Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 18 октябрь 2001 г. 

К читателям:

     Уважаемые читатели! Этот бюллетень распространяется по бесплатной подписке. Подписаться на него можно, заполнив анкету подписчика. Подробнее об условиях подписки можно узнать по телефону 53-10-22.

Новости законодательства:

Вводится ПБУ по учету займов и кредитов


     Приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01). Это Положение вводится в действие с 2002 года.
     Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа.
     В соответствии с Положением задолженность организации - заемщика заимодавцу по полученным займам и кредитам в бухгалтерском учете подразделяется на краткосрочную (срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев) и долгосрочную (срок погашения которой превышает 12 месяцев), причем каждая из них может быть срочной или просроченной. Организация-заемщик по истечении срока платежа обязана обеспечить перевод срочной задолженности в просроченную. Задолженность по полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров.
     Затраты по полученным займам и кредитам признаются расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
     Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени, то есть, требующий большого времени и затрат на приобретение или строительство. Затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно относящимся к приобретению (строительству) инвестиционного актива, включаются в стоимость этого актива и погашаются посредством начисления амортизации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено. Затраты по полученным займам и кредитам, связанным с формированием инвестиционного актива, по которому по правилам бухгалтерского учета амортизация не начисляется, в стоимость такого актива не включаются, а относятся на текущие расходы организации.

Авансовые отчеты нужно будет делать по унифицированной форме


     Постановлением Госкомстата РФ от 1 августа 2001 г. № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации АО-1 "Авансовый отчет" утверждена унифицированная форма первичной учетной документации № АО-1 "Авансовый отчет" с указаниями по ее применению и заполнению. Новая форма авансового отчета вводится в действие с 1 января 2002 года. Она должна применяться юридическими лицами всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений.
     Унифицированная форма № АО-1 сильно отличается от применяемой в настоящее время типовой формы авансового отчета № 807. Авансовый отчет можно будет заполнять как в рублях, так и в валюте. Разрешается составлять его на машинном носителе. Все прилагаемые к авансовому отчету документы перед сдачей в бухгалтерию подотчетное лицо обязано пронумеровать. У авансового отчета появилась отрезная часть - расписка, которую бухгалтер выдает подотчетному лицу в том, что принял у него к проверке этот отчет. В расписке указывается сумма отчета и количество приложенных документов.
До начала 2002 года в программные продукты фирмы "1С" будут внесены соответствующие изменения, и все зарегистрированные пользователи программ "1С" смогут использовать в своей работе новую унифицированную форму авансового отчета № АО-1.

Как получить социальные вычеты


     Мы уже писали, что с 2001 года любые вычеты по налогу на доходы физических лиц, кроме стандартных, налогоплательщик может получить, только представив в налоговую инспекцию налоговую декларацию. Естественно, до этого он должен получить в налоговом органе ИНН, если еще не получил, для чего нужно подать заявление. В 2001 году согласно статье 219 НК любой гражданин налогоплательщик имеет право на социальные вычеты:
     - на оплату своего обучения до 25000 рублей,
     - на оплату обучения своих детей до 24 лет по дневной форме обучения до 25000 рублей на каждого ребенка,
     - на оплату услуг по лечению и приобретение медикаментов для себя, супруга (супруги), своих родителей, своих детей до 18 лет до 25000 рублей, а по дорогостоящим видам лечения в сумме фактических расходов.
     Налоговый кодекс не регламентирует порядок получения этих вычетов. Поэтому МНС совместно с другими министерствами выпустило разъясняющие документы.
     Приказом от 27 сентября 2001 г. № БГ-3-04/370 МНС утвердило форму справки об оплате обучения для представления в налоговые органы РФ для получения социального налогового вычета при исчислении НДФЛ и Порядок ее заполнения. Справку могут выдавать образовательные учреждения, находящиеся на территории РФ и имеющие лицензию на образовательную деятельность. Справка выдается по окончании налогового периода, в котором физические лица оплатили обучение (свое или своих детей в возрасте до 24 лет по дневной форме обучения), на основании договора физического лица с образовательным учреждением и платежных документов.
     Таким образом, получить вычет на оплату обучения довольно просто: по окончании календарного года нужно будет получить справку в образовательном учреждении и приложить ее к налоговой декларации.
     По социальному вычету на лечение тоже приняты дополняющие НК документы. Во-первых, это постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета". Это постановление определяет, на какие услуги и лекарства может быть предоставлен вычет.
     В развитие этого постановления МНС и Минздрав издали совместный Приказ от 25 июля 2001 г. № 289/БГ-3-04/256. Этим Приказом утверждены:
          - форма "Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации";
          - инструкция по учету, хранению и заполнению этой справки;
          - порядок выписки лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета.
     Справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы обязаны заполнять все учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности. Справка удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика. Справка выдается после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату услуг, оказанные ему лично, его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет. Итак, справку просто так не дадут, ее надо потребовать.
     Социальный вычет предоставляется и на стоимость лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств. Если выписанное лекарство входит в Перечень, утвержденный упомянутым постановлением Правительства РФ № 201, то лечащий врач выписывает пациенту рецепт в двух экземплярах, один из которых предъявляется в аптечное учреждение для получения лекарственных средств, второй представляется налогоплательщиком в налоговый орган при подаче налоговой декларации. На одном рецептурном бланке можно выписать не более двух лекарственных средств. На экземпляре рецепта, предназначенного для представления в налоговую инспекцию, лечащий врач проставляет штамп "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", рецепт заверяется подписью и личной печатью врача, печатью учреждения здравоохранения. Этот экземпляр рецепта вместе с письменным заявлением, с товарным и кассовым чеками из аптеки, отпустившей лекарства, нужно будет представить в налоговый орган.
     Обратим внимание, что этот порядок утвержден в июле и опубликован в августе 2001 года. Насколько нам известно, в учреждениях здравоохранения города Калуги штампов для "фискальных" экземпляров рецептов пока нет, справки тоже пока не выдают. Тем не менее, налоговые органы, скорее всего, откажут в предоставлении вычета без документов, оформленных в соответствии с описываемым порядком. Что же делать налогоплательщику? Обходить всех врачей, у которых он выписывал рецепты в течение года? Но вряд ли они дадут ему рецепт задним числом. Можно сделать вывод, что получить социальный вычет по медицинским услугам, и особенно по оплате медикаментов, будет весьма проблематично. Образно говоря, чтобы получить такой вычет, больной должен иметь железное здоровье.
     По нашему мнению, комментируемый порядок нарушает право гражданина на личную и семейную тайну, закрепленное в статье 23 Конституции РФ, а личная тайна включает в себя и врачебную тайну. Ведь в рецептах, сдаваемых в налоговую инспекцию, будет приведен перечень лекарств, выписанных пациенту, из чего можно сделать вывод о состоянии здоровья и болезнях гражданина. Медицинские работники обязаны хранить врачебную тайну, налоговые работники - налоговую тайну. А стоит ли доверять врачебную тайну налоговой инспекции и должна ли она ее хранить, большой вопрос. По крайней мере, эта обязанность на налоговые органы не возложена. Да и мало приятного, когда о ваших болезнях знают не только врачи, но и налоговые инспекторы.

Горячая тема:

Программа ПЕРЕХОД 2002 - переход на новые условия учета


     Одной из важнейших задач фирмы "1С" и ее партнеров-франчайзи в настоящее время является оказание квалифицированной методологической и технологической поддержки пользователям в переходе на ведение учета согласно требованиям нового Плана счетов и налогового законодательства.
     По нашей оценке в 2001 году перешли на новый План счетов примерно 20 процентов пользователей. Но даже для тех пользователей, которые уже перешли на новый План счетов, приведение учета в соответствие с требованиями главы 25 Налогового кодекса потребует перехода на новые редакции конфигураций. Необходимо заблаговременно начать подготовку к резкому увеличению обращений пользователей, ожидаемому в конце 2001 - начале 2002 года.
     Во многих случаях для ведения учета по новым правилам необходимо будет не только обновить программы, но и решить весьма серьезные задачи методологического плана. Располагая значительным опытом в решении задач по адаптации учетных решений на платформе "1С:Предприятие" к различным изменениям в законодательстве и опираясь на широкую сеть квалифицированных партнеров, "1С" рассчитывает обеспечить сотням тысяч зарегистрированных пользователей своих экономических программ оперативную и качественную консультационно-методическую и технологическую поддержку. Для этого фирма "1С" разворачивает специальную программу "Переход 2002".
     Задачи программы "Переход 2002":
          помочь бухгалтерам перейти на ведение учета в соответствии с требованиями нового Плана счетов;
          продемонстрировать методологические решения и возможности по автоматизации учета, реализованные в новых редакциях программ системы "1С:Предприятие 7.7", а также новые возможности Информационно-технологического сопровождения (ИТС);
          разъяснить пользователям предыдущих версий экономических программ фирмы "1С", пользователям других разработок, а также бухгалтерам, ведущим ручной учет, преимущества одновременного перехода на новый План счетов и на ведение учета с использованием программ системы "1С:Предприятие 7.7";
          поднять на новый уровень марку 1С:Франчайзинга, как структуры, гарантирующей пользователям программных продуктов фирмы "1С" качество услуг не только по технологическому, но и по методологическому сопровождению.
     Партнеры - участники программы "Переход 2002" предоставляют всем зарегистрированным пользователям экономических программ фирмы "1С" следующие услуги:
          1. Бесплатные консультации по вопросам перехода на новый План счетов - по специально выделенному телефону "службы экстренной помощи" и в своем офисе;
          2. Бесплатная замена старых релизов на релизы, адаптированные к новому Плану счетов - кроме продуктов комплексной поставки, обслуживаемых по линии ИТС;
          3. В рамках обслуживания по линии ИТС - установка новых релизов;
          4. На платной основе - услуги по конвертации данных и другим операциям перевода на новый План счетов с выездом или без выезда к заказчику могут оказываться участниками программы "Переход 2002" только зарегистрированным пользователям программ "1С".
     В рамках программы "Переход 2002" фирма "1С" будет давать партнерам-участникам программы "Переход 2002" консультации не только по использованию программных продуктов, но и по методологическим вопросам перехода на новый План счетов.
     В Калуге в программу "Переход 2002" включилась фирма КАМИН. С вопросами по переводу программ на работу в 2002 году можно обращаться:
          - по адресу: г.Калуга, пер.Теренинский, 6, фирма КАМИН,
          - по телефону (0842) 53-10-22 (многоканальный), спрашивать "Переход 2002",
          - по электронной почте anna@kamin.kaluga.ru, указывая в теме сообщения "Переход 2002".
     Настоятельно рекомендуем зарегистрированным пользователям программ "1С" не откладывать этот важнейший вопрос на конец года. Многие операции по подготовке перехода на работу в 2002 году можно сделать заблаговременно. И очень не хотелось бы выстраивать очередь из пользователей, желающих перейти на новый учет, а при одновременном обращении десятков и сотен пользователей это неизбежно.
     По нашим оценкам достаточно много пользователей работает на нелицензионных копиях программных продуктов "1С". Мы считаем момент перехода на учет по правилам 2002 года очень удобным для легализации этих копий, то есть, приобретения лицензионных версий, так как при переходе на новые условия учета могут возникнуть проблемы, а поддержки "пиратских" версий не будет. Экономические потери могут намного превзойти "экономию" на покупке лицензионной программы.
     А тем организациям, которые еще не пользуются программами бухгалтерского учета, самое время подумать о приобретении программы, чтобы с начала 2002 года сразу вести учет по новым правилам бухгалтерского и налогового законодательства.
     Фирма КАМИН приложит все усилия, чтобы помочь всем зарегистрированным пользователям программных продуктов "1С" решить непростые задачи по переходу на новые правила ведения учета и успешно продолжить работу в 2002 году.

Единый семинар:
     3 октября во многих городах России и стран СНГ состоялся традиционный семинар, посвященный программным продуктам фирмы "1С", прежде всего системе программ "1С:Предприятие 7.7". В Калуге семинар проходил в Народном доме, проводила его фирма КАМИН. В семинаре приняло участие 241 слушатель из 204 организаций. Большинство слушателей семинара бухгалтеры и главные бухгалтеры. И это не удивительно. Ведь речь на семинаре шла в первую очередь о бухгалтерских проблемах, решаемых с помощью программ "1С:Предприятие".
     Одной из основных тем, обсуждаемых на семинаре, была проблема перехода в 2002 году на новый план счетов бухгалтерского учета теми организациями, которые не перешли на него в 2001 году. А таких организаций среди слушателей семинара 70 процентов, а среди всех организаций города и области, по нашим оценкам, более 80 процентов. Все программы "1С" готовы к работе по новому плану счетов и к переходу на него со старого плана счетов. Это было продемонстрировано участникам семинара.
     Большой интерес вызвало обсуждение новых способов поддержки пользователей программ "1С", прежде всего, информационно-технологического сопровождения (ИТС). Это недорогая, но очень эффективная услуга. Пользователь, подписавшийся на нее, получает ежемесячно диск ИТС (информационно-технологического сопровождения), на котором очень большой объем информации: новые релизы программ и конфигураций, методические материалы и рекомендации в помощь пользователям программ, ежемесячно обновляемая правовая база "1С:Гарант", содержащая все необходимые бухгалтеру документы, актуальные статьи по бухучету и налогообложению и многое другое. За диском ИТС пользователю не нужно никуда ходить, в стоимость подписки входит доставка ИТС на рабочее место пользователя, установка его на компьютер и демонстрация работы с ним. По результатам обсуждения 19 организаций выразили желание подписаться на ИТС.
     В 2002 году произойдут большие изменения в учете, связанные с изменениями законодательства. Это прежде всего связано с введением отдельного от бухгалтерского налогового учета. На семинаре обсуждались эти проблемы. Специалисты фирмы "1С" работают над изменениями конфигураций и к декабрю 2001 года планируют выпустить версии программ, включающие и бухгалтерский, и налоговый учет.
     Многие слушатели участвуют в семинарах фирмы КАМИН регулярно. Но более 30 процентов пришло на семинар впервые. Интересно, что 9 процентов участников семинара не имеют компьютеров, а 18 процентов, хотя и имеют компьютер, не используют в своей работе бухгалтерские программы. Надеемся, что участие в семинаре подвигнет эти организации к автоматизации своего бухгалтерского учета. Ведь затраты на такую автоматизацию очень быстро окупаются.
Очередной подобный семинар планируется провести 18 декабря. Место проведения будет, скорее всего, традиционное: Народный дом. Подробнее о предстоящем семинаре мы будем сообщать в следующих номерах нашего бюллетеня и в других средствах массовой информации.
Линия консультаций:
     Вопрос. Мы пользуемся программой "1С:Бухгалтерия" 7.7 с новым планом счетов. Получили регламентированную отчетность 3-го квартала 2001 года. И когда сформировали отчет по плате за загрязнение окружающей среды, с удивлением обнаружили, что плата за загрязнение, направляемая в Федеральный бюджет РФ, вместо 10-процентной стала 19-процентной. Как исправить эту ошибку?
     Это не ошибка. Дело в том, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2001 году, формируются, в том числе, за счет "платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду - в размере 19 процентов доходов".
     Регламентированная форма отчетности "Расчет отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды" в программах фирмы "1С" приведена в соответствие с законодательством.
    

     Вопрос. Мы пользуемся программой "1С:Бухгалтерия" 7.7 с новым планом счетов. В документе "Авансовый отчет" в строке по оплате за материалы указываем сумму и в том числе НДС. При проведении документа проводка по сумме делается, а по НДС нет. В чем тут дело?
     В соответствии со второй частью Налогового кодекса, НДС учитывается покупателем только при наличии у него счета-фактуры, выданного поставщиком. Поэтому в конфигурации "1С:Бухгалтерия" 7.7 в случае отражения получения ТМЦ в авансовом отчете без ввода приходных документов проводки по "входному" НДС предусмотрено делать при проведении документа "Счет-фактура полученный". В документе "Авансовый отчет" сумма НДС вводится для того, чтобы проводка по полученным ТМЦ (услугам) была сделана на чистую сумму (за минусом НДС).
Но более правильно, по нашему мнению, ввести приходный документ на получение ТМЦ, указав в нем номер счета-фактуры полученного, на основании этого документа сформировать запись в Книгу покупок. А в авансовом отчете отразить всю сумму, истраченную подотчетным лицом на закупку ТМЦ без выделения НДС.