Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 12 март 2001 г. 

К читателям:

     Этот бюллетень распространяется по бесплатной подписке. Подписаться на него можно, заполнив анкету подписчика. Подробнее об условиях подписки можно узнать по телефону 53-10-22.

Новости законодательства:


Новые первичные формы по учету труда

     Постановлением Госкомстата РФ от 29 декабря 2000 г. № 136 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Это 20 документов по учету кадров и 11 документов по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда. Постановление вводится в действие с 1 января 2001 года. До этого действовало Постановление Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а, которым были утверждены 6 документов по учету кадров и 7 документов по учету оплаты труда.
     Из документов, которых не было раньше, стоит обратить внимание на ТД-1 "Трудовой договор (контракт)", Т-3 "Штатное расписание", Т-7 "График отпусков", Т-9 и Т-9а "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку", Т-10 "Командировочное удостоверение".
     Первичные формы по учету кадров должны вести юридические лица всех форм собственности, а по учету труда и его оплаты - юридические лица всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений.
     Новые формы вводятся с 1 января 2001 года, но пока не опубликованы.

Установлен порядок освобождения от уплаты НДС

     Согласно пункту 3 статьи 145 НК РФ "форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам".
     Приказом МНС РФ от 29 января 2001 г. № БГ-3-03/23 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" утверждена форма такого заявления.
     Кроме заявления, налогоплательщик, претендующий на освобождение от обязанностей по уплате НДС, должен представить (приложить к заявлению):
          - выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации) и документы, подтверждающие сумму выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг),
          - выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации) и документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности.
     Что должно быть в выписке, и какие документы нужно прикладывать, в Приказе не говорится. По нашему мнению достаточно приложить копии баланса и приложения к балансу формы № 2.
     Кроме этого налогоплательщик при подаче заявления должен предъявить (показать) налоговому инспектору:
          - книгу продаж,
          - журнал полученных и выставленных счетов-фактур,
          - книгу доходов и расходов (представляют индивидуальные предприниматели),
          - справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
     Не исключено, что налоговый инспектор может потребовать дополнительные документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. Это допускается Приказом и НК.
     Для получения освобождения с 1 апреля заявление нужно подать не позднее 20 апреля.
     В фирме КАМИН можно бесплатно получить форму заявления и консультацию по его заполнению. Тел. 53-10-22.

Приняты тарифы по страхованию от несчастных случаев

     Федеральным Законом от 12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" установлены страховые тарифы в соответствии с классами профессионального риска. Напомним, что теперь этих классов 22.
     К новшествам можно отнести то, что согласно Закону взносы по страхованию от несчастных случаев должны платить и страхователи, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход. Это противоречит Федеральному закону от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в статье 1 которого говорится: "Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды". Как будет устраняться это противоречие, пока неясно.
     К другим новшествам можно отнести то, что некоторые плательщики (общественные организации инвалидов и некоторые другие) уплачивают взносы в размере 60 процентов размера страховых тарифов. Кроме того, все плательщики уплачивают взносы в размере 60 процентов размера страховых тарифов с зарплаты инвалидов. Бухгалтерам, которые начисляют зарплату инвалидам, придется вести отдельный учет фонда оплаты труда и взносов по инвалидам и не инвалидам.
     Для большинства предприятий страховые тарифы уменьшаются по сравнению с 2000 годом. Всем предприятиям необходимо пройти перерегистрацию в органах фонда социального страхования.

Горячая тема:


Учет единого социального налога (взноса)

     Как известно, с 2001 года отчисления во внебюджетные фонды заменены единым социальным налогом (взносом), далее будем называть его ЕСН. Как и любой другой налог, его нужно учитывать, а также отчитываться по нему в налоговые органы. Перечислим документы, которыми регламентируется начисление, учет и отчетность по ЕСН.
     Прежде всего, это 24 глава 2-й части Налогового кодекса РФ. В ней определен круг налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговая база, льготы по налогу, ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога. Налоговым периодом признается календарный год, следовательно, исчислять налог и составлять налоговую декларацию по ЕСН нужно 1 раз по окончании года. Однако в НК введено понятие отчетного периода, которым признается календарный месяц. Это значит, нужно составлять оперативную отчетность по ЕСН ежемесячно. В статье 243 НК говорится:
     По итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
     Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

     В соответствии со статьей 243 НК МНС издало Приказ от 29 декабря 2000 г. № БГ-3-07/469 "Об утверждении форм расчетов по авансовым платежам и порядок их заполнения". В нем установлены формы расчета по авансовым платежам по ЕСН для организаций, выступающих в качестве работодателей и других категорий налогоплательщиков. Приказ был опубликован непосредственно перед первой сдачей расчетов по авансовым платежам в 2001 году, поэтому не все бухгалтеры разобрались с правильностью заполнения расчетных ведомостей. Несмотря на простоту ведомости, вопросы у бухгалтеров появляются. Остановимся подробнее на некоторых аспектах заполнения ведомости.
     В строках 100 и 110 отражается объект налогообложения, к которому относятся выплаты по всем основаниям, кроме выплат из прибыли. Следовательно, суммы премий и материальной помощи, начисленных за счет прибыли, в эти строки включать не надо. А вот суммы оплаты по больничным листам и другие пособия за счет средств фонда социального страхования - надо включать.
     В строках 200 и 210 отражаются суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 238 НК. Это различные пособия и компенсационные выплаты. Сюда также входят суммы материальной помощи по чрезвычайным обстоятельствам: в связи со стихийным бедствием или смертью члена семьи работника. Возникает вопрос, как отразить такую помощь, если она выплачена из прибыли? В строках 100 и 110 в этом случае эти суммы отражать не надо, так как они не входят в объект налогообложения. По нашему мнению, в этом случае их не надо отражать и в строках 200 и 210, иначе исказится результат. А если чрезвычайная материальная помощь выплачена не из прибыли, (например, у бюджетных организаций), то ее надо отразить и в строках 100, 110, и в строках 200, 210. Здесь же отражаются выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по материальной помощи, и возмещению (оплате) своим бывшим работникам и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов. В графу ФСС строк 200 и 210 включаются выплаты по договорам подряда, а также авторским и лицензионным договорам, так как они не подлежат налогообложению в фонд социального страхования.
     В строках 300 и 310 отражаются суммы налоговых льгот в соответствии со статьей 239 НК. Это в основном льготы по заработной плате инвалидов.
     Заполнение остальных строк затруднений не вызывает.
     В соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 80 части первой НК МНС издало Приказ от 29 декабря 2000 г. № БГ-3-07/468 "Об утверждении форм налоговых деклараций по единому социальному налогу (взносу) и Инструкций по их заполнению". Декларацию по ЕСН за 2001 год нужно сдать до 30 марта 2002 года, поэтому останавливаться на этом Приказе не будем.
     Еще одним документом, разъясняющим порядок начисления ЕСН, являются "Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)", утвержденные Приказом МНС РФ от 29 декабря 2000 г. № БГ-3-07/465. Эти рекомендации предназначены для налоговых органов и не обязательны для налогоплательщиков, которые обязаны руководствоваться исключительно Налоговым кодексом. Тем не менее, рекомендуем внимательно изучить этот довольно большой документ, в котором подробно, с примерами разобраны все аспекты, связанные с единым социальным налогом.
     И, наконец, недавно вышел еще один приказ по ЕСН. Это Приказ МНС РФ от 27 февраля 2001 г. № БГ-3-07/63 "Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса) и порядка ее заполнения". В нем утверждена форма индивидуальной карточки по ЕСН и порядок ее заполнения. Приказом рекомендовано всем налогоплательщикам - работодателям вести на каждого работника карточку выплат и ЕСН. Приказ ссылается на пункт 4 статьи 243 НК РФ, в котором говорится:
     Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
     Однако в каком виде налогоплательщики обязаны вести учет сумм выплат и налога, в Налоговом кодексе не говорится, как не говорится и о том, что МНС разрабатывает форму для такого учета. Поэтому Приказ и носит рекомендательный характер. Следовательно, налогоплательщики не обязаны вести учет именно в этой форме. Но зачем изобретать свои формы? На наш взгляд, карточка по ЕСН довольно проста, логична и удобна. Поэтому и мы рекомендуем пользоваться в работе этой карточкой.
     В ближайшее время фирмы "1С" и "КАМИН" внесут изменения в свои программы расчета зарплаты, включив в них расчетные ведомости по ЕСН и карточки учета по ЕСН, которые будут формироваться автоматически на основании введенных данных о зарплате.

Линия консультаций:
Вопрос. Индивидуальный предприниматель занимается деятельностью, по которой он является плательщиком единого налога на вмененный доход. У него заключены трудовые договоры с работниками. Должен ли он уплачивать единый социальный налог с зарплаты этих работников?
Ответ. Согласно статье 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе и индивидуальные предприниматели.
     Однако согласно Федеральному Закону от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности":
     Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

     Единый социальный налог как раз и состоит из совокупности платежей во внебюджетные фонды, поэтому не должен взиматься с плательщиков единого налога на вмененный доход. Стоит также отметить, что часть (25%) единого налога на вмененный доход, взимаемого с индивидуальных предпринимателей, распределяется между внебюджетными фондами, поэтому фонды получают страховые взносы с доходов предпринимателей.
     И все же определенная неоднозначность толкования этого вопроса остается. Для ее устранения нужно бы внести изменение в Закон 148-ФЗ, дополнив его положением, что с плательщиков единого налога на вмененный доход не удерживается ЕСН. Будем надеяться, что законодатели это сделают.

1С:Пердприятие для "чайников":
     В предыдущем номере нашего бюллетеня мы выяснили, что такое "1С:Предприятие" вообще. Напомним, что это универсальная программа для автоматизации учетной и другой деятельности. Она может быть основана на одной или нескольких компонентах ("Бухгалтерский учет", "Оперативный учет" и "Расчет"). Программа должна использовать какую-либо конфигурацию.
     Конфигурация - это своего рода прикладная программа, которая работает под управлением программы "1С:Предприятие". Она делается под определенный вид учета или другой деятельности. Программный продукт поставляется с типовой конфигурацией, т.е. такой, которая учитывает наиболее общие особенности вида автоматизируемой деятельности. Пользователь, купивший программный продукт, может по своему усмотрению либо использовать типовую конфигурацию, либо изменить и дополнить типовую конфигурацию, либо создать свою конфигурацию. Для некоторых программных продуктов можно работать только с типовой конфигурацией. Саму программу "1С:Предприятие" пользователь изменять не может.
     Давайте посмотрим, какие типовые конфигурации входят в состав программных продуктов 1С.
     Во-первых, конфигурации можно разделить по назначению программных продуктов. Для автоматизации бухгалтерского учета служат типовые конфигурации для хозрасчетных предприятий и для бюджетных учреждений, работающие с компонентой "Бухгалтерский учет". Для автоматизации торговой и складской деятельности применяется типовая конфигурация "Торговля и склад", работающая с компонентой "Оперативный учет". Для автоматизации расчета заработной платы можно применять конфигурацию "Зарплата и кадры", работающую с компонентой "Расчет" или конфигурацию фирмы КАМИН "Расчет зарплаты", работающую с компонентой "Бухгалтерский учет". Для автоматизации производственных предприятий можно применить конфигурацию "Производство+ Услуги+Бухгалтерия", которая будет работать только при наличии 2 компонент: "Бухгалтерский учет" и "Оперативный учет". И, наконец, имеется конфигурация, использующая все 3 компоненты "1С:Предприятия", это "Комплексная конфигурация". В ней можно одновременно вести бухучет, торговые и складские операции, рассчитывать зарплату и вести кадровый учет.
     Во-вторых, конфигурации можно разделить по возможностям, или, если можно так выразиться, по "мощности". Основные типовые конфигурации:
     1. Базовые. Их нельзя изменить или дополнить средствами пользователя. Это наиболее дешевые конфигурации, рассчитанные на пользователей, которым не нужно выходить за рамки стандартного учета. Для торговых операций базовая версия носит название "1С:Аспект".
     2. ПРОФ. Это конфигурации, позволяющие пользователю вносить в них любые изменения и дополнения. Они могут работать одновременно только на одном компьютере. Для бухгалтерского учета имеется еще Стандартная конфигурация с уменьшенными возможностями в сравнении с версией ПРОФ (и меньшей ценой).
     3. Сетевые. Это ПРОФ-версии, которые могут работать одновременно на нескольких компьютерах (в локальной сети). Для компоненты "Бухгалтерский учет" количество компьютеров в сети не ограничено, для компонент "Оперативный учет" и "Расчет" имеются отдельные версии на 3 пользователей и на неограниченное количество пользователей.
     Цены на программные продукты с разными конфигурациями различны: самые дешевые продукты с базовыми конфигурациями, самые дорогие - с конфигурациями сетевыми на неограниченное число пользователей. Покупать программные продукты с комплексными конфигурациями значительно дешевле, чем покупать несколько продуктов с разными конфигурациями.
     Итак, перед приобретением программного продукта нужно определиться, какой участок (участки) учета нужно автоматизировать, устроит ли вас типовая конфигурация, нужно или не нужно будет ее дорабатывать, сколько человек будет одновременно работать с программой (программами). После этого нужно будет определить, какие программные продукты удовлетворяют вашим требованиям и выбрать из них наиболее дешевый вариант. Рекомендуется перед приобретением программного продукта познакомиться с его возможностями, попросив фирму - поставщика произвести демонстрацию, задать при демонстрации все интересующие вопросы.
     В следующий раз поговорим о таких понятиях, как "релиз" программы и "редакция" типовой конфигурации.
Анонс:

kamin_sm.jpg (1811 bytes)

ЕДИНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР

1c.jpg (12545 bytes)
для руководителей, бухгалтеров, экономистов, финансовых
работников, аудиторов, программистов и всех заинтересованных лиц

Новые редакции программ 1С и КАМИНа с учетом нового плана счетов и второй части
Налогового Кодекса
    

1С:Предприятие в XXI веке

Информационно-технологическое сопровождение и развитие поддержки пользователей

3 апреля 2001 г. (вторник) в 10 часов по
местному времени в Народном Доме
по адресу: г.Калуга, ул.Ленина, 74.
Регистрация по телефону: (0842) 53-10-22

Новое в бухгалтерской и налоговой отчетности в 2001 г.