Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 24 апрель 2002 г. 

Новости законодательства:

Отчетность скоро будем сдавать в электронном виде

     Федеральным законом РФ от 28 марта 2002 г. № 32-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Статья 13 закона 129-ФЗ дополнена следующим положением:
     При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Добавлено, что бухгалтерская отчетность может быть передана по телекоммуникационным каналам связи. Важное дополнение говорит о том, что "при получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде".
     Закон уже вступил в силу. Приказом МНС от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
     Так что скоро наступит время, когда налогоплательщики будут сдавать всю бухгалтерскую и налоговую отчетность, не выходя из офиса.

МНС разъясняет, какие выплаты не признаются объектом обложения ЕСН

     Пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса в последней редакции говорит, что выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
     Для предприятий, начисляющих налог на прибыль, все ясно: если выплата не относится на себестоимость, ее не надо облагать ЕСН. Например, премию, материальную помощь и т.п., выплачиваемые за счет прибыли, облагать ЕСН не нужно, так как эти выплаты не относятся к расходам, уменьшающим прибыль.
     Но МНС пошло дальше. В своем Письме от 4 апреля 2002 г. № СА-6-05/415 "О едином социальном налоге" оно из анализа п.3 ст.236 НК делает следующий вывод:
     Из вышеизложенного следует, что не подлежат налогообложению выплаты и вознаграждения, поименованные в пункте 1 статьи 236 Кодекса для налогоплательщиков - организаций, формирующих налоговую базу по прибыли (в том числе и по отдельным видам деятельности организаций, в части ее формирования), которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     Обратите внимание, какая тонкая подмена тезиса! В кодексе - "у налогоплательщиков-организаций", то есть у всех организаций, плательщиков ЕСН. В Письме МНС "у налогоплательщиков-организаций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль", то есть только у плательщиков налога на прибыль.
А что делать предприятиям, которые не платят налог на прибыль: работающим по упрощенной системе, переведенным на уплату ЕНВД, общественным организациям? Ведь у них нет базы по налогу на прибыль, следовательно, никакая выплата не может быть отнесена к расходам, уменьшающим эту базу.
     На первый взгляд, ЕСН можно совсем не платить. Но вряд ли это можно признать правильным. Ведь в этом случае предприятия, не уплачивающие налог на прибыль, окажутся в льготном положении по сравнению с теми, которые этот налог платят.
     Некоторые специалисты считают, что выражение "у налогоплательщиков-организаций" обозначает не конкретную организацию, а организацию вообще, которая платит налог на прибыль. То есть, ко всем организациям, независимо от того, являются ли они плательщиками налога на прибыль, применяются правила определения расходов в соответствии с главой 25 НК. Значит, если согласно НК выплату можно отнести к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то ее у любого предприятия не надо облагать ЕСН. В этой позиции есть логика: все предприятия в отношении ЕСН будут находиться в равном положении.
     Таким образом, МНС "тонко" намекает, что предприятия, не платящие налог на прибыль, должны начислять ЕСН на все выплаты за счет любых средств, в том числе выплаты за счет чистой прибыли.
     Несмотря на спорность позиции МНС, налогоплательщики должны ее учитывать, поскольку налоговые органы на местах будут руководствоваться указаниями МНС, или должны быть готовыми отстаивать свои права в суде. В этой связи заметим, что письма МНС не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и не принимаются во внимание при рассмотрении судебных споров.

По налогу на прибыль с базы переходного периода пока можно не отчитываться

     Как известно, плательщики налога на прибыль для учета доходов и расходов прошлых лет, влияющих на базу по налогу на прибыль 2002 года, должны формировать налоговую базу переходного периода. Эта база формируется в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ. При этом сумма исчисленного налога от этой налоговой базы подлежит уплате, начиная со второго отчетного периода 2002 года.
     В связи с этим МНС в Письме от 2 апреля 2002 г. № ВГ-6-02/401/01-ММ-17 "О порядке определения налоговой базы и исчисления налога на прибыль в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ" разъяснило следующее.
     Причитающийся к уплате в бюджет налог на прибыль, исчисленный в вышеизложенном порядке, определяется в листе 12 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2002 г. № БГ-3-02/542 (зарегистрирован Минюстом России от 17.12.2001 N 3084), который представляется с отчетностью за первое полугодие 2002 года.
    Таким образом, при представлении Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за первый отчетный период 2002 года, листы 12 и 13 не заполняются и не представляются.

     Таким образом, вызывающую наибольшие трудности задачу составления базы переходного периода можно отложить, так как при сдаче отчетности за 1-й квартал 2002 года эти данные не потребуются.

Готовятся поправки в Налоговый кодекс

     В Государственную Думу внесен законопроект о внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса. Планируется, что изменения вступят в силу с 1 января 2002 года, то есть задним числом. Текст законопроекта занимает более 50 страниц текста и содержит несколько сотен поправок в главы 21 (НДС), 22 (Акцизы) и 25 (Налог на прибыль). Большая часть поправок относится к налогу на прибыль и носит технический характер (уточнение формулировок и т.п.). Тем не менее, поправки в НК внесут значительные изменения в работу бухгалтеров.
     Несколько изменяется подход законодателя к ведению налогового учета. В новой редакции статьи 313 НК говорится:
     В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета. Налогоплательщик также вправе вести самостоятельные регистры налогового учета.
    Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

     Таким образом, окончательно подтверждено право налогоплательщика вести налоговый учет на основе бухгалтерского учета без составления специальных регистров налогового учета, а налоговый учет вести только в случае, если в бухгалтерском учете недостаточно информации.
     Большие трудности вызывает у налогоплательщиков начисление амортизации имущества, приобретенного до 2002 года. Поправки в статью 322 НК вносят некоторую ясность в этот вопрос.
     Вот основные принципы нового порядка амортизации "старых" основных средств.
     Срок полезного использования устанавливается по новым нормам с учетом классификации основных средств, определяемых Правительством РФ и сроков полезного использования по амортизационным группам.
     Остаточная стоимость основного средства должна быть списана за оставшийся срок его полезного использования.
     В базу переходного периода суммы недоначисленной амортизации не включаются, за исключением тех объектов имущества, которые в 2001 году относились к основным средствам (до 10000 рублей), а в 2002 году к таковым не относятся.
     Если новый срок полезного использования основных средств меньше срока, в течение которого ОС уже использовались, то такие ОС выделяются в отдельную амортизационную группу, и их остаточная стоимость списывается равными долями за 12 месяцев 2002 года.
     К хорошим изменениям можно отнести то, что списание стоимости товаров в торговле разрешено делать и по средней стоимости, и по стоимости единицы товара. А к плохим - то, что в прямые расходы по торговым операциям будет включаться покупная стоимость товаров. Это приведет к резкому искусственному завышению прибыли, но возможно, у законодателей хватит здравого смысла отклонить эту поправку.

Горячая тема:

Налоговая "революция" в малом бизнесе

     Все средства массовой информации взахлеб обсуждают радикальные изменения, которые намечаются в налогообложении малого бизнеса. Причем идет обсуждение заявлений Президента, главы Правительства, других высокопоставленных чиновников, а не текста законопроекта. Предстоящие изменения называют уже налоговой революцией. Предприятиям малого бизнеса и предпринимателям обещают райскую жизнь.
     Проект законодательных изменений в области налогообложения малого бизнеса 4 апреля был обсужден и принят в Правительстве РФ и 10 апреля внесен на рассмотрение Государственной Думы. В мае планируется первое обсуждение этого законопроекта.
     Постараемся кратко осветить основные изменения, которые принесет новое законодательство. Отметим, что как мы уже писали, изменения законодательства 2002 года резко увеличили налоговую нагрузку на предприятия малого бизнеса и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. Спешим "обрадовать" их, что никто не собирается отменять в 2002 году принятые законы, хотя они и приняты с нарушением Налогового кодекса и Конституции РФ. А о том, что ждет малый бизнес в 2003 году, с 1 января которого предлагается ввести в действие новое законодательство, мы и расскажем.
     Законопроект внесен в виде Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". В НК добавляется две новые главы 26.2 и 26.3.

Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства

     Эта система описана в главе 26.2 Налогового кодекса и может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями на добровольной основе, то есть принудительного перевода на нее не будет. В настоящее время упрощенная система тоже применяется, и тоже добровольно, но новая система будет значительно отличаться от системы, применяемой теперь.
     Предлагаемая система предусматривает для организаций замену уплаты налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Действующая в настоящее время система отменяет все налоги, кроме некоторых. Значит, в 2003 году предприятиям по упрощенной системе нужно будет платить дополнительно по сравнению с 2002 годом налог на рекламу, налог на милицию и налог на уборку территории, другие местные налоги, налог на нужды образования, дорожные и экологические налоги, зато не надо будет платить ЕСН. Но взносы в Пенсионный фонд придется платить.
     Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему, будет введен единый налог вместо налога на доходы, НДС, налога с продаж, налога на имущество (используемое для предпринимательской деятельности) и ЕСН.
     Малые предприятия и предприниматели будут иметь право перехода на упрощенную систему, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация или предприниматель подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации (у организации) или доход от предпринимательской деятельности (у предпринимателя) не превысил 7.5 миллионов рублей.
     На упрощенную систему можно будет перейти только с начала календарного года, подав об этом заявление до 30 ноября предыдущего года. В настоящее время на упрощенную систему можно перейти с любого квартала. Если в процессе работы доход организации или предпринимателя в течение года превысил 10 миллионов рублей, то он теряет право на применение упрощенной системы и должен перейти на обычную систему с начала следующего года, а если доход превысил 15 миллионов рублей, то право теряется с квартала, в котором допущено превышение. Вернуться снова к упрощенной системе после потери права на ее применение можно будет только через 3 года.
     Предприятия и предприниматели могут выбрать вариант налогообложения: всей выручки по ставке 8% или выручки, уменьшенной на сумму расходов, по ставке 20%, но не менее 1% от выручки. Сейчас действуют ставки соответственно 10 и 30%, причем право выбора не у субъекта малого бизнеса, а у областного органа законодательной власти. В Калужской области ставка равна 10% от выручки. Но сейчас органы субъектов Федерации могут снижать ставки для некоторых видов деятельности, а в новом законопроекте льгот нет.
     Сумму налога можно уменьшить на сумму уплаченных взносов в Пенсионный фонд, но только налогоплательщикам, применяющим метод налогообложения выручки, и не более 50% суммы налога.
     Доходы и расходы учитываются кассовым методом, то есть в момент оплаты. При применении метода "выручка минус расходы" в расходы можно включать: материальные расходы, оплату труда, расходы на приобретение и ремонт основных средств, арендные платежи, входной НДС, расходы на обязательное страхование, включая взносы в ПФ. Список расходов закрытый. Значит, нельзя будет вычитать расходы, например, на содержание служебного автотранспорта, рекламу, командировки, канцтовары, почтовые, телефонные и т.п. услуги, на приобретение программ для ЭВМ, на оплату консультационных, информационных услуг и т.п., сумму налогов и сборов и многие другие.
     Предприятия и предприниматели должны будут вести налоговый учет в специальной Книге учета доходов и расходов, форму которой разрабатывает МНС.
     Сейчас на упрощенной системе работают очень немногие предприятия. Правительство считает, что новая система весьма привлекательна. Но это весьма спорно. Предприятия, работающие на упрощенной системе, не платят НДС, а значит, не могут выделять его в счетах-фактурах своим покупателям (заказчикам). Это резко снижает их конкурентную способность. Предел в 10 миллионов рублей выручки в год очень мал, особенно для предприятий торговли, поэтому эти организации вряд ли будут переходить на упрощенную систему. Очень мал по сравнению с обычными предприятиями перечень расходов. Конечно, хорошо, что можно списать стоимость приобретенных основных средств, но в случае возврата к прежней системе, а это может произойти по причине выросшего оборота, сумму списанных ОС придется восстановить, включить в доход и обложить налогами. Поэтому, прежде чем переходить на упрощенную систему, надо хорошо посчитать, не вырастет ли предприятие за ее рамки, или сознательно ограничивать оборот рамками малого предприятия. Видимо, не стоит ожидать, что предприятия в массовом порядке будут переходить на упрощенную систему.
     И уж совсем плохо обстоит дело у индивидуальных предпринимателей. Сейчас довольно много ИП работает по упрощенной системе. В настоящее время они платят фиксированную стоимость патента - и все. По новой концепции упрощенной системы патенты отменяются, предприниматель должен будет, как и предприятие, вести налоговый учет доходов и расходов и платить налог с выручки либо с выручки, уменьшенной на сумму расходов. То есть предпринимателя в упрощенной системе приравняли к предприятию. Введение новой формы упрощенной системы для предпринимателей можно расценить как значительное ухудшение их положения. Видимо, после принятия закона этот еще не добитый класс субъектов малого бизнеса будет добит окончательно.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     В главе 26.3 Налогового кодекса изложен режим обложения ЕНВД. Он принят в новой форме.
     Как и теперь, единый налог вводится законами субъектов РФ. Сильно сокращен перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД. Исключены: оказание ремонтно-строительных услуг, ремонт изделий из кожи, пошив одежды, медицинские и косметологические услуги, прокат, услуги по краткосрочному проживанию, оказание консультаций, бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования, услуги по предоставлению автостоянок и гаражей, деятельность по сбору металлолома, изготовление и реализация игрушек и изделий народных художественных промыслов. То есть, исключено более половины видов деятельности, по которым ЕНВД применяется сейчас. Зато добавлены услуги по чистке обуви. Не правда ли, хорошая компенсация!
     Сильно урезаны возможности перевода на ЕНВД предприятий торговли и общепита. Сравним. При действующей системе на уплату ЕНВД переводится розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, при новой системе - розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 70 квадратных метров. Понятно, что это магазины с 5-10 работниками.
     То же в общепите. При действующей системе на ЕНВД переводятся предприятия общественного питания с численностью работающих до 50 человек, при новой системе - общественное питание, осуществляемое при использовании зала, площадью не более 70 квадратных метров. Конечно, это предприятия значительно меньшей численности, чем 50 человек.
     Таким образом, число предприятий и предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, сильно сократится.
     Сумма налога определяется умножением вмененного дохода на налоговую ставку. Вмененный доход устанавливается законом, а не местными властями, как сейчас. Суммы вмененного дохода согласно закону намного больше, чем установленные в Калужской области в 2002 году. Например, для оказания бытовых услуг сейчас в среднем 2000 рублей в месяц, будет 5000 рублей в месяц; для розничной торговли сейчас 100 рублей за 1 кв.м., будет 1200 рублей за 1 кв.м.
     Ставка налога установлена 15%. Она корректируется тремя коэффициентами. Коэффициент К1 зависит (никогда не догадаетесь, от чего) от кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности. Коэффициент К2 учитывает особенности ассортимента, места осуществления торговли и т.п. Коэффициент К3 (дефлятор цен) учитывает уровень инфляции. Коэффициент К2 устанавливает субъект федерации, а К1 и К3 - Правительство РФ. Сумму налога можно уменьшить на суммы перечисленных взносов в Пенсионный фонд, уплаченных за наемных работников, но не более чем на 25% суммы налога.
     Можно сделать вывод, что в большинстве случаев налоговая нагрузка на плательщиков ЕНВД увеличится, даже по сравнению с 2002 годом. Количество субъектов малого бизнеса, переведенных на уплату ЕНВД, сильно сократится, а с оставшихся будут брать больше налогов, чем раньше. Видимо, именно это и считает наше правительство налоговой революцией.
     Подведем итоги. Как мы уже писали, положение "вмененщиков" и "упрощенцев" в 2002 году значительно ухудшилось. "Налоговая революция", подаваемая СМИ с такой помпой, на поверку оказывается не такой уж революционной, скорее контрреволюционной.
     Но какой пиар! Впрочем, это уже в традиции наших властей. В прошлом году увеличили ставку НДФЛ с 12 до 13 процентов и уже второй год кричат о революционном снижении подоходного налога. Конечно, налог на сверхдоходы снизили с 35 до 13 процентов, но не для нас же с вами, уважаемые читатели, а для высокооплачиваемых чиновников и олигархов, то есть, для себя же, любимых. А большинство граждан стало платить НДФЛ по большей ставке. Но подается это как благо для народа. В этом году "поддержат" малый бизнес…
     Закон, по всей вероятности, будет скоро принят. Бухгалтерам и предпринимателям придется готовиться к его введению. После подписания закона Президентом мы обсудим его окончательный вариант.