Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 62 октябрь 2005 г. 
Новости законодательства:

Утверждены формы для упрощенной системы по патенту

Мы писали в июльском номере НоК о том, что предпринимателям на упрощенной системе налогообложения можно будет работать по патенту. Этот режим предусмотрен новой статьей 346.25.1 Налогового кодекса. Наверное, некоторые наши читатели помнят, как несколько лет назад работали по патенту на ЕНВД, так здесь будет что-то похожее.

ФНС Приказом от 31 августа 2005 года № САЭ-3-22/417 утвердила формы документов, необходимых для применения УСН на основе патента:

  • заявление на получение патента,
  • уведомление об отказе в выдаче патента,
  • патент.

В заявлении, которое надо подать за 1 месяц до начала квартала, с которого будет применяться работа по патенту, предприниматель указывает период применения патента (он может быть равен кварталу, полугодию, 9 месяцам или году), а также один из 58 возможных видов деятельности.

Если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, нужно брать несколько патентов. При этом предприниматель в заявлении заверяет налоговый орган в том, что он не будет использовать наемного труда при этом виде деятельности, т.е. будет осуществлять эти работы собственноручно.

Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента.

Напомним, что для возможности работы по патенту законодательные органы субъекта федерации должны принять закон, разрешающий такой режим (в Калужской области он пока не принят), и определить виды деятельности, по которым он применяется. Заметим также, что этот режим не является обязательным, как ЕНВД, и предприниматель может по своему усмотрению применять обычную УСН либо работать по патенту.

Внесудебное взыскание штрафов - процесс пошел

В прошлом номере НоК мы писали о готовящемся законопроекте, которым предусмотрено внесудебное взыскание штрафов с налогоплательщиков.

За прошедшее время этот законопроект был внесен в Государственную Думу и был принят в первом чтении. О дальнейшем прохождении законопроекта через коридоры власти мы будем сообщать.

Кроме того, в первом чтении был принят еще один законопроект, вносящий множество изменений в первую часть Налогового кодекса и, в частности, радикально меняющий порядок проведения камеральных и выездных проверок. О нем подробнее мы напишем в одном из следующих номеров нашего издания.

Упорядочен порядок оплаты фиксированного платежа

Как известно, индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа. Согласно закону, этот платеж равен стоимости страхового года, но не менее установленного минимального размера. В течение последних нескольких лет минимальный платеж был установлен в сумме 150 рублей в месяц, из них 100 рублей направлялось на финансирование страховой части пенсии и 50 рублей - на финансирование накопительной части пенсии.

Правительство РФ приняло Постановление от 26.09.2005 № 582, в котором утвердило "Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере".

Сумма платежа не изменилась. При этом сделан "тонкий намек", что предприниматели 1966 года рождения и старше не обязаны платить взнос на накопительную часть пенсии. Вот как об этом говорится в Постановлении:

Фиксированный платеж, направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии, является обязательным для уплаты лицами 1967 года рождения и моложе.

А что делать предпринимателям 1966 года рождения и старше? Получается, что платить накопительную часть не нужно. Это вполне логично, так как для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено финансирование пенсии из накопительной части взносов, так что, плати - не плати этот взнос, пенсия не увеличится.

Даем тем предпринимателям (кроме "молодых"), которые еще не оплатили фиксированный платеж, совет платить только из расчета 100 рублей в месяц.

А что делать, если уже заплатили? А также что делать предпринимателям старшего возраста (мужчины 1952 года рождения и старше, женщины 1956 года рождения и старше), которые уплачивали взносы на финансирование накопительной части пенсии в 2002 2004 годах? Можно попытаться написать заявление на возврат, а если откажут, обратиться в суд. Определенные шансы на успех такого мероприятия есть. Если появится судебная практика по этому вопросу, мы сообщим об этом в нашей газете.

Постановлением установлено, что фиксированный платеж не уплачивается военными пенсионерами, а также лицами, если они не вели коммерческую деятельность в связи с уходом за ребенком до 1,5 лет.

Платеж может осуществляться по выбору предпринимателя единовременно или частями, но оплатить надо до 31 декабря страхового года. Страховую и накопительную часть нужно оплачивать отдельными платежными поручениями.

Если предприниматель работал неполный год (начал деятельность не с начала года или прекратил ее до 31 декабря), то платеж рассчитывается только за полностью отработанные месяцы, а за не полностью отработанные - пропорционально количеству отработанных дней.

Анонс

УСН в 2006 году

Основные темы семинара

  • Переход на УСН, преимущества и недостатки
  • Упрощенная система налогообложения: актуальные вопросы учета
  • Порядок определения и признания доходов и расходов при УСН

Продолжительность семинара - 4 часа (с кофе-паузой).

Стоимость участия - 1200 руб. (НДС не облагается).

Справки и регистрация по тел.: (0842) 53-10-22

Методологический семинар фирмы КАМИН

10 ноября 2005 года

Арбитражная практика

Зачет авансовых платежей при УСН

В соответствии с требованиями главы 26.2 Налогового кодекса при упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" налог уплачивается по ставке 15% от налоговой базы.

При этом законодатель, чтобы защититься от неуплаты налога вообще (налоговая база может быть равна нулю), ввел понятие "уплата минимального налога", который исчисляется по ставке 1% от налоговой базы, равной сумме выручки (как при упрощенной системе с объектом налогообложения "доходы"). Минимальный налог уплачивается, если сумма единого налога меньше суммы минимального налога. Таким образом, налогоплательщик даже при убытках обязан уплатить минимальный налог.

Есть еще одна особенность уплаты этих налогов. Единый налог (обычный) уплачивается ежеквартально в виде авансовых платежей.

При этом если у предприятия или предпринимателя налоговая база равна нулю (получены убытки), то ничего и не уплачивается. А минимальный налог уплачивается по результатам года, если его сумма окажется больше, чем сумма единого налога.

Налоговые органы неоднократно разъясняли, что единый и минимальный - это разные виды налогов, у них разные КБК, поэтому уплачиваться они должны независимо друг от друга.

На практике часто бывают ситуации, когда по итогам отчетных периодов (квартал, полугодие, 9 месяцев) предприятие или предприниматель уплачивает авансовые платежи, а по итогам года по расчетам получается, что нужно уплатить минимальный налог. Возникает вопрос, что делать с уже уплаченными суммами авансовых платежей. Можно ли их зачесть в счет суммы минимального налога?

Точка зрения налоговых органов по этому вопросу нельзя. Минимальный налог является самостоятельным видом налога, он распределяется по другим бюджетам, нежели единый налог, поэтому его нужно уплатить полностью, а уплаченные авансовые платежи можно вернуть позже по заявлению.

С этой точкой зрения не согласилось ООО "Арбат-Маркет" из Брянска. Оно подало в налоговую инспекцию заявление о зачете 45500 рублей авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога. Инспекция ему в этом отказала со ссылкой на статью 78 НК, в которой говорится, что "сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов... если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога".

Тогда налогоплательщик обратился в арбитражный суд. Суд первой инстанции поддержал предприятие. Суд апелляционной инстанции согласился с этим. Федеральный арбитражный суд Центрального округа оставил судебные акты нижестоящих судов без изменения. Тогда налоговая инспекция обратилась в Высший Арбитражный Суд с просьбой отменить эти решения.

Однако Президиум ВАС РФ не нашел основания для отмены. Вот какое обоснование он при этом привел в Постановлении от 01.09.2005 № 5767/05.

Минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности предприятия за налоговый период независимо от порядка исчисления единого налога.

Следовательно, по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным статьей 364.21 Кодекса либо пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса для минимального налога, с учетом внесенных в этом периоде авансовых платежей.

Таким образом, ВАС посчитал законным зачитывать сумму авансовых платежей по единому налогу при УСН в счет уплаты минимального налога.

Заметим, что это Постановление ВАС противоречит Письму Минфина от 28.03.2005 № 03-03-02-04/1/92), в котором говорится:

В случае возникновения у налогоплательщиков обязанности по уплате минимального налога по итогам налогового периода суммы ранее уплаченных ими за истекшие отчетные периоды квартальных авансовых платежей по единому налогу подлежат возврату этим налогоплательщикам, либо зачету в счет предстоящих им авансовых платежей по единому налогу за следующие отчетные периоды, или по согласованию с территориальными органами федерального казначейства - зачету в счет предстоящих платежей минимального налога в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

То есть Минфин не допускает возможности зачета авансовых платежей в счет уплаты минимального налога. Предполагаем, что в связи с указанным Постановлением Минфин изменит свою точку зрения.

Надеемся, что это Постановление будет полезно нашим читателям, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Горячая тема

Законодатели добрались до алкоголя

В этот раз мы хотим познакомить наших читателей с принятым летом законом, изменяющим порядок регулирования оборота алкоголя. Он мало обсуждается на страницах бухгалтерских изданий, но, по нашему мнению, внесет большие изменения в работу руководителей и бухгалтеров.

Речь идет о Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 102-ФЗ. Этим законом вносятся изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и некоторые другие законодательные акты. Этот закон вступает в силу с 1 января 2006 года, а отдельные его положения с 1 июля 2006 года.

Закон в действующей редакции регулирует отношения, участниками которых являются организации, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции. В новой редакции пункта 2 статьи 1 Закона слово "алкогольной" исключили. Этот пункт будет применяться с 01.07.2006.

Значит, с этого момента будет запрещена продажа алкоголя индивидуальными предпринимателями.

Из закона исключили регулирование оборота пива и слабоалкогольных напитков (до 6 процентов содержания спирта), значит, эти напитки могут продавать и предприниматели.

Производство алкогольной продукции контролируется автоматическими средствами измерения и учета содержания спирта и объема выпущенной продукции. Законом установлено, что такими средствами будет контролироваться весь оборот алкогольной продукции (кроме реализации в розницу). Более того, контролирующее оборудование "должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации" Короче говоря, государство решило взять под контроль весь процесс производства и перемещения алкоголя вплоть до поступления в розничную продажу. Как это будет осуществляться, пока не ясно, но простого решения ожидать не следует, скорее всего, придется собирать, шифровать и передавать в государственную информационную систему массу информации.

Производство спирта будет разрешено только казенным или крупным частным предприятиям (с уставным капиталом не менее 10 миллионов рублей). Аналогичное требование предъявляется к обороту алкогольной продукции (кроме розничной продажи).

В настоящее время подлежат декларированию производство и оптовые поставки алкогольной продукции. Новым законом предусмотрено декларирование еще и розничной продажи алкогольной продукции, но только по решению законодательных органов субъектов РФ. Надо ли сомневаться, что большинство регионов введут такое декларирование?

Теперь рассмотрим, что изменится для розничных продавцов. Выше уже говорилось, что ими могут быть только организации. Кроме того, Законом предусмотрено, что "поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции". Насчет лицензий понятно и разумно. Но зачем государство вмешивается в хозяйственную деятельность предприятий, не понятно. Какое имеет значение для государства, будет оплачена продукция одним частным предприятием другому частному предприятию до ее получения или после, остается загадкой. Не приведет ли это новшество к массовому разорению предприятий розничной торговли, для которых получение продукции на реализацию или с отсрочкой оплаты является нормой?

Законом дополнительно ограничены места продажи алкогольной продукции. Ее нельзя будет продавать на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения. Алкоголь крепче 15 градусов будет запрещено продавать также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Для сравнения: в настоящее время запрещено продавать спиртные напитки крепче 13 градусов в ларьках, киосках, палатках, контейнерах и т.п. А "спиртные напитки" - это в редакции действующего закона алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву. А в новой редакции Закона запрещается продавать алкогольную продукцию, которая подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино). Таким образом, сейчас в палатках можно продавать вино любой крепости, а можно будет только крепостью до 15 градусов.

Но это еще не все. Сейчас алкоголь может продаваться круглосуточно. Законом предусмотрено, что субъекты РФ "вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции".

Кроме того, региональные власти могут вытеснить с рынка мелких торговцев, обязав их увеличить уставной капитал до заданного размера. Как говорится в Законе, "Субъекты Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей". То есть, законодательный орган субъекта федерации может установить минимальный размер уставного капитала для организаций, торгующих алкогольной продукцией, в пределах от 10 тысяч до 1 миллиона рублей включительно. Понятно, что не каждое малое предприятие сможет осилить верхнюю планку, и некоторым придется прекратить деятельность.

Все операции с алкоголем по-прежнему можно будет осуществлять только на основании лицензий. При этом лицензии на розничную торговлю будут выдаваться субъектом РФ или по его поручению органом местного самоуправления, а остальные виды лицензий федеральным уполномоченным органом, который обязан убедиться в наличии у организации контролирующего оборудования и средств передачи данных в информационную систему в соответствии с законом, а также необходимого размера уставного капитала.

Можно ожидать, что на рынке розничных продаж алкоголя, да и на всем рынке розничных продаж в 2006 году произойдут большие изменения, по крайней мере, с 1 июля 2006 года, когда вступит в силу большинство положений Закона. Не секрет, что в Калуге и области большинство розничных продаж производится индивидуальными предпринимателями, а в большинстве магазинов продаются и алкогольные напитки. Владельцам магазинов придется либо учреждать организации, либо прекращать торговлю алкоголем. Это повлечет за собой изменение предпринимательской среды: количество предпринимателей сильно уменьшится, а организаций - увеличится.

Второе следствие закона - укрупнение бизнеса. Калужские власти поставили своей целью искоренить палаточную и лоточную торговлю. Закон поможет им сделать это в отношении торговли алкоголем. А без алкоголя палатка может и не выжить, значит, придется закрывать.

Еще один рычаг, данный региональным властям регулирование уставного капитала организаций, торгующих алкоголем. Стоит установить его в 1 миллион рублей, что разрешено законом, как многие мелкие торговцы будут вынуждены уйти из этого бизнеса. То есть можно прогнозировать концентрацию розничной торговли алкоголем у крупных предприятий и сетей.

Нашим читателям руководителям и бухгалтерам предприятий, торгующих алкоголем, рекомендуем внимательно изучить этот Закон и готовиться к вступлению его в силу. Возможно, придется провести реструктуризацию бизнеса, открыть или закрыть субъекты предпринимательской деятельности, выделить отдельные предприятия или объединить существующие и т.п. Время для этого еще есть.

Консультируют специалисты

- Добрый день, мы работаем в программе "1С:Бухгалтерия 7.7" ред. 4.5. У нас не получается выгрузить на магнитный носитель налоговую отчетность, как это сделать?

- В регламентной отчетности создана обработка для выгрузки форм отчетности, направляемых в ИФНС, на магнитный носитель (дискету) или жесткий диск компьютера в соответствии с требованиями, установленными приказом МНС России от 22 декабря 2003 г. №БГ-3-13/705@.

Для того чтобы форма была выгружена, она должна быть предварительно заполнена и сохранена на диске. Для сохранения формы служит кнопка <Сохранить> в диалоге формы.

- Подскажите, как в "1С:Бухгалтерии 8.0" сделать акт взаиморасчетов с контрагентом!

- В ранних редакциях "1С:Бухгалтерии 8.0" не была заложена возможность делать акт взаиморасчетов. Однако 13 октября 2005 года вышла новая редакция программы (ред. 1.5), в которой появился документ "Акт сверки взаиморасчетов". Рекомендуем вам обновить программу.

- Работаем в новой, пятой, редакции "Бухгалтерии для бюджетных учреждений". Нам необходимо "перемещать" денежные средства с одного расчетного счета на другой. Как это сделать, не дорабатывая программу?

- Для транзитных операций предназначен счет 133 "Средства в пути", согласно п. 117 Инструкции № 107н по бюджетному учету от 30.12.99г.

Для списания с одного лицевого счета это будут "расходы", а для поступления на другой лицевой счет это будет "восстановлено расходов" (субконто "Движение денежных средств").

- Почему у нас код БК в платежных поручениях состоит не из 20, а из 17 знаков? Что делать?

- В платежных поручениях КБК складывается из двух реквизитов справочника "Налоги и отчисления". Код администратора (3 знака) + Код бюджетной классификации (17 знаков). В справочнике "Налоги и отчисления" для налогов, перечисляемых в бюджет, необходимо заполнить код администратора (выбирается из списка) и Код бюджетной классификации.

Телефоны бесплатной Линии консультации:

Калуга, фирма КАМИН: (0842) 59-18-44; e-mail: hotline@kamin.kaluga.ru

Москва, фирма 1С: (095) 288-10-01, 288-10-65, 288-10-74

- Организация разместила свободные денежные средства на депозитном счете в коммерческом банке. По условиям договора, банк начисляет проценты по окончании срока действия депозитного договора. Налоговая инспекция при проведении выездной проверки отразила в акте требование включить сумму полученных организацией процентов в базу обложения НДС. Правомерно ли данное требование?

- Объектом налогообложения НДС признаются операции, перечисленные в п.1 ст.146 НК РФ. Это, в частности, реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав, ввоз товаров (работ, услуг) на территорию РФ и пр. Однако, в данном перечне отсутствуют операции, связанные с получением процентов от размещения средств налогоплательщиков в кредитных организациях, в связи с чем требование налоговой инспекции неправомерно.

Консультационный центр КАМИН

квалифицированные консультации любого уровня сложности по вопросам применения норм финансового, налогового, гражданского, трудового законодательства в практической деятельности предприятий и частных предпринимателей.

Телефон: 53-10-22,

e-mail: kamin@kaluga.ru