Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 109 январь 2010 г. 
Новости законодательства

Новая декларация по НДС

Приказом Минфина от 24 декабря 2009 года № 104н утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения. Декларацию по новой форме нужно подавать уже за 4-й квартал 2009 года. Напомним, что срок подачи декларации - не позднее 20 января 2010 года.

Форма и структура декларации сильно изменились. Изменения затронули все листы декларации. В декларации теперь 7 разделов вместо 10.

В разделе 1 добавлена строка «Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ».

В ней должны отражать суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, лица, не являющиеся плательщиками НДС (например, применяющие УСН), но выставившие покупателям счета-фактуры. В порядке заполнения декларации Минфин обосновывает это тем, что лица, применяющие УСН и ЕНВД и не являющиеся налогоплательщиками НДС, при выставлении счетов-фактур должны не только уплачивать налог, но и подавать декларации.

К разделу 3 добавлены приложения 1 и 2. В приложении 1 (бывший раздел 10) нужно отражать суммы восстановленного налога по объектам недвижимости, если указанные объекты начали использоваться в операциях, не подлежащих налогообложению НДС. Приложение 1 нужно заполнять отдельно по каждому объекту недвижимости. Приложение 2 (бывший раздел 4) заполняется иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ через свои подразделения. Бывшие разделы 6 и 7 объединены в раздел 5 новой формы.

Ставка еще раз снижена

Центральный Банк РФ с 28 декабря 2009 года снизил ставку рефинансирования на 0,25 процентного пункта - с 9,0% до 8,75%. Таким образом, в течение 2009 года ставка рефинансирования снижалась 10 раз. Центральный банк РФ не исключает, что снижение ставки рефинансирования будет продолжено и в 2010 году.

Без комментариев:

Письмо ФНС России от 4 декабря 2009 года № ШС-22-3/915

В связи с поступающими запросами налоговых органов и налогоплательщиков о выдаче уведомлений о применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) заявление.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Положения главы 26.2 Кодекса не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по поданному налогоплательщиком заявлению.

В этой связи, у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения УСН.

Однако, если в инспекцию ФНС России поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то в соответствии с пунктом 39 Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н, налоговому органу следует в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года, либо с даты постановки на учет в налоговом органе).

Аналогичный подход должен быть и в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, подавших заявление о переходе на ЕСХН.

Доведите изложенное до территориальных налоговых органов, а также до налогоплательщиков.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Н. Шульгин

Предпринимателей обязали информировать органы занятости о сокращении штата

Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 367-ФЗ внесены изменения в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В частности, с 1 января 2010 года при принятии решения о прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Срок перерегистрации уставов ООО продлен

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 310-ФЗ внесены изменения в порядок приведения уставов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством. Как мы уже писали, Федеральным законом от 20 декабря 2008 года № 312-ФЗ всем ООО было предписано до 31 декабря 2009 года привести свои уставы в соответствие с изменениями, которые были внесены этим законом в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Однако это благое начинание не удалось выполнить, поскольку налоговые органы не справились с потоком поступивших измененных уставов. Поэтому законодатели сделали шаг назад. Теперь те ООО, которые не успели внести изменения в свои уставы в 2009 году, обязаны внести их при первом изменении своего устава.

Каким-либо сроком это действие не ограничено. Однако это не означает, что изменения вносить не нужно, поскольку уставы всех ООО в старой форме соответствуют действующему законодательству только в части, не противоречащей ему. Поэтому изменять их в любом случае рано или поздно придется. Также нужно иметь в виду, что при изменении состава участников ООО или их долей устав должен соответствовать законодательству.


Минфин о налогообложении компенсаций за использование личных автомобилей

В Письме от 3 декабря 2009 года № 03-04-06-02/87 Минфин разъяснил некоторые вопросы налогообложения компенсаций выплат сотрудникам за использование ими личных автомобилей в служебных целях.

В Письме указано, что «согласно ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме».

Далее Минфин обращает внимание, что «пунктом 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей».

Затем Минфин делает смелый вывод:

Так как установление специальных норм компенсации работникам за использование личного транспорта для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом Кодексом не предусмотрено, полагаем, что использование в этих целях норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92, не будет противоречить положениям п. 3 ст. 217 Кодекса и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.

По нашему мнению, Минфин в данном случае пытается ввести налогоплательщиков в заблуждение. Упоминаемое Постановление Правительства устанавливает в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Применять нормы этого Постановления к НДФЛ и ЕСН неправомерно, поскольку на эти налоги и статьи 217 и 238 НК РФ в Постановлении ссылок нет.

Что касается налога на прибыль, то согласно Постановлению № 92 в составе прочих расходов учитывается компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в следующих пределах:

- с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 1200 руб. в месяц;

- с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см - 1500 руб. в месяц.

При этом, как отмечает Минфин, за время нахождения сотрудника в очередном отпуске или на больничном, то есть за время, когда личный транспорт этого работника фактически не использовался в указанных целях, компенсацию выплачивать не нужно, а если она выплачена, то не может учитываться в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы.


Горячая тема

Новогодние изменения налогообложения

Для наших законодателей стало традицией перед каждым Новым годом принимать закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс РФ. Не стал исключением и этот год. Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 368-ФЗ внесены изменения в главы 21, 23, 25 и 28 НК РФ.

Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон от 19 июля 2009 года № 202-ФЗ.

Остановимся на некоторых, наиболее важных изменениях, связанных с НДФЛ.

Из пункта 4 статьи 218 НК РФ исключено положение о том, что стандартные вычеты налогоплательщику, если они не предоставлялись по месту работы или предоставлялись в меньшем размере, чем положено, могут быть предоставлены налоговым органом на основании заявления налогоплательщика, приложенного к налоговой декларации. Теперь к декларации нужно прилагать только документы, подтверждающие право на такие вычеты, а заявление подавать не надо.

Аналогично из пункта 2 статьи 219 и пункта 2 статьи 220 НК РФ исключено требование о подаче заявления на предоставление социальных и имущественных вычетов. Теперь они будут предоставляться на основании поданной налоговой декларации с подтверждающими документами без всякого заявления.

Из подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ исключено положение о том, что «при продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества». Но это не значит, что при продаже такой недвижимости нужно будет платить налог. Просто законодатель имеет в виду, что сведения о продаже таких объектов не надо включать в налоговую декларацию.

Пункт 4 статьи 229 НК РФ дополнен следующим положением:

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса.

Это значит, что теперь можно будет не включать в налоговую декларацию доходы с места работы и прилагать справки 2-НДФЛ. Это имеет смысл, например, при подаче декларации о получении доходов от продажи недвижимости, находящейся в собственности менее 3 лет.

Законом 202-ФЗ статья 217 НК РФ была дополнена пунктом 17.1, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения «доходы, получаемые физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета легковые автомобили были в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех и более лет».

В Законе 368-ФЗ уточнено, что освобождаются от налогообложения таких доходов только налоговые резиденты РФ, и к доходам от продажи автомобилей добавлены доходы «от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более».

Дополнительно оговаривается, что это положение не распространяется на доходы от продажи ценных бумаг, а также на доходы индивидуальных предпринимателей от продажи имущества, используемого в предпринимательской деятельности.

Внесено изменение в пункт 5 статьи 226 НК РФ. В соответствии с этим пунктом при невозможности удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ налоговый агент был обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумму налога. Теперь такое сообщение нужно будет делать в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства. Но, кроме налогового органа, нужно будет еще письменно уведомить налогоплательщика. Уведомление нужно будет делать по специальной форме, которую разработает ФНС РФ.

Закон 368-ФЗ вступает в силу со дня опубликования. При этом положения, изменяющие статьи 217 и 220 НК РФ, распространяются на отношения, возникшие после 1 января 2009 года. Это значит, при подаче декларации за 2009 год в нее не нужно включать сведения о доходах от продажи имущества, находившегося в собственности более 3 лет, а также можно не включать сведения о доходах по месту работы, если у налогоплательщика нет оснований на получение имущественных или социальных вычетов.

С 1 января 2010 года вступает в силу также Федеральный закон от 19 июля 2009 года 202-ФЗ, которым тоже внесены изменения в налогообложение НДФЛ.

Расширен состав не облагаемой НДФЛ материальной помощи (пункт 8 статьи 217 НК РФ). Теперь такая помощь освобождена от налогообложения не только при выплате ее работнику в связи со смертью членов семьи или членам семьи умершего работника, но и бывшему работнику, вышедшему на пенсию в связи со смертью членов семьи, а также членам семьи умершего бывшего работника, вышедшего на пенсию.

В 2009 году социальный налоговый вычет в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, предоставляется, как и другие социальные вычеты, по окончании налогового периода налоговым органом при предоставлении налоговой декларации и подтверждающих документов. С 2010 года для этого социального вычета сделано исключение. Он может быть предоставлен налоговым агентом до окончания налогового периода при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения перечисляются налоговым агентом-работодателем.

Внесено изменение в подпункт 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, в соответствии с которым с 2010 года стоимость не облагаемого при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее 3 лет, увеличена со 125 тысяч рублей до 250 тысяч рублей.

Изменен подпункт 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ. Теперь имущественный налоговый вычет можно получить также в сумме расходов, потраченных на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доли в них, а также на погашение процентов по целевым займам на приобретение земельных участков.


Новый продукт

«Квартплата» облегчит жизнь каждому

Каждому расчетчику стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) на предприятии ЖКХ — в управляющих компаниях, районных эксплуатационных управлениях, ТСЖ, кондоминиумах и других организациях, осуществляющих подобный расчет. Именно для этих сотрудников бухгалтерии предназначена новая программа, выпущенная фирмой КАМИН - «КАМИН:Квартплата. Версия 2.0».

Первая версия программы вышла в 2005 году, и более 200 организаций ЖКХ выбрали именно ее для ведения своих расчетов. Она предназначена для совместной работы с «1С:Бухгалтерией 7.7». Сейчас все больше пользователей переходят на работу с «1С:Предприятием 8», и все чаще звучали обращения в фирму КАМИН сделать программу, совместимую с «восьмеркой».

Выпуск программы «КАМИН:Квартплата. Версия 2.0» для «1С:Предприятия 8» стал новогодним подарком фирмы КАМИН для всех бухгалтеров и расчетчиков стоимости ЖКУ.


Программа «КАМИН:Квартплата 2.0» позволяет:

1. вести ежемесячный учет показаний по всем установленным у каждого квартиросъемщика счетчикам (расход горячей/холодной воды, газа, электроэнергии);

2. проводить расчет квартплаты, расчет стоимости и оплаты ЖКУ по каждому квартиросъемщику или собственнику жилья и каждому виду услуг в соответствии с действующим законодательством и принятыми в регионе правилами;

3. учитывать при расчете квартплаты и стоимости ЖКУ:

- время отключения коммунальных услуг по техническим или иным причинам;

- все виды льгот, на которые имеет право квартиросъемщик и члены его семьи;

- начисление пени за просрочку платежей.

4. производить расчеты с органами социальной защиты по компенсации оплаты ЖКУ льготным категориям граждан;

5. производить расчеты между обслуживающей организацией и поставщиками ЖКУ;

6. вести учет прибытия и убытия зарегистрированных квартиросъемщиков (паспортный учет);

7. получать различные виды выходных документов: ведомости, своды, квитанции в бумажном и электронном виде;

8. создавать в электронном виде и распечатывать отчеты:

- по начислениям квартплаты

- по оплате коммунальных услуг квартиросъемщиками

- по тарифам на коммунальные услуги на указанную дату

- по показаниям всех имеющихся счетчиков (горячая вода, холодная вода, газ, электроэнергия)

- по взаиморасчетам с квартиросъемщиками за период.

- ведомость по движению денежных средств в разрезе квартиросъемщиков, начислений и источников оплат (с детализацией по реквизитам).


Общий принцип работы заключается в том, что пользователь вводит документы по начислению квартплаты и ЖКУ, по оплате, отключениям услуг, листки прибытия-убытия. Сформированные документы помещаются в журнал документов. После ввода всех документов за месяц пользователь может получить различные выходные документы за этот месяц: квитанции на оплату, своды, отчеты для органов социальной защиты и другие.


Стоимость программы «КАМИН:Квартплата. Версия 2.0» - 8000 руб.


По вопросам бесплатной демонстрации и приобретения программы обращайтесь в отдел продаж фирмы КАМИН (4842)53-10-22


Судебная практика

Кассовая дисциплина индивидуального предпринимателя

В редакцию НоК поступают вопросы о том, должны ли индивидуальные предприниматели вести учет и оприходование выручки, вести кассовые книги, устанавливать лимит остатка денежных средств в кассе, то есть соблюдать кассовую дисциплину, как и организации. Такие требования предъявляют к предпринимателям некоторые банки и налоговые инспекции.

Приведем в этой связи одно из решений арбитражных судов (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2009 года по делу № А56-2806/2008).

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция города Кириши Ленинградской области провела проверку полноты оприходования предпринимателем Кубашовым В.В. выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники. При этом был выявлен факт неоприходования в кассу денежной наличности. Инспекция сочла это нарушением Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 № 40. Поэтому в отношении предпринимателя было возбуждено дело об административном правонарушении, был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде взыскания 5 000 руб. штрафа. Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, установив наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции признал незаконным постановление Инспекции и отменил решение суда первой инстанции, отметив, что предприниматель не обязан вести кассовую книгу и его действия не образуют состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.

Кассационная инстанция посчитала, что постановление апелляционного суда не подлежит отмене. При этом суд обратил внимание на следующее.

Согласно пункту 1 Положения по применению ККМ от 30.07.1993 № 745 денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми организациями, а также предпринимателями, с обязательным применением ККМ.

В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ.

Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Согласно пункту 2 Постановления № 88 указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Исходя из изложенного, апелляционный суд сделал вывод о том, что Порядком не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу. В связи с этим довод кассационной жалобы о нарушении Кубашовым В.В. Порядка не обоснован.

Ссылка налоговой инспекции на письмо Центрального банка РФ от 17.07.2006 № 08-17/2540, согласно которому на индивидуальных предпринимателей при совершении ими кассовых операций распространяется действие Порядка, не принято судом кассационной инстанции, поскольку в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" письмо не относится к числу нормативных актов, издаваемых Банком России и обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

На основании материалов дела апелляционный суд установил, что предприниматель Кубашов В.В. производил прием наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением с применением ККМ и отражал эти операции в журнале кассира-операциониста. Отражения этих средств в других книгах не требовалось. Поэтому суд удовлетворил требование предпринимателя и отменил постановление налоговой инспекции.

Какой вывод можно сделать из рассматриваемого Постановления? Предпринимателю невозможно разделить деньги на личные и используемые для предпринимательства. Ведь все полученные предпринимателем деньги сразу являются его личным имуществом. Законодательство не предусматривает разграничения имущества у предпринимателей, как это принято для организаций. Поэтому можно считать неправомерными требования банков по установлению лимита кассы, а также соблюдения кассовой дисциплины. Единственное, что предпринимателям нужно строго соблюдать - порядок расчетов с применением контрольно-кассовой техники.


Консультируют специалисты

- Добрый день, я рассчитываю зарплату сотрудникам предприятия с помощью программы «КАМИН:Расчет заработной платы. Версия 3.0». Подскажите, почему в форме СЗВ-4.2 не отражаются периоды отпусков без сохранения содержания?

- В форме «СЗВ-4.2» в этой программе есть закладка «Настройка видов времени». Укажите, какие виды времени относятся к отпускам без сохранения заработной платы, и нужные вам виды будут отражены в форме.


ОБРАЩАЙТЕСЬ НА ЛИНИЮ КОНСУЛЬТАЦИЙ по электронной почте hotline@kamin.kaluga.ru

Телефоны бесплатной Линии консультаций по программам КАМИНа:

Калуга, фирма КАМИН: (4842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru