Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 114 июнь 2010 г. 
Новости законодательства

Как возвращать имущественный вычет

Налоговый кодекс РФ предусматривает два способа получения налогоплательщиком имущественного вычета по НДФЛ в размере сумм, затраченных на строительство или приобретение квартиры, дома и т.п.

Первый способ - после окончания налогового периода подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. В этом случае после ее проверки налоговым органом налогоплательщику на расчетный счет будет перечислена сумма удержанного налога, которую нужно вернуть согласно декларации.

Второй способ - получить налоговый вычет до окончания налогового периода у налогового агента, то есть у работодателя. Для этого налогоплательщик должен получить в налоговой инспекции подтверждение права на налоговый вычет, подать работодателю заявление с приложением подтверждения налогового органа, после чего работодатель будет предоставлять ему имущественный вычет, то есть перестанет удерживать НДФЛ, пока не будет исчерпана сумма вычета.

Возникает вопрос: можно ли вернуть налогоплательщику сумму удержанного налога за месяцы, прошедшие до подачи им заявления на вычет? На этот вопрос попытался дать ответ Минфин в Письме от 11 мая 2010 года № 03-04-06/9-94. Его точка зрения однозначна - нельзя.

Суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются "излишне удержанными" и, соответственно, под действие ст. 231 Кодекса не подпадают.

В случае если после представления налогоплательщиком работодателю заявления о получении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения, выданного налоговым органом, работодатель-налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в соответствии со ст. 231 Кодекса.

По нашему мнению, Минфин в данном случае трактует НК так, как ему выгодно. Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

А, согласно пункту 2 той же статьи, исчисление и уплата налога производятся с зачетом ранее удержанных сумм налога. Значит, строго следуя нормам НК, бухгалтер должен рассчитать сумму налога с учетом имущественного вычета и зачесть уже удержанную сумму налога. Сумма налога за месяц при этом может быть отрицательной, но это не противоречит налоговому Кодексу, поскольку сумма налога нарастающим итогом с начала года будет верной.

Рассмотрим пример. Сотрудник в июне 2010 года подал в бухгалтерию заявление на предоставление имущественного вычета на сумму 2 миллиона рублей и подтверждение налоговой инспекции о праве на вычет. За 5 месяцев с налогоплательщика удержано 13 000 рублей НДФЛ. Доход налогоплательщика за 6 месяцев составил 150 000 рублей. Расчетный НДФЛ за 6 месяцев с учетом вычета будет равен нулю. Что должен сделать бухгалтер? Строго соблюдая НК, он должен зачесть 13 000 удержанного налога, то есть вернуть эту сумму сотруднику, и в следующих месяцах до конца года налог не удерживать. При этом по итогам года долга по налогу у предприятия не будет. Следуя рекомендациям Минфина, бухгалтер должен предоставлять сотруднику вычет, начиная с июня 2010 года. А удержанные в первые 5 месяцев 13 000 рублей налога сотрудник сможет вернуть только в 2011 году после подачи налоговой декларации за 2010 год.

Без комментариев
Письмо Минфина России от 12 мая 2010 г. № ШС-17-3/210 (с сокращениями)

Применение УСНО регулируется главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В зависимости от выбранного объекта налогообложения порядок учета исчисленных и уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее также - СВ на ОПС) различается.

1. Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов

Налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы, в частности, на расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса).

Указанные расходы учитываются в фактически уплаченном налогоплательщиком размере.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Данный порядок признания расходов установлен пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса и соответственно распространяется на тех налогоплательщиков, которые в качестве объекта налогообложения избрали доходы, уменьшенные на величину расходов.

Поэтому суммы вышеуказанных расходов в виде СВ на ОПС учитываются такими налогоплательщиками в уменьшение налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых они были уплачены.

2. Объект налогообложения доходы

В соответствии со статьей 346.21 Кодекса налогоплательщики, применяющие УСНО и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленного ими за налоговый (отчетный) период, на суммы СВ на ОПС, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Таким образом, Кодексом установлены четкие критерии, при выполнении которых суммы страховых взносов уменьшают сумму налога по УСНО.

Во-первых. Сумма налога по УСНО может быть уменьшена только на те суммы СВ на ОПС, которые исчислены и уплачены за этот же период времени.

Следовательно, сумма налога по УСНО за календарный год может быть уменьшена только на суммы СВ на ОПС за период с 1 января по 31 декабря этого же года.

Во-вторых. Сумма налога по УСНО может быть уменьшена только на те суммы СВ на ОПС, которые исчислены (т.е. отражены в расчетах (декларациях) за этот же период времени.

В-третьих. Сумма налога по УСНО может быть уменьшена только на те суммы СВ на ОПС, которые не только исчислены за этот же период времени, но и уплачены.

При этом в уменьшение не может быть учтено больше чем исчислено, т.е. если уплачено больше чем исчислено, то в уменьшение учитывается сумма исчисленная.

В-четвертых. СВ на ОПС могут уменьшить сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (авансового платежа) по УСНО не более чем на 50 процентов.

Учитывая требования статьи 346.21 Кодекса, а также тот факт, что даты представления деклараций по УСНО и деклараций (расчетов) по СВ на ОПС, а также даты уплаты налога (авансовых платежей) по УСНО и авансовых платежей по СВ на ОПС в бюджет не совпадают, сумма исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (авансовых платежей по налогу) по УСНО подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими (в пределах суммы начисленных (подлежащих уплате) за налоговый (отчетный) период) СВ на ОПС на дату уплаты авансовых платежей по налогу за отчетные периоды, либо дату подачи налоговой декларации по налогу за налоговый период.

Вместе с тем, учитывая, что налог по УСНО исчисляется нарастающим итогом суммы СВ на ОПС, уплаченные налогоплательщиком после срока уплаты авансового платежа по УСНО за истекший отчетный период, могут быть учтены при исчислении налога (авансовых платежей по налогу) за налоговый период (следующие отчетные периоды текущего календарного года) и включены в налоговую декларацию по налогу за налоговый период.

При этом налогоплательщики, уплатившие СВ на ОПС за этот же календарный год (отдельные месяцы (кварталы) этого календарного года), после представления налоговых деклараций по УСНО за календарный год, вправе уточнить свои налоговые обязательства по УСНО за истекший налоговый период (календарный год), представив в установленном порядке в налоговый орган уточненные налоговые декларации.


Действительный государственный

советник РФ 2-го класса

С.Н.Шульгин




Горячая тема

Новая головная боль бизнеса - ежеквартальная регистрация стоимости чистых активов

Наши законодатели не устают «заботиться» о малом бизнесе. На этот раз их «забота» настигла предприятия, зарегистрированные в виде акционерных обществ, то есть ОАО и ЗАО.

Федеральным законом от 27.12.2009 № 352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций» в пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей был добавлен подпункт "ф".

Согласно этому подпункту в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на дату последнего завершенного отчетного периода.

Порядок представления этих сведений установлен новым пунктом 5 статьи 17 Закона 129-ФЗ (введен указанным выше Законом 352-ФЗ).

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, заявление о внесение таких изменений представляется ежеквартально в регистрирующий орган в срок, установленный законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете для представления годовой или квартальной бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, законодатели обязали ЗАО и ОАО ежеквартально представлять в регистрирующий орган, которым является налоговая инспекция, данные о величине чистых активов.

В каком виде нужно представлять эти сведения, говорится в пункте 1.2 статьи 9 Закона 129-ФЗ.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439 (с последующими изменениями).

На момент выхода этого номера НоК специальной формы для сведений о чистых активах, утвержденной Правительством РФ, нет. Нет полей для ввода этих сведений и в форме Р14001, которой вносятся изменения в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Поэтому у налоговых органов нет законных оснований требовать от акционерных обществ подачи сведений о размере чистых активов.

Однако у налогового ведомства есть своя точка зрения по этому вопросу. Она изложена в Письме ФНС РФ от 21 мая 2010 года № МН-37-6/2212.

В нем говорится, что акционерные общества, начиная с 2010 года, должны подавать сведения о стоимости чистых активов по итогам года до 31 марта, а по итогам 1-го, 2-го и 3-го квартала - соответственно до 30 апреля, 30 июля и 30 октября.

Отсутствие утвержденной формы чиновников не смущает. Вот как они советуют поступать.

До утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке формы заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ, подлежащей использованию при внесении в государственный реестр сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества, рекомендуется использовать форму № Р14002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества", прилагаемую к настоящему письму и размещенную на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru в разделе "Государственная регистрация и учет налогоплательщиков".

Завершая письмо, ФНС пугает АО, намекая, что к тем, кто не представит сведений, будут приняты административные меры.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с непредставлением или несвоевременным представлением сведений о принятии решения об уменьшении уставного капитала акционерного общества, а также о стоимости чистых активов акционерного общества возбуждаются после 10 июня 2010 года.

Эта норма КоАП предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц АО в размере 5 000 рублей.

Однако, согласно законодательству, до тех пор, пока формы отчетности не утверждены в установленном законом порядке, их можно не подавать. Но рано или поздно они будут утверждены. И тогда придется каждый квартал делать расчет стоимости чистых активов, заполнять форму отчетности, заверять ее у нотариуса и подавать в налоговую инспекцию. Поскольку акционерных обществ много, а срок подачи ограничен, неизбежны потери времени в очередях.

Зачем законодатели внесли эти нововведения? Они объясняют это благородным делом защиты акционеров, поскольку при уменьшении стоимости чистых активов до величины, меньшей уставного капитала, АО обязано уменьшить свой уставный капитал. Видимо, регистрирующий орган будет за этим следить. Можно допустить, что это действительно актуально для ОАО, где много акционеров и акции свободно обращаются. Но для ЗАО, у которых, как правило, уставный капитал составляет несколько тысяч рублей и небольшой состав акционеров, эта мера, по нашему мнению, не имеет практического смысла.



Вышел новый продукт!

Прошу к столу!

Если Вы – бухгалтер-калькулятор, работающий в сфере общественного питания, то Вам приходится решать такие специфические задачи, как расчет меню, калькуляция стоимости блюд, учет расхода сырья и выпускаемой продукции. Вы работаете с множеством документов: составляете меню и план-меню, печатаете прайс-листы, заполняете накладные.

Выполнить необходимые расчеты, заполнить документы и подготовить отчеты будет намного проще, если на рабочем столе Вашего компьютера появится ярлычок новой программы «КАМИН:Расчет меню. Версия 1.0».

Она предназначена для расчета меню столовых, ресторанов, кафе и других предприятий общественного питания.

Возможен многофирменный учет.


Программа «Расчет меню» позволяет:

  • учитывать плановый выпуск продукции;
  • учитывать продукты питания в разных упаковках и фасовках;
  • вести список рецептов по каждому блюду в соответствии с технологией приготовления блюд по сборникам рецептур или технико-технологическим картам;
  • учитывать калорийность и биологический состав продуктов и блюд;
  • производить калькуляцию себестоимости готовых блюд и полуфабрикатов, в том числе:
  • рассчитывать расход сырья с учетом сезонных коэффициентов,
  • определять расход ингредиентов по каждому блюду и списание нужного количества продуктов;
  • формировать калькуляционные карточки готовых блюд за любой период;
  • рассчитывать несколько типов цен на каждую продукцию: закупочные, оптовые и розничные;

  • формировать различные документы и отчеты, в том числе:
  • план-меню,
  • прайс-лист,
  • меню,
  • расчет к заказ-наряду на изготовление изделий,
  • требование-накладная.

Программа «КАМИН:Расчет меню. Версия 1.0» работает на современной платформе «1С:Предприятие 8.2».


БЕСПЛАТНО! КАМИН предоставляет полнофункциональную версию программы «Расчет меню» в пользование, с ней можно работать без ограничений в течение 3 месяцев. После этого возможно приобрести лицензию.


За информацией обращайтесь в отдел продаж фирмы КАМИН (4842) 53-10-22




Консультируют специалисты

- Здравствуйте, мы работаем в “1С:Бухгалтерии предприятия 8". Такой вопрос: в Плане счетов в пустой базе на счете 41.01 присутствует Субконто1 (Номенклатура). Нам надо добавить Субконто2 и Субконто3 (Партия и Склад). Как это сделать?


- У счета 41.01 субконто 2 и 3 (Партия и Склад) добавлять не нужно. Они появятся сами в том случае, если в настройке параметров учета на закладке “Аналитический учет МПЗ” установить ведение партионного учета и учета по складам.


Линия консультаций по программам 1С:

(495) 688-10-01; hline@1с.ru