Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень
№ 31 декабрь 2002 г. 
Новости законодательства:
Регистрация предпринимателей в органах ПФР
 
     Вышло Постановление Правления ПФР от 16 августа 2002 года № 89п "Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей".
     В соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели и адвокаты обязаны уплачивать страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа. Размер этого платежа должен устанавливаться Правительством РФ и должен быть не менее 150 рублей в месяц.
     На 2002 год Правительство размер платежа не установило, поэтому все предприниматели должны были уплатить минимальный фиксированный платеж из расчета 150 рублей в месяц (100 рублей на страховую и 50 рублей на накопительную части пенсии) или 1800 рублей за год.
     На 2003 год размер фиксированного платежа тоже пока не установлен.
     Порядок устанавливает, что вновь зарегистрированные предприниматели в 30-дневный срок с момента государственной регистрации обязаны зарегистрироваться в территориальных органах ПФР в качестве страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа.
     О перерегистрации уже зарегистрированных предпринимателей не говорится. Страхователям, зарегистрированным в территориальных органах ПФР до вступления в силу настоящего Порядка, сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер.
     Документом, удостоверяющим регистрацию страхователей в территориальном органе ПФР и содержащим необходимую информацию о порядке и сроках уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представления информации в территориальные органы ПФР, является извещение страхователю.

Книга учета для упрощенной системы
 
     Приказом МНС РФ от 28 октября 2002 года № БГ-3-04/606 утверждены форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядок отражения хозяйственных операций в этой Книге учета.
     Мы уже привыкли, что МНС выпускает очень сложные и запутанные формы учета и отчетности, вспомним, например, декларацию по налогу на прибыль или Книгу учета предпринимателя по обычной системе. Тем приятнее видеть, что в этот раз выпущен очень простой и удобный документ учета.
     Книга учета состоит из титульного листа и 3 разделов.
     Титульный лист из 1 страницы содержит основные сведения о налогоплательщике.
     Раздел 1 - "Доходы и расходы". Он представляет таблицу из 5 граф. В ней надо отражать полученные доходы и понесенные расходы, принимаемые для уменьшения налоговой базы. Для налогоплательщиков, выбравших метод учета "доходы", данные о расходах вводить не нужно.
     Согласно Налоговому кодексу доходы и расходы при упрощенной системе учитываются кассовым методом.
     Доход учитывается, когда получена оплата или другой вид погашения задолженности за отгруженную продукцию (выполненные работы). Суммы авансов не учитываются.
     Расход учитывается, когда он понесен, то есть материальные ресурсы получены, оприходованы, введены в эксплуатацию или отпущены в производство, и оплачены.
     Расходы по начислению зарплаты учитываются, если она выплачена. Расходы по налогам учитываются, если они уплачены в бюджет.
     Раздел 2 - "Расчет расходов на приобретение основных средств, принимаемых при расчете налоговой базы по единому налогу". Этот раздел заполняется только налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
     Основанием для его заполнения является пункт 3 статьи 346.16 Налогового кодекса. В соответствии с ним расходы на приобретение основных средств в период, когда предприятие работало по упрощенной системе, принимаются к учету в момент ввода этих ОС в эксплуатацию. А расходы по основным средствам, приобретенным до перехода на УСН, принимаются равномерно в течение 1 - 10 лет зависимости от срока их полезного использования. При этом списывается остаточная стоимость основных средств.
     В разделе 2 рассчитываются эти суммы. В нем 16 граф, но для основных средств, приобретенных в период работы по упрощенной системе, большинство из них не заполняются.
     Раздел 3 - "Расчет налоговой базы по единому налогу". В нем записываются итоговые данные по доходам и расходам из раздела 1.
     Книгу учета доходов и расходов можно вести в бумажном или в электронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде нужно по окончании отчетного (налогового) периода ее распечатать.
     Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги указывается число страниц, ставится подпись руководителя или предпринимателя и печать. Книга заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения.
     Если Книга ведется в электронном виде, то после ее распечатки указывается число страниц в Книге, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью.
Горячая тема:
Мы будем жить теперь по-новому
 
     В России каждый Новый год для бухгалтеров начинается новая жизнь, поскольку законодательство каждого следующего года сильно отличается от законодательства предыдущего. Не будет исключением и 2003 год. Много нового ждет бухгалтеров в этом году. Причем постарались в этом законодательные органы всех уровней: и местные, и областные, и федеральные.

Изменение местного законодательства
 
     Всего в городе Калуге действует 12 местных налогов и сборов. По трем из них в 2003 году будут применяться новые правила.
     Налог на имущество физических лиц. Постановлением Городской Думы г.Калуги от 24 сентября 2002 года № 211 повышены ставки налога на строения, помещения и сооружения в собственности граждан. Прежде всего, это наши с вами квартиры. Теперь ставки составляют при стоимости помещения до 300 тысяч рублей - 0.1% (не изменилась), от 300 до 500 тысяч рублей - 0.2% (была 0.1%), более 500 тысяч рублей - 1.25% (была 1%). Следует отметить, что ставки налога на имущество стоимостью более 500 тысяч рублей в Калуге в 2.5 раза выше, чем в Москве.
     Согласно федеральному Закону "платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа". Права на изменение и дополнение порядка уплаты налога местным властям не предоставлено. Поэтому положение Постановления Гордумы о том, что "в случае неполучения до 1 августа плательщиком налога на имущество физических лиц платежного извещения об уплате налога, он должен сообщить об этом в налоговые органы (по месту постановки на налоговый учет)", нельзя признать соответствующим закону.
     С 2003 года не облагаются налогом на имущество транспортные средства, что пока тоже не нашло отражения в Постановлении.
     Налог на перепродажу автомобилей. Постановлением Городской Думы г.Калуги от 26 ноября 2002 года № 270 сфера его применения расширена, он дополнен налогом на перепродажу вычислительной техники. Следует заметить, что этот налог был в Калуге с 1994 до 1998 года. За время его действия большинство компьютерных фирм Калуги перерегистрировались в других регионах, поскольку платить 5% с оборота при 10-15% наценке равносильно разорению фирмы. За время своего действия этот налог нанес большой ущерб местному бюджету Калуги. Однако, все позабылось, и депутаты наступили второй раз на те же грабли. Может, вместо добавления налога на компьютеры, надо было отменить налог на автомобили, возможно в Калуге появились бы фирмы перепродающие автотранспорт, и бюджет города пополнился бы. Но законодатели пытаются снова изгнать из города компьютерные фирмы. Ведь совершенно ясно, что эти фирмы не будут добровольно вступать на путь разорения.
     Что касается законодательного обоснования этого налога, то его просто нет. В Постановлении Думы о введении этого налога говорится:
     Плательщики налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, объект налогообложения и налоговая база налога на перепродажу автомобилей установлены Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" № 2118-1 от 27.12.91г.
     Однако в упомянутом Законе не определены ни налогоплательщики, ни объект налогообложения, ни налоговая база, ни налоговый период. А если не установлены эти элементы налогообложения, то согласно статье 17 Налогового кодекса налог не может считаться установленным. Поэтому можно не сомневаться, что любое обращение в суд приведет к отмене этого налога.
     Стоит обратить внимание еще на один "перл" местной законодательной мысли. В Постановлении дано определение вычислительной техники, в котором к этой технике отнесены и программы. Известно, что местные законодатели не вправе давать толкования терминов. Да и отнесение программ к технике вызывает, мягко говоря, недоумение. Достаточно обратиться к общероссийскому классификатору продукции ОКП-93, где вычислительная техника и программное обеспечение относятся к разным классам продукции (соответственно 40 и 50). Но чего не напишешь в погоне за налогами?
     В связи с введением этого налога наши читатели - пользователи и будущие пользователи программного обеспечения могут не волноваться, цены на программы подниматься не будут.
     Сбор за уборку территории. Постановлением Городской Думы г.Калуги от 24 сентября 2002 года № 211 в число плательщиков этого налога кроме юридических лиц включены предприниматели. Сбор должны уплачивать владельцы строений, причем предприниматели платят налог, только если у них есть строения, используемые для предпринимательской деятельности.
     Ставки налога устанавливаются городской Думой в сумме за каждого работника предприятия. В 1999 - 2001 годах ставки колебались в пределах 10 - 30 рублей с человека. С 1 января 2002 года ставка установлена в размере 34.91 руб., а с 1 июля 2002 года 100 рублей с человека.
     Многие эксперты склоняются к мнению, что этот налог вообще незаконен. Дело в том, что местные законодательные органы могут устанавливать ставки налогов только в пределах, установленных федеральным законодательством, а федеральным законом ставки не установлены. Получается, что местные власти могут установить ставку налога как угодно большую, а это нельзя признать справедливым и соответствующим Конституции РФ.

Изменение законодательства Калужской области
 
     Законодательное собрание Калужской области приняло Законы, устанавливающие новые или изменяющие действующие налоги.
     Транспортный налог. Мы уже писали, что с 1 января 2003 года вводится в действие 28 глава Налогового кодекса "Транспортный налог". Этот налог заменяет собой бывший налог на владельцев транспортных средств. Одновременно отменяется налог на пользователей автодорог.
     Законодательное собрание Калужской области приняло Закон от 26 ноября 2002 года № 156-ОЗ. В нем ставки транспортного налога повышены по сравнению с ранее действовавшими ставками налога на владельцев автотранспорта. Областным законодателям дано право понижать или повышать ставки, но не более, чем в 5 раз. Законодательное собрание области установило ставки, соответствующие Налоговому кодексу. Уплата налога предприятиями производится поквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года до 15 января надо подать декларацию. Физические лица будут платить налог по налоговым уведомлениям. В Законе дана форма налоговой декларации по транспортному налогу.
     Единый налог на вмененный доход. Этот налог действует и сейчас. Но в 2003 году он будет действовать в соответствии с главой 26-3 Налогового кодекса по новым правилам. Законодательное собрание Калужской области в Законе от 26 ноября 2002 года № 155-ОЗ установило эти правила.
     В НК указано, что законами субъектов РФ определяются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, в пределах перечня, установленного НК, и значения корректирующего коэффициента К-2.
     В областном Законе предусмотрено, что на ЕНВД будут переводиться предприятия и предприниматели, занимающиеся всеми видами деятельности, разрешенными Налоговым кодексом. Более того, список видов бытовых услуг даже расширен по сравнению с кодексом. В него, например, включены: пошив одежды, пошив обуви, пошив и вязание трикотажных изделий, ремонт и изготовление металлоизделий, услуги по прокату, кроме проката кинофильмов, и некоторые другие. Хотя перечисленные бытовые услуги не поименованы в Налоговом кодексе, их можно подвести под пункт "другие виды бытовых услуг", который записан в НК. Поэтому можно считать, что в данном случае областные законодатели не превысили своих полномочий.
     Поработали законодатели и над корректирующим коэффициентом. Предусмотрена довольно сложная система его определения. Коэффициент по каждому виду деятельности получается перемножением нескольких составляющих, которые зависят от ассортимента продукции, сменности работы, работы только по выходным дням, работы в сельской местности и др. Если в результате этих действий коэффициент получится больше 1, то он считается равным 1.
     Вызывает некоторое недоумение, что перечень видов деятельности в Законе не совсем совпадает с перечнем в Приложении, устанавливающем коэффициенты. Например, для ремонта часов коэффициента нет, для некоторых видов отличаются наименования. Это может создать затруднения при расчете налога. Впрочем, это скорее всего объясняется спешкой при принятии Закона, ведь его приняли в последний возможный момент. Следует ожидать, что в Закон будут внесены "технические" поправки.
     В целом по первому впечатлению Закон можно оценить как благоприятный для предпринимателей.

Изменение федерального законодательства
 
     Основной новинкой федерального законодательства является введение главы 26-2 Налогового кодекса "Упрощенная система налогообложения". Мы подробно писали о ней в предыдущих номерах нашего бюллетеня. До 2 декабря все желающие могли подать заявление о переходе на упрощенную систему. В настоящее время Госдума приняла в первом чтении поправки к главе 26-2.
     Не исключено, что они будут приняты окончательно до конца года и введены в действие с 1 января 2003 года.
     Еще один неприятный сюрприз готовится для "упрощенцев". Принят в первом чтении закон, устанавливающий, что работникам предприятий, переведенных на УСН, в случае их болезни органы ФСС будут возмещать только 1 минимальный размер оплаты труда, а остальное должен возмещать работодатель.
Информация:
Вышел новый программный продукт "1С:Предприниматель 7.7"
 
     "1С:Предприниматель 7.7" - это готовое решение для ведения учета и составления отчетности предпринимателями. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов предпринимателей, являющихся плательщиками НДФЛ (по обычной системе). Для предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД, предусмотрена возможность ведения раздельного учета хозяйственных операций по видам деятельности, облагаемым НДФЛ и ЕНВД. Программа также позволяет формировать Книгу учета доходов и расходов предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
     В программе реализован учет денежных средств, товаров, материалов, взаиморасчеты с поставщиками и покупателями, НДС, амортизируемого имущества, МБП, начисление амортизации, расчеты по оплате труда, начисление НДФЛ и ЕСН и другие возможности.
     Справки по тел. 53-10-22.

Система Гарант
 
     По вопросам приобретения системы Гарант обращаться к официальному партнеру компании "Гарант" АКФ "Политоп", тел./факс 74-95-30, email: polytope@kaluga.ru
Анонс:
Система программ "1С:Предприятие" для автоматизации учета в организациях любых отраслей


17 декабря 2002г
(вторник) в 10:00
 
Е Д И Н Ы Й     С Е М И Н А Р
 
- 
Отражение изменений законодательства в типовых решениях фирмы 1С
- 
Новые программы для индивидуальных предпринимателей и предприятий, переходяших на упрощенную систему налогообложения
- 
Подготовка отчетности за 2002 год
- 
Новые разработки фирмы КАМИН
 


В Народном Доме
по адресу:
г.Калуга, ул.Ленина, 74
Регистрация по телефону: (0842) 53-10-22