Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 47 май 2004 г. 
Новости законодательства:

В Калуге теперь все по-взрослому

Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов подписал Постановление от 12 апреля 2004 года № 262 "Об исполнительных органах государственной власти Калужской области", которым упразднены все департаменты Калужской области, а также комитет по управлению государственным имуществом.

Вместо них образованы следующие органы государственной власти:

  • Правительство Калужской области;
  • Администрация Губернатора Калужской области;
  • Министерство здравоохранения и социального развития;
  • Министерство образования, культуры и спорта;
  • Министерство промышленности, науки и малого предпринимательства;
  • Министерство сельского хозяйства;
  • Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства;
  • Министерство экономического развития;
  • Министерство финансов.

Отдельными Постановлениями утверждены положения о министерствах и установлена численность аппарата управления (только по 9 министерствам - более 1000 человек без технического персонала).

Кроме того, продолжают действовать различные комитеты, управления, инспекции.

Получить вычеты по НДС будет труднее

Минфин РФ в Письме от 5 апреля 2004 года № 04-03-1/54 "О требованиях к заполнению реквизитов счетов-фактур" высказал свою точку зрения на условия предоставления налоговых вычетов по НДС. Вот как рассуждает Минфин:

"В состав реквизита "Подпись" включается как личная подпись, так и ее расшифровка. Значит, дополнение, внесенное в форму счета-фактуры Постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 № 84 о необходимости расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, Налоговому кодексу не противоречит.

Согласно пункту 2 статьи 169 НК, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм НДС к вычету.

Следовательно, суммы НДС, указанные в счете-фактуре, выставленном после 01.03.2004 (7 дней после публикации Постановления № 84) и в котором отсутствуют расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, к вычету приниматься не должны ".

Конечно, рассуждения Минфина довольно спорны, и их можно опровергнуть в суде. Тем не менее, МНС (или ФНС) теперь структура Минфина, и будет выполнять его рекомендации. Следовательно, нужно требовать от поставщиков заполнения всех реквизитов счета-фактуры. Во всяком случае, это проще, чем решать споры через суд.

Еще раз о счетах-фактурах

В письме МНС от 26.02.2004 № 03-1-08/525/18 говорится, что можно заполнять счет-фактуру комбинированно (компьютерным и ручным способом).

Кроме того, отмечено, что обязательными реквизитами счета-фактуры являются страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации. Но если продукция изготовлена на территории РФ, в соответствующих графах ставятся прочерки.

Если нет информации для заполнения каких-либо граф, то в них ставятся прочерки, в частности, когда отсутствуют понятия "единица измерения", "грузоотправитель" и "грузополучатель" (например, при реализации услуг).

Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в строке 3 счета-фактуры пишется "он же".

Однако этот прием, по мнению МНС, нельзя применять к покупателю. Если покупатель товаров является одновременно и грузополучателем, то в строке 4 счета-фактуры указывается его полное или сокращенное наименование в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес, в строке 6 - его полное или сокращенное наименование, а в строке 6а - адрес покупателя. "Он же" в этом случае писать нельзя.

Налог на рекламу в Калуге незаконен

Мы уже писали в нашем издании о незаконности большинства местных налогов в Калуге. Сейчас из местных налогов для предприятий остались только земельный налог и налог на рекламу.

В соответствии с Постановлением Городской Думы г. Калуги от 18 ноября 2003 года № 271, "налог на рекламу уплачивается налогоплательщиками через рекламные агентства. Рекламные агентства обязаны перечислять в бюджет муниципального образования "Город Калуга" налог ежемесячно".

Как мы отмечали, это противоречит законодательству. Теперь наша точка зрения нашла подтверждение в письме Минфина от 29 марта 2004 года № 04-02-05/2/10.

В частности, в нем говорится следующее:

"В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Удержание в соответствии с пунктом 3 названной статьи производится из средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщикам. Рекламные агентства являются получателями средств от рекламодателей, что не позволяет отнести их к налоговым агентам.

Таким образом, организации-рекламодатели оплачивают услуги изготовителей и распространителей рекламы без сумм, предназначенных к уплате налога на рекламу, а уплачивают этот налог самостоятельно".

Получается, что порядок уплаты налога через рекламные агентства, установленный Городской Думой, незаконен. А самостоятельно платить налог рекламодателям, как рекомендует Минфин, тоже нельзя, поскольку такой порядок уплаты не узаконен местными властями. Да и отчетность, согласно городскому порядку, должны представлять рекламные агентства. Значит, можно сделать вывод, что налог на рекламу в Калуге не должен уплачиваться никем. Винить в этом городские власти должны только себя, надо все же при принятии постановлений соблюдать Налоговый кодекс.

Без комментариев

Письмо Минфина РФ от 1 марта 2004 года № 04-03-11/28 "О применении налога на добавленную стоимость"

В связи с вопросом о порядке вычета НДС при оплате приобретаемых товаров третьим лицом, с которым на сумму оплаты составлен договор займа, Департамент налоговой политики сообщает следующее:

"Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право принять к вычету суммы этого налога, уплаченные им по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС. Таким образом, для вычета налога законодательством установлено условие об оплате суммы налога налогоплательщиком. Следовательно, в случае оплаты товара не налогоплательщиком, а третьим лицом налог по этому товару для целей вычета будет считаться оплаченным в момент погашения задолженности налогоплательщика перед третьим лицом. Поэтому если с третьим лицом на сумму долга составлен договор займа, то вычет налога откладывается до момента возврата займа.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ Н.КОМОВА".

Анонс

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА:
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ, РАСЧЕТ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ОТЧЕТНОСТЬ

Основные темы семинара

  • Регулирование вопросов оплаты труда Трудовым кодексом РФ
  • Начисление заработной платы
  • НДФЛ, ЕСН
  • Расчет страховых взносов в Пенсионный Фонд.

На семинаре выступит заместитель руководителя ИМНС по Ленинскому округу г. Калуги, советник налоговой службы II ранга Т.С.Соколова

Стоимость участия для 1 слушателя - 1000руб., за каждого дополнительного слушателя - 500 руб.

Регистрация по тел.: (0842) 53-10-22

Методологический семинар фирмы КАМИН

26 мая 2004 года

Горячая тема

Грядут большие изменения

Китайская пословица говорит: "Не дай вам бог жить в эпоху перемен!". Она как нельзя лучше подходит к нашей жизни. За последние 4 года, в течение которых выходит наш бюллетень, мы в каждом номере пишем о регулярных изменениях в бухгалтерском и налоговом законодательстве.

О том законодательстве, что было 4 года назад, бухгалтеры могут вспоминать с ностальгией. Действительно, один ЕСН только чего стоит! Раньше делали раз в квартал отчеты по 1 страничке в 4 фонда, эта операция занимала у бухгалтера полчаса времени. Но решили "упростить", ввели Единый социальный налог. Была шумная пропаганда, что теперь вместо 4 будет 1 отчет, что это благо для налогоплательщиков.

Но хотели как лучше, а что получилось? Вместо 4 фондов стало 7: пенсионный фонд разбился на 3 части и добавился ФСС по несчастным случаям. Вместо исчисления с общего фонда оплаты труда взносы нужно считать по каждому сотруднику персонально. Вместо одной ставки взноса по каждому фонду появились регрессивные шкалы, зависящие от размера оплаты, пола и возраста сотрудников. Вместо одной странички появились декларации в 10 и более листов со сложными алгоритмами заполнения. Теперь бухгалтер тратит до недели времени на составление этих отчетов.

И это только один налог. А пресловутая 25 глава Налогового кодекса, по которой налог на прибыль на большом предприятии в принципе невозможно рассчитать? А новые многостраничные налоговые декларации по всем налогам, со штрих-кодами? А упрощенная система налогообложения, которая намного сложнее общей системы? Список можно продолжать.

Но похоже, что изменения не только не близятся к концу, но и набирают темп. В марте этого года у нас был избран "новый старый" Президент, и назначено абсолютно новое Правительство. А каждое новое правительство в нашей стране начинает с перекройки налоговой системы, причем отнюдь не в сторону упрощения.

Вот и сейчас в недрах еще не сформировавшегося окончательно Правительства уже вызрели новые законопроекты, которые с большой вероятностью будут приняты Государственной Думой и подписаны Президентом. Опишем их вкратце, потому что многие изменения могут значительно изменить налоговую нагрузку предприятий.

Радикально изменятся ставки единого социального налога. Регрессивная шкала сохранится, вместо 4 интервалов будет 3. Ставки ЕСН планируются (при зарплате с начала года):

  • до 300 тысяч рублей - 26%,
  • от 300 до 600 тысяч рублей - 7800 рублей + 10% с суммы более 300 тысяч рублей,
  • свыше 600 тысяч рублей - 10800 рублей + 2% с суммы более 600 тысяч рублей.

Распределяться ЕСН будет так (для первого интервала шкалы): в федеральный бюджет - 6%, в пенсионный фонд - 14%, в фонды ОМС - 0.2% и 2.6%, в ФСС - 3.2%. Останется ли при этом механизм зачета взносов в ПФ в счет ЕСН и как он будет действовать, пока неясно.

Казалось бы, большое снижение ЕСН. И это действительно так, но не для всех предприятий, а только для тех, где сравнительно небольшие зарплаты. Тонкость заключается в том, что в интервале от 100 до 300 тысяч рублей в год (это 8 - 25 тысяч рублей в месяц) сейчас действует ставка ЕСН 20%, а будет 26%. То есть для этого интервала ЕСН не снижается, а увеличивается на 6%.

Законодатели предполагают, что, благодаря введению новых ставок ЕСН, начнется вывод зарплат "из тени". На самом деле, этот процесс идет и сейчас, и будет продолжаться, но новые ставки ЕСН могут не ускорить, а только замедлить этот процесс для предприятий со средними и большими заработками, поскольку новые ставки для них окажутся больше старых.

В правительстве вынашивается еще одна идея борьбы за легализацию зарплат. Как известно, нельзя платить зарплату меньше МРОТ, а он всего 600 рублей в месяц. Можно, конечно, повысить МРОТ, но тогда увеличится нагрузка на бюджет по выплате различных пособий, да и бюджетникам зарплату придется повышать. Предлагается сделать проще: ввести минимальную сумму ЕСН, которую обязано заплатить предприятие независимо от размера зарплаты сотрудника. Эта сумма может быть установлена в размере ЕСН с зарплаты 2500 рублей в месяц. То есть при зарплате менее этой суммы ЕСН все равно будет 2500 х 26% = 650 рублей в месяц с человека.

Для компенсации потерь по ЕСН, которые законодатели оценивают в 180 миллиардов рублей, намечено отменить все или большинство льгот по ЕСН. Как известно, основные льготы по ЕСН - это так называемые "инвалидные" льготы. Удастся ли их отменить Правительству, предсказать нельзя, поскольку существует большое "инвалидное" лобби.

Но льгот по ЕСН, даже если получится их отменить, по расчетам законодателей не хватит для компенсации потерь. Поэтому намечен еще ряд мер.

Поскольку уменьшаются взносы в составе ЕСН в фонд ФСС с 4% до 3.2%, предлагается производить оплату первых 3 дней пособия по временной нетрудоспособности не за счет ФСС, а за счет предприятия. Такой прием, в частности, применяется на Украине, только там за счет работодателя оплачивается первые 5 дней болезни.

По анализу Минфина, предприятия очень уж сильно начали применять упрощенную систему, несмотря на всю ее сложность. А ЕСН при этой системе не платится. Отсюда возникла "простая" идея обложить "упрощенцев" ЕСН. Для компенсации, правда, обещают снизить ставку единого налога при УСН, но размера снижения пока не называют.

Кстати, для "вмененщиков" о такой мере не говорится. Но для них готовится свой "сюрприз". По просьбам региональных властей, которые теперь практически не могут оказывать влияние на размер ЕНВД, предлагается отдать на откуп регионам право устанавливать ставки ЕНВД. Сейчас, как известно, единая ставка для всех, применяющих ЕНВД, равна 15% от суммы вмененного дохода. Законом будет установлена только предельная ставка, но она, естественно, будет уже больше 15%. Как показывает практика, в Калужской области местные законодатели в таких случаях всегда устанавливают ставки налога по максимуму.

Проанализировали в Минфине и налоги с дивидендов. И с удивлением обнаружили, что налога с дивидендов физических лиц собирается в 5 раз больше, чем с дивидендов, выплачиваемых юридическим лицам. На самом деле, ничего удивительного тут нет, у нас в стране большинство учредителей предприятий - физические лица, а не организации. Но в Минфине сделали другой вывод. Это потому, решили они, что очень низкая ставка налога на дивиденды для физических лиц, всего 6%. Значит, через "дивидендные" схемы уменьшается налогообложение. Что делать? Выход найден, как всегда, простой - повысить ставку на дивиденды, выплачиваемые физическим лицам с 6% до 9%, то есть в 1.5 раза.

Конечно, не будет обойден вниманием законодателей и многострадальный налог на прибыль. Обещают, что будет проведено сближение бухгалтерского и налогового учета. А зачем, спрашивается, было их отдалять? Ответ, конечно, есть, но в рамках этой статьи его не удастся обсудить. Планируется в очередной раз перераспределить налог на прибыль между бюджетами, и опять в пользу федерального. Теперь долю налога в региональный бюджет планируется снизить с 17% до 12%.

Но не все так грустно. Есть и хорошие новости. Спецсчетов по НДС, которыми нас пугало Правительство, а мы пугали наших читателей, не будет, по крайней мере, в 2005 году. А если они и будут, то в щадящей форме, без замораживания сумм НДС на счетах предприятий.

Это только первые законодательные "ласточки". До конца года можно еще много законопроектов выдать. Конечно, не факт, что все они будут приняты в таком виде, как в проектах, это пока первые наброски. Но все же надо уже задумываться, как будем жить в 2005 году. По мере появления интересной информации мы будем доводить ее до сведения наших читателей.