Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 77 февраль 2007 г. 
Новости законодательства:

Как распределить расходы по видам деятельности

Для организаций, у которых часть деятельности относится к обложению ЕНВД, актуальна проблема распределения расходов, которые нельзя прямо отнести к той или иной системе налогообложения. Это общехозяйственные расходы, например, зарплата директора и бухгалтера, канцтовары и т.п.

Согласно пункту 9 статьи 274 Налогового кодекса РФ расходы, относящиеся к деятельности, облагаемой ЕНВД в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности. Об этом сообщил Минфин в Письме от 5 декабря 2005 года № 03-11-02/76 и уточнил:

В связи с тем, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы организаций учитываются нарастающим итогом с начала года, также нарастающим итогом с начала года должны учитываться и расходы, подлежащие распределению между видами деятельности, облагаемыми налогом на прибыль и видами деятельности, облагаемыми единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Однако при таком порядке приходилось бы ежемесячно пересчитывать и перераспределять расходы, при этом в отдельных месяцах из-за такой методики расчета могли возникать отрицательные расходы по тому или иному виду деятельности. Поэтому, видимо, Минфин уточнил свою точку зрения в Письме от 14 декабря 2006 года № 03-11-02/279. Вот как рекомендуется теперь поступать.

Распределение суммы расходов, не относящихся к конкретным видам деятельности, между различными видами деятельности осуществляется ежемесячно, исходя из показателей выручки (дохода) и расходов за месяц.

В целях исчисления налога на прибыль суммы расходов, исчисленные по итогам месяца по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, суммируются нарастающим итогом за период с начала налогового периода до отчетной даты.

Аналогично считается налоговая база по ЕСН. Она рассчитывается каждый месяц по доле выручки от деятельности на общей системе налогообложения в общей выручке, а затем суммируется нарастающим итогом. По нашему мнению, такой способ распределения общехозяйственных расходов значительно облегчит работу бухгалтера.

А вы применяете компенсации?

Минфин высказал свою точку зрения по вопросу предоставления компенсаций за использование личного транспорта в служебных целях, которое широко применяется на предприятиях, и обложения их ЕСН и НДФЛ (Письмо от 29 декабря 2006 года № 03-05-02-04/192).

В Письме отмечено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ) все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Обязанность работодателя по выплате компенсации при использовании работником личного транспорта, а также по возмещению расходов, связанных с его использованием, установлена ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации.

Однако специальных норм компенсации работникам за использование личного транспорта для целей обложения НДФЛ и ЕСН Налоговым кодексом не предусмотрено. Поэтому Минфин полагает, что можно пользоваться в этих целях нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, которое устанавливает такие нормы в целях расчета налога на прибыль, и что это не будет противоречить положениям НК РФ.

По нашему мнению, точка зрения Минфина далеко не бесспорна, и применять нормы, относящиеся к налогу на прибыль, при расчете ЕСН и НДФЛ некорректно. Что касается законодательного обоснования, то в упомянутой Минфином статье 188 ТК говорится, что размер возмещения расходов (компенсации за использование личного транспорта) определяется соглашением сторон трудового договора (Минфин в Письме об этом скромно умалчивает). Значит, эта компенсация выплачивается в соответствии с законодательством РФ, а поскольку норм для ее ограничения в целях расчета ЕСН и НДФЛ не предусмотрено, то она не подлежит обложению НДФЛ и ЕСН в полном размере.

Тем читателям, которые согласятся с нашей точкой зрения, надо иметь в виду, что отстаивать ее, возможно, придется в суде.

Внесены изменения в ПБУ

Минфин продолжает вносить изменения в ПБУ, связанные с исключением из текстов понятия «суммовая разница».

Приказом от 27 ноября 2006 года № 155н соответствующие изменения внесены в ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» и в ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Приказом от 27 ноября 2006 года № 154н ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» утверждено в новой редакции.

Изменилась ставка рефинансирования

Центральный Банк РФ телеграммой № 1788-У установил с 29 января 2007 года ставку рефинансирования в размере 10.5% годовых.

Без комментариев

Федеральная служба по труду и занятости

Письмо от 7 декабря 2006 года № 2042-6-1

В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено обращение.

Трудовым кодексом предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы.

Так, в соответствии со статьей 236 Кодекса при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

С 23 октября 2006 года ставка рефинансирования установлена в размере 11 процентов годовых.

Предположим, работодатель должен работнику 5000 рублей. Выплату заработной платы задержали на 12 дней.

Сумма процентов (денежной компенсации) определяется следующим образом:

5000 x 11 / 300 x 12 = 22 руб.

Согласно статье 238 Налогового кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом суммы компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Согласно статье 217 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости И.И.Шкловец

Новые формы деклараций

В Минюсте зарегистрированы новые формы налоговых деклараций:

  • по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – приказ от 19 декабря 2006 года № 176н;
  • по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности – приказ от 19 декабря 2006 года № 177н;
  • по транспортному налогу – приказ от 19 декабря 2006 года № 180н;
  • по налогу на прибыль – приказ от 9 января 2007 года № 1н.

Изменения в новых формах по сравнению с ранее действовавшими формами носят в основном редакторский характер.

Из титульного листа деклараций убрали код ОГРН и ОГРНИП, вместо него ввели код по ОКВЭД. У организации может быть несколько таких кодов, в этом случае нужно указывать код деятельности, по которой получена наибольшая выручка.

Телефон налогоплательщика теперь можно указывать без кода города.

Исключена подпись главного бухгалтера, теперь декларацию для организаций будет подписывать только руководитель. Зато добавлена подпись представителя налогоплательщика. Имеется в виду, что организация или предприниматель может передать полномочия на подписание декларации своему представителю. Тогда достоверность и полнота сведений, указанных в декларации, подтверждаются подписью представителя налогоплательщика. Кроме того, при заполнении титульного листа декларации необходимо указать наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика. К декларации прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика на подписание налоговой декларации.

Аналогично проставляются подписи и в разделе 1 деклараций.

В декларации по налогу на прибыль, кроме того, в новой редакции изложен лист 03 «Расчет налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов).

Новые формы деклараций нужно применять, начиная с первого отчетного (налогового) периода 2007 года. В программах фирм 1С и КАМИН они будут своевременно реализованы.

Горячая тема

Закон велит засекретить всех

Летом прошлого года был принят закон 152-ФЗ «О персональных данных». На него не обратили особого внимания средства массовой информации и общественность, поскольку он вступал в силу не сразу, а через 180 дней после опубликования. А за это время его, как у нас часто бывает, могли поправить, отложить, отменить. Но этого не произошло, 180 дней со дня публикации (29 июля 2006 года) истекли в конце января, и закон вступил в силу. Хотя на него по-прежнему не обращается особого внимания, по нашему мнению, этот закон может радикальным образом изменить всю деловую жизнь страны. Если, конечно, он будет применяться. Рассмотрим наиболее важные положения закона.

Цель закона изложена в статье 2 как «обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами всех уровней, а также юридическими и физическими лицами, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств. Исключение делается только для физических лиц, обрабатывающих персональные данные только для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных.

Что же такое «персональные данные» с точки зрения закона? Это любая информация, относящаяся к физическому лицу: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и так далее. Физическое лицо в этом случае называется субъектом персональных данных.

Орган управления, юридическое или физическое лицо, осуществляющее обработку персональных данных, называется в терминах закона оператором. Оператор также определяет цели и содержание обработки персональных данных.

Обработка персональных данных подразумевает под собой любые действия с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение, обезличивание, блокирование, уничтожение.

Всем этим терминам дано подробное разъяснение. Например, под использованием персональных данных следует понимать действия с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц.

Статьей 5 Закона установлены принципы обработки персональных данных. Вот некоторые из них:

  • соответствие целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;
  • соответствие объема, характера и способов обработки персональных данных целям их обработки;
  • недопустимость обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при их сборе;
  • недопустимость объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных;
  • хранение персональных данных не дольше, чем этого требуют цели их обработки, уничтожение их по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Как видим, принципы очень жесткие. Нельзя собирать «лишнюю» информацию о физических лицах, нельзя объединять в одной системе разнородные данные, и как только информация стала не нужна, нужно уничтожать ее.

Статья 6 Закона подробно определяет условия обработки персональных данных. Основное условие – «обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных». Исключение составляют случаи, когда персональные данные требуются оператору в соответствии с законом или условиями договора.

Давайте рассмотрим на примере, какие данные о сотруднике может использовать бухгалтер без его согласия. Фамилию, имя, отчество, место работы, должность, оклад и другие условия оплаты труда. Они нужны для начисления зарплаты. Дата рождения, данные документа, удостоверяющего личность, и адрес места жительства нужны для заполнения отчета по форме 2-НДФЛ. Кадровику нужны еще данные документов воинского учета. В некоторых случаях нужен документ об образовании. Эти данные тоже можно использовать без согласия сотрудника. А вот семейное положение или данные о предыдущих местах работы использовать без согласия сотрудника нельзя. Также нельзя использовать без согласия сотрудника данные о его национальности, политических взглядах, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья, если это не препятствует его работе.

Еще интереснее обстоит дело с контактными лицами контрагентов. В статье 15 Закона говорится:

Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.

Значит, строго следуя закону, вы не имеете права внести в свою информационную базу или даже записать в блокнот фамилию, имя, отчество менеджера своего постоянного предприятия-покупателя без его согласия.

Согласие на обработку своих персональных данных субъект персональных данных дает оператору в письменной форме, указывая, какие данные он разрешает обрабатывать и каким именно образом. Например, если сотрудник разрешил только использовать данные, то нельзя будет сообщить никому из обратившихся о том, что у вас работает этот сотрудник, за исключением случаев прямо предусмотренных законодательством.

Субъект персональных данных имеет право в любое время по запросу получить полную информацию об обработке своих персональных данных, в том числе:

  • подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;
  • способы обработки персональных данных, применяемые оператором;
  • сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;
  • перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;
  • сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  • сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.

Ознакомившись с этой информацией, субъект персональных данных «вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав».

На операторов (руководителей предприятий – Ред.) возложены обязанности по принятию мер «для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий».

Законом предусмотрен уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных. Его функции возложены на Россвязьнадзор.

Оператор (то есть руководство предприятия, поскольку все предприятия являются операторами) до начала обработки персональных данных обязан уведомить этот орган о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Это касается новых предприятий. А существующим предприятиям эту процедуру нужно выполнить до 1 января 2008 года. Но не все так грустно. Если оператор обрабатывает только данные, относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения, то надзорный орган уведомлять не нужно.

Россвязьнадзор будет вести реестр операторов, проверять жалобы субъектов персональных данных, производить проверки, привлекать операторов к административной ответственности. Таким образом, появилась еще одна структура, которая может вас проверить и наказать.

Итак, закон начал действовать. Советуем нашим читателям отнестись к нему со всей серьезностью. При появлении подзаконных актов, писем и разъяснений мы будем давать информацию в нашем издании.

Новинки

В серии «1С:Библиотека» вышло учебное пособие «1С:Бухгалтерия 8 как на ладони». Автор издания - А.В. Гартвич, методист фирмы "1С".

Данная книга предназначена для изучения программы "1С:Бухгалтерия 8" и методики ведения бухгалтерского и налогового учета на компьютере. Пособие построено таким образом, что читатель сразу может приступить к работе с программой и быстро освоить основные приемы ведения учета, следуя материалу книги. Книга написана доступным языком, красочно оформлена, хорошо иллюстрирована, содержит большое количество цветных рисунков и пояснений к ним, подсказок и советов, пошаговых объяснений действий. Большой "альбомный" формат книги ориентирован на то, чтобы с материалом было удобно работать. Издание адресовано бухгалтерам и всем заинтересованным пользователям, которые желают быстро и эффективно освоить "1С:Бухгалтерию 8", даже при условии небольшого опыта работы с компьютерными программами.

Приобрести книгу «1С:Бухгалтерия 8 как на ладони» можно в фирме КАМИН.

Консультируют специалисты

– Здравствуйте. Мы работаем в программе «КАМИН: Расчет заработной платы 2.0». Когда формируем сведения в ИФНС на магнитных носителях, при нажатии на кнопку «Сформировать файл» выдается сообщение: Компонента v7plus.dll не найдена! Файл выгрузки не сформирован! Необходимо переписать файл v7plus.dll в каталог информационной базы! Откуда мы можем взять данный файл?

– Для формирования сведений о доходах за 2006 год (файла в формате XML) необходимо:

  1. Наличие в каталоге базы, из которой формируются сведения, файла v7plus.dll (перепишите его из каталога "1С_бухгалтерия").
  2. На компьютере должно быть установлено приложение Microsoft XML Parser (версии не ниже 3.0).

Внешняя компонента V7Plus.dll и Microsoft XML Parser доступны на диске ИТС №1 "Работаем с программами". Microsoft XML Parser также можно скачать на сайте http://www.microsoft.com/

–На Линию консультации КАМИН часто поступает вопрос от пользователей всех версий конфигурации «КАМИН: Автоматизация расчета и начисления заработной платы»: как правильно заполнять форму АДВ-11.

– Рассмотрим пример - отчетный период 2006 год:

На конец 2005 года у предприятия была задолженность по уплате страховой части ПФ = 200 рублей и переплата по накопительной части ПФ = 50 рублей.

Начислено взносов за 2006 год - страховая часть 400 накопительная часть 200

Всего уплачено за 2006 год - страховая часть 300 накопительная часть 100

Необходимо заполнить:

Задолженность на начало 2005 года - страховая часть 200 руб накопит часть 0

Задолженность на начало 2006 года - страховая часть 0 накопит часть -50

Начислено за расчетный период - страховая часть 400 руб накопит часть 200

Уплачено за 2005 год - страховая часть 200 руб накопит часть 0

Уплачено за 2006 год - страховая часть 100 руб накопит часть 200

Задолженность на конец 2006 года - страховая часть 300 руб накопит часть 0

Задолженность на конец 2007 года - страховая часть 0 руб накопит часть -50 руб

Период задолженности меняется в "задолженности на начало".

Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (4842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (495) 688–10–01, 688-10-65, 688-10-74

- Добрый день. Пожалуйста, расскажите, какие санкции могут быть применены к предприятию, не ведущему карточки 1-НДФЛ?

- Обратимся к Налоговому кодексу. Согласно п.1 ст. 230 налоговый агент ведет учет доходов, полученных от него физическими лицами. Форма для ведения доходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Однако Минфин на сегодняшний момент такую форму не утвердил.

Карточка 1-НДФЛ, утверждённая приказом ФНС РФ от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616, не подлежит применению, так как этот приказ отменен.

Исходя из сказанного, делаем вывод, что за отсутствие карточек 1-НДФЛ предприятие, являющееся налоговым агентом, наказано быть не может.

Консультационный центр КАМИН – консультации по вопросам применения норм налогового, бухгалтерского, трудового законодательства на платной основе.

тел.: (4842) 53-10-22; e-mail: kamin@kaluga.ru

Информация

Новая форма статистической отчетности

Правительство РФ своим Постановлением от 30 декабря 2005 года № 845 «О представление сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции для проведения ежегодного сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции» обязало предприятия, занимающиеся розничной реализацией алкогольной продукции, проводить ежегодный сплошной учет объема розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии с этим Постановлением Росстатом утверждена статистическая форма «1-учет». Эту форму нужно представить по итогам 2006 года в органы статистики до 15 марта 2007 года. В ней отражаются сведения о продаже и запасах на конец года алкогольной продукции по видам номенклатуры.

Бланки этой формы должны выдавать органы статистики. В фирме КАМИН можно приобрести комплект бланков и инструкцию по их заполнению.