Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень
№ 28 сентябрь 2002 г. 
Новости законодательства:
Изменен порядок учета доходов и расходов предпринимателей
 
     Вышел в свет Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей". Прежний порядок учета, утвержденный 21 марта 2001 г. Приказом № 24н/БГ-3-08/419, признан утратившим силу. Рассмотрим кратко, что же изменилось.
     Более детально регламентированы материальные расходы предпринимателя. В частности, описан порядок учета тары, возвратных отходов, потерь от недостачи и порчи.
     Уточнено, что к расходам на оплату труда относятся все выплаты по трудовым договорам. Установлено, что расходы на оплату труда учитываются в момент выплаты денежных средств.
     Учет основных средств и нематериальных активов и их амортизации приведен в соответствие с Налоговым кодексом. Амортизируемое имущество, как и у предприятий, распределяется по амортизационным группам, предприниматель может устанавливать срок полезного использования каждого объекта в пределах норм амортизационной группы, к которой относится объект.
     Амортизация основных средств, приобретенных до 1 января 2002 года и основных средств, приобретенных после этой даты, производится по разному. Старые ОС амортизируются по тем нормам, которые были установлены при их приобретении. При этом можно в 2002 году применять ускоренную амортизацию, если она была установлена ранее. Амортизация по объектам амортизируемого имущества, приобретенного после 1 января 2002 года, начисляется линейным методом по новым нормам.
     Из состава амортизируемого имущества исключены малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Однако амортизация по МБП, приобретенным до 1 января 2002 года продолжает учитываться процентным методом: 50% в момент ввода в эксплуатацию, 50% при списании. Основные средства, стоимостью до 10000 рублей за единицу, относятся к материальным расходам, их можно списывать в момент ввода в эксплуатацию. Учитывать все ОС рекомендуется с применением установленных Госкомстатом форм.
     Подробно расписан состав прочих расходов, который почти полностью соответствует таким расходам, установленным НК для организаций. А подпункт "другие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности" позволяет отнести к прочим расходам любые обоснованные расходы.
     Радикально изменилась и в очередной раз усложнилась форма Книги учета. Она состоит из 6 разделов, в каждом из которых может быть несколько таблиц. Всего в Книге может быть до 23 таблиц.
     Первый раздел Книги называется "Учет доходов и расходов". В него входят таблицы:
          
  • учет приобретенного и израсходованного сырья (1-1А и 1-1Б),
              
  • учет выработанных и израсходованных полуфабрикатов (1-2),
              
  • учет вспомогательного сырья и материалов (1-3А и 1-3Б),
              
  • учет иных материальных расходов (в т.ч. топливо, электроэнергия, и т.п.) и их распределение по видам деятельности (1-4А и 1-4Б),
              
  • количественно-суммовой учет израсходованных материальных ресурсов на выпущенную готовую продукцию (1-5А и 1-5Б),
              
  • учет доходов и расходов по видам товаров (работ, услуг) в момент их совершения (1-6А и 1-6Б),
              
  • учет доходов и расходов по всем видам товаров (работ, услуг) за месяц (1-7А и 1-7Б).
         Таблицы имеют варианты: для операций, облагаемых НДС, и для операций, не облагаемых НДС. Напомним, что по действовавшему порядку этот раздел состоял из одной таблицы.
         В таблицу 1-1 нужно вводить приход сырья, и по каждой партии пришедшего сырья в ней же учитывать его расход и остатки. Аналогичный учет полуфабрикатов и вспомогательного сырья надо вести в таблицах 1-2 и 1-3.
         В таблице 1-4 надо вести учет иных материальных расходов и распределять их по видам деятельности.
         В таблице 1-5 надо вести количественно-суммовой учет израсходованных материальных ресурсов на выпущенную готовую продукцию по видам товаров, причем за каждый день и за месяц надо подсчитывать общий вес израсходованного сырья. Поистине безгранична фантазия наших чиновников!
         В таблице 1-6 ведется детальный учет доходов и расходов по хозяйственным операциям, а в таблице 1-7 сводный учет по товарам. Однако, совершенно непонятно, как вести учет торговых операций, для учета приобретения товаров в таблицах нет места. Можно предположить, что их надо отражать в таблице 1-6, но из наименования ее граф этого не следует.
         Остальные разделы Книги учета изменились меньше. Амортизация "старых" и "новых" ОС и НМА будет производиться в разных таблицах. Добавлены таблицы реестра прочих расходов и реестра расходов будущих периодов.
         Можно сделать вывод, что учет доходов и расходов для предпринимателей, и раньше очень сложный, превращен в настоящий кошмар. Радует, что этот порядок не распространяется на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и переведенных на уплату ЕНВД. Хотя и для этих категорий предпринимателей в недрах МНС и Минфина готовятся нормативные документы, и какие они будут, можно только гадать.
         Мы уже не раз высказывали мнение, что государство изживает частных предпринимателей как класс. Новый порядок учета очередное тому подтверждение.

    Методические указания по базе переходного периода
     
         Приказом МНС РФ от 21 августа 2002 г. № БГ-3-02/458 утверждены "Методические рекомендации по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-Ф3". В них подробно регламентирован расчет базы переходного периода и налога на прибыль с этой базы.
         Мы уже писали о методике этого расчета. В связи с принятием новых Законов, уточняющих статью 10 Закона 110-ФЗ, в методических указаниях появились новые положения.
         Так, организации, получившие убыток в 2001 году, распределяют сумму налога на прибыль переходного периода равномерно на 5 лет.
         Обратим также внимание на то, что равномерная уплата налога с базы переходного периода с точки зрения МНС при помесячной оплате производится 11 раз в год, (а не 12 как следовало бы по здравому смыслу), а при ежеквартальной уплате 3 раза в год (а не 4). Примеры расчета приведены в Методических указаниях.
         Вызывает удивление трактовка МНС статьи 273 НК. В Методических указаниях говорится, что аванс, независимо от того, была ли реализация по нему, признается доходом. Поэтому авансы на начало года МНС требует включать в базу переходного периода. Однако в статье 273 НК говорится, что при кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на расчетные счета, в кассу, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. То есть, все способы получения средств и имущества, в том числе и авансовые платежи, признаются доходом только тогда, когда погашена задолженность по реализованным товарам (услугам). По нашему мнению, это положение рекомендаций противоречит НК.
         Налоговая декларация по налогу на прибыль не совсем соответствует Методическим рекомендациям, в частности, не ясно как отражать распределение налога на 5 лет при полученном убытке в 2001 году. Поэтому надо ожидать очередных ее изменений.
     
    Горячая тема:
    Переходить ли на упрощенную систему?
     
         Мы уже писали, что с 1 января 2003 года вводятся в действие 2 новые главы Налогового кодекса, изменяющие налогообложение малого бизнеса. Приближается срок их введения. Поэтому предприниматели и руководители предприятий задумываются, как вести деятельность в 2003 году? Что полезного можно извлечь из новых систем налогообложения?
         Начнем с единого налога на вмененный доход. Понятно, что он принудительный, то есть нельзя выбрать, применять его или нет. В 2003 году сфера применения ЕНВД сильно ограничена, поэтому предприятиям, ранее не применявшим ЕНВД, перейти на него не удастся. А вот действующие предприятия и предприниматели, уплачивающие ЕНВД, могут потерять право на его применение. А этого бы не хотелось, поскольку режим ЕНВД очень привлекателен, прежде всего, тем, что не надо платить ЕСН и можно зачесть взносы в Пенсионный фонд в счет уплаты ЕНВД. Еще хорошо, что при применении ЕНВД не лимитируется численность персонала и выручка.
         К отрицательным сторонам нового Закона по ЕНВД можно отнести то, что сильно увеличены ставки по сравнению с действующими. Но ставки могут быть скорректированы региональными властями в меньшую сторону. Поэтому нельзя сказать однозначно, уменьшится или увеличится сумма налога в 2003 году. Это надо будет считать для каждого вида деятельности в зависимости от места расположения предприятия.
         Можно предположить, что субъекты малого бизнеса будут изменять свою деятельность, чтобы попасть под "зонтик" ЕНВД. Это может быть уменьшение площади торгового или обеденного зала до 70 квадратных метров или деление торгового зала между несколькими предпринимателями и т.п. Но далеко не всем это удастся. Многим теперешним "вмененщикам" придется переходить на другие формы налогообложения.
         Теперь об упрощенной системе налогообложения. Она, во-первых, не зависит от желания региональных властей, а во-вторых, переход на нее происходит в добровольном порядке.
         Не упустите момент - заявление надо подать с 1 октября по 30 ноября 2002 года! Это касается также предприятий и предпринимателей, работающих в 2002 году по упрощенной системе. Закон, по которому начисляется налог по упрощенной системе в 2002 году, прекращает действие 31 декабря.
         Чем привлекательна упрощенная система для предприятий:
              
  • относительно небольшой налог (6% от выручки или 15% от выручки за минусом определенных Законом расходов),
              
  • возможность выбора системы: выручка или выручка минус расходы,
              
  • отмена самых "тяжелых" налогов: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН, налога с продаж (последнего в Калужской области пока нет, но что мешает законодателям его ввести, ведь во всех окружающих область регионах он введен),
              
  • зачет взносов в ПФ в счет уплаты единого налога (при системе "от выручки"),
              
  • единовременное списание на расходы приобретаемых основных средств.
         Отмена ЕСН является наиболее важным положительным аргументом в пользу упрощенной системы. Она позволит многим предприятиям повысить начисляемую работникам зарплату и прекратить выплачивать вознаграждение с применением различных "серых" и "черных" схем, то есть вывести зарплату из "тени". Это выгодно и работникам, так как защищает их пенсионные права, и государству, так как дополнительно уплачивается НДФЛ.
         Все это, конечно, заманчиво. Но у каждой медали есть две стороны.
         Начнем с того, что не всем удастся перейти на упрощенную систему. Есть пороги вхождения: сумма выручки за 9 месяцев 2002 года (11 миллионов рублей), численность (100 человек), стоимость амортизируемого имущества (100 миллионов рублей), отсутствие филиалов и представительств.
         Еще одна большая преграда - нельзя переходить на "упрощенку" предприятиям с долей других предприятий в их уставном капитале более 25% (правда, оставлена лазейка для предприятий общественных организаций инвалидов). Этим законодатели поставили как бы заслон против образования дочерних компаний на упрощенной системе. Конечно, это наивно. Разве нельзя вместо создания дочерней фирмы открыть новое предприятие (или группу предприятий), учрежденное физическими лицами? Поэтому при желании всегда можно найти способ перейти на упрощенную систему. Но всегда ли нужно? Рассмотрим негативные стороны этой системы.
         Не всегда хорошо, что предприятие работает без НДС. Предприятия заказчики - плательщики НДС очень не любят покупать товары без НДС, поскольку полученный НДС является налоговым вычетом. Для конкурентоспособности продаваемые товары у предприятий, работающих на упрощенной системе, должны стоить на 20% меньше. А сможет ли предприятие это себе позволить, далеко не очевидно. Понятно, что эта проблема мало волнует предприятия, продающие товары и оказывающие услуги населению, бюджетным организациям, другим неплательщикам НДС или предприятиям, продающим товары, освобожденные от НДС. Но для большинства предприятий этот вопрос актуален.
         По действующему Закону предприятия, применяющие упрощенную систему, могут не вести бухгалтерский учет. Многие этим пользуются. Действительно, это намного упрощает работу и сокращает затраты. По новому Закону бухучет ведется в полной мере, как и обычными предприятиями, и добавлено еще ведение налогового учета. Как это делать, в Законе не описано, способ ведения должно разработать МНС. А чего ждать от налогового ведомства можно видеть на примере учета для предпринимателей (см.статью на 1-й стр.). Думаем, что мало не покажется. Поэтому, если раньше одним из преимуществ упрощенной системы было именно упрощение, то теперь его почти нет.
         По действующему Закону предприятия, применяющие упрощенную систему, не платят почти никаких налогов, кроме единого налога. По новому Закону они будут платить еще и все местные и региональные налоги: сбор на образование, налог на милицию, налог на уборку территории, налог на рекламу (очень болезненный налог для предприятий, у которых большая доля затрат приходится на рекламу) и другие. Конечно, не исключено, что в регионе будет введен налог с продаж, тогда часть налогов платить не придется, поскольку при введении налога с продаж отменяется уплата многих региональных и местных налогов.
         Негативные стороны есть и в кассовом методе, по которому обязаны работать предприятия, перешедшие на упрощенную систему. Например, начисленную зарплату можно отнести к расходам только после ее выплаты, а начисленные налоги только после их уплаты в бюджет.
         Наконец, большой "сюрприз" для предприятий торговли, о котором пока не пишут бухгалтерские издания. Большинство таких предприятий хотели бы работать по системе "выручка минус расходы", поскольку 6% от выручки при торговых наценках 20 - 30% - это очень много. Но как выясняется, к расходам нельзя отнести стоимость покупных товаров, их просто нет в перечне расходов, а он закрытый. Вот НДС по приобретаемым товарам есть, а самих товаров нет! Можно предположить, что товары замаскированы в пункте "материальные расходы". Но это не так. Материальные расходы учитываются в порядке, установленном ст.254 НК, а в ней о покупных товарах нет ни слова. Можно только гадать, что это - "техническая ошибка" законодателей или сознательное ущемление предприятий торговли. Таким образом, можно сделать вывод, что для предприятий торговли переход на "упрощенку" невыгоден никогда. Хотя нельзя исключать, что законодатели исправят эту ошибку, тогда, наоборот, небольшим предприятиям торговли упрощенная система будет очень выгодна.
         Ну а что делать предпринимателям? Для них порядок учета при упрощенной системе такой же, как и для предприятий, в том числе обязательное ведение налогового учета. Сейчас такие предприниматели уплачивают стоимость патента и освобождены от какого-либо учета. Им надо будет считать, перекроет ли экономия на налогах затраты на дополнительное ведение учета. Ведь по новому Закону учет для предприятий и предпринимателей совершенно одинаков.
         Можно прогнозировать, что часть таких предпринимателей прекратит свою деятельность, часть преобразуется в юридические лица, часть поступят на работу, благо, что вакансий много.
         Практические рекомендации для конкретного предприятия или предпринимателя можно дать, только изучив его систему работы, структуру выручки и расходов. Поэтому руководителям предприятий, обдумывающим, по какой системе работать в 2003 году, нужно будет провести детальный сравнительный анализ разных систем применительно к условиям работы своего предприятия, после чего выработать соответствующие мероприятия. Время для этого еще есть, но его не так много.
    Информация:
    В продаже новый программный продукт АКТ СВЕРКИ
     
         Программный продукт представляет собой внешний отчет для "1С:Предприятия". Он позволяет формировать:
              
  • акт сверки между вашим предприятием и любым контрагентом,
              
  • отчет по дебиторам и кредиторам вашего предприятия,
              
  • АВС-анализ (по сумме задолженности, по возрасту долга).

    Новый вид услуг фирмы КАМИН
     
         Фирма КАМИН оказывает своим пользователям самый широкий спектр услуг в области автоматизации бухгатерского учета. Консультации по работе с программами даются бесплатно. В процессе работы у пользователей возникают вопросы не только по программе, но и по бухгалтерскому учету, налогообложению, другим вопросам законодательства. Конечно, мы отвечаем и на них. Наш бюллетень также направлен на оказание бухгалтерам такой консультационной помощи. Однако на сложные вопросы не всегда возможно дать квалифицированный и быстрый ответ. Нужно подобрать нормативные документы, проанализировать их, учесть конкретную ситуацию пользователя, учесть все изменения законодательства.
         Поэтому фирма КАМИН объявляет о новом виде услуг: консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению, юридическим аспектам хозяйственной деятельности предприятий. В частности, мы готовы оказывать помощь в подготовке документов в ИМНС в связи с передачей в налоговые органы дел о регистрации юридических лиц, в подготовке учредительных документов, в консультировании по хозяйственным спорам, в том числе, с налоговыми органами, в организации ведения налогового учета по налогу на прибыль, в подготовке к переходу на упрощенную систему.
         Справки по тел. 53-10-22.
    Анонс:
    Система программ "1С:Предприятие" 7.7 для автоматизации учета в организациях любых отраслей


    9 октября 2002г
    (среда) в 10:00
     
    Е Д И Н Ы Й     С Е М И Н А Р
     
    - 
    Ведение налогового учета в программах системы "1С:Предприятие";
    - 
    Новые возможности информационной и методической поддержки пользователей;
    - 
    Новые программные продукты;
    - 
    Подготовка отчетности за 3-ий квартал 2002г.;
    - 
    Новый порядок налогообложения малого бизнеса.
     


    В Народном Доме
    по адресу:
    г.Калуга, ул.Ленина, 74
    Регистрация по телефону: (0842) 53-10-22