Новости от «КАМИНа»
 Информационный бюллетень № 67 март 2006 г. 
Новости законодательства:

Вычеты по НДС в переходный период

В сентябрьском номере нашей газеты мы описывали изменения, внесенные в Налоговый кодекс, связанные с исчислением НДС в 2006 году (федеральный закон 119-ФЗ от 22 июля 2005 года). В частности, рассказывалось о так называемом «переходном периоде» к новому порядку. Согласно пункту 10 статьи 2 закона 119-ФЗ налогоплательщики, применявшие в 2005 году метод учета НДС «по отгрузке», «производят вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 года, в первом полугодии 2006 года равными долями».

Допустим, у предприятия на 1 января 2006 года имеется задолженность перед поставщиками на сумму 118 000 рублей, в том числе, НДС 18 000 рублей (дебет счета 19).

Согласно закону, независимо от оплаты задолженности поставщикам, предприятие должно принимать к вычету сумму НДС равными долями в течение 1-го полугодия 2006 года: для уплачивающих НДС помесячно по 3000 рублей в месяц, для уплачивающих НДС ежеквартально - по 9000 рублей в 1-м и 2-м кварталах. При этом, даже если задолженность не будет погашена никогда, сумма НДС будет принята к зачету.

Возникает вопрос: а если задолженность погашена до истечения 1-го полугодия, например, в январе 2006 года, можно ли зачесть сумму НДС в момент оплаты? Согласно закону получается, что нельзя. Но это же нарушает права налогоплательщиков. Да мало ли у нас нарушается их прав?

Но вот на Минфин РФ нашло просветление, и он озаботился правами налогоплательщиков, выпустив Письмо от 31 октября 2005 года № 03-04-11/288, в котором изложил свою официальную позицию по этому вопросу, а ФНС России своим Письмом от 10 февраля 2006 года № 03-04-15/31 довела эту позицию до налоговых органов.

Вот как выглядит эта точка зрения, изложенная «шершавым языком» Минфина.

«Налогоплательщики налога на добавленную стоимость, определяющие до 1 января 2006 года момент определения налоговой базы как день отгрузки товаров (работ, услуг), производят вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 года, в первом полугодии 2006 года равными долями. Поэтому, в случае если сумма налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым к учету до 1 января 2006 года, уплаченная указанными налогоплательщиками в соответствующем налоговом периоде первого полугодия 2006 года, меньше суммы НДС, подлежащей вычету в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона, то вычету подлежит сумма НДС, не превышающая размера рассчитанной доли НДС, подлежащей вычету в соответствии с данным пунктом.

В случае если сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым к учету до 1 января 2006 года, уплаченная указанным налогоплательщиком в соответствующем налоговом периоде первого полугодия 2006 года, превысит сумму НДС, подлежащую вычету в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона, то налогоплательщик вправе произвести вычет фактически уплаченной суммы НДС. При этом перерасчет размера долей неоплаченных сумм НДС, подлежащих вычету в последующих налоговых периодах, не производится».

Для большей понятности в Письме приводится пример.

У налогоплательщика сумма кредиторской задолженности, с учетом НДС составила 3953 рубля (в т.ч. НДС 603 руб.). В какой сумме следует принять к вычету НДС, если в январе налогоплательщиком будет оплачено 472 руб. (в т.ч. НДС 72 руб.) числящейся кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 г., феврале - 1180 руб. (в т.ч. НДС 180 руб.), в марте - 1416 руб. (в т.ч. НДС 216 руб.), а в апреле и мае оплаты кредиторской задолженности, числящейся на 31.12.2005 г. не будет производиться.

Предлагается следующий алгоритм. 1/6 от 603 рублей составит 100 рублей (для ровного счета).

В январе оплачено 72 рубля НДС (меньше 100) – к вычету принимаем 100.

В феврале оплачено 180 рублей НДС (больше 100) – к вычету принимаем 180.

В марте оплачено 216 рублей НДС (больше 100) – к вычету принимаем 216.

В апреле ничего не оплачено – к вычету принимаем 100.

В мае ничего не оплачено – к вычету принимаем остаток 4 рубля.

Таким образом, Минфин предлагает правило: сумма НДС, принимаемая к вычету равна максимальной из двух сумм: 1/6 (или ?) от суммы остатка не зачтенного НДС на начало года и суммы уплаченного НДС в налоговом периоде (месяце или квартале).

Минфин разъяснил также, что делать с остатком на 31 декабря 2005 года не принятого к вычету НДС по основным средствам. Напомним позицию Минфина по учету НДС по основным средствам в 2005 году. НДС принимается к вычету, когда основное средство оплачено полностью. Мы уже писали, что эта точка зрения противоречит закону, но некоторые налогоплательщики могли ей руководствоваться. В этом случае могла возникнуть ситуация, когда основное средство на 31 декабря 2005 года полностью не оплачено, и НДС по оплаченной части не принят к вычету.

Согласно закону 119-ФЗ в 2006 году принимается к вычету только НДС в составе кредиторской задолженности на конец 2005 года. А что же делать с оплаченной и не принятой к вычету в 2005 году частью НДС по основным средствам, которая не вошла в состав кредиторской задолженности? Вот что по этому поводу думает Минфин.

«Что касается вычетов НДС, предъявленных налогоплательщикам, определяющим до 1 января 2006 года момент определения налоговой базы как день отгрузки, и уплаченных ими частично до 1 января 2006 года при приобретении основных средств и нематериальных активов, принятых на учет до 1 января 2006 года, то поскольку статьей 2 Закона особый порядок применения вычетов НДС по основным средствам и нематериальным активам, уплаченного частично до 1 января 2006 года и не принятого к вычету до 1 января 2006 года, не установлен, по нашему мнению, данные суммы НДС подлежат вычетам в налоговом периоде, в котором будет предъявлена к вычету последняя сумма НДС по кредиторской задолженности по этим основным средствам и нематериальным активам, числящаяся по состоянию на 31 декабря 2005 г. (включительно)».

Из рекомендации Минфина можно сделать вывод, что зачесть НДС, образовавшийся на 31 декабря 2005 года по частично оплаченным основным средствам, можно либо после полной их оплаты, либо после принятия к зачету последней суммы НДС, находящейся в составе кредиторской задолженности по этим основным средствам. В любом случае это можно сделать не позднее 30 июня 2006 года.

Постановка на учет по ЕНВД

В декабрьском номере НоК за прошлый год мы обращали внимание наших читателей на новую редакцию пункта 2 статьи 346.28 НК, обязывающую налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в 5-дневный срок после начала такой деятельности.

На момент выхода этого номера газеты было непонятно, как будут трактовать это положение налоговые органы. Вполне могло быть, что в порыве рвения всех плательщиков ЕНВД заставили бы вставать на учет отдельно по ЕНВД.

Но худшего не случилось. Нормативных актов по этому вопросу принято не было, хотя проект Приказа Минфина был направлен в Минюст.

Разъяснения по этому вопросу дал Минфин в Письме от 16 февраля 2006 года № 03-11-02/41.

1. Если вы ведете деятельность только на территории, подведомственной вашей налоговой инспекции.

Организации и индивидуальные предприниматели не обязаны осуществлять постановку на налоговый учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в тех налоговых органах, в которых они состоят на налоговом учете по иным основаниям.

2. Если вы ведете деятельность в нескольких городских округах, подведомственных разным налоговым инспекциям.

«Налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход, в разных районах одного городского округа, обслуживаемых разными налоговыми органами, обязан встать на налоговый учет по месту осуществления указанной деятельности в одном из налоговых органов».

3. Если вы ведете деятельность на территории нескольких муниципальных образований, подведомственных одной межрайонной инспекции.

«Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению единым налогом на вмененный доход, на территории нескольких муниципальных образований, обслуживаемых одной межрайонной налоговой инспекцией, обязаны осуществить постановку на налоговый учет в качестве налогоплательщика названного налога в межрайонной налоговой инспекции».

4. Наконец, если вы ведете деятельность на территории нескольких муниципальных образований, подведомственных разным налоговым инспекциям, то нужно встать на учет в качестве плательщика ЕНВД в каждой инспекции, кроме той, в которой вы уже стоите на учете, как это и требует статья 346.28 НК.

Анонс семинара
Единый семинар
Горячая тема

Новые формы деклараций

В 2006 году изменяется много форм налоговых деклараций. Большинство из них уже утверждены соответствующими приказами Минфина РФ. О декларации по НДС мы рассказывали в нашей газете. О других коротко речь пойдет дальше.

К общим изменениям деклараций можно отнести исключение из них данных на титульном листе об ИНН руководителя и бухгалтера, а также специальных листов со сведениями об этих должностных лицах в случае отсутствия у них ИНН. На титульном листе теперь надо указывать номер телефона контактного лица налогоплательщика. Можно также отметить, что декларации уменьшились в объеме: как по количеству листов, так и по количеству показателей. Будем надеяться, что это начало давно обещанного Правительством процесса по упрощению отчетности.

Декларация по налогу, уплачиваемому при применении УСН. Утверждена Приказом Минфина от 17 января 2006 года № 7н. Применяется с 2006 года.

В декларации уменьшился объем раздела 2, теперь он выводится на одной, а не двух страницах. Раньше в декларации в нескольких строках рассчитывалась сумма взносов в ПФ и больничных, уменьшающая налоговую базу. Теперь налогоплательщик должен сначала рассчитать эту величину (сумма больничных за счет работодателя плюс сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более 50% налоговой базы), и внести ее в строку 110.

Раздел по расчету убытков, уменьшающих налоговую базу (в прежней декларации раздел 2.1) в новой форме отсутствует. Теперь налогоплательщик должен сделать этот расчет вне декларации и внести полученную сумму в строку 050 Раздела 2.

Декларация по единому налогу на вмененный доход. Утверждена Приказом Минфина от 17 января 2006 года № 8н. Применяется с 2006 года.

В разделе 1 появилась возможность разбить сумму налога по кодам ОКАТО при осуществлении деятельности на разных территориях.

Во 2 разделе в адрес места осуществления деятельности добавлен код ОКАТО, и исключен коэффициент К3.

Раздел 2.1 прежней декларации (расчет коэффициента К1) исключен.

Добавлен раздел 3.1, нужно делать отдельный лист этого раздела по каждому коду ОКАТО. В нем рассчитывается сумма ЕНВД, которую надо уплатить по этому коду.

Декларация по единому социальному налогу. Утверждена Приказом Минфина от 31 января 2006 года № 19н. Применяется только при подаче за 2005 год.

В разделе 2 по расчету налога общую таблицу прежней декларации разбили на несколько маленьких табличек: налоговая база, сумма налога, вычет (только в ФБ), расходы (только по ФСС) и другие.

Исключен раздел 2.3 прежней декларации (Расчет условий применения регрессивной шкалы).

Раздел 3 по выплатам, начисленным в пользу инвалидов, теперь имеет списочную форму. В прежней редакции на каждого инвалида нужно было заполнять отдельный лист. Исключен раздел 3.1 и примечание к разделу 3.2 прежней декларации. Раздел 3.2 переименован в 3.1.

Декларация по налогу на прибыль. Утверждена Приказом Минфина от 7 февраля 2006 года № 24н. Применяется, как говорится в приказе, «начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за первый отчетный период 2006 года». То есть представлять ее надо уже за январь 2006 года. Но это сделать уже не удастся (опоздал Приказ Минфина), поэтому реально подавать новую декларацию за февраль 2006 года или за 1-й квартал 2006 года (для отчитывающихся ежеквартально). В декларации заполняется 7 Листов вместо 14, заполнявшихся ранее.

Разделы 1.3 и 1.4 объединены в один раздел 1.3 (налог с доходов в виде дивидендов и процентов).

Значительно меньше стал Лист 02, из него исключено большинство строк, связанных с расчетом налога, приходящегося на местный бюджет.

Уменьшились и стали проще Приложения 1 и 2 к Листу 02. Из них исключены подробные расшифровки доходов и расходов, которые не имеют значения при расчете, а нужны были, видимо, налоговым органам только для сбора данных о деятельности налогоплательщиков.

Сильно изменилось Приложение 5 к Листу 02 (по обособленным подразделениям). У него другая структура, чем раньше.

Исключены Приложения 6 и 7 к Листу 02 прежней редакции (по внереализационным доходам и расходам). Теперь эти данные будут отражаться в Приложениях 1 и 2 к Листу 02.

В целом, хотя декларация и стала проще, заполнить ее будет достаточно сложно, поскольку изменений довольно много.

Другие декларации. Утверждены декларации по всем видов акцизов: на табачные изделия, на нефтепродукты, на алкогольную продукцию, реализуемую с акцизных складов оптовых организаций, на природное минеральное сырье, на другие подакцизные товары. Утверждена также налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2005 год формы 3-НДФЛ. Эту декларацию физические лица должны подать в налоговые инспекции до 1 мая 2006 года.

В программах фирм 1С и КАМИН имеется возможность формировать декларации по новым формам.

Анонс
Методологический семинар. Заработная плата: правовые, налоговые и бухгалтерские вопросы
Арбитражная практика

Не за всякие отходы нужно платить экологические платежи.

Наши читатели испытали, как говорится, «на своей шкуре», что такое плата за загрязнение окружающей среды. Эту плату называют в бухгалтерской прессе еще «грязными платежами».

По закону такие платежи должны вносить предприятия, реально загрязняющие природную среду: производящие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу или водные объекты, или размещающие отходы производства в местах захоронения.

Понятно, что далеко не все предприятия производят такие отходы. Ну, какие отходы производства могут быть, например, у аудиторской или консалтинговой фирмы? Однако природоохранные органы считают, что все предприятия должны платить за загрязнение природы, поскольку в силу своего существования они какую-нибудь гадость да производят.

Да и можно было бы платить, но процедура уплаты этих платежей очень сложна. Надо составить проект образования отходов. А как его составишь, если отходов нет? Затем надо согласовать лимит их размещения. Кроме того, надо заключить договор на размещение несуществующих отходов, согласовать его с санитарно-эпидемиологическими органами. В общем, много мороки бухгалтеру и чиновникам от охраны природы, а в результате платится символическая сумма.

Не все предприниматели соглашаются с таким порядком. Вот одно из таких дел, рассмотренных в арбитражном суде (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2005 года по Делу № А56-41969/04).

Государственная экологическая инспекция Ленинградской области провела проверку соблюдения ООО «Магазин Олимпийский» в г.Санкт-Петербурге требований законодательства в области охраны окружающей среды и 17.09.2004 составила протокол об административном правонарушении.

Инспекция решила, что поскольку магазин осуществляет деятельность по размещению отходов, то в соответствии с действующим законодательством он обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в нарушение статей 11 и 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятие не имеет проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании протокола и материалов проверки 01.10.2004 Инспекцией вынесено постановление о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.2 и 8.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.

Считая названное постановление незаконным, предприятие обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене предписания Инспекции.

Арбитражный суд поддержал предприятие. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. Но инспекция решила идти до конца, и подала кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. Но и там она не нашла понимания. Вот основные доводы суда.

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом понятие хранения отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В свою очередь захоронением отходов является их изоляция в специальных хранилищах.

Как видно из материалов настоящего дела, хранение (захоронение), а следовательно, и размещение отходов Обществом не осуществлялось.

Напротив, материалы проверки содержат отметку о том, что имеющиеся у Общества отходы вывозились на основании договора с муниципальным предприятием «Бокситогорсккомхоз».

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в рамках деятельности заявителя получение соответствующего разрешения, устанавливающего лимиты размещения отходов, не требовалось.

При таком положении суд первой и апелляционной инстанций пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, установленного статьей 8.2 КоАП РФ.

Не может быть принят судом во внимание и довод подателя жалобы о негативном воздействии деятельности Общества на окружающую среду, поскольку в рассматриваемой ситуации такое воздействие имело бы место лишь в случае установления факта размещения Обществом отходов производства и потребления (статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Вследствие этого отсутствуют и основания для установления платы за негативное воздействие на окружающую среду как формы возмещения вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах вывод суда о необоснованности привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ является правильным.

Надеемся, что это решение суда поможет нашим читателям определить свою позицию по отношению к «грязным платежам». Мы видим, что даже вывоз бытовых отходов не является с точки зрения суда загрязнением окружающей среды, поскольку при этом не производится их захоронение (изоляция в специальных хранилищах). И никаких лимитов на размещение таких отходов получать не надо. Если точка зрения ФАС Северо-Западного округа будет поддержана другими судами, то большинство малых предприятий сможет освободиться от экологических платежей.

Актуальные релизы
ПРОГРАММЫ КАМИН для 1С:Бухгалтерии 8.0 № релиза
КАМИН:Расчет зарплаты 3.0 3.0.05.1
ПРОГРАММЫ КАМИН для 1С:Бухгалтерии 7.7 № релиза
КАМИН:Расчет зарплаты 1.2 1.2.015
КАМИН:Расчет зарплаты 2.0 2.0.030
КАМИН:Кадровый учет 1.0 1.0.002
КАМИН:Налоговый учет 2.0 ПРОФ 2.0.009
КАМИН:Общепит 1.0 1.0.032
КАМИН:Розничный магазин 1.0 1.0.019
КАМИН:Упрощенка-6 1.0.015
КАМИН:Упрощенка-15 1.0.018
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0 № релиза
1С:Бухгалтерия 8.0 1.5.6.7
1С:Управление торговлей 10.2.8.2
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 7.7 № релиза
1С:Бухгалтерия 7.7 7.70.474
1С:Бухгалтерия 7.7.
Для бюджетных учреждений
7.70.517
1С:Зарплата и кадры 7.7 7.70.263
1С:Торговля и склад 7.7 7.70.940
Более подробную информацию о релизах вы можете узнать на сайтах http://kamin.kaluga.ru/ и http://www.1c.ru/
Информация

«1С:Бюджет муниципального образования» для «1С:Предприятия 7.7»

Фирма «1С» объявляет о выходе новых продуктов «1С:Бюджет муниципального образования», предназначенных для автоматизации деятельности органов, организующих исполнение бюджетов городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения (финансовых органов муниципальных образований).

Программные продукты линейки «1С:Бюджет муниципального образования» разработаны в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства и инструкций Министерства финансов Российской Федерации, реализуют стандартную методологию планирования, санкционирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджета.

Программные продукты линейки «1С:Бюджет муниципального образования» позволяют осуществлять централизованное планирование и исполнение бюджетов поселений финансовыми (уполномоченными) органами муниципальных районов в одной информационной базе по каждому бюджету в отдельности, с возможностью получения консолидированной отчетности. Поселения, имеющие финансовые органы и текущие счета по учету средств бюджета, могут исполнять свои бюджеты самостоятельно в индивидуальных информационных базах.

По вопросам приобретения программы «1С:Бюджет муниципального образования» обращайтесь в компанию «КАМИН» – Центр Компетенции по Бюджету.

Консультируют специалисты

— Здравствуйте! Мы используем ПП «КАМИН:Расчет заработной платы. Версия 2.0 ПРОФ». При формировании файла по НДФЛ на магнитном носителе для ИФНС появляется сообщение: «v7plus.dll не найдена. Уникальный идентификатор не создан». Что делать? Как сформировать сведения?

— Для формирования сведений о доходах за 2005 год (файла в формате XML) необходимо:

1. Наличие в каталоге базы, из которой формируются сведения, файла v7plus.dll.

2. На компьютере должно быть установлено приложение Microsoft XML Parser (версии не ниже 3.0).

Внешняя компонента V7Plus.dll и Microsoft XML Parser доступны на диске ИТС №1 «Работаем с программами».

Microsoft XML Parser можно скачать с сайта Microsoft.

Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (4842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (495) 288-10-01, 288-10-65, 288-10-74

Услуги
КАМИИН: Быстро. Качественно. Недорого.