Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 19 ноябрь 2001 г. 

К читателям:

     Уважаемые читатели! Этот бюллетень распространяется по бесплатной подписке. Подписаться на него можно, заполнив анкету подписчика. Подробнее об условиях подписки можно узнать по телефону 53-10-22.

Новости законодательства:

Наконец-то бюджетникам повысили зарплату

     Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 139-ФЗ тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы установлена в размере 450 рублей в месяц.
     Во исполнение этого закона Правительство Российской Федерации утвердило согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и ввело с 1 декабря 2001 г. новые тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
Ставка первого разряда не менялась с 1 апреля 2000 года, когда она была установлена в сумме 132 рублей. Ставка первого разряда повышена более, чем в 3 раза, и составила 450 рублей. Однако реальная зарплата увеличится в гораздо меньших размерах, поскольку одновременно с увеличением ставки первого разряда сильно снижены тарифные коэффициенты. Например, коэффициент 18-го разряда снижен с 10.07 до 4.5.
     Бухгалтерам бюджетных организаций предстоит большая работа по пересчету окладов и тарифов. Для тех, кто еще не автоматизировал свой бухгалтерский учет, сообщаем, что есть целый ряд программных продуктов фирмы 1С, учитывающих особенности работы в бюджетной сфере: "Бухгалтерия для бюджетных организаций", "Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств", "Свод отчетов", "Зарплата и Кадры" и другие. В фирме КАМИН (тел.53-10-22) вам дадут подробную консультацию по этим программам.

Изменения в персонифицированном учете

     Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 138-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Вот некоторые из них.
     Изменилась периодичность отчетов по персонифицированному учету - теперь их надо сдавать один раз в полугодие, но для предприятий с численностью на начало года по штатному расписанию до 50 человек сохранилась ежеквартальная отчетность.
     Законом введены штрафные санкции, до введения в действие этого закона никаких санкций не было.
     За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к самостоятельно уплачивающим взносы работодателям и гражданам применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
     Порядок представления сведений по персонифицированному учету не изменился.
     Сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с конкретными плательщиками страховых взносов государственного пенсионного страхования.
     На момент выхода из печати этого номера инструкций по представлению отчетности за 2001 год не выходило. А сдавать отчетность в формате 2000 года нельзя, так как изменились условия начисления взносов. В программы фирмы КАМИН в кратчайший срок после выхода инструкций будут внесены изменения с тем, чтобы пользователи этих программ могли своевременно сдать отчетность по персонифицированному учету.

Будь осторожен - штраф возможен!

     МНС РФ выпустило Письмо от 28 сентября 2001 г. № ШС-6-14/734 "Об отдельных вопросах, касающихся применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах". В нем разъясняются многие вопросы, касающиеся наложения штрафных санкций. Обратим внимание только на один вопрос: можно ли штрафовать за отсутствие налоговых карточек. Вот как говорится об этом в Письме.
     В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Документом налогового учета, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах, является форма № 1-НДФЛ. Таким образом, форма № 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является первичным документом налогового учета.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
     Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
     Во многих программах предусмотрено ведение налоговых карточек. В частности, одна из наиболее доступных по цене (менее 900 рублей) программа фирмы КАМИН "Отчеты о доходах и налогах (ОДиН)" формирует не только налоговые карточки, но и справки о доходах, сведения на бумажных и магнитных носителях в пенсионный фонд по персонифицированному учету, отчеты на магнитных носителях по НДФЛ.

Без комментариев

     Письмо Минфина РФ от 9 октября 2001 г. № 16-00-11/456 "О правилах отнесения имущества к основным средствам с 1 января 2001 года".
     В департаменте методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрены запросы и сообщается следующее.
Правило отнесения средств труда к внеоборотным активам (основным средствам), закрепленное в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, исходит только из критерия их обращения - срока эксплуатации. Следовательно, часть материально-производственных запасов организации, ранее учитываемых как средства в обороте в зависимости от стоимости или независимо от срока полезного использования, но подлежащие использованию для целей производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в течение периода более 12 месяцев (независимо от их стоимости), с 1 января 2001 года подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. В связи с этим организациям в бухгалтерском учете в случае необходимости следует осуществить исправительные записи.
Также сообщается, что приобретенное лицензионное программное обеспечение не относится к основным средствам, а принимается к бухгалтерскому учету как расходы.

Руководитель департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ А.С.Бакаев

Анонс:

Система программ "1С:Предприятие 7.7 для автоматизации учета в организациях любых отраслей

18 декабря 2001 г
(среда) в 10:00


ЕДИНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР
 

В Народном Доме
по адресу:
г. Калуга, ул. Ленина, 74.

  • Переход на новый план счетов в 1С:Бухгалтерии;
  • Отражение изменений в наглоговом законодательстве;
  • Подготовка отчетности за 2001 год;
  • Система программ "1С:Предприятие" с новым планом счетов.

Регистрация по телефону: (0842) 53-10-22

Горячая тема:

Учетная политика в целях налогообложения

     Учетная политика это основа бухгалтерского учета любого предприятия. Поэтому бухгалтеры и руководители придают важное значение ее составлению. Однако правила установленные учетной политикой по бухгалтерскому учету не всегда применяются при исчислении налогов. Поэтому появился термин "учетная политика в целях налогообложения". До введения в действие 25 главы налогового кодекса это понятие применялось только к одной особенности учета определению даты реализации товаров (продукции, работ, услуг). Предприятие могло в целях налогообложения применять учетную политику "по отгрузке" и "по оплате". Эти понятия содержатся в инструкциях МНС по разным налогам, а с введением в действие второй части НК в 2001 году закреплены и там.
     Статья 167 НК предусматривает определять в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога либо по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, либо по мере поступления денежных средств. Таким образом, понятия "по отгрузке" и "по оплате" сохранились.
     Этой же статьей установлена необходимость утверждения учетной политики для целей налогообложения приказом руководителя. Если для учетной политики по бухучету установлено, что ее обязан составлять главный бухгалтер, то для учетной политики для целей налогообложения это прямо не установлено.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, а принятая вновь созданной организацией утверждается не позднее окончания первого налогового периода и применяется со дня создания организации. Чтобы не было неопределенности, если налогоплательщик не установил, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) он будет использовать для исчисления и уплаты налогов, применяется способ "по отгрузке".
    Обращаем внимание бухгалтеров, работающих "по оплате", что согласно НК политика для целей налогообложения на 2001 год должна быть утверждена в 2000 году приказом руководителя, в противном случае при проверке вас могут обязать пересчитать НДС и некоторые другие налоги "по отгрузке".
     С введением в действие с 1 января 2002 года 25 главы НК учетная политика для целей налогообложения значительно расширяется и она будет сильно отличаться от учетной политики по бухгалтерскому учету. Рассмотрим наиболее важные отличия.
     1. Списание сырья и материалов в производство.
     Для целей налогообложения. Устанавливается один общий метод списания на все виды сырья и материалов. Для определения размера материальных расходов может применяться один из следующих методов оценки сырья и материалов:
          по себестоимости единицы запасов;
          по средней себестоимости;
          по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
          по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
    Для бухгалтерского учета. Применяются те же методы, но можно применять любой из методов по отдельной группе (виду) материально-производственных запасов. Значит, по разным группам запасов можно применять разные методы.
     2. Способы амортизации основных средств.
     Для целей налогообложения. Применяются методы амортизации:
          линейный,
          нелинейный.
     Выбранный метод применяется в отношении каждого объекта ОС. К некоторым (с длительным сроком использования) объектам ОС применяется только линейный метод, В состав амортизируемого имущества не включается имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10000 тысяч рублей включительно, стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Сумма амортизации исчисляется ежемесячно.
     Способ амортизации для целей налогообложения в учетной политике отражать не обязательно, нужно устанавливать его по каждому объекту в момент ввода его в эксплуатацию.
     Разрешено начислять амортизацию по пониженным нормам. Если такое решение принято, согласно статье 259 НК это решение должно быть закреплено в учетной политике. Пониженные нормы можно применять в течение налогового периода (года). Насколько можно понижать нормы - не установлено.
     Для бухгалтерского учета. Применяются методы амортизации, установленные ПБУ 6/01:
          линейный способ;
          способ уменьшаемого остатка;
          способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
          способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
     Применение одного из способов можно производить по группе однородных объектов основных средств. Объекты основных средств стоимостью не более 2000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Амортизация по первым трем методам рассчитывается как годовая норма, а списывается ежемесячно 1/12 этой нормы.
     3. Резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
     Для целей налогообложения. Нужно определить предельный размер отчислений в этот резерв. Резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. При этом размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года.
     Для бухгалтерского учета. Создание резервов не предусмотрено.
     4. Списание себестоимости товаров при реализации.
     Для целей налогообложения. Применяются следующие методы списания:
          по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
          по себестоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
          по средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).
     Для бухгалтерского учета. Применяются методы списания, установленные ПБУ 5/01:
          по себестоимости единицы запасов;
          по средней себестоимости;
          по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
          по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
     Таким образом, для целей налогообложения нельзя применять способ по стоимости единицы товаров, а способ по средней себестоимости можно применять только в отдельных случаях.
     И, наконец, самое важное. Каждый налогоплательщик налога на прибыль обязан вести налоговый учет. В статье 313 налогового кодекса говорится:
     Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода. В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
     Налоговый учет предполагает отражать все данные независимо от отражения их в бухгалтерском учете, на специальных аналитических регистрах налогового учета.
     Согласно статье 314 НК регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.
     При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

     Мы перечислили только основные аспекты налоговой политики для целей налогообложения. Есть еще положения, касающиеся реализации ценных бумаг, разработки недр, работы иностранных представительств и другие.
     Но и перечисленного достаточно, чтобы понять, насколько важным и ответственным делом является составление учетной политики для целей налогообложения. Не стоит забывать, что главного бухгалтера никто не освобождал и от составления учетной политики по бухгалтерскому учету, а она намного объемней, чем для налогообложения.