Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень № 39 сентябрь 2003 г. 
Новости законодательства:

Чего ждать от законодателей?

     В каждом номере НоК мы публикуем новости принятого или уже вступившего в силу законодательства. На этот раз, поскольку законодательная атмосфера в стране спокойная, депутаты на каникулах, Правительство
занято подготовкой бюджета, новых законодательных актов, которые заслуживали бы внимания наших читателей, мы не нашли.
     Однако на осеннюю сессию Государственной Думы вынесено довольно много законопроектов, в значительной степени способных изменить гражданское и налоговое законодательство 2004 года. О них мы и расскажем.
     Начнем с Трудового кодекса. На рассмотрении Госдумы находится законопроект "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации (с целью устранения имеющихся противоречий и неточностей, исключения возможности неоднозначного толкования правовых норм)".
     Законопроект принят в первом чтении 6 июня 2003 года. В нем предлагается внести изменения в 132 статьи ТК и добавить еще одну статью. В большинстве своем изменения носят уточняющий характер, но есть и принципиальные изменения. Остановимся на некоторых из них.
     В трудовом договоре дополнительно должны указываться "место и дата заключения договора, а также представитель работодателя, непосредственно заключающий трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующей компетенцией".
     К основаниям для увольнения работника по инициативе работодателя добавлено разглашение персональных данных работников.
     Изменится расчет среднего дневного заработка для отпуска. Он будет исчисляться за последние 12 месяцев (а не 3, как сейчас). Сумма начисленной за 12 месяцев зарплаты будет делиться на 12 и 29.5 (сейчас делится на 3 и 29.6). Таким образом, любой средний заработок, кроме больничных, будет считаться из зарплаты за 12 месяцев. По некоторым сведениям, и расчет среднего заработка для больничного ФСС планирует установить из 12 месяцев по правилам расчета отпускных.
     Изменится разрешенная продолжительность работы по совместительству. Сейчас она может быть не более 4 часов в день и 16 часов в неделю. По проекту сохраняется норма работы не более 4 часов в день, недельная норма исключается и устанавливается месячная норма, равная половине месячной нормы рабочего времени.
     Как известно, трудовые договоры работников, работающих у предпринимателей, должны регистрироваться в органах местного самоуправления. Проектом уточняется, что регистрация производится в уведомительном порядке.
     Большие изменения будут внесены и в Налоговый кодекс. Планируется принять несколько новых глав.
     Прежде всего, это новая глава 30 "Налог на имущество организаций". Планируются радикальные изменения, связанные с исчислением этого налога. Проект закона уже принят во втором чтении, так что с большой вероятностью можно утверждать, что он вступит в действие с 2004 года.
     Объектом налогообложения будет признаваться движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Недвижимость будет облагаться налогом с момента подачи документов на ее регистрацию. В числе объектов налогообложения не будет машин (кроме автомашин), оборудования, вычислительной техники, незавершенного производства, капитальных вложений.
     Предполагается изменить порядок расчета среднегодовой стоимости имущества. По новому закону она будет рассчитываться как сумма имущества на первое число каждого месяца отчетного года и первое января следующего года, деленная на 13. Отчитываться по-прежнему нужно будет ежеквартально.
     Ставки налога будут, как и сейчас, устанавливаться законами субъектов Российской Федерации и не должны превышать 2,6 процента.
     Планируется принятие и 26 главы Налогового кодекса "Государственная пошлина". К моменту выхода нашего издания она должна быть принята во втором чтении, поэтому тоже вероятно ее вступление в силу с Нового года.
     В этой главе радикально пересматриваются порядок установления и размеры государственных пошлин. Все пошлины вместо МРОТ будут устанавливаться в рублях.
     Планируется принять также главу 25.1 Налогового кодекса "Налог на наследование и дарение". Впрочем, номер главы может и измениться, так как одна 25 глава в НК уже есть.
     Кроме этого, планируется принять главу 31 Налогового кодекса "Сборы за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами" и главу 29 НК "Водный налог".
     А 4 сентября 2003 года Правительство внесло в Думу еще один законопроект: "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в РФ" (в части установления видов налогов и сборов в Российской Федерации, закрепления полномочий органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления по установлению налогов и сборов)".
     Учитывая уже принятые налоговые законы, о которых мы писали в прошлом номере НоК, а также то, что и к ним планируются изменения, бухгалтерам в 2004 году придется осваивать много нового.

Изменилась ставка сбора за уборку территорий

     Постановлением Городской Думы города Калуги от 24 июня 2003 г. № 124 с 1 июля 2003 года ставка сбора за уборку территорий для физических лиц, являющихся плательщиками этого сбора (владельцев строений), установлена в размере 129 рублей в месяц на 1 работающего.
     Напомним, что ставка сбора за уборку территорий для юридических лиц установлена в размере 1.5% от фонда оплаты труда. Получается, что для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей городской Думой установлены разные объекты налогообложения, что весьма сомнительно с правовой точки зрения.
     О несоответствии закону местных налогов мы подробно писали в мартовском номере нашего издания за этот год.
Анонс ДЕМОНСТРАЦИЯ НОВОЙ ПЛАТФОРМЫ УЧЕТНЫХ ПРОГРАММ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0
7 октября 2003 г.
(вторник) в 10:00
ЕДИНЫЙ СЕМИНАР
  • 1С:Предприятие 8.0. Конфигурация "Управление торговлей" - от оперативного учета к анализу, планированию, управлению
  • Расчет зарплаты - программа фирмы КАМИН на новой платформе
  • Отчетность за 9 месяцев 2003 года
  • КАМИН:Налоговый учет ПРОФ - налоговый учет с учетом

В Народном Доме
по адресу:
г. Калуга, ул. Ленина, 74
УЧАСТИЕ БЕСПЛАТНОЕ, РЕГИСТРАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ (0842) 53-10-22
Горячая тема

Изменились формы бухгалтерской отчетности

     Министерство финансов РФ издало Приказ от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". В соответствии с ним для всех юридических лиц, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций, устанавливаются следующие формы промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности:
  • Форма 1 - Бухгалтерский баланс.
  • Форма 2 - Отчет о прибылях и убытках.
  • Форма 3 - Отчет об изменениях капитала.
  • Форма 4 - Отчет о движении денежных средств.
  • Форма 5 - Приложение к бухгалтерскому балансу.
  • Форма 6 - Отчет о целевом использовании полученных средств.
  • Пояснительная записка.
  • Аудиторское заключение.
     Аудиторское заключение должно представляться только организациями, подлежащими обязательному аудиту. Малые предприятия, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, а также общественные организации, не ведущие предпринимательской деятельности, могут не представлять формы 3, 4, 5 и пояснительную записку. Некоммерческие организации могут не представлять формы 3, 4, 5 при отсутствии соответствующих данных.
     Форма 6 имеет статус рекомендательной, ее представление не обязательно, но рекомендуется, например, для некоммерческих организаций.
     Бухгалтерская отчетность должна представляться вместе с сопроводительным письмом, содержащим информацию о ее составе.
     Формы бухгалтерской отчетности могут разрабатываться предприятиями самостоятельно. В приказе приведены рекомендуемые образцы этих форм, которыми и будут в большинстве случаев руководствоваться бухгалтеры.
     Новые формы сильно отличаются от существующих.

Бухгалтерский баланс (форма 1).
     Номера строк в основном не изменились. Но в рекомендуемой форме исключено довольно много строк, которые есть в существующей форме. Так, из раздела "Внеоборотные активы" исключены строки 111, 112, 113, 121, 122, 136, 137, 141, 142, 143, 144. По строке 145 нужно будет отражать отложенные налоговые активы в соответствии с ПБУ 18/02. Как в этом случае поступать малым предприятиям, которые не обязаны применять ПБУ 18/02, неясно. Можно, например, показать все неотраженные в отдельных строках внеоборотные активы по строке 150 "Прочие внеоборотные активы".
     В разделе "Оборотные активы" исключена подробная расшифровка дебиторской задолженности. Теперь дебиторская задолженность отражается только в разрезе срока ожидаемого погашения (менее 12 месяцев или более 12 месяцев после отчетной даты), и из нее выделяется задолженность покупателей и заказчиков. Исключены строки 232, 233, 234, 235, 242, 243, 244, 245. Исключена расшифровка краткосрочных финансовых вложений (строки 251, 252, 253) и денежных средств (строки 261, 262, 263, 264).
     В разделе "Капитал и резервы" из суммы уставного капитала предлагается выделять сумму стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров. Исключены строки 440 - фонд социальной сферы, 450 - целевые финансирования и поступления. Строки 460 - нераспределенная прибыль прошлых лет, 465 - непокрытый убыток прошлых лет, 470 - нераспределенная прибыль отчетного года, 475 - непокрытый убыток отчетного года, - объединены в одну строку 470 - нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
     Из раздела "Долгосрочные обязательства" исключена расшифровка займов и кредитов (строки 511, 512) и добавлена строка 515 - отложенные налоговые обязательства, которые надо отражать в соответствии с ПБУ 18/02.
     Из раздела "Краткосрочные обязательства" исключена расшифровка займов и кредитов (строки 611, 612). Сокращена расшифровка кредиторской задолженности, из которой надо выделять задолженность перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, внебюджетными фондами, по налогам и сборам, а остальную относить к задолженности перед прочими кредиторами. Исключены строки 622, 623, 627.
     Из справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах исключены строки 990- 994: материалы, принятые в переработку, оборудование, принятое для монтажа, бланки строгой отчетности, основные средства, сданные в аренду, износ основных средств. В эту справку добавлена строка "Нематериальные активы, полученные в пользование".
     Итак, бухгалтерский баланс стал намного проще. Впрочем, главный бухгалтер имеет право усложнить его, введя расшифровки различных показателей. Кстати, в балансе больше нет записи о номере аттестата профессионального бухгалтера. Видимо, Минфин оставил свои мечты, что все балансы должны подписываться только аттестованными бухгалтерами.
     Отчет о прибылях и убытках (форма 2). Из раздела "Доходы и расходы по обычным видам деятельности" исключена расшифровка выручки и себестоимости по видам деятельности. Добавлены строки "Отложенные налоговые активы" и "Отложенные налоговые обязательства". Справочно добавлены строки: "Постоянные налоговые обязательства (активы)", "Базовая прибыль (убыток) на акцию", "Разводненная прибыль (убыток) на акцию". А данные о дивидендах на одну акцию по видам акций, как начисленные, так и предполагаемые исключены.
     В расшифровке прибылей и убытков добавилась строка "Отчисления в оценочные резервы".

Отчет об изменениях капитала (форма 3).
     В нем произошли большие изменения, в том числе изменилась структура отчета. Количество отражаемых показателей значительно увеличилось. Теперь в отчете отражается множество различных факторов, влияющих на изменение капитала.

Отчет о движении денежных средств (форма 4).
     Он также сильно изменился, включая структуру отчета. Количество отражаемых показателей уменьшилось. Теперь не надо столь подробно расписывать, откуда и куда поступали денежные средства. Исключен также раздел "Справочно", расшифровывающий наличные расчеты. Зато по новой форме каждый показатель нужно отражать как за отчетный период, так и за аналогичный период предыдущего года.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5).
     Это приложение сильно переработано. Исключено отражение движения заемных средств. В других разрезах анализируется дебиторская и кредиторская задолженность. Исключена расшифровка задолженности по контрагентам. Более подробной стала информация о нематериальных активах и основных средствах, включая их амортизацию. Добавились разделы "Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", "Расходы на освоение природных ресурсов", "Государственная помощь". Исключен раздел "Социальные показатели". Сделано много других изменений.

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6) принципиальных изменений не претерпел.
     В образцах форм 2 - 6 теперь нет заполненных кодов строк, бухгалтер должен присваивать коды строкам сам. Лучше всего, по нашему мнению, пользоваться старыми кодами.
     Общий вывод, который можно сделать: формы отчетности значительно изменились, надо их изучать. Фирма 1С в ближайшее время внесет изменения в свои программы. На Едином семинаре 7 октября планируется обсудить эту тему.

И последний вопрос: когда же надо применять новые формы отчетности? Приказ № 67н вводится в действие, начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год. Поэтому отчетность за 9 месяцев 2003 года, по нашему мнению, нужно делать уже по новым формам. Однако формы бухгалтерской отчетности являются рекомендованными. Бухгалтер может изменять их, добавлять или расшифровывать показатели. Поэтому, если бухгалтер сочтет, что старые формы его устраивают, можно применять их.