Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень
№ 37 июнь 2003 г. 
Новости законодательства:
Изменяется план счетов
 
     Приказом Минфина РФ от 7 мая 2003 года № 38н внесены дополнения и изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению.
     Основная причина изменений - отражение в Плане счетов требований введенного в действие Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02, о котором мы писали в нашем издании. Для отражения возникающих при расчете налога на прибыль отложенных налоговых активов и налоговых обязательств в План счетов добавлены счета:
     · 09 - отложенные налоговые активы,
     · 77 - отложенные налоговые обязательства.
     По дебету счета 09 в корреспонденции с кредитом счета 68 отражается отложенный налоговый актив, увеличивающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода. По кредиту счета 09 в корреспонденции с дебетом счета 68 отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода. Отложенный налоговый актив при выбытии объекта актива, по которому он был начислен, списывается с кредита счета 09 в дебет счета 99.
     По кредиту счета 77 в корреспонденции с дебетом счета 68 отражается отложенный налог, уменьшающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода. По дебету счета 77 в корреспонденции с кредитом счета 68 отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых обязательств, в счет начислений налога на прибыль отчетного периода. Отложенное налоговое обязательство при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается с дебета счета 77 в кредит счета 99.
     Аналитический учет отложенных налоговых активов и обязательств ведется по видам активов или обязательств, в оценке которых возникла налогооблагаемая временная разница.
     К счету 10 "Материалы" добавлено 2 субсчета:
     · 10 - специальная оснастка и специальная одежда на складе,
     · 11 - специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.
     Важное изменение внесено в учет нематериальных активов, в частности, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
     Сначала расходы на НИОКР собираются на новом субсчете к счету 08 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ", а затем расходы на НИОКР, результаты которых используются в производстве, принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 04 в сумме фактических затрат в корреспонденции с кредитом счета 08. А расходы по НИОКР, результаты которых не подлежат применению в производстве или по которым не получены положительные результаты, списываются с кредита счета 08 в дебет счета 91.
     Приказ введен в действие, начиная с бухгалтерской отчетности 2003 года, значит, при составлении отчетности за первое полугодие его положения надо учитывать.
Изменения в налоговой отчетности
 
     Приближается срок сдачи полугодовой отчетности. Бухгалтеры уже привыкли, что каждый квартал что-нибудь в отчетности меняется. И в этот раз некоторые формы отчетности придется сдавать в новом виде.
     Расчет по авансовым платежам по ЕСН изменен Приказом МНС РФ от 26 марта 2003 года № БГ-3-05/134.
     На листе 07 в таблице расчета для заполнения строки 0300 исключены графы 6 - 13. Теперь на этом листе не надо рассчитывать начисленные взносы в разрезе фондов, достаточно отразить налоговую базу и среднюю численность.
     Отменено заполнение строк 0400 - 0440 листа 05 для предприятий, имеющих льготы по ЕСН (например, если на предприятии имеются инвалиды) и частично применяющих ЕНВД. Для таких предприятий строки 0600 - 0640 на листе 06 рассчитываются по ставкам ЕСН, определенным как одна вторая ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков налоговым Кодексом с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога.
     При заполнении первой таблицы на листе 07 надо учитывать, что уплаченными платежами считаются суммы, которые начислены за соответствующий период и уплачены не позднее установленного законодательством срока (до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления). Значит, если взносы платятся своевременно, начисленные и уплаченные суммы будут равны.
     Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование изменен Приказом МНС от 24 апреля 2003 года № БГ-3-05/211.
     Изменена таблица на листе 06, в нее добавлены строки 016 - 019, распределяющие разницу между уплаченными взносами в ПФ и заявленным налоговым вычетом по ЕСН по месяцам последнего отчетного периода.
     Для организаций и предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД) добавлен лист 07. На нем производится расчет условия на право применения регрессивных тарифов.
     Для упрощенной системы налогообложения изменена форма Книги учета доходов и расходов, о чем мы писали в апрельском номере НоК. По сведениям из МНС для организаций и предпринимателей, которые ведут Книгу в рукописном (не электронном) виде, можно не регистрировать новую форму в ИМНС, а добавить к старой форме новые графы. Если это не удастся сделать, придется зарегистрировать новую Книгу. Для тех, кто ведет Книгу в электронной форме, выводить на печать Книгу нужно в новой форме.
     Для предприятий и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и добровольно уплачивающих в ФСС взносы в размере 3% (3.5%) от ФОТ, введена форма отчета 4а ФСС, утвержденная Постановлением ФСС РФ от 25.04.2003 № 46. Предприятиям и предпринимателям, не уплачивающим добровольно взносы в ФСС, эту форму заполнять не надо.
     Отчетность по единому налогу на вмененный доход не изменилась. Однако, предприятиям и предпринимателям, уплачивающим ЕНВД, нужно иметь в виду, что коэффициенты, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности, во втором квартале 2003 года отличаются от аналогичных коэффициентов в первом квартале 2003 года. Новые коэффициенты установлены Законом Калужской области от 27 февраля 2003 г. № 187-ОЗ.
Еще раз об экологических платежах
 
     Мы не раз писали о законодательных коллизиях вокруг платежей за загрязнение окружающей среды. Последнее слово было высказано в решении Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 года. ВС РФ признал нарушением закона порядок, при котором Правительство делегировало Минприроды право устанавливать базовые ставки платежей. Следовательно, экологические платежи признавались незаконными.
     Правительство обжаловало решение Верховного Суда РФ. Кассационная коллегия ВС РФ 15 мая рассмотрела эту жалобу и вынесла Определение № КАС 03-167. В нем решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства РФ без удовлетворения.
     Таким образом, экологические платежи пока остаются вне закона. Впрочем, не исключено, что в скором времени может выйти нормативный документ, устанавливающий эти платежи, о чем мы обязательно сообщим в нашем издании.
Информация:
Готовится к выпуску новая программа КАМИНа
 
     Многие предприятия пользуются программой КАМИН:Налоговый учет. Эта программа позволяет вести налоговый учет в 1С:Бухгалтерии 7.7 на основе данных бухгалтерского учета. Программа формирует налоговую декларацию по налогу на прибыль и регистры налогового учета.
     В связи с пожеланиями пользователей и введением в действие Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 фирма КАМИН готовит к выпуску новую версию программы по налоговому учету КАМИН:Налоговый учет ПРОФ. В этой программе можно будет рассчитывать в соответствии с ПБУ 18/02 суммы постоянных и временных налоговых разниц, суммы постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
     Справки по телефону 53-10-22.
Горячая тема:
Закон о ККМ. Всем! Всем! Всем!
 
     Многие предприятия и предприниматели используют в своей работе контрольно-кассовые машины (ККМ). Применение ККМ установлено Законом РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". В этом году Закону исполняется 10 лет. Но ненадолго Закон переживет свое 10-летие. Уже 28 июня 2003 года он прекращает свое действие в связи с вступлением в силу нового закона, регламентирующего этот важный аспект деятельности субъектов предпринимательства. Это федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Закон вносит существенные изменения в порядок применения ККМ. Они коснутся большинства предприятий и предпринимателей. Остановимся на изменениях подробнее.
     Два важных изменения заключены уже в наименовании Закона.
     К наличным расчетам приравнены расчеты платежными картами. Таким образом, поставлена точка в долгих спорах, считать расчеты по пластиковым карточкам наличным или безналичным средством платежа. Теперь это отдельный вид расчета, но к нему применяются правила наличных расчетов.
     Из наименования, как и из самого текста Закона, исчезло слово "население". По Закону 1993 года расчеты с применением ККМ нужно производить с "населением", то есть гражданами, приобретающими товары и услуги для личных надобностей. По поводу толкования термина "население" было много споров. Высшие судебные органы: Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ считают, что к населению относятся и граждане, приобретающие товары для предпринимательских целей, поэтому при продаже им товаров надо применять ККМ. Но есть отдельные судебные решения, подтверждающие точку зрения, что предпринимателям чеки ККМ выдавать не надо.
     Теперь эти споры становятся бессмысленными, поскольку кассовая техника должна применяться при любых наличных денежных расчетах или расчетах платежными картами. Вот как об этом говорится в Законе.
     Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
     Таким образом, ККМ надо применять при любых расчетах за товары и услуги не только с гражданами, не только с предпринимателями, но и с юридическими лицами.
     По Закону 1993 года чек ККМ нужно выдавать покупателю "вместе с покупкой (после оказания услуги)", при этом чек должен подтверждать "исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием".
     По новому порядку чек нужно выдавать "при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты", то есть независимо от того, был ли выдан товар (оказана услуга). Отсюда следует, что на любые авансовые платежи наличными средствами должен выдаваться чек.
     Некоторые виды деятельности разрешено вести без применения ККМ. Их перечень дан в Законе. Он практически совпадает с действующим перечнем видов деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года № 745. Единственное существенное отличие - в Законе не отражен порядок продажи при временном отключении электроэнергии. По Постановлению Правительства при отключении электроэнергии, подтвержденном энергоснабжающей организацией, можно было продавать товары, выдавая покупателям квитанции утвержденного вида. Теперь в этих случаях продажи придется прекращать.
     По новому Закону разрешается, как и раньше, вместо чеков выдавать бланки строгой отчетности. Порядок выдачи этих бланков и порядок утверждения их форм должны быть установлены Правительством РФ, причем такие бланки можно выдавать только при оказании услуг населению.
     Уточнены требования к контрольно-кассовой технике. Теперь к ней будут относиться не только ККМ, оснащенные фискальной памятью, но и ЭВМ, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Разрешается применение контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется "до истечения нормативного срока их амортизации". Но что такое "нормативный срок эксплуатации", пока остается неясным.
     Контрольно-кассовая техника должна "быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме".
     В Законе 1993 года было требование о постановке ККМ на техническое обслуживание "в региональных центрах технического обслуживания контрольно-кассовых машин или непосредственно на предприятиях - изготовителях контрольно-кассовых машин". В новом Законе этого требования нет. Но не исключено, что оно появится в подзаконных актах, поскольку в Законе сказано, что "требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации".
     Закон вступает в силу с 28 июня 2003 года. Пользоваться ККМ без фискальной памяти, которые применяются предприятиями и предпринимателями до вступления Закона в силу, можно только в течение 6 месяцев после вступления Закона в силу, то есть до 27 декабря 2003 года.
     У многих предприятий, а особенно у предпринимателей, в настоящее время ККМ нет вообще. В них нет необходимости, если наличные расчеты ведутся только с юридическими лицами. Теперь придется делать выбор. Варианты могут быть следующими.
        1. Приобрести ККМ, зарегистрировать в ИМНС, поставить на обслуживание. Это приведет к увеличению расходов, а возможно и увеличению штата.
        2. Отказаться от продажи за наличные. Это может привести к уменьшению доходов, поскольку не все предприятия готовы рассчитываться по "безналу".
     В любом случае финансовое положение предприятия (предпринимателя) ухудшится. Ряд предприятий и предпринимателей оказывает услуги у клиента за наличный расчет. Это консультационные услуги, ремонт и обслуживание компьютерной и офисной техники, установка, настройка и обновление программного обеспечения и другие. В настоящее время после оказания услуги можно, например, просто получить деньги по расходному кассовому ордеру. По новому Закону этот путь неприемлем. Ведь в момент оплаты работник, оказывающий услуги, должен выдать кассовый чек. А кассового аппарата с собой у него нет. Не выдавать же каждому специалисту по обслуживанию персональную ККМ! Выдать кассовый чек заранее тоже нельзя, поскольку в кассу предприятия не поступили деньги. Значит, представителю предприятия, получившему услугу, придется ехать в офис компании, оказывающей услугу, и там рассчитываться. Понятно, что это большое неудобство. Скорее всего, придется рассчитываться через расчетный счет. Но у многих предпринимателей расчетного счета нет, значит, придется его открывать.
     Новый Закон о ККМ можно расценивать как очередной удар по малому бизнесу. Следствием введения этого Закона может стать прекращение деятельности некоторых предприятий и многих предпринимателей, а также увод "в тень" части наличных расчетов.
     Вызывает недоумение, что такой Закон, во многом ущемляющий права субъектов малого бизнеса, вышел в период предвыборной кампании, когда и Правительство, и политические партии не устают говорить о "поддержке" ими малого бизнеса.
     Кстати, этот многострадальный Закон обсуждался в Государственной Думе с 1999 года, и до 25 апреля 2003 года, пока не был принят в окончательном виде, предусматривал расчеты через ККМ только с населением. И вдруг при принятии в третьем чтении, когда согласно законодательству в закон могут вноситься только уточняющие поправки, закон был принципиально изменен. Ни Совет Федерации, ни Президент этого не заметили.
     Кому же выгоден этот Закон? Прежде всего, производителям контрольно-кассовой техники, в том числе и зарубежным. Видимо, принятие Закона в такой редакции явилось следствием мощного "кассового" лобби.
     К сожалению, никаких комментариев налоговых органов к Закону на момент выхода этого номера нашего издания не было. Мы надеемся, что они вскоре появятся, и в следующем номере планируем вернуться к этой теме.