Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 63 ноябрь 2005 г. 
Новости законодательства:

Все ООО ждут перемены

В России более 80% предприятий существуют в форме обществ с ограниченной ответственностью - ООО. Поэтому нашим читателям должен быть интересен подготовленный Минэкономики РФ проект закона об изменении федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Как известно, учредительные документы ЗАО и ООО различны по составу. В ЗАО к учредительным документам относится только устав, а в ООО - устав и учредительный договор. Поэтому при любом изменении состава участников ООО или их долей нужно изменять учредительный договор.

Согласно проекту закона к учредительным документам ООО будет относиться только устав общества. Договор об учреждении будет являться внутренним документом ООО. Тем не менее, любое изменение долей участников общества нужно будет регистрировать в ЕГРЮЛ.

Другое важное новшество - правила выхода участника из общества. В действующей редакции закона об ООО закреплено право участника на выход из общества с выплатой ему действительной стоимости его доли. Таким образом, участник (или группа участников) с большой долей мог выйти из ООО и практически поставить его на грань разорения. Такие злоупотребления довольно широко распространены.

Проект устанавливает, что право на выход участника из общества и его порядок должны быть прямо предусмотрены уставом. Подробно регламентируются различные способы уступки долей участников.

Предусматривается в срок до 1 июля 2006 года привести уставы ООО в соответствие с новым законом.

Подробнее с законом мы познакомим наших читателей после его подписания.

Внесудебное взыскание штрафов - закон подписан

В сентябрьском номере НоК мы информировали наших читателей о готовящемся законопроекте по внесудебному взысканию штрафов с налогоплательщиков. На тот момент законопроект был только подготовлен и еще не внесен в Государственную Думу.

Но как стало уже обычным делом, все "драконовские" в отношении налогоплательщиков законопроекты проходят через лабиринты законодательной власти без сучка и задоринки. Всего за 2 месяца этот проект был внесен на рассмотрение Государственной Думы, успешно прошел три чтения, был одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ и стал федеральным законом (137 ФЗ от 4 ноября 2005 года).

Нельзя сказать, что законопроект не претерпел изменений. Но изменения в него были внесены только ужесточающие нормы закона. Так, например, в проекте была норма о том, что налоговые органы и органы ПФ РФ принимают меры к урегулированию спора с налогоплательщиком. Эту норму исключили. Также исключили из проекта положение, согласно которому органы, налагающие штраф, обязаны сообщить налогоплательщику порядок обжалования.

Итак, основное новшество. Штрафы и пени в сумме до 50 000 рублей с организации и до 5 000 рублей с предпринимателя будут с 1 января 2006 года взыскиваться налоговыми органами "принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика". Если же налогоплательщик не согласен с налоговыми санкциями, то он может обратиться в суд.

Без комментариев

Письмо департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 октября 2005 года № 03-11-02/5 "О порядке признания в расходах по единому налогу на упрощенной системе покупных товаров и производственных материалов"

Министерство финансов, Российской Федерации на ваше письмо сообщает следующее.

Как указано в письме Минфина России от 13.05.2005 г. № 03-03-02-02/70 расходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, по оплате стоимости покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются при определении налоговой базы по единому налогу в полной сумме после их фактической оплаты, независимо от времени реализации товаров.

В то же время при определении материальных расходов, согласно п. 5 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не учитывается стоимость остатков товарно-материальных ценностей переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца.

При этом разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 письма МНС России от 11.06.2003 г. № СА-6-22/657, в части распространения на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, порядка учета доходов и расходов, предусмотренного статьей 273 Кодекса, были признаны не соответствующими действующему налоговому законодательству.

С 1 января 2006 года, в соответствии с п. 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", расходы по приобретению товаров для дальнейшей реализации будут учитываться по мере их реализации, а расходы по приобретению сырья и материалов - по мере их списания в производство.

Учитывая изменения, внесенные названным федеральным законом в порядок учета для целей налогообложения расходов по приобретению сырья и материалов и товаров, предназначенных для реализации, а также то, что ранее Минфином России и ФНС России (МНС России) давались противоречивые разъяснения по этому вопросу, считаем возможным не производить перерасчет налоговых обязательств за 2003-2005 годы.

Заместитель Министра финансов РФ

C. Д. Шаталов.

Анонс

  • "1С:Бухгалтерия 8.0" - переход на новый уровень автоматизации учета;
  • "1С:Зарплата и Управления Персоналом 8.0" - новые функциональные возможности;
  • Актуальные вопросы учета, изменения в налогообложении (НДС, УСН, налог на прибыль и др.) и их отражение в программах "1С:Предприятие";
  • Составление отчетности за 2005 год.

Семинар пройдет 21 декабря в 10.00 в кинотеатре "Центральный"

Справки и регистрация по тел.: (0842) 53-10-22

ВСЕРОССИЙСКИЙ БЕСПЛАТНЫЙ СЕМИНАР

Арбитражная практика

"Черная" зарплата - налоговое правонарушение

Не секрет, что на многих предприятиях не вся зарплата сотрудникам выплачивается официально. К этому подталкивает предпринимателей высокие ставки единого социального налога. Кроме того, нужно платить еще страховые взносы в ФСС по непроизводственному травматизму, да еще удерживать с сотрудников налог на доходы физических лиц. Последнее снижение ЕСН до 26% побудило многих предпринимателей вывести зарплату из тени, но далеко не всех. По оценке главы Пенсионного фонда РФ Г.Батанова до 40% зарплаты в России выплачивается "черным налом".

Не начисление и невыплата зарплаты официально, очевидно, приводят к уменьшению начисленных налогов на фонд оплаты труда. Можно ли это считать занижением налоговой базы, начисления же не было? Насколько нам известно, судебной практики по этому вопросу до недавнего времени не было.

В разных регионах по-разному пытаются бороться с "черной" зарплатой.

В Москве, например, установили свой, московский уровень минимальной оплаты труда 3600 рублей в месяц. И хотя он не вполне законен, предприятия его в основном соблюдают, чтобы не вызывать гнева властей и ненужных налоговых проверок

В Волгограде совместные действия проводят областная прокуратура и трудовая инспекция.

В Благовещенске сотрудники прокуратуры вместе с представителями налоговых органов проводят совместные рейды по предприятиям, где официальные зарплаты подозрительно маленькие.

В Калининграде начала работать межведомственная комиссия по борьбе с "черными" зарплатами. В комиссию вошли представители налоговых органов, Пенсионного фонда, милиции. Комиссия проводит беседы с руководителями предприятий и главными бухгалтерами. Как сообщает УФНС, дополнительно получено 8 миллионов рублей ЕСН. Один судья в Калининграде умудрился даже взыскать с сотрудника алименты с "черной" зарплаты.

На Урале пошли своим путем - через суд.

Межрайонная инспекция ФНС № 8 по Удмуртской Республике провела выездную налоговую проверку ООО "Редуктор-Энерго" по вопросу правильности исчисления НДФЛ и ЕСН. По результатам проверки составлен акт и вынесено решение, согласно которому заявителю начислены ЕСН в сумме почти 2.5 миллиона рублей, НДФЛ в сумме более 500 тысяч рублей, почти 600 тысяч рублей пеней и штрафов.

Налогоплательщик не согласился с решением налоговой инспекции и обжаловал ее решение. Арбитражный суд первой инстанции не поддержал предприятие. Суд апелляционной инстанции отменил решение налогового органа в части начисления штрафов, в остальной части оставил без изменения. Как ни странно, это решение обжаловал не налогоплательщик, а налоговая инспекция, которая посчитала, что штрафы надо все-таки удержать.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа рассмотрел это дело (№ Ф09-4201/05-С2) и принял Постановление о 22 сентября 2005 года. В Постановлении проведен анализ существа дела.

Судами обеих инстанций установлено наличие у заявителя двойного учета заработной платы работников. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела протоколами допроса свидетелей, сведениями о доходах физических лиц по предыдущему месту работы, протоколом осмотра помещения, протоколом выемки системных блоков. В ходе проведения технического исследования системных блоков были восстановлены удаленные файлы, содержащие ведомости начисления заработной платы. С учетом изложенного определение сумм НДФЛ и ЕСН произведено инспекцией

расчетным путем на основании имеющейся у нее информации о заявителе и его работниках. Таким образом, суды обоснованно сделали вывод о доказанности недобросовестных действий общества, направленных на уклонение от уплаты налогов.

В ходе проведения выездной налоговой проверки выявлено превышение фактически полученной работниками заработной платы в 2,6 - 3,43 раза по сравнению с отраженной в бухгалтерском учете, обществом надлежащим образом не выполнена обязанность по удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ, а также не полностью уплачен ЕСН в результате занижения налоговой базы.

Суд счел факт налогового правонарушения доказанным, наличие вины налогоплательщика в совершении этого правонарушения бесспорной, а, следовательно, привлечение ООО "Редуктор-Энерго" к налоговой ответственности полностью обоснованным.

Хорошие примеры, как известно, заразительны. Можно предположить, что такой метод увеличения сбора налогов будет взят на вооружение и в других регионах. Нашим читателям можно только посоветовать соблюдать законодательство и выплачивать полностью зарплату. Немалое значение имеет и защита конфиденциальной информации от несанкционированного доступа. А если хочется минимизировать налогообложение, то делать это нужно исключительно законными и безопасными способами, которых достаточно много.

Для оказания помощи своим клиентам фирма КАМИН планирует провести семинар по способам оптимизации налогообложения заработной платы.

Горячая тема

Здравствуй, новый ЕНВД

Налог на вмененный доход действует на территории Калужской области с 1999 года. До 2002 года включительно он действовал на основании Федерального закона от 31.07.98 года № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Закона Калужской области 21-ОЗ от 25 ноября 1998 года.

В это время на ЕНВД можно было переходить добровольно, и этот режим устанавливался для налогоплательщика в разрешительном порядке. Нужно было оплатить сумму налога вперед на квартал и получить свидетельство о разрешении работы по ЕНВД.

В связи с принятием главы 26.3 Налогового кодекса с 2003 года ЕНВД стал принудительным налоговым режимом. Виды деятельности, по которым должен применяться ЕНВД, и понижающие коэффициенты должны были устанавливаться областными законами. В Калуге этот налоговый режим регулируется Законом Калужской области от 26 ноября 2002 года № 155-ОЗ с последующими изменениями.

Наши законодатели включили в список видов деятельности, при которых применяется ЕНВД, все разрешенные НК виды деятельности. Правда, с коэффициентами законодатели немного "переборщили", о чем мы писали в июньском номере НоК (статья "Законен ли ЕНВД в Калужской области"). Предприниматели могли опротестовать этот закон и вернуть излишне уплаченный налог, но нам неизвестно о таких случаях.

И вот для ЕНВД настали новые изменения. Федеральными законами 63-ФЗ, 64-ФЗ от 18 июня 2005 года и 101-ФЗ от 21 июля 2005 года в главу 26.3 Налогового кодекса внесены существенные изменения. Мы писали об этих изменениях в июльском номере НоК, правда, тогда последний закон еще не был подписан Президентом РФ.

Кроме того, с 1 января 2006 года вступает в силу новая редакция статьи 346.23 НК. В пункте 1 этой статьи изменен субъект органов власти, вводящий на своей территории ЕНВД. До 2005 года ЕНВД мог водиться законами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом 95-ФЗ от 29 июля 2004 года установлено, что с 1 января 2006 года ЕНВД "вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга".

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 вышеназванного закона представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 года вправе определить виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, и значения коэффициента К-2.

Первой в Калужской области приняла соответствующий нормативный акт городская Дума города Калуги своим Постановлением от 12 октября 2005 года № 187.

Постановлением утверждены виды деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД. В этот список включены все 13 видов деятельности, которые разрешены пунктом 2 статьи 346.26 НК. То есть в Калуге на ЕНВД будут переведены все виды деятельности, разрешенные Налоговым кодексом.

Пунктом 3 статьи 346.26 НК представительным органам местного самоуправления дано право определить перечень групп, подгрупп, видов бытовых услуг и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога. Постановлением такой перечень не определен, значит, все бытовые услуги переводятся на ЕНВД.

Постановлением изменены значения, от которых зависит коэффициент К-2 (является их произведением), учитывающие ассортимент товаров (работ, услуг), продолжительность рабочего дня и зону осуществления предпринимательской деятельности.

Со значениями, учитывающими ассортимент товаров и услуг, местные законодатели поступили очень просто: взяли их значения из действующего областного закона и в большинстве случаев увеличили на 30 - 50 - 100 - 200 процентов. Остановимся подробнее на некоторых из них.

По бытовым услугам: на одну треть увеличен коэффициент по ремонту и пошиву обуви, на 40% - услуги парикмахерских, ремонт радиоэлектронной аппаратуры, в 2 раза - ремонт бытовых приборов, ритуальные услуги, в 3 раза - ремонт и изготовление металлоизделий. Правда, на некоторые услуги коэффициент не повысили: ремонт и пошив одежды, меховых изделий и некоторые другие.

На 10 - 15 процентов увеличился коэффициент при оказании услуг по ремонту, техобслуживанию, ремонту и хранению транспортных средств.

По розничной торговле в магазинах: увеличены коэффициенты по торговле всеми видами товаров на 25 - 33 процентов. Для аптечных предприятий коэффициенты не изменились.

Розничная торговля в объектах торговой сети, не имеющих торговых залов, областным законом была разделена на 30 подвидов с различными коэффициентами от 0.2 до 1. В постановлении городской Думы всей такой торговле присвоен максимальный коэффициент один. Сделано исключение только для 3 групп товаров: периодическая печать - 0.9, изделия художественных промыслов - 0.2 и лекарства - 0.6. В областном законе был еще коэффициент 0.35, который применялся при торговле только в выходной день. В городском Постановлении его нет. Видимо, все это продолжение борьбы городских властей с палаточной торговлей.

Не пожаловали депутаты и общепит, причем, чем более доступно заведение общественного питания, тем сильнее увеличили налоговый пресс. Так на рестораны увеличение составит 20%, на кафе, бары, буфеты с продажей алкоголя на 25%. А вот на столовые с реализацией алкоголя и пива коэффициент увеличился в 2 раза, а без реализации пива - в 2.3 раза, на столовые и закусочные предприятий - в 4 раза. Логика законодателей непонятна, ведь известно, что предприятий общественного питания в Калуге не хватает. Казалось бы, надо стимулировать появление новых предприятий, а не добивать работающие.

Добавлены новые по сравнению с действующим областным законом виды деятельности, введенные изменениями к НК: услуги гостиниц или просто сдача под временное проживание спальных помещений до 500 кв.м, также сдача в аренду торговых мест на рынках и размещение наружной рекламы.

Коэффициенты зависимости от времени работы остались приметно такими, как в областном законе: 1.1 при работе в 2 смены, 1.2 при работе круглосуточно. Применяются они в основном в торговле, общественном питании и некоторых видах бытовых услуг: парикмахерские, фотоуслуги. Следует заметить, если произведение коэффициентов зависимости от ассортимента и от времени работы будет больше 1, то коэффициент К-2 считается равным 1.

Коэффициент, зависящий от места работы областным законом был установлен для всей Калуги равным 1. Местные законодатели разделили Калугу на 3 зоны: центр (1 зона), улицы, прилегающие к центру (2 зона) и остальная территория (3 зона). Для некоторых видов деятельности (общепит, наружная реклама, аптечные предприятия, торгующие готовыми лекарствами и некоторых других) установлены понижающие коэффициенты при осуществлении деятельности во 2 и 3 зонах.

Следует отметить, что зоны в Постановлении не описаны и не дано ссылки на другой нормативный акт, в котором установлены границы зон. Поэтому определить, к какой зоне относится деятельность, да еще так, чтобы чиновники были согласны, будет довольно затруднительно.

Подводя итоги анализа изменениям ЕНВД, можно констатировать, что налоговая нагрузка на предприятия и предпринимателей значительно возрастет. Надо еще учитывать, что Правительством будет установлен коэффициент дефлятор К-1 на 2006 год, зависящий от уровня инфляции в 2005 году. По нашим предположениям он будет установлен на уровне 1.10 - 1.12.

Следует отметить, что городская Дума города Калуги при любом депутатском составе отличалась "кровожадностью" по отношению к предпринимателям, особенно малого бизнеса. Мы неоднократно писали об этом в нашем издании. Стоит вспомнить печально известный налог на перепродажу вычислительной техники и автомобилей, введение которого в свое время вытеснило из Калуги целые отрасли торговли и нанесло ущерб городскому бюджету. Кстати, его последствия ощущаются до сих пор: не все предприятия, ушедшие с калужского рынка, вернулись под сень калужских властей. Последнее Постановление также не служит, на наш взгляд, развитию малого бизнеса в Калуге.

По расчетам Управления экономики и финансов г. Калуги в результате введения ЕНВД для местных предпринимателей муниципальный бюджет получит в будущем году более 140 миллионов рублей. При этом, по мнению чиновников, "увеличение налоговой нагрузки не должно привести к сокращению объемов малого бизнеса". Последний тезис довольно спорный. История и законы экономики говорят о другом - при увеличении налогового бремени бизнес сворачивается. Но может, в Калуге законы экономики не действуют?

Актуальные релизы
ПРОГРАММЫ КАМИН для 1С:Бухгалтерии 7.7 № релиза
КАМИН:Расчет зарплаты 1.2 1.2.012
КАМИН:Расчет зарплаты 2.0 2.0.028
КАМИН:Налоговый учет 2.0 ПРОФ 2.0.009
КАМИН:Общепит 1.0 1.0.031
КАМИН:Розничный магазин 1.0 1.0.018
КАМИН:Упрощенка-6 1.0.015
КАМИН:Упрощенка-15 1.0.017
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 7.7 № релиза
1С:Бухгалтерия 7.7 7.70.469
1C:Упрощенная система налогообложения 7.70.144
1С:Зарплата и кадры 7.7 7.70.257
1С:Торговля и склад 7.7 7.70.938
Более подробную информацию о релизах вы можете узнать на сайтах http://kamin.kaluga.ru и http://www.1c.ru
Консультируют специалисты

- Здравствуйте, у меня вопрос по конфигурации КАМИН:Расчет зарплаты 2.0. "При обновлении на релиз 28 в информационном окне появляется сообщение: Обновление конфигурации с релиза 2.0.027 на релиз 2.0.028 л_Спр.ИспользоватьРодителя(л_СпрГод); {Обработка.ОбновлениеКонфигурации.Форма.Модуль(448)}:неверное значение! На другом предприятии обновилось все отлично. Как быть?

- Проблема исчезнет после того, как Вы удалите с первого уровня или переместите в другую группу(на второй уровень) конечные элементы справочника "Периоды" и "Календарь".


В №63 "НоК" была допущена ошибка: ответ по "переносу" денежных средств с одного расчетного счета на другой относится к работе в редакции 4.0 "Бухгалтерии для бюджетных учреждений", а не в редакции 5.0

Приносим наши извинения.


Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (0842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (095) 288-10-01, 288-10-65, 288-10-74

- Организация, работающая на общей системе налогообложения, заключила договор оказания транспортных услуг с физическим лицом (не ИП). Облагается ли выплата по данному договору ЕСН и НДФЛ?

1.Согласно ст.209,210 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признаётся доход от источников в РФ, полученный налогоплательщиком в денежной и натуральной форме. Следовательно, с указанной выплаты организация обязана удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.

2.Согласно ст.236 НК РФ объектом налогообложения признаются выплаты, осуществляемые налогоплательщиком по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Поэтому данная выплата облагается ЕСН, за исключением ЕСН в части ФСС (п.3ст.238)

Консультационный центр КАМИН

квалифицированные консультации любого уровня сложности по вопросам применения норм финансового, налогового, гражданского, трудового законодательства в практической деятельности предприятий и частных предпринимателей.

Телефон: 53-10-22,

e-mail: kamin@kaluga.ru

Услуги для бюджетников

Всем пользователям, ведущим учет в "1С: Бухгалтерии для бюджетных учреждений". Фирма "Камин" предлагает следующие услуги:

  • перевод ручного учета в "1С:Бухгалтерию" с новым Планом счетов

    Если до перехода на работу с программой "1С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений" Вы вели учет в "бумажном" виде, в электронных таблицах (Excel) или в других приложениях, разработанных не на базе типовых конфигураций в системе "1С:Предприятие" 7.7, специалисты фирмы КАМИН предлагают свою помощь в переносе данных в базу программы.

    Чтобы подготовить данные такого учета к переносу, необходимо получить сводную информацию об остатках и оборотах между счетами старого Плана счетов ("Главная книга") в разрезе кодов экономической классификации расходов (ЭКР) и функциональной классификации расходов (ФКР). Именно эта информация будет переведена на учет по новому Плану счетов.

    Результат: бухгалтер получает полный набор отчетов ("Оборотно-сальдовая ведомость", "Главная книга", сводные проводки) как в формате нового, так и старого Планов счетов. Также бухгалтер получает необходимый отчет о переходе со старого на новый План счетов.

  • перенос оборотов из 4-ой в 5-ую редакцию бюджетной конфигурации "1С"

    При переводе учета бюджетного учреждения из 4-ой редакции "1С: Бухгалтерии для бюджетных учреждений" в пятую редакцию автоматически переносятся основные справочники и остатки средств на счетах. Как правило, бухгалтерам требуется также перенос основных типов документов учреждения, которые были проведены при использовании 4-ой редакции, а такой возможности в программе не предусмотрено.

    Специалисты фирмы КАМИН оказывают услугу по переносу стандартных документов учреждения в новую редакцию программы, а также нетиповых документов и вводу ручных операций.

    Результат: Вам не придется вручную переносить все проводки и документы учреждения из 4-ой в 5-ую редакцию "1С: Бухгалтерии для бюджетных учреждений". Специалисты КАМИНа в минимальные сроки сделают это для Вас.