|
||||||||||
Новости законодательства: | ||||||||||
Чего ждать от законодателей?
В каждом номере НоК мы публикуем новости принятого или уже вступившего в силу законодательства. На этот раз, поскольку законодательная атмосфера в стране спокойная, депутаты на каникулах, Правительство занято подготовкой бюджета, новых законодательных актов, которые заслуживали бы внимания наших читателей, мы не нашли. Однако на осеннюю сессию Государственной Думы вынесено довольно много законопроектов, в значительной степени способных изменить гражданское и налоговое законодательство 2004 года. О них мы и расскажем. Начнем с Трудового кодекса. На рассмотрении Госдумы находится законопроект "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации (с целью устранения имеющихся противоречий и неточностей, исключения возможности неоднозначного толкования правовых норм)". Законопроект принят в первом чтении 6 июня 2003 года. В нем предлагается внести изменения в 132 статьи ТК и добавить еще одну статью. В большинстве своем изменения носят уточняющий характер, но есть и принципиальные изменения. Остановимся на некоторых из них. В трудовом договоре дополнительно должны указываться "место и дата заключения договора, а также представитель работодателя, непосредственно заключающий трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующей компетенцией". К основаниям для увольнения работника по инициативе работодателя добавлено разглашение персональных данных работников. Изменится расчет среднего дневного заработка для отпуска. Он будет исчисляться за последние 12 месяцев (а не 3, как сейчас). Сумма начисленной за 12 месяцев зарплаты будет делиться на 12 и 29.5 (сейчас делится на 3 и 29.6). Таким образом, любой средний заработок, кроме больничных, будет считаться из зарплаты за 12 месяцев. По некоторым сведениям, и расчет среднего заработка для больничного ФСС планирует установить из 12 месяцев по правилам расчета отпускных. Изменится разрешенная продолжительность работы по совместительству. Сейчас она может быть не более 4 часов в день и 16 часов в неделю. По проекту сохраняется норма работы не более 4 часов в день, недельная норма исключается и устанавливается месячная норма, равная половине месячной нормы рабочего времени. Как известно, трудовые договоры работников, работающих у предпринимателей, должны регистрироваться в органах местного самоуправления. Проектом уточняется, что регистрация производится в уведомительном порядке. Большие изменения будут внесены и в Налоговый кодекс. Планируется принять несколько новых глав. Прежде всего, это новая глава 30 "Налог на имущество организаций". Планируются радикальные изменения, связанные с исчислением этого налога. Проект закона уже принят во втором чтении, так что с большой вероятностью можно утверждать, что он вступит в действие с 2004 года. Объектом налогообложения будет признаваться движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Недвижимость будет облагаться налогом с момента подачи документов на ее регистрацию. В числе объектов налогообложения не будет машин (кроме автомашин), оборудования, вычислительной техники, незавершенного производства, капитальных вложений. Предполагается изменить порядок расчета среднегодовой стоимости имущества. По новому закону она будет рассчитываться как сумма имущества на первое число каждого месяца отчетного года и первое января следующего года, деленная на 13. Отчитываться по-прежнему нужно будет ежеквартально. Ставки налога будут, как и сейчас, устанавливаться законами субъектов Российской Федерации и не должны превышать 2,6 процента. Планируется принятие и 26 главы Налогового кодекса "Государственная пошлина". К моменту выхода нашего издания она должна быть принята во втором чтении, поэтому тоже вероятно ее вступление в силу с Нового года. В этой главе радикально пересматриваются порядок установления и размеры государственных пошлин. Все пошлины вместо МРОТ будут устанавливаться в рублях. Планируется принять также главу 25.1 Налогового кодекса "Налог на наследование и дарение". Впрочем, номер главы может и измениться, так как одна 25 глава в НК уже есть. Кроме этого, планируется принять главу 31 Налогового кодекса "Сборы за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами" и главу 29 НК "Водный налог". А 4 сентября 2003 года Правительство внесло в Думу еще один законопроект: "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в РФ" (в части установления видов налогов и сборов в Российской Федерации, закрепления полномочий органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления по установлению налогов и сборов)". Учитывая уже принятые налоговые законы, о которых мы писали в прошлом номере НоК, а также то, что и к ним планируются изменения, бухгалтерам в 2004 году придется осваивать много нового. Изменилась ставка сбора за уборку территорийПостановлением Городской Думы города Калуги от 24 июня 2003 г. № 124 с 1 июля 2003 года ставка сбора за уборку территорий для физических лиц, являющихся плательщиками этого сбора (владельцев строений), установлена в размере 129 рублей в месяц на 1 работающего.Напомним, что ставка сбора за уборку территорий для юридических лиц установлена в размере 1.5% от фонда оплаты труда. Получается, что для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей городской Думой установлены разные объекты налогообложения, что весьма сомнительно с правовой точки зрения. О несоответствии закону местных налогов мы подробно писали в мартовском номере нашего издания за этот год. | ||||||||||
| ||||||||||
Горячая тема | ||||||||||
Изменились формы бухгалтерской отчетностиМинистерство финансов РФ издало Приказ от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". В соответствии с ним для всех юридических лиц, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций, устанавливаются следующие формы промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности:
Форма 6 имеет статус рекомендательной, ее представление не обязательно, но рекомендуется, например, для некоммерческих организаций. Бухгалтерская отчетность должна представляться вместе с сопроводительным письмом, содержащим информацию о ее составе. Формы бухгалтерской отчетности могут разрабатываться предприятиями самостоятельно. В приказе приведены рекомендуемые образцы этих форм, которыми и будут в большинстве случаев руководствоваться бухгалтеры. Новые формы сильно отличаются от существующих. Бухгалтерский баланс (форма 1). Отчет об изменениях капитала (форма 3). Отчет о движении денежных средств (форма 4). Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5). Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6) принципиальных изменений не претерпел.
И последний вопрос: когда же надо применять новые формы отчетности? Приказ № 67н вводится в действие, начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год. Поэтому отчетность за 9 месяцев 2003 года, по нашему мнению, нужно делать уже по новым формам. Однако формы бухгалтерской отчетности являются рекомендованными. Бухгалтер может изменять их, добавлять или расшифровывать показатели. Поэтому, если бухгалтер сочтет, что старые формы его устраивают, можно применять их. |