Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 120 январь 2011 г. 
Новости законодательства

Бухгалтерский учет для малых предприятий стал проще

Минфин РФ выпустил Приказ от 8 ноября 2010 года № 144н, которым, в целях упрощения системы ведения бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, внес изменения в ряд Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

В частности, в ПБУ 9/99 (Доходы организации) добавлено положение, разрешающее малым предприятиям признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков).

Аналогичная норма введена в ПБУ 10/99 (Расходы организации) — если малое предприятие признает выручку по мере поступления денежных средств, то оно вправе признавать расходы по мере погашения задолженности.

Кроме того, малые предприятия могут не применять ПБУ 16/02 (Информация по прекращаемой деятельности) и ПБУ 2/2008 (Учет договоров строительного подряда).

В ПБУ 19/02 (Учет финансовых вложений) добавлено положение:

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном настоящим Положением для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

В ПБУ 15/2008 (Учет расходов по займам и кредитам) добавлено положение:

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать все расходы по займам прочими расходами.

В ПБУ 22/2010 добавлено положение, разрешающее малым предприятиям исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности в текущем году, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета.

Утверждена новая форма справки 2-НДФЛ

Приказом Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611 утверждены новая форма сведений о доходах физических лиц (2-НДФЛ) в бумажном и электронном виде и рекомендации по ее заполнению.

Отличий от предыдущей редакции справки немного.

В заголовке справки появилось дополнительное поле — признак. В нем проставляется цифра 1, если подается обычная справка по итогам года, и цифра 2, если справка подается в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ как сообщение о невозможности удержать налог.

Статус налогоплательщика (пункт 2.3) теперь может принимать 3 значения: 1 — резидент РФ, 2 — нерезидент РФ, и 3 — когда налогоплательщик не является налоговым резидентом РФ, но признается в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Раздел 3 остался без изменений. Справку, как и раньше, нужно подавать отдельно по каждой ставке налога. Изменен справочник кодов доходов — исключено 6 кодов дохода и добавлено 2 новых кода, в основном это редко встречающиеся виды доходов.

В разделе 4 изменилась сущность пункта 4.1. Раньше в нем нужно было показывать суммы налоговых вычетов, право на получение которых имеется у налогоплательщика. Теперь нужно показывать суммы фактически предоставленных налогоплательщику налоговых вычетов. В связи с этим из раздела 4 исключены пункты 4.5 и 4.6. В этом разделе теперь приводятся и данные о социальном вычете в сумме взносов, уплаченных по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольного пенсионного страхования.

Изменения коснулись и раздела 5. Графа 5.2 стала называться «Налоговая база». Исключены 4 графы: сумма возврата по перерасчету с доходов прошлых лет; сумма, зачтенная (удержанная) при уплате налога по такому перерасчету; задолженность за физлицом; сумма НДФЛ, переданная на взыскание в налоговый орган. Вместо них добавлены две новых графы. В новой графе 5.7 отражается сумма НДФЛ, не удержанная налоговым агентом. Еще одна новая графа 5.5 предназаначена для отражения перечисленной суммы НДФЛ. Как ее заполнять, не понятно, поскольку учет перечисленного налога в разрезе налогоплательщиков на предприятиях не ведется. Однако радует то, что по итогам 2010 года эту графу заполнять не надо. Надеемся, что потом ФНС разъяснит порядок ее заполнения, а лучше бы ее исключили, поскольку никакой пользы от этих данных для налоговых органов нет.

Сроки подачи сведений не изменились, за 2010 год их нужно подать не позднее 1 апреля 2011 года. Налоговые агенты, у которых доходы получили более 10 налогоплательщиков, подают эти сведения в электронном виде. Новый формат таких сведений также утвержден.

Без комментариев

Письмо ФНС РФ от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853

Вопрос. Об отсутствии оснований для переноса выездной налоговой проверки, а также о заблаговременном информировании налогоплательщика о назначении и проведении у него выездной налоговой проверки.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (п. 2 ст. 89 Кодекса). При этом согласно п. 8 ст. 89 Кодекса срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Форма решения о проведении выездной налоговой проверки, так же как основания и порядок продления срока ее проведения, установлены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892.

Таким образом, если налоговым органом вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, то Кодексом и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность переноса ее проведения в силу начала течения после вынесения указанного решения процессуальных сроков, предусмотренных Кодексом, для определения продолжительности проверки, составления справки о проведенной проверке, акта проверки, рассмотрения возражений налогоплательщика и вынесения решения по ее результатам.

Кодекс не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки.

Одновременно сообщается, что в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 Кодекса).

Государственный советник РФ 2 класса С.Н. Андрющенко

Горячая тема

В новый год с новым законодательством

Депутаты Государственной Думы ударно поработали в последние два месяца прошедшего года. За год было принято депутатами и подписано Президентом РФ 442 федеральных закона. Из них за последний месяц, точнее, с 27.11.2010 до конца года, было подписано 136 законов, или 31% от всех принятых. Такая спешка в конце года стала традиционной, депутаты как бы стараются перевыполнить план. Качество таких принятых в спешке законов страдает, и в следующем году депутатам придется вносить поправки в принятые законы.

Достаточно много законов связано с работой бухгалтерии, о наиболее важных из них мы и расскажем.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» радикальным образом изменяет всю систему ОМС. В частности, работодатели будут освобождены от обязанности заниматься страховыми медицинскими полисами сотрудников. Сотрудник будет сам выбирать страховую медицинскую компанию и получать там страховой полис. Будет введен персонифицированный учет застрахованных лиц и оказанной им помощи. То есть фонды ОМС буду собирать информацию о том, какой гражданин РФ чем болел и какую медицинскую помощь получил. Закон вступил в силу с 1 января 2011 года, а отдельные его положения — с 2012 года.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 года № 331-ФЗ установил, что в 2011 году и в плановый период 2012 и 2013 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179‑ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Продолжилась раздача льгот различным категориям плательщиков страховых взносов. Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 339-ФЗ были установлены пониженные тарифы страховых взносов организациям, основным видом экономической деятельности которых является:

  • деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
  • издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

На 2011 год для них установлены страховые тарифы: в ПФ 20%, в Федеральный ФОМС 1,1%, в территориальный ФОМС 2,0%, в ФСС 2,9%, всего 26%. В 2012 году общая сумма взносов увеличится до 27%, в 2013 году до 28%, в 2014 году до 30%, а с 2015 года станет как у всех 34%.

Еще один Федеральный закон, от 28 декабря 2010 года № 432-ФЗ, принятый по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева, предоставляет льготы предприятиям малого бизнеса производственной и социальной сферы.

На льготы могут рассчитывать организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является один из 36 видов, в том числе любые виды производства продукции, научные исследования, образование, здравоохранение, деятельность в области спорта, строительство, управление недвижимым имуществом, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, и некоторые другие. Соответствующий вид экономической деятельности признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя пока не утвержден. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя не соответствует заявленному, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда РФ с взысканием соответствующих сумм пеней.

Для таких категорий плательщиков пониженные тарифы установлены только на 2 года. В 2011 году они будут уплачивать взносы по ставкам: В ПФ РФ 18%, в Федеральный ФОМС 3,1%, в территориальный ФОМС 2,0%, в ФСС 2,9%, всего 26%. На 2012 год общий тариф взносов сохранится в размере 26%, только произойдет перераспределение: в Федеральный ФОМС 5,1%, а в территориальный ФОМС 0,0%.

Этим же законом сделан небольшой подарок бухгалтерам: годовую отчетность в Пенсионный фонд за 2010 год по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПР РФ и на обязательное медицинское страхование в фонды ОМС можно сдавать до 15 февраля (а не до 1 февраля, как ранее), а все последующие квартальные отчеты — до 15-го числа второго месяца после окончания квартала. Однако теперь придется ежеквартально вместе с этим расчетом представлять сведения по персонифицированному учету.

Подписан Президентом РФ и Федеральный закон от 8 декабря 2010 года № 343-ФЗ, который в виде законопроекта мы обсуждали в двух предыдущих номерах НоК. Все положения законопроекта остались неизменными: оплата работодателем трех дней больничного, расчет среднего заработка за 2 календарных года, деление суммы заработка на 730, учет заработка с предыдущих мест работы.

Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 348-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В частности, база для расчета страховых взносов по страхованию от несчастных случаев будет рассчитываться так же, как и база страховых взносов в ФСС по временной нетрудоспособности.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» с 1 января 2011 года размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлен 1,065.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в 2011 году будет 438,87 руб. (в 2010 году — 412,08 руб.).

Единовременное пособие при рождении ребенка, а также при передаче ребенка на воспитание в семью в 2011 году составит 11 703,13 руб. (в 2010 году —10 988,85 руб.).

Ежемесячное минимальное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет:

  • за первым ребенком — 2 194,33 руб. (в 2010 году — 2 060,40 руб.);
  • за вторым и последующими детьми — 4 388,67 руб. (в 2010 году — 4 120,82 руб.).


Вышел новый продукт!

«КАМИН:Зарплата для бизнеса. Версия 4.0»

Фирма КАМИН — разработчик программных продуктов на платформе 1С. Главное направление разработок фирмы — продукты для автоматизации расчета заработной платы и кадрового учета. За 15 лет КАМИН выпустил несколько «поколений» таких программ.

Долгое время флагманом линейки программ для расчета зарплаты являлся универсальный продукт «КАМИН:Расчет заработной платы. Версия 2.0», ставший победителем в конкурсе «100 лучших товаров России» в 2004 году.

В 2004 году произошел качественный скачок в развитии программного обеспечения для бухгалтерского учета: компания 1С выпустила новую платформу «1С:Предприятие 8». Специалисты КАМИН подготовили новый программный продукт для платформы 8 — «1С:Предприятие 8. КАМИН:Расчет заработной платы. Версия 3.0», который начал продаваться в 2005 году. Назначение и функциональность продукта в целом соответствовали знакомой и любимой пользователями «двойке». Программа могла использоваться как в хозрасчетных, так и в бюджетных организациях.

Законодательство изменяется таким образом, что бухгалтерский учет, включая расчет заработной платы, становится все более сложным, специфичным для различных форм собственности и видов деятельности. Создание универсального программного продукта, подходящего для всех предприятий и организаций, учитывающего все возможные нюансы каждой сферы деятельности, стало бы неэффективным. Поэтому фирма КАМИН пошла по пути специализации программных продуктов, которые должны соответствовать потребностям пользователей как можно полнее. Программа «1С:Предприятие 8. КАМИН:Расчет заработной платы для бюджетных организаций. Версия 3.5», выпущенная в 2008 году, адресована бюджетникам. Конечно, велась работа и над продуктом для хозрасчетных организаций. В конце декабря 2010 года фирма КАМИН выпустила программный продукт «КАМИН:Зарплата для бизнеса. Версия 4.0».

Программа предназначена для автоматизации процесса расчета и начисления заработной платы сотрудникам, а также ведения кадрового учета в организациях, подготовки регламентированной отчетности в налоговые органы, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Разработчики взяли за основу версию 3.5, имеющую больше возможностей по сравнению с версией 3.0, в частности, обширный кадровый блок. При этом из версии 3.5 исключили бюджетную составляющую и добавили все, что нужно хозрасчетным предприятиям любых форм собственности, в том числе применяющим специальные налоговые режимы: ЕНВД, УСН, ЕСХН.

Итак, что «умеет» новая программа, и в чем преимущества версии 4.0 по сравнению с версией 3.0?


Возможности программы:

  • Расчет заработной платы каждому сотруднику или группе сотрудников в разрезе подразделений, должностей, статей затрат, источников доходов, периодов начислений.
  • Получение всех необходимых печатных форм документов.
  • Расчет начислений по среднему заработку (отпуск, больничный, командировка).
  • Расчет сдельной оплаты, оплаты по договору подряда.
  • Расчет налогов и отчислений в фонды, получение регламентированных отчетов для налоговых органов, ПФ, ФСС (в электронном и бумажном виде).
  • Расчет и начисление дивидендов акционерам.
  • Расчет прочих доходов (например, материальной выгоды по ссудам), расчет налогов и отчислений с этих сумм.
  • Расчет удержаний (исполнительные листы, выплаты по ссудам и т. д.).
  • Кадровый учет (штатное расписание, прием, перемещение, увольнение сотрудников, ведение табеля, график отпусков).
  • Выгрузка данных в «1С:Бухгалтерию 8 редакции 2.0».

Особенности программы:

  • Многофирменный учет.
  • Возможна работа в режиме распределенной базы данных.
  • Возможность использования Помощников расчета, дополнительных печатных форм, параметров справочников.

Новые возможности и отличия от предыдущих версий:

  • Повышенное быстродействие.
  • Защита данных: новый механизм настройки прав доступа пользователей.
  • Удобный интерфейс с расширенными возможностями для индивидуальной настройки.
  • Новые документы и помощники, расширение возможностей ряда документов.
  • Новый кадровый документ «Замещение».
  • Добавлен журнал по видам документов.
  • Возможность добавить постоянную надбавку по подразделению, организации.
  • Возможность добавить постоянную надбавку в помощнике расчета «Табель универсальный», в базе надбавки можно учесть суммы из других документов.
  • Возможность сформировать «Заявление на обработку персональных данных» и настроить видимость как анкетных, так и кадровых сведений о сотрудниках.
  • Полноценный учет совместителей, как внешних, так и внутренних. Учет рабочего времени и расчеты по среднему для каждого места работы.
  • Возможность перечисления заработной платы сотрудников на лицевые счета в разных банках, возможность перечисления на чужой счет.
  • Оформление выплаты депонированной заработной платы.
  • Новые удобные сервисы для пользователей: напоминания и обмен сообщениями.

Варианты поставки программы

Линейка программ «КАМИН:Зарплата для бизнеса. Версия 4.0» состоит из трех продуктов, для каждого из которых возможны электронный и коробочный варианты поставки.

1. «КАМИН:Зарплата для бизнеса. Версия 4.0 ЛАЙТ», число сотрудников в базе – до 100. Стоимость программного продукта 6 000 р. (коробочный вариант 6600 р.), стоимость сопровождения 1500 р. в год;

2. «КАМИН:Зарплата для бизнеса. Версия 4.0 СТАНДАРТ», число сотрудников в базе – до 1000. Стоимость программного продукта 12 000 р. (коробочный вариант 12600 р.), стоимость сопровождения 3 000 р. в год;

3. «КАМИН:Зарплата для бизнеса. Версия 4.0 ПРОФ», число сотрудников в базе не ограничено. Стоимость программного продукта 18000 р. (коробочный вариант 18600 р.), стоимость сопровождения 4500 р. в год.

Таким образом, любое предприятие может использовать программный продукт с оптимальным набором возможностей, не переплачивая за лишние функции. Все программы линейки версии 4.0 многопользовательские, во всех возможен многофирменный учет.

Сопровождение программ осуществляется на платной основе. В сопровождение входит предоставление пользователю обновлений к программе и консультаций по работе с программой.

Первый год после покупки программа сопровождается бесплатно.

Для пользователей предыдущих версий программ для расчета зарплаты фирмы КАМИН возможен переход на программу «КАМИН:Зарплата для бизнеса. Версия 4.0» на условиях апгрейда.

Судебная практика

Когда нужно платить НДФЛ с отпускных

Такой вопрос периодически встает перед каждым бухгалтером. Когда нужно перечислить в бюджет сумму НДФЛ, начисленную на сумму оплаты отпуска сотрудника: сразу после выплаты ему отпускных или по итогам месяца в общей сумме НДФЛ?

Минфин РФ считает, что оплата отпуска не является оплатой труда. Эта позиция отражена, например, в Письме от 24.01.2008 № 03-04-07-01/8. ФНС РФ занимает такую же позицию, например, в Письме от 09.01.2008 № 18-0-09/0001. В связи с этим, по мнению чиновников, датой получения таких доходов будет день, в который отпускные выданы, а не конец месяца.

Это значит, удержать НДФЛ нужно непосредственно по факту выплаты, то есть минимум за три дня до начала отдыха (ст. 136 Трудового кодекса РФ). Такое же мнение высказывается в бухгалтерской периодике и на бухгалтерских сайтах.

Однако эта точка зрения не соответствует законодательству. Об этом говорит Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2010 года по делу А56-41465/2009.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства по НДФЛ ОАО «Ленгазспецстрой» в городе Санкт-Петербурге. По результатам проверки налоговым органом составлен акт и принято решение о привлечении ОАО к налоговой ответственности, доначислении налогов и пеней на общую сумму 534 тысячи рублей. К нарушению налогового законодательства были отнесены факты уплаты НДФЛ с отпускных по итогам месяца, а не в момент выдачи отпускных. Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу решение инспекции оставлено без изменения.

Налогоплательщик не согласился с принятым налоговым органом решением и оспорил его в арбитражном суде. Суды первой и апелляцилонной инстанций поддержали точку зрения налогоплательщика, и обязали налоговые органы вернуть налогоплательщику взысканные с него суммы штрафов и пеней. Налоговая инспекция не согласилась с решением судов и обжаловала их в ФАС Северо-Западного округа. По мнению инспекции, перечисление в бюджет НДФЛ, удержанного с сумм оплаты отпуска, должно производиться организацией-работодателем при фактической выплате денежных средств налогоплательщику.

Кассационная инстанция согласилась с позицией судов, обосновав это следующим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Пунктом 2 статьи 223 НК РФ установлено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей, установленных трудовым договором.

Следовательно, при выплате дохода в виде оплаты труда в силу пункта 6 статьи 226 и пункта 2 статьи 223 НК РФ налоговый агент обязан перечислить налог на доходы физических лиц в последний день месяца, за который произведено начисление этого дохода.

Суды обеих инстанций правильно отклонили довод инспекции о том, что оплата отпуска не является выплатой за выполнение трудовых обязанностей.

Статьей 114 ТК РФ предусмотрено предоставление работникам ежегодного отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии со статьей 129 ТК заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из приведенных норм следует, что оплата отпуска относится к заработной плате работника, что подтверждается также статьей 136 Трудового кодекса, которая предусматривает порядок, место и сроки выплаты заработной платы, в том числе определяя срок оплаты отпуска.

При таких обстоятельствах следует признать ошибочной позицию Инспекции. В данном случае судебные инстанции при определении даты фактического получения дохода в виде оплаты отпуска правильно руководствовались пунктом 2 статьи 223 НК РФ.

ФАС Северо-Западного округа оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а жалобу налоговой инспекции — без удовлетворения.

Из Постановления следует важный вывод: не нужно по каждому факту отпуска рассчитывать сумму НДФЛ и уплачивать ее в бюджет. Достаточно начислять и уплачивать НДФЛ один раз в месяц одновременно с уплатой НДФЛ с заработной платы.