Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 40 октябрь 2003 г. 
Новости законодательства:

Повышена минимальная зарплата

      Федеральным законом от 1 октября 2003 года № 127-ФЗ минимальный размер оплаты труда повышен с 450 до 600 рублей.
      В соответствии с Трудовым кодексом минимальная зарплата не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Государство такой уровень минимальной зарплаты пока установить не может. Но органам государственной власти субъектов РФ, кроме дотационных регионов, Законом разрешено устанавливать более высокий размер минимальной заработной платы. Например, в Москве с 1 октября планируется установить минимальную зарплату 1800 рублей, а с 1 января 2004 года 2500 рублей. О планах законодателей в Калужской области пока не сообщалось.
      Одновременно федеральным законом от 1 октября 2003 г. № 128-ФЗ увеличена тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с 450 до 600 рублей в месяц, а Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2003 года № 609 установлены новые оклады для всех разрядов бюджетной тарифной сетки.
      Для предприятий и предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД), надо учитывать, что пособие по нетрудоспособности за счет средств ФСС нужно выплачивать из расчета новой минимальной зарплаты, то есть теперь 600 рублей за месяц болезни.
      Размер минимальной заработной платы, из которой исчисляются штрафы, пени, пошлины и т.п. по-прежнему составляет 100 рублей.

Три года без проверок

      Федеральным законом от 1 октября 2003 года № 129-ФЗ внесены изменения и дополнения в федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". В частности, добавлено следующее положение:
      В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
      К плановым мероприятиям по контролю, регулируемым этим законом, относятся проверки предприятий органами санэпиднадзора, пожарной безопасности, милиции, торговой инспекции и других контрольных ведомств. К сожалению, на налоговые органы действие этого закона не распространяется, поэтому налоговые проверки могут проводиться сразу после окончания первого налогового периода.
      МНС отвечает на вопросы по налогу на прибыль
      В Письме от 5 сентября 2003 года № ВГ-6-02/945 "По вопросам, связанным с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" МНС ответило на ряд вопросов налогоплательщиков. Приведем некоторые ответы.
      Учитываются ли для целей налогообложения прибыли расходы на оплату учебных отпусков, а также расходы по оплате проезда?
      Расходы на оплату труда, сохраняемую на время учебных отпусков, а также расходы по оплате работодателем работнику проезда к месту обучения и обратно в рамках предоставления гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом, включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Это положение распространяется только на отпуска успешно обучающимся сотрудникам по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и получающих соответствующее (высшее, среднее) образование впервые. Основания статья 255 НК, статьи 173, 177 ТК, статья 17 Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании".
      Учитываются ли в составе прямых расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде страховых взносов, исчисляемых в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"?
      К прямым расходам относятся, в частности, расходы на оплату труда персонала, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда.
      Назначение единого социального налога и страховых взносов различно.
      Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страховые взносы определены как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ.
      Суммы исчисленных страховых взносов не включаются в расходы налогоплательщика ни на оплату труда, ни в составе расходов на уплату ЕСН. Они подлежат отражению в составе прочих расходов и, следовательно, учитываются в составе косвенных расходов.
     

Налог на имущество изменится

      В прошлом номере НоК мы писали об ожидаемых изменениях законодательства. Некоторые ожидания стали претворяться в жизнь.
      Государственной Думой принята глава 30 Налогового кодекса "Налог на имущество". Об изменениях в порядке расчета этого налога мы писали. Все они остались в том виде, в котором были в законопроекте, кроме одного. Максимальная ставка налога на имущество установлена 2.2%, а не 2.6%, как предлагалось в законопроекте. Напомним, что сейчас ставка налога на имущество 2 процента.
      В целом новый порядок расчета налога можно оценить как более благоприятный для большинства предприятий. Несмотря на увеличение ставки налог должен стать меньше за счет уменьшения налоговой базы, из которой исключаются материалы, товары, расходы будущих периодов, "незавершенка", капитальные вложения.

Школа лицензионного пользователя

Что такое лицензионное программное обеспечение?

      Компьютеры сейчас стали обычной принадлежностью любой организации, да у многих они есть и дома. Но компьютер сам по себе это просто набор деталей. Для того, чтобы он работал, получал и обрабатывал информацию, печатал текст, да пусть даже позволял играть в электронные игры, на нем должно быть установлено программное обеспечение.
      В нескольких публикациях нашего бюллетеня мы рассмотрим правовые вопросы пользования программами для компьютеров. Это очень важные вопросы, прежде всего, для бухгалтеров и руководителей, отвечающих за соблюдение законности при пользовании имуществом.
      Понятно, что право на пользование компьютером предприятие получает с момента его покупки. А когда можно пользоваться программами, которые установлены или будут установлены на компьютер?
      Вопросы правового статуса программного обеспечения регламентируются Законом РФ от 23 сентября 1992 года № 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
      Согласно статье 14 этого закона использование программ пользователями осуществляется на основании договора с правообладателем. Из этого правила сделано исключение, которое касается большинства пользователей наших программ.
      При продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров, например, путем изложения условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных.
      Значит, для массовых пользователей заключать договор на пользование программой не надо. Но программу надо приобрести. По существу, приобретается не программа, а экземпляр программы. Причем после приобретения пользователь имеет право перепродать, подарить или передать иным способом купленный экземпляр программы без выплаты вознаграждения автору. Но при этом он должен прекратить пользование программой на своем компьютере.
      Программы, которыми пользуются по праву, считаются лицензионными. Как же отличить лицензионную программу от нелицензионной ("пиратской копии")?
      Во-первых, должен быть документ, удостоверяющий право пользования программой. Для программ фирмы 1С и фирмы КАМИН это регистрационная анкета. Для программ фирмы Microsoft (Windows, Word, Excel и др.) это лицензия и голограмма, наклеиваемая на компьютер, на котором установлена программа. Для других фирм могут быть другие подтверждающие документы, которые устанавливает правообладатель программы.
      Во-вторых, должны быть документы, подтверждающие приобретение программы: приходная накладная, договор на право пользования программой, акт передачи программы и т.п.
      Некоторые программы, в частности, большинство программ системы "1С:Предприятие" имеют электронные ключи защиты. Использование программы без такого ключа считается неправомерным.
      Пользователь, неправомерно использующий программы, вступает в конфликт с законом, и может быть привлечен к ответственности. О том, что делать, чтобы не подвергать себя такому риску, мы расскажем в следующих номерах нашего бюллетеня.

Горячая тема

Новые требования к налоговым декларациям

      Министерство по налогам и сборам уже давно пытается привести различные налоговые декларации к более или менее одинаковому виду. Это стремление МНС можно только приветствовать. Действительно, каких только форм деклараций нет.
      В конце прошлого года МНС издало Приказ "О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций", 1 июля 2003 года в него были внесены изменения.
      Но пока работа по унификации деклараций продвигается слабо. Единственное, что удалось свести к единой форме это титульный лист деклараций. Но он стал уж очень большим, состоящим из 4 страниц.
      Теперь МНС решило продолжить эту работу. Приказ МНС РФ от 1 сентября 2003 года № БГ-3-06/484 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 31.12.2002 № БГ-3-16/756" полностью отменяет требования к налоговым декларациям, утвержденные прежним приказом, и вводит новые "Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций". Рассмотрим их вкратце.
      Любая налоговая декларация должна состоять из:
  • титульного листа;
  • раздела 1, содержащего информацию о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет по данным налогоплательщика;
  • разделов, содержащих основные показатели, используемые для исчисления налога;
  • приложений, содержащих дополнительные данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).
      Титульный лист для всех деклараций должен иметь единую форму. Он в большинстве случаев будет умещаться на одной странице. По сравнению с декларациями, которые составляются в настоящее время, в титульном листе не будут указываться сведения о реквизитах свидетельства о постановке на учет, а также адреса налогоплательщика, его распорядительного органа, обособленного подразделения. Добавился новый реквизит ОГРН (основной государственный регистрационный номер).
      Вторая страница титульного листа будет заполняться сведениями о физическом лице, то есть организациями в случае отсутствия ИНН у руководителя или главного бухгалтера, а также индивидуальными предпринимателями.
      В Разделе 1 налоговых деклараций будет всего 3 показателя: код бюджетной классификации, код объекта административно-территориального деления (ОКАТО) и сумма налога. Если налог должен платиться в несколько бюджетов, то будет несколько групп таких показателей. И ради по существу одной суммы налога придется изводить несколько листов бумаги (по числу экземпляров)!
      В остальных разделах и приложениях налоговой декларации будет содержаться расшифровка показателей, используемых при определении налоговой базы, налоговых вычетов, налоговых льгот.
      Установлены и единые требования к бланкам налоговых деклараций.
      Все бланки должны быть напечатаны на бумаге удовлетворяющей следующим требованиям:
  • формат А4 (установлен ГОСТ 2.301-68);
  • цвет бумаги, близкий к белому (желательно белизной не менее 95%);
  • плотность не менее 70 - 80 г/м2 (желательно 80 г/м2).

      Информация должна размещаться на одной стороне бланка.
      Печатать декларации нужно в портретной ориентации черным цветом.
      Все показатели должны быть выделены ограничителями, чтобы их можно было сканировать.
      По углам листа должны быть нанесены ограничители рабочей зоны, например, в виде уголков или черных квадратов.
      Пространство рабочей зоны листа подразделяется на следующие части:
  • технологическая часть,
  • основная часть,
  • именованная часть.
      Вот что говорится в документе о технологической части.
      Технологическая часть стандартного бланка наносится типографским способом на всех листах декларации и располагается в верхней части листа.
      Технологическая часть разделяется на зоны:
  • зона "Код формы листа", представляет собой штрих код типа EAN-8, нанесенный типографским способом. Штрих-код соответствует уникальному номеру формы бланка листа документа. Номера форм бланкам листов присваиваются на основании "Реестра форм бланков документов".
  • зона "Идентификация" служит для указания реквизитов идентифицирующих налогоплательщика и порядкового номера страницы декларации.
  • зона "Технологическое поле", представляет собой свободное поле, размером 60 мм х 20 мм для размещения регистрационного номера листа документа.
      В основной части листа вводятся все показатели декларации.
      Каждый показатель, заполняемый налогоплательщиком и подлежащий вводу в базу данных, должен иметь трехзначный уникальный код, позволяющий однозначно описать "путь" к каждому значению из любого налогового документа, это необходимо, как для организации ввода документов, так и для однозначной ссылки из одних документов на значения других документов.
     
Именованная часть размещается в левом свободном поле бланка. В нем указывается наименование бланка и код налоговой декларации (КНД).
      Установлены общие требования к структуре декларации как к документу.
      Документ должен состоять из бланков следующих типов:
  • обязательный, не повторяющийся;
  • обязательный, повторяющийся;
  • не обязательный, не повторяющийся;
  • не обязательный, повторяющийся.
      Бланк первого типа должен быть обязательно представлен, например - титульный лист. На бланках этого типа номер страницы должен указываться типографским способом.
      Использование бланка второго типа подразумевает представление, по крайней мере, одного листа.
      Третий тип бланка, если представляется в документе, то только на одном листе.
      Последний тип бланка, если представляется, то может быть представлен на нескольких листах.

      Налоговые декларации могут иметь разную структуру: простую, разветвленную, циклическую, сложную. Для каждого вида декларации установлены особенности заполнения.
      Вся эта эпопея с изменением налоговых деклараций затеяна для облегчения работы налоговых органов. Конечно, удобно, когда все данные будут вводиться в базу налогового органа автоматически. Сейчас инспекторы тратят на это много времени.
      А каково будет налогоплательщикам?
      Вы обратили внимание, что ряд реквизитов бланков налоговых деклараций должен заполняться типографским способом. Значит, бланки всех листов деклараций нужно будет покупать. Бланки разные, поскольку у каждой декларации будет свой штрих-код.
      Дальше встанет задача их заполнить. Заполнять от руки нельзя, прямо указано, что показатели печатаются. Печатать с помощью компьютера, конечно, можно. Но при разных типах принтеров одна и та же программа может по-разному заполнить бланк.
      По-видимому, МНС ненавязчиво склоняет налогоплательщиков к тому, чтобы они переходили к сдаче отчетности в электронном виде.

Информация

Прошел Единый семинар

      7 октября по всей России и другим странам СНГ прошел Единый семинар, посвященный программам 1С. В Калуге семинар проводила фирма КАМИН.
      Несмотря на проливной дождь в Народный Дом на семинар пришло 317 человек из 286 организаций.
      Впервые была показана новая платформа учетных программ "1С:Предприятие 8.0", а также прикладные решения на этой платформе: "Управление торговлей", "Управление персоналом", разработанные фирмой 1С и уже поступившие в продажу, а также готовящееся к выпуску решение фирмы КАМИН "Расчет зарплаты версия 3.0".
      Новые программы вызвали большой интерес слушателей. Кроме того, по традиции на семинаре были рассмотрены вопросы составления отчетности за 9 месяцев и готовящиеся изменения законодательства.
      На компьютерах в фойе в течение всего семинара демонстрировались программы фирмы 1С и фирмы КАМИН. После окончания семинара была проведена лотерея, и многие слушатели ушли с выигрышами.
      Следующий семинар планируется во второй декаде декабря 2003 года.