Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 104 июль 2009 г. 
От редактора

Вот и дошла до нас середина лета. Вместе с вами, наши читатели, мы преодолели изменения экологического законодательства, узнали о новых формах статотчетности, стали вести Книгу учета доходов и расходов на УСН по-новому, узнали мнение Минфина по поводу уплаты НДС с авансов и по многим другим вопросам. А главное - попытались «привязать» все это к нашей реальной жизни. Что бывает ох как непросто!

Вот теперь новая забота — изменение уставов ООО. Что грозит тем, кто не перерегистрируется до нового года? Вроде бы по закону ничего. Так можно не вносить изменения в устав? Можно. Но государство злопамятно, как редкая женщина. Можно, но потом будет хуже. Кстати, вы уже отчитались по авансовым платежам в Пенсионный Фонд, по налогу на прибыль, рассказали всю правду о своем имуществе, о доходах при «упрощенке» и ЕНВД? Спешите, а то государство ждет.


За окном — то жара, то дождь, одним словом, нормальная летняя погода. Вы уже были в отпуске, дорогой читатель? Нет, всё-всё, достаточно этих отчетов и отчетностей. Все на море! Увидимся в сентябре.


Ирина Сибилева

Новости законодательства

Формы не утверждены, но рекомендуются к использованию

ФНС России издала два Письма, посвященных регистрации новых редакций уставов обществ с ограниченной ответственностью: от 25 июня 2009 года № МН-22-6/511 и от 8 июля 2009 года № МН-22-6/548. В них разъясняется, в каком виде рекомендуется подавать сведения в ИФНС о внесении изменений в устав или о новой редакции устава ООО.

Действующая форма Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица» утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. Но она не соответствует требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Поэтому подавать по ней сведения не имеет смысла.

А новые формы пока не утверждены. Тем не менее ФНС России рекомендует ООО подавать сведения об изменении устава по новым, не утвержденным формам, которые пока не опубликованы, но размещены на сайте ФНС в сети Интернет.

На какие случаи распространяется эта рекомендация? Вот как об этом говорит ФНС.

Указанная рекомендация распространяется на случаи представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (подпункт «д» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ), в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об обществе с ограниченной ответственностью.

В иных случаях представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, а также юридических лиц иных организационно-правовых форм использованию подлежат формы документов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439.

Ставка рефинансирования достигла докризисного уровня

У Центрального Банка РФ стало доброй традицией ежемесячно снижать ставку рефинансирования. Очередное снижение ставки произведено с 13 июля 2009 года с 11,5% до 11%. Таким образом, ставка рефинансирования вернулась к уровню, который был до начала кризиса, то есть к уровню июля 2008 года.

Банк России ожидает, что данная мера создаст необходимые условия для снижения ставок кредитования конечных заемщиков и восстановления кредитной активности банковского сектора. Однако пока усилия ЦБ не особенно влияют на снижение ставок по кредитам. По данным ЦБ в мае 2009 года средний уровень процентных ставок по рублевым кредитам на сроки до 1 года составил 15,9%.

Без комментариев

Письмо Минфина России от 3 июня 2009 года № 03-11-06/3/154

Вопрос: Возникает ли у организации, осуществляющей вид деятельности, подпадающий под ЕНВД, обязанность встать на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности, если организация уже состоит на учете в данном налоговом органе по иным основаниям?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.28 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговом органе:

• по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абз. 3 данного пункта);

• по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и 11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Следовательно, Кодексом установлена обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей встать на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности или по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) независимо от того, что организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете в этом налоговом органе по иным основаниям.


Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.Разгулин

Какую ставку применять при упрощенной системе налогообложения

Полезную рекомендацию дал Минфин России в Письме от 02.06.2009 № 03-11-11/96. В соответствии с пунктом 26 статьи 2 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ статья 346.20 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 2, предусматривающим, что законами субъектов Российской Федерации для УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. О ставках в Калужской области для отдельных видов деятельности мы писали в НоК за январь 2009 года.

Но какую ставку применять, если налогоплательщик занимается различными видами деятельности, облагаемыми по разным ставкам? По мнению Минфина, минимальную из всех ставок, относящихся к видам деятельности предприятия, независимо от доли выручки от этой деятельности.

Минфин рассуждает следующим образом.

Главой 26.2 Кодекса не предусмотрено применение одним налогоплательщиком нескольких налоговых ставок, установленных для отдельных категорий налогоплательщиков.

Также в Кодексе не указан механизм учета доходов и расходов, а также их распределения для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при применении налогоплательщиком разных налоговых ставок.

Налогоплательщик, находящийся на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и обладающий признаками нескольких категорий налогоплательщиков, при применении закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего различные налоговые ставки для таких категорий налогоплательщиков, вправе применять наименьшую из этих налоговых ставок.

Советуем нашим читателям взять эту рекомендацию Минфина на вооружение.


Горячая тема:

Законодатели поддерживают малый бизнес

Под конец весенней сессии Государственной Думы законодатели приняли ряд законов, обеспечивающих, по их мнению, поддержку малого бизнеса.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ изменил условия, при которых налогоплательщик имеет право перейти на УСН.

Статья 346.12 дополнена пунктом 2.1:

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.

Этот пункт вступает в силу со дня официального опубликования закона, то есть будет действовать и в 2009 году. При этом не отменено положение пункта 2 статьи 346.12, говорящее о том, что при переходе на упрощенную систему доходы за 9 месяцев не должны превышать 15 миллионов рублей. Действие этой нормы приостановлено до 1 октября 2012 года (до окончания кризиса, как, видимо, думают законодатели).


Обратим внимание, что на предпринимателей эта норма не распространяется, для них предела дохода при переходе на УСН нет.


Статья 346.13 дополнена пунктом 4.1:

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 34615 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 34625 настоящего Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 34612 и пунктом 3 статьи 34614 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.


При этом также не отменено положение пункта 4 статьи 346.13, говорящее о том, что утрата права на УСН происходит, когда доход налогоплательщика превысил 20 миллионов рублей с учетом коэффициента-дефлятора. Действие этой нормы приостановлено до 1 января 2013 года.


Обратим внимание, что эта норма распространяется на всех налогоплательщиков - как на организации, так и на предпринимателей.


И еще один небольшой «сюрприз» от законодателей. Приостановлена до 1 января 2013 года ежегодная индексация предельных доходов при определении права на переход на УСН и права оставаться на УСН. Теперь, несмотря на инфляцию, в течение следующих 3 лет (2010 - 2012 г.г.) эти доходы будут неизменны, соответственно 45 миллионов рублей и 60 миллионов рублей.


Озаботились законодатели и 2013 - 2014 годами. При переходе на УСН с 1 января 2013 года или с 1 января 2014 года «величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, применяется с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 году, величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, применяется с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 году.»


Напомним, как мы уже писали в прошлом номере НоК, что с учетом Постановления ВАС РФ от 12 мая 2009 года № 12010/08 предельный доход при переходе на УСН с 2010 года не должен превышать 43 428 077 рублей, а сумма дохода, ограничивающего применение УСН в 2009 году, не должна превышать 57 904 103 рублей. Если бы законодатели не приняли этот законопроект, то указанные суммы с учетом индексации были бы несомненно больше, чем установлены законом. К тому же они бы индексировались и в 2010 - 2012 годах. Сейчас по существу заморожено на 3 года существующее состояние размеров предельных доходов.


Таким образом, по нашему мнению, принятый закон не улучшает, а значительно ухудшает положение субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.


Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».


Статья 2 указанного закона дополнена пунктом 2.1, согласно которому налогоплательщики ЕНВД могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. При этом они по требованию покупателя обязаны выдать покупателю документ (товарный чек, квитанцию и т.п.), подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).


Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

• наименование документа;

• порядковый номер документа, дату его выдачи;

• наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);

• идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

• наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

• сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

• должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.


Кроме того, расширены права налоговых органов. Теперь они могут осуществлять контроль за соблюдением обязанности по выдаче по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств, а также налагать штрафы за отказ в выдаче по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).


Статья 14.5 КоАП дополнена положением о административных штрафах за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), налагаемых на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 40000 рублей.


Безусловно, освобождение «вмененщиков» от обязанности применения фискальных кассовых аппаратов является существенным облегчением их работы. Однако, по нашему мнению, довольно спорным является положение закона, обязывающего выдавать покупателю чек или другой документ только по его требованию. Это приведет к произволу продавцов, ухудшит защиту потребителей и может привести к увеличению судебных исков. Также не вызовет большого энтузиазма у налогоплательщиков расширение прав налоговых органов и неясность, как именно они смогут проверять, что документ о покупке не выдан по требованию покупателя.