какое они перестали использовать;
  • назначение сотрудника, ответственного за приобретение новых компьютеров и ПО, хранение лицензионной информации и документации.

В результате проведенных мероприятий в Вашей организации всегда будет только лицензионное ПО и столько лицензий, сколько используется программных продуктов, а значит, вам будут не страшны любые проверки компетентных органов, и вы избежите лишних расходов.