Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень
№ 36 май 2003 г. 
Новости законодательства:
Средний заработок нужно считать по-новому
 
     Согласно статье 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы устанавливается единый порядок ее исчисления, а особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
     В соответствие с ТК Правительство РФ выпустило Постановление от 11 апреля 2003 года № 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". Напомним, что до выхода этого Постановления при расчете среднего заработка нужно было руководствоваться непосредственно нормами Трудового кодекса и Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2000 года № 38 в части, не противоречащей ТК.
     Для расчета среднего заработка согласно новому порядку учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации независимо от источников этих выплат. Ранее учитывались выплаты согласно перечню.
     К изменениям можно отнести исключение из состава выплат материальной помощи и любых выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, в том числе и для работников бюджетных учреждений.
     Другое важное изменение - расчет среднего заработка для отпуска при неполном отработанном расчетном периоде. Вот как об этом говорится в Постановлении.
     Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 3 и на среднемесячное число календарных дней (29,6).
     В случае когда один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах.
     Количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.

     Сделано уточнение, что ежемесячные премии, выплачиваемые вместе с зарплатой за месяц начисления премии, при периоде, отработанном не полностью, учитываются в полной сумме, а все остальные - пропорционально отработанному времени. Раньше все премии учитывались пропорционально отработанному времени.
     Постановление вступило в силу 24 апреля 2003 года. Поэтому, для тех сотрудников, которые пойдут в отпуск после этой даты расчет среднего заработка нужно делать по новому порядку.
Отражение в бухучете не зарегистрированной недвижимости
 
     В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
     Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
     Но как правило с момента принятия объекта недвижимости к учету и моментом регистрации прав на него проходит некоторое время, иногда довольно большое. Как вести учет в этом случае?
     Минфин РФ выпустил разъясняющее письмо от 08.04.2003 № 16-00-14/121. В нем, в частности, говорится, что "объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано в едином государственном реестре, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. Указанные объекты, включая объекты недвижимости, полученные в качестве вклада в уставный (складочный) капитал и фактически эксплуатируемые, до момента регистрации права собственности на них должны отражаться на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
     Тем не менее, объект недвижимости, который не зарегистрирован, но эксплуатируется, подлежит амортизации по правилам бухгалтерского учета в установленном порядке. При этом рекомендуется руководствоваться пунктом 22 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, разработанного во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", которое не отменено и продолжает действовать по настоящее время. В соответствии с ним в указанных выше случаях амортизация начисляется в общем порядке - с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. Основанием для начисления суммы амортизации является справка о стоимости указанных объектов или их частей по данным учета капитальных вложений.
     Что касается амортизации в целях налогового учета, то в соответствии с пунктом 8 статьи 258 НК основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в амортизационные группы с момента подачи документов на регистрацию этих прав, и следовательно начинают амортизироваться со следующего месяца, если, конечно, эти основные средства введены в эксплуатацию.
Пора страховать гражданскую ответственность
 
     1 июля 2003 года вступает в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Основная идея закона - возмещение вреда пострадавшим от транспорта за счет страховых взносов автовладельцев.
     В соответствии с Законом Правительство РФ выпустило два постановления от 7 мая 2003 года: № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и № 264 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии". В них установлены страховые тарифы и порядок их применения.
     Тексты Постановлений довольно объемны, и рамки нашего издания не позволяют сделать подробный анализ. Для примерной оценки величины взносов приведем пример расчета страховой премии (так называется уплачиваемая страхователем сумма).
     Предприятие в Калуге имеет автомобиль "Волга" мощностью двигателя 130 л.с., водитель 30 лет, стаж вождения 5 лет, управление автомобилем кроме него никому не доверяется, автомобиль используется более 9 месяцев в году, срок страхования 1 год.
     Базовая ставка страхового тарифа 2375 рублей. Коэффициенты:
         - КТ (от места использования автомобиля г.Калуга) 1.0,
         - КБМ (от наличия страховых выплат) 1.0,
         - КВС (от возраста и стажа водителя) 1.0,
         - КО (от количества лиц, допущенных к управлению) 1.0,
         - КМ (от мощности двигателя) 1.5,
         - КС (от периода использования) 1.0,
         - П (от срока страхования) 0.7 за 6 месяцев или 1.4 за год.
     Сумма страховой премии, которую должно выплатить предприятие страховщику:
     2375*1.0*1.0*1.0*1.0*1.5*1.0*1.4 = 4987.50 рублей.
     В случае дорожно-транспортного происшествия по вине водителя потерпевшим, если их несколько, будет за счет страховщика возмещен вред в сумме до 400 тысяч рублей, в т.ч. до 240 тысяч рублей вред, нанесенный здоровью и до 160 тысяч рублей вред, нанесенный имуществу. Если потерпевший один, то максимальная сумма возмещения составит 280 тысяч рублей: 160 тысяч рублей за вред, нанесенный здоровью и 120 тысяч рублей за вред, нанесенный имуществу.
Горячая тема:
Оплата путевок за счет ФСС
 
     Наступает период школьных каникул. Можно ли будет направить детей сотрудников в детские оздоровительные лагеря за счет средств, уплачиваемых на социальное страхование? Эти вопросы волнуют многих. Как они будут решаться в 2003 году?
     Фонд социального страхования РФ выпустил Письма от 10 апреля 2003 года № 02-18/10-2220 и от 21 апреля 2003 года № 02-18/10-2463, в которых дал ответ на некоторые вопросы.
     В 2003 году порядок и условия расходования средств обязательного социального страхования на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря регулируются Федеральным законом от 08.02.2003 № 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 418-р.
     Согласно указанным документам в 2003 году за счет средств ФСС осуществляется полная или частичная оплата стоимости путевок для детей до 15 лет включительно в детские санаторные, загородные и спортивно-оздоровительные лагеря. Путевки оплачиваются отделениями ФСС в пределах предусмотренных страхователю ассигнований на оздоровление детей.
     За счет средств Фонда оплачивается:
  • до 50 процентов средней стоимости путевки в загородный лагерь,
  • до 100 процентов средней стоимости путевки в загородный лагерь для детей работников бюджетных организаций, финансовое положение которых не позволяет самостоятельно оплачивать стоимость путевок (это надо будет доказать);
  • до 400 рублей на одного ребенка в сутки в санаторные лагеря на условиях, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 08 февраля 2003 года № 25-ФЗ (для лагерей круглогодичного действия не более чем на 24 дня, а для оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания - оплата стоимости набора продуктов питания не более чем за 21 день пребывания исходя из фактически сложившихся цен в регионе).
         Для получения путевок страхователь должен направить в отделение ФСС заявку, содержащую наименование указанных санаторных лагерей, профили лечения и его сроки.
         Сведения о лагерях и средней стоимости путевок можно получить в региональном отделении ФСС.
         Согласно положению о Фонде социального страхования РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, в задачи Фонда входит и оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей. До 2002 года эту задачу ФСС в какой-то степени выполнял. Но в 2003 году из бюджета Фонда исключены расходы по оплате путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Теперь такие путевки работники должны будут приобретать за свой счет. Конечно, предприятия могут оказать помощь в приобретении путевок.
         Правда, сохранена оплата путевок для долечивания больных, перенесших инфаркт миокарда, нарушение мозгового кровообращения, операции на сердце, желудочно-кишечном тракте. Такие больные будут долечиваться в специализированных санаториях (отделениях) по путевкам, полностью оплачиваемым за счет средств обязательного социального страхования.
         Заболевания, при которых застрахованным работникам предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения, указаны в "Положении о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей", утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309.
         Порядок направления застрахованных граждан на долечивание после стационарного лечения в специализированные санатории (отделения) регламентируется приказом Минздрава России и ФСС России от 14.09.2001 № 190/355. Наличие показаний для санаторного лечения определяют стационарные лечебно-профилактические учреждения, в которых работники лечились, а санаторно-курортные путевки для них приобретаются отделениями ФСС России на основании договоров со специализированными санаториями.
         Еще один источник для оплаты путевок - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предусмотрено направлять до 20% сумм этих взносов, перечисленных страхователями за 2002 год, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. Из этих сумм оплачиваются и санаторно-курортные путевки для лиц, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами. Порядок финансирования установлен Федеральным законом от 27.12.2002 № 183-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год".
         Положение о финансировании в 2003 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников утверждено постановлением Правительства РФ от 07.02.2003 № 82 "О порядке и условиях частичного финансирования в 2003 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
         Перечень предупредительных мер на 2003 год, подлежащих частичному финансированию, утвержден постановлением Минтруда России от 03.03.2003 № 9. В перечень мероприятий входит:
  • проведение периодических медицинских осмотров застрахованных лиц, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами;
  • оплату стоимости путевок на санаторно-курортное оздоровление для работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приобретение приборов контроля за состоянием условий труда.
         Страхователи вправе финансировать эти мероприятия за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но в общей сумме не более, чем 20% суммы страховых взносов, перечисленных страхователями в бюджет ФСС в 2002 году.
         Много это или мало, предоставляем оценить читателям.