Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 102 май 2009 г. 
Новости законодательства

Надо ли регистрировать договор аренды?

Многие предприятия арендуют помещения для своей деятельности, то есть заключают договоры аренды с собственниками этих помещений. При этом актуальным становится вопрос: нужно ли производить государственную регистрацию этих договоров, и можно ли учитывать в качестве расходов арендную плату при отсутствии государственной регистрации договора аренды.

В соответствии с п.2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации. Поскольку помещение (жилое или нежилое) является неотъемлемой частью здания или сооружения и неразрывно с ним связано, к договору аренды помещения также должны применяться положения п. 2 ст. 651 ГК РФ.

На этом основании налоговые органы, как правило, считают, что расходы по аренде не должны учитываться при расчете налога на прибыль, если договор аренды заключен на год или более и не зарегистрирован. Поэтому «хитрые» налогоплательщики применяют такой прием - заключают договор аренды на полгода или 11 месяцев, а по истечении этого срока заключают новый договор. Такой договор не подлежит государственной регистрации и, значит, расходы по нему можно учесть.

Но вот неожиданно Минфин РФ подсказал арендаторам новый эффективный способ, позволяющий и не регистрировать длительный договор аренды, и учитывать расходы по нему (письмо от 07 апреля 2009 года № 03-03-06/1/226). Вот что говорится в этом письме.

В соответствии со ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. Таким образом, ст. 610 ГК РФ не относит срок аренды к существенным условиям договора в силу закона и допускает заключение договора без определения срока его действия.

В связи с этим обращаем внимание, что в п. 11 Письма ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" разъяснено, что договор аренды, заключенный на неопределенный срок, в государственной регистрации не нуждается.

Таким образом, совет Минфина, следующий из этого письма, таков: не указывайте в договоре аренды срок, на который он заключен. При этом и договор не нужно будет регистрировать, и расходы по этому договору можно будет смело учитывать в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль или по налогу при УСН.

Внесены изменения в ПБУ 1/2008

Приказом Минфина от 11 марта 2009 года № 22н внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008). Исключен первый абзац пункта 18 Положения, в котором говорилось:

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию, приведенному в пункте 17 настоящего Положения.

В пункте 17 говорится, что информацию нужно раскрывать, если она существенно влияет на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Таким образом, сейчас указанную выше информацию не обязательно раскрывать в учетной политике во всех случаях.

Ставка рефинансирования продолжила снижение

Центральный банк РФ понизил ставку рефинансирования с 12.5% до 12%. Новая ставка действует с 14 мая 2009 года. Предыдущее снижение ставки рефинансирования с 13% до 12.5% было 24 апреля 2009 года.

Максимальная ставка рефинансирования - 210% - действовала с 15 октября 1993 года по 28 апреля 1994 года, минимальная ставка - 10% - действовала с 19 июня 2007 года по 3 февраля 2008 года. Ниже 10% ставка рефинансирования в постсоветской истории России не опускалась.

Без комментариев

Письмо Минфина России от 13.04.09 № 07-05-08/156 (выдержка)

Обращаем Ваше внимание, что обязанность юридического лица составлять бухгалтерскую отчетность (независимо от его размера и применяемого к нему режима налогообложения) напрямую вытекает из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др. В Гражданском кодексе Российской Федерации и федеральных законах об организациях различных организационно-правовых форм содержатся нормы об обязательном утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления.

Помимо этого указанные законодательные акты содержат нормы, реализация которых возможна только на основе информации бухгалтерского учета. В частности, обязанность сопоставлять чистые активы с величиной капитала организации; распределение прибыли; определение стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки; определение доли отчуждаемого имущества в результате крупной сделки; определение доли участника общества при выходе его из общества; формирование разделительного или ликвидационного баланса при реорганизации и ликвидации организации.

Необходимо также иметь в виду, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. Федеральные законы об организациях различных организационно-правовых форм являются специальными для соответствующих организаций. При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и законодательства об организациях различных организационно-правовых форм необходимо применять положения Гражданского кодекса Российской Федерации и принятого в соответствии с ним Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Соответственно, общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и указанным федеральным законам обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (независимо от наличия в нем нормы об освобождении этих организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Л.З.Шнейдман


Горячая тема:

ЕСН умер. Да здравствуют страховые взносы

Слухи о замене единого социального налога страховыми взносами во внебюджетные фонды, которые в последнее время активно обсуждались в средствах массовой информации, оказались достоверными: 4 мая 2009 года в Государственную Думу РФ поступил разработанный Правительством РФ проект федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования». Поскольку все законопроекты, инициируемые Правительством РФ, проходят через законодательные органы благополучно, то можно с уверенностью считать, что и этот законопроект станет законом. Поэтому спешим познакомить наших читателей-бухгалтеров с тем, что их ожидает уже в будущем году.

Единый социальный налог регламентируется 24-й главой Налогового кодекса РФ. Он был введен с 1 января 2001 года и заменил собой страховые взносы во внебюджетные фонды: Пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования и фонда занятости населения. Согласно законопроекту, ЕСН с 1 января 2010 года прекращает свое существование и будет заменен старыми добрыми страховыми взносами в ПФ, ФОМС, ФСС. Короче говоря, от чего ушли 9 лет назад, к тому и возвращаемся.

Страховые взносы нужно будет уплачивать в соответствии с законами, которые будут приняты в отношении уплаты взносов в каждый фонд. Контролировать правильность начисления, полноту и своевременность уплаты взносов будут: Пенсионный фонд РФ - в отношении своих взносов, а также взносов в фонды ОМС, и ФСС РФ - в отношении взносов на социальное страхование. Также ФСС будет контролировать начисление и уплату взносов на страхование от несчастных случаев и производственного травматизма, по которым законодательство не изменяется.

Плательщикам взносов нужно будет зарегистрироваться во всех фондах, порядок регистрации будет установлен позднее.

Порядок обложения страховыми взносами во все фонды будет единым. Объект обложения страховыми взносами для плательщиков взносов, производящих выплаты физическим лицам (то есть для работодателей), остался почти таким же, как для ЕСН. Это выплаты по трудовым договорам, по гражданско-правовым договорам на выполнение работ и оказание услуг, и по авторским договорам. По сравнению с обложением ЕСН добавлены договоры на отчуждение исключительного права на произведение, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения.

Согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ, «выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде». То есть если вы выплатили какую-то сумму за счет чистой прибыли, эту сумму не надо облагать ЕСН. В законопроекте такого положения нет, это говорит о том, что взносами будут облагаться все выплаты работникам без какого-либо исключения.

В базу начисления взносов включаются все суммы выплат за некоторыми исключениями, которые примерно соответствуют суммам, не подлежащим налогообложению в соответствии со статьей 238 НК РФ. Базу нужно будет считать по каждому сотруднику отдельно за каждый месяц нарастающим итогом с начала года. Льгот, аналогичных льготам по ЕСН для инвалидов, законопроектом не предусмотрено.

Установлены следующие тарифы страховых взносов: для ПФ РФ - 26%, для ФСС РФ - 2,9%, для Федерального фонда ОМС - 2,1%, для территориальных фондов ОМС - 3%. Эти тарифы будут применяться с 2011 года для всех предприятий и предпринимателей, в том числе применяющих специальные режимы налогообложения.

На 2010 год установлены льготные тарифы.

Для страхователей, применяющих общую систему налогообложения, они соответствуют составляющим ЕСН 2009 года: для ПФ РФ - 20%, для ФСС РФ - 2,9%, для Федерального фонда ОМС - 1,1%, для территориальных фондов ОМС - 2%.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением применяющих единый сельскохозяйственный налог, взносы составят: для ПФ РФ - 15,8%, для ФСС РФ - 1,9%, для Федерального фонда ОМС - 1,1%, для территориальных фондов ОМС - 1,2%.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в отношении выплат по ЕНВД), для «инвалидных» организаций, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами (в отношении указанных выплат и вознаграждений), и некоторых других категорий плательщиков в 2010 году будут взиматься страховые взносы только в Пенсионный фонд РФ по ставке 14%, а для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог - только страховые взносы в ПФ РФ по ставке 10,3%.

Взносы во всех случаях будут взиматься с базы, не превышающей суммы 415 000 рублей в год. Эта сумма будет ежегодно индексироваться.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы будут уплачивать взносы в Пенсионный фонд РФ и в фонды ОМС в виде стоимости страхового года в том же порядке, как они сейчас уплачивают страховые взносы в ПФ РФ. В Фонд социального страхования эти категории плательщиков взносы не уплачивают, но имеют право вступить в добровольные отношения с ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в ФСС РФ.

В законопроекте большое внимание уделено контролю за начислением и уплатой взносов, взысканием недоимок, пеней и штрафов, камеральным и выездным проверкам, истребованию документов, доступу проверяющих на территорию плательщика взносов, привлечению страхователей к ответственности. В связи с этим исполнительным органам фондов законопроектом предусматривается дать самые широкие полномочия.

Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении 4 июня 2009 года. Поскольку этот законопроект имеет большое значение для всех руководителей и бухгалтеров, мы будем информировать в нашей газете о его прохождении через законодательные жернова и об окончательном принятии.

Победитель конкурса определен

На протяжении полугода фирма КАМИН проводила акцию «Два апгрейда лучше, чем один», целью которой было повышение продаж программных продуктов партнерами фирмы. И вот акция завершилась, подведены ее итоги.

Конечно, активность партнеров была разной. Кто-то с энтузиазмом воспринял идею предложить пользователям хороший "антикризисный" комплект программ, другие выполняли эту работу только "по запросу клиента".

Тем не менее, в акции приняли участие 45 партнеров фирмы КАМИН и все показали воодушевляющие результаты.

Безусловным победителем акции стала фирма "1С-Франчайзи "Бюджет-Консалтинг" - партнеры КАМИНа из города Донецка Ростовской области. На их счету 29 апгрейдов!


Фирма «Бюджет-Консалтинг» работает уже несколько лет и уверенно становится лидером по продаже и внедрению программ 1С и КАМИНа в Ростовской области. Среди ее клиентов коммерческие организации и бюджетные учреждения почти всех районов области, в том числе школы, больницы, администрации советов городских и сельских образований. Более сотни клиентов фирмы уже работают с программами фирмы КАМИН.

Специалисты «Бюджет-Консалтинга» имеют значительное количество сертификатов и аттестатов по программам 1С, что позволяет им максимально квалифицированно оказывать услуги своим клиентам.

«Маяком» и ориентиром для сотрудников служит директор фирмы Максим Савичев. Его десятилетний опыт работы с программами 1С гарантирует, что ни один вопрос или проблема клиента не окажется без ответа.

А участие в конкурсе «Два апгрейда лучше, чем один» помогло фирме наладить новые деловые отношения с предприятиями области, обзавестись новыми клиентами. Специалисты из Донецка доказали, что умеют добиваться поставленных целей и выполнять самые трудные задачи.

КАМИН с удовольствием поздравляет фирму «Бюджет-Консалтинг» с победой.


Желаем вам новых успехов и достижений. Нам приятно иметь таких партнёров в своих рядах!

Интернет - о жизни

По данным статистики, cпад экономики России в первом квартале составил 9,5%.


Один из авторов Интернета, Александр Смирнов, посвятил этому событию такое стихотворение


Рос ВВП и радовал нас всех


Отбросив все проблемы и заботы,

зимой и летом, в дождь, жару и зной,

мы были заняты важнейшею работой:

мы ВВП растили всей страной.

На графике работ от точки к точке

был виден производственный успех.

И, как бонсай в малюсеньком горшочке,

рос ВВП и радовал нас всех.

Для нас важнее не было заботы,

чем вырастить его под потолок.

Мы инвалидам отменяли льготы,

мы повышали транспортный налог.

Недоедали и недосыпали!

И недовыпивали иногда!

Но вертикальней нашей вертикали

нигде вы не найдёте, господа!

Твердела деревянная валюта

и всё дешевле становился бакс.

От этого почти ежеминутно

росла в себе уверенность у нас.

Мы, кроме нефти, не производили

лет пять последних просто ничего.

Ну, если не считать автомобили,

но уж автомобили - ого-го!

Мы дали столько денег автовазу,

что если б их обратно возвратить,

то ВВП нам можно было б сразу

утроить, а потом учетверить.

Его бояться стала вся Европа,

рос ВВП быстрее, чем трава,

и как показывали практика и опыт,

ещё чуть-чуть - и вырос б раза в два.

Мы, как могли, сажали олигархов,

мы несогласных втаптывали в грязь,

а ВВП вдруг со всего размаху,

с огромной высоты внезапно - хрясь!

Ведь он уже почти до неба вырос,

огромный стал - приятно посмотреть,

а тут вдруг по нему ударил кризис,

обрушив цены на сырую нефть.

Друзья заклятые нарочно так подстроили,

чтоб нефть не стала стоить ничего,

и чтобы ВВП мы не утроили -

ну, ладно, хватит нам и одного.

Теперь мы будем с кризисом бороться!

И рано или поздно - победим!

Нам, как всегда, для нравственного роста

критический момент необходим.

Вышел новый продукт

Кадровый учет — по всем правилам

Фирма объявляет о выходе нового программного продукта «КАМИН:Кадровый учет. Версия 2.0».

Эта программа работает на платформе «1С:Предприятие 8» и является преемницей первой версии ПП «КАМИН:Кадровый учет». По сравнению с версией 1.0, у второй версии существенно увеличились функциональные возможности и появилась программная защита от нелицензионного использования.


Программа "КАМИН:Кадровый учет. Версия 2.0" позволяет:

• вести штатное расписание и учет приема, увольнения, перемещения сотрудников в соответствии с ним;

• вести кадровый учет по каждому сотруднику в соответствии с трудовым законодательством и принятыми на предприятии правилами;

• вести учет по любым задаваемым пользователем характеристикам сотрудника;

• формировать трудовые договоры в форме, заданной пользователем;

• вести учет командировок, отпусков, поощрений, применения и снятия взысканий, дней и причин нетрудоспособности и невыходов на работу;

• получать различные виды регламентных выходных документов: приказы, карточки, трудовые договоры и т.п.;

• вести многофирменный учет, то есть вести в одной базе одновременно учет по нескольким юридическим лицам;

• вести кадровый учет государственных (муниципальных) служащих;

• получать оперативные кадровые отчеты в различных разрезах;

• формировать отчетность в Пенсионный фонд РФ;

• переносить кадровые данные в программу «КАМИН: Расчет заработной платы» версии 3.0 и 3.5 и обратно.


Программа "КАМИН:Кадровый учет. Версия 2.0" - понятна, гибка, функциональна, универсальна, оперативна и удобна в использовании, поскольку количество справочников, документов, отчетов значительно больше, чем в предыдущей версии программы, они систематизированы и сгруппированы последовательно и логично, их формы удобны для заполнения, а содержание понятно для пользователя. Усовершенствованная автоматизация и систематизация справочников, документов и отчетов позволяют пользователю вести кадровый учет оперативно и эффективно. Автоматизация кадрового учета уменьшает объем рутинных операций, которые выполняет работник отдела кадров, и высвобождает время для творческой и аналитической работы. Программа "КАМИН:Кадровый учет. Версия 2.0" - современное и эффективное решение для автоматизации ведения кадрового учета любой организации.


Подробнее о программе можно узнать на сайте фирмы КАМИН www.kaminsoft.ru и у менеджеров отдела продаж sales@kamin.kaluga.ru


Консультируют специалисты

- - Я кадровик, работаю в программе КАМИНа «Расчет заработной платы», версия 3.0. Хочу уточнить, в программе присваиваемые сотрудникам табельные номера проверяются на совпадения? Я сделал отбор по табельному номеру и нашел пару человек с одинаковыми номерами.


- - В программе можно задать условие «контролировать табельные номера сотрудников». Для этого нужно зайти в справочник «Фирмы» на закладку «Прочее» и поставить «галочку» в соответствующем окошке.

Телефоны бесплатной линии консультаций:

Калуга, фирма КАМИН: (4842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (495) 688-10-01, 688-10-65, 688-10-74

Cудебная практика

Когда можно не заполнять номер платежки в счете-фактуре

Согласно статьи Налогового кодекса РФ при заполнении счета-фактуры должны быть заполнены несколько обязательных показателей. В их числе «номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг» (пп.4 п.5 ст.169 НК РФ).

По нашему мнению, это абсолютно бесполезный показатель для налогового контроля. Ведь у продавца реализация облагается НДС по отгрузке, независимо от полученной предоплаты. И покупателю вычеты по НДС предоставляются после получения счета-фактуры на реализованные товары (работы, услуги), опять же независимо от того, была ли произведена их оплата.

Заполнение этого реквизита было полезно тогда, когда вычеты по НДС предоставлялись при условии оплаты полученного товара (работ, услуг). Но этот порядок сейчас не действует, значит, и необходимости в этом реквизите нет.

Но в законе эта норма осталась, и налоговые органы требуют ее выполнения, а при отсутствии этого реквизита в счете-фактуре отказывают покупателям в вычетах по НДС.

Надеемся, что недавнее Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (от 10 марта 2009 № 10022/08 по делу № А40-24808/06-141-187) несколько остудит пыл налоговых органов и поможет налогоплательщикам упростить заполнение счетов-фактур.

Налоговая инспекция № 30 города Москвы провела проверку налоговой декларации по НДС ООО «СалаватТранс» и отказала ему в предоставлении налоговых вычетов на том основании, что представленные им счета-фактуры не соответствуют требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса, а именно: в некоторых счетах-фактурах отсутствовали номера платежно-расчетных документов, еще в некоторых счетах-фактурах были дополнительно внесены номера платежно-расчетных документов, но не содержали дат исправления, подписей руководителей и не были заверены печатями в подтверждение обоснованности исправлений.

Суд первой инстанции, а также суды апелляционной и кассационной инстанций оставили в силе решение налоговой инспекции в этой части. Но с этим не согласился Высший Арбитражный Суд РФ.

В Постановлении ВАС РФ указал, что оснований считать платежи по спорным счетам-фактурам авансовыми не имеется.

Основанием для непринятия сумм налога к вычету или возмещению является невыполнение требований пунктов 5 и 6 статьи 169 Кодекса.

В частности, согласно подпункту 4 пункта 5 названной статьи в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа. Однако это требование действует только при определенных в данной статье условиях: в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, статья 169 Кодекса не предусматривает обязанности указания в счетах-фактурах номера платежно-расчетного документа, если для налогообложения полученный платеж не считается авансовым либо иным платежом в счет предстоящих поставок.

В целях главы 21 Кодекса не может быть признан авансовым платеж, поступивший налогоплательщику в том же налоговом периоде, в котором произошла фактическая реализация товаров, поскольку согласно пункту 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных сведений об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Плата за реализованные поставщиками товары (работы, услуги) получена ими от общества в том же месяце, то есть операции по реализации и платежи по ним произведены в пределах одного налогового периода.

Следовательно, поскольку такие платежи не могут считаться авансовыми или иными платежами в счет предстоящих поставок, у поставщиков отсутствует обязанность указывать номер платежно-расчетного документа при оформлении ими счетов-фактур за названный период.

Использование понятия "авансовый и иной аналогичный платеж" в целях главы 21 Кодекса не ставится в зависимость от фактических обстоятельств или конкретного правового регулирования. Кроме того, налоговое регулирование по авансовым и иным платежам, полученным в счет предстоящих поставок, предусматривается в отношении продавца (поставщика). Следовательно, если полученный им платеж в целях главы 21 Кодекса не признается авансовым, статья 169 Кодекса не возлагает на него обязанности указывать в счете-фактуре номер платежно-расчетного документа.

Президиум ВАС РФ отменил в этой части решения предыдущих судебных инстанций и обязал налоговую инспекцию возвратить СалаватТрансу из бюджета сумму налога на добавленную стоимость в части, касающейся отказа в налоговом вычете налога на добавленную стоимость по спорным счетам-фактурам.

Это Постановление значительно облегчает участь налогоплательщиков, освобождая их от довольно муторной обязанности указывать в большинстве счетов-фактур номера платежек, по которым получена предоплата. Теперь, с учетом этого Постановления, эту операцию нужно делать только в случаях, когда предоплата поступила в одном налоговом периоде (квартале), а отгрузка произведена в следующих налоговых периодах. В остальных случаях номера платежно-расчетных документов в счетах-фактурах указывать не нужно.