Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 25 май 2002 г. 

Новости законодательства:

Изменился минимальный размер оплаты труда

     Федеральным законом РФ от 29 апреля 2002 г. № 42-ФЗ с 1 мая 2002 года в России установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в сумме 450 рублей в месяц. Эта величина МРОТ применяется только для регулирования оплаты труда, то есть нельзя устанавливать оплату труда любого сотрудника менее, чем 450 рублей в месяц. На другие правоотношения МРОТ в сумме 450 рублей не влияет. Различные пени и штрафы, выраженные в количестве МРОТ, исчисляются из суммы МРОТ в 100 рублей. До недавнего времени МРОТ регулировал предельную сумму оплаты пособий по нетрудоспособности (85 МРОТ). Но сейчас и это отменено: пособие по нетрудоспособности ограничивается суммой 11700 рублей, не зависящей от МРОТ.

МНС продолжает изменять формы налоговых деклараций

     Министерство по налогам и сборам Приказом от 2 апреля 2002 года № БГ-3-03/167 внесло изменение в налоговую декларацию по НДС и порядок ее заполнения.
     На листе 7 строка 370 "Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету" будет теперь подробно расшифровываться, для чего в декларацию добавляются строки:

  • 371 - по приобретенным основным средствам и (или) нематериальным активам;
  • 372 - из них: по приобретенным основным средствам, стоимость которых учитывается в затратах по капитальному строительству объектов;
  • 373 - по приобретенным товарам (работам, услугам) для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • 374 - по приобретенным товарам, переданным на давальческих условиях подрядным организациям для выполнения строительно-монтажных работ;
  • 375 - сумма налога, предъявленная налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства;
  • 376 - по приобретенным объектам незавершенного капитального строительства;
  • 377 - прочая сумма налога.

     Для того, чтобы представить отчетность в таком разрезе, бухгалтерам придется, скорее всего, вводить новые виды аналитического учета.
     По всей вероятности, декларацию за май будут принимать уже по новой форме.

Защита прав предпринимателей усилится

     Постановление Губернатора Калужской области от 19 апреля 2002 г. № 232 "Об утверждении формы журнала учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля"
     В целях регулирования отношений в сфере защиты прав предпринимателей, обеспечения эффективного контроля за предпринимательской деятельностью и во исполнение Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госу-дарственного контроля (надзора)" постановляю:
     1. Утвердить примерную форму журнала учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (прилагается).
     2. Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям исполь-зовать примерную форму журнала учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
     3. Рекомендовать территориальным органам федеральной исполнительной власти, органам исполнительной власти области, органам местного самоуправления области, осу-ществляющим контрольные и надзорные функции, при осуществлении проверок руководствоваться ст. 4-6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предприни-мателей при проведении государственного контроля (надзора)".
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на директора департамента регионального развития области Шубина Н.Е.
          Губернатор области А.Д.Артамонов
     Форма журнала очень простая.
     Журнал учета мероприятий по контролю
     ___________________________________
     (Наименование юридического лица,
     Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)

     В журнале колонки:

  • № п/п,
  • Наименование контролирующего органа,
  • Дата выдачи и номер регистрационного предписания,
  • ФИО, должность, номер служебного удостоверения, подпись проверяющего,
  • ФИО, должность и подпись сотрудника предприятия (предпринимателя), присутствующего при проверке,
  • Дата и время начала и окончания проверки,
  • Запись о результатах проверки и номер акта (предписания), выданного по результатам проверки.

     Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
     Имеется в виду, что каждый проверяющий будет делать запись в этот журнал. По идее, журнал нужен для того, чтобы проверяющие не делали проверки чаще, чем это положено по закону. А по закону проверки можно делать один раз в два года. При этом данный порядок не распространяется на проведение налогового контроля, валютного контроля, таможенного контроля, оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, государственного метрологического контроля (надзора).

Уточнен порядок учета малоценных основных средств

     Постановлением Правительства РФ № 5 от 28.01.2002 года дополнены Указания по применению и заполнению унифицированной формы первичной учетной документации № ОС-1 "Акт (накладная) приемки - передачи основных средств", № МБ-2 "Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов", № МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстро-изнашивающихся предметов", № МБ-7 "Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений", № МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстро-изнашивающихся предметов". В частности, допускается составление общей формы № ОС-1 при приемке однотипных объектов основных средств, если эти объекты имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Формы №№ МБ-2, МБ-4, МБ-7, МБ-8 могут использоваться для отражения ввода и движения имущества, перешедшего в состав основных средств из категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Коротко

  • Распоряжением правительства РФ № 540-РП от 18.04.2002 года ужесточается процедура допуска юридических и физических лиц к осуществлению жилищного строительства.
  • Постановлением Правительства РФ № 259 от 20.04.2002 года утверждены Правила расходования средств обязательного социального страхования на оплату стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в 2002 году.
  • ФСС издал Постановление № 3397 от 29.04.2002 года в котором утвердил Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятии мер по их результатам.
  • Депутаты Белгородской областной думы обратились к президенту РФ, в Федеральное собрание РФ и Правительство РФ с просьбой о возврате к прежней системе уплаты платежей в государственные внебюджетные фонды и отмене единого социального налога для субъектов малого предпринимательства. Многие предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, в своих многочисленных обращениях указывают на то, что введение единого социального налога значительно увеличило налоговую нагрузку, что может привести к банкротству большинства предприятий малого бизнеса. Правительство задумалось и возможно согласится с этими доводами (см. "горячую тему").
  • Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 г. № 302 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" в связи с вступлением в силу с 11 февраля 2002 г. Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" вносятся изменения и дополнения в нормативные документы Правительства РФ. Кроме того, утрачивают силу 45 решений Правительства РФ, устанавливающих порядок лицензирования видов деятельности, ныне не подлежащих лицензированию.
Горячая тема:

Готовятся большие изменения в законодательстве

     Мы уже писали в прошлом номере нашего издания, что в Государственной думе рассматривается законопроект о значительных изменениях в законодательстве. К настоящему времени этот законопроект прошел второе чтение, при этом сильно изменился. Учитывая, что при третьем чтении существенных поправок в законопроекты вносить нельзя, стоит ожидать, что примерно в этом виде и будет издан Закон. Проектом вносятся большие изменения в Налоговый кодекс и некоторые другие связанные с ним законы. Предполагается, что в мае - начале июня законопроект будет окончательно принят и будет введен в действие задним числом с 1 января 2002 года. А это значит, что отчет за полугодие придется делать с учетом этого закона. Мы решили познакомить наших читателей с законопроектом, чтобы они имели представление, что их ожидает в ближайшем будущем.
     В законопроекте несколько сотен поправок к законодательным актам. Конечно, все отразить мы не сможем, но на наиболее важных с нашей точки зрения проблемах остановимся.
     Одна из волнующих бухгалтеров тем - переходный период по налогу на прибыль. Порядок формирования налоговой базы переходного периода регламентирован Законом 110-ФЗ от 06.08.2001. Законопроектом в определение налоговой базы переходного периода внесены значительные корректировки. Как же она должна формироваться по-новому?
     Налогоплательщики, переходящие на определение доходов и расходов по методу начислений, обязаны провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно. В процессе инвентаризации нужно выделить дебиторскую задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права. Нужно отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии с НК, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
     В составе внереализационных доходов налогоплательщики должны отразить суммы штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств в соответствии с НК, суммы других доходов, если такие суммы не учитывались ранее при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
     В состав доходов также нужно включить суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями НК, например, остатки неиспользованных средств резервных фондов, отчисления в которые в соответствии с действующим законодательством до вступления в силу 25 главы НК уменьшали налоговую базу.
     В состав расходов, уменьшающих доходы от реализации, нужно включить себестоимость реализованных, но не оплаченных по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно товаров (работ, услуг), которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. При этом требуется документальное подтверждение правильности включенных сумм. Для этого придется, скорее всего, делать специальные расчеты.
     Кроме этого, в состав расходов, включаются суммы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов. Это объекты основных средств восстановительная стоимость которых составляет не более 10 000 рублей и срок эксплуатации менее 12 месяцев.
     Единовременному списанию подлежат также: суммы недоначисленной амортизации по объектам нематериальных активов, которые в соответствии с НК не относятся к амортизируемому имуществу, сумма недоначисленной амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, переданным в производство и некоторые другие.
     В составе внереализационных расходов нужно отразить суммы штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств в соответствии с НК, а также другие внереализационные расходы, если такие суммы ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
     С определенной таким образом налоговой базы исчисляется налог на прибыль по ставке 24%. Если при определении налоговой базы получился убыток, то налоговая база признается равной нулю.
     Если полученная сумма налога на прибыль с базы переходного периода меньше 10% налога на прибыль 2001 года, то эта сумма перечисляется в бюджет равными долями в течение 2002 года, начиная со второго квартала. Если сумма налога составляет от 10% до 70% суммы налога за 2001 год, то сумма сверх 10% перечисляется в бюджет в течение 2003 - 2004 годов. А если сумма налога больше 70% от суммы налога за 2001 год, то уплата налога продляется до конца 2005 года.
     В соответствии с существующей редакцией Закона 110-ФЗ в базу переходного периода надо включать суммы недоначисленной амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 года. В новой редакции этого нет. В базу переходного периода никаких сумм по амортизации не включается. А изменениями в статью 322 Налогового кодекса вводится новый порядок учета амортизации "старых" основных средств.
     Полезный срок использования таких средств устанавливается налогоплательщиком самостоятельно по состоянию на 1 января 2002 года с учетом новой классификации основных средств и сроков полезного использования по амортизационным группам.
     Вне зависимости от выбранного налогоплательщиком метода амортизации начисление амортизации "старых" основных средств производится, исходя из их остаточной стоимости.
     Сумма начисленной за один месяц амортизации по таким основным средствам определяется как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации (исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования). Приведем пример.
     Первоначальная стоимость компьютера 20000 рублей. Полезный срок использования был установлен 10 лет. Амортизация начислялась в течение 2 лет. Сумма амортизации 4000 рублей. Остаточная стоимость 16000 рублей. Полезный срок использования для налогового учета установлен 4 года (можно от 3 до 5 лет). Оставшийся срок полезного использования 2 года. Месячная норма амортизации будет равна 16000 / 2 / 12 = 667 рублей в месяц.
     Амортизируемые основные средства, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше, чем срок полезного использования данного амортизируемого основного средства, установленный в соответствии с требованиями Налогового кодекса, выделяются налогоплательщиком в отдельную амортизационную группу по остаточной стоимости. Эти суммы подлежат включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления главы 25 НК в силу. Приведем пример.
     Первоначальная стоимость компьютера 20000 рублей. Полезный срок использования был установлен 10 лет. Амортизация начислялась в течение 6 лет. Сумма амортизации 12000 рублей. Остаточная стоимость 8000 рублей. Полезный срок использования для налогового учета установлен 4 года (можно от 3 до 5 лет). Срок полезного использования (4 года) меньше фактического (6 лет). Остаточную стоимость будем списывать в течение 7 лет. Месячная сумма включения в расходы будет равна 8000 / 7 / 12 = 95 рублей в месяц.
     В последней норме нет логики, так как получается, что для тех ОС, у которых срок полезного использования больше хоть немного срока фактической эксплуатации, сумма остаточной стоимости будет списываться в течение оставшегося полезного срока, а для имущества со сроком эксплуатации больше полезного срока придется еще 7 лет относить амортизацию на расходы. Впрочем, может быть, в законопроекте техническая "опечатка", и в окончательной редакции вместо выражения "не менее" будет "не более". Тогда здравый смысл будет восстановлен.
     Много поправок относится к определению расходов для целей налогообложения. Мы уже писали о поправке, радикально изменяющей учет прибыли у организаций торговли и высказывали надежду на то, что у законодателей хватит здравого смысла не включать ее в законопроект. Но поправка осталась. Речь в ней идет о том, что в прямые расходы по торговым операциям будет включаться покупная стоимость реализованных товаров (пока включаются только транспортные расходы). Прямые расходы учитываются не полностью, а за исключением относящихся к остатку товаров на складе. Поэтому по новому порядку может получиться так: товар продан и списан по бухучету, а списать его полностью в целях налогообложения нельзя. И чем больше будет остаток непроданного товара на складе, тем меньшую часть проданного товара можно будет списать на расходы для налогообложения. Такую поправку иначе как "драконовской" назвать нельзя.
     Из других интересных положений обсуждаемого законопроекта можно отметить введение уведомительного порядка получения освобождения от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса. Порядок получения освобождения значительно упрощается. Для получения освобождения достаточно будет направить в налоговый орган, можно и по почте, заявление и несколько выписок из документов.
     Внесена поправка в Закон 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании". Установлен минимальный размер фиксированного платежа в ПФ для предпринимателей. Его сумма 150 рублей в месяц. Вместе с тем ограничение этого платежа максимальной суммой в 3600 рублей в месяц снято.
     По всей вероятности комментируемый законопроект будет принят, поэтому надо готовиться к его появлению. Но в недрах правительства зреют и другие законотворческие идеи. Наверное, все помнят, как Президент в выступлении отмечал, что малый бизнес вместо получения поддержки получает ухудшение условий, и указывал на это Правительству.
     По имеющимся данным, в Правительстве подготовлен законопроект об отмене единого социального налога для предприятий и предпринимателей, применяющих упрощенную систему и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. Есть варианты отмены ЕСН с 1 июля 2002 года или с 1января 2002 года, то есть задним числом, с зачетом уже уплаченных сумм в счет будущих платежей. А ставку ЕНВД планируют восстановить в прежнем размере 20%.
     О незаконности взимания ЕСН с предприятий и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату ЕНВД, мы уже писали. Кстати, в некоторых регионах начались судебные процессы по этому поводу. И есть случаи, когда налогоплательщики их выигрывают, то есть взимание с них ЕСН признается незаконным.
     Но взносы в пенсионный фонд, которые дополнительно начали выплачивать предприниматели, применяющие упрощенную систему и переведенные на уплату ЕНВД, пока не собираются отменять, по крайней мере, об этом не говорится. Хотя законность их уплаты также вызывает большие сомнения, ведь они платились раньше в составе патента или единого налога.
     Таким образом, несмотря на лето, когда обычно наступает законодательное затишье, в этом году бухгалтерам особенно расслабиться не придется.