Новости от "КАМИНа"
 Информационный бюллетень
№ 29 октябрь 2002 г. 
Новости законодательства:
Как закончить расчеты по налогу на пользователей автодорог
 
     Как мы уже писали, с 1 января 2003 года отменяется налог на пользователей автодорог. МНС в Письме от 10.09.2002 № ВГ-6-03/1385 разъяснило, как надо заканчивать расчеты по этому налогу. Порядок расчетов установлен статьями 4 и 16 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ.
     Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации "по отгрузке" обязаны исчислить и уплатить налог за отгруженную до 1 января 2003 года продукцию (работы, услуги).
     Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации "по оплате" обязаны исчислить и уплатить налог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года. Кроме того, они должны исчислить и оплатить налог за отгруженные, но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года товары (работы, услуги). При этом налоговая база определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (работы, услуги), отгруженные, но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года.
     Налог на пользователей автодорог по итогам года надо уплатить не позднее 15 января 2003 года всем налогоплательщикам. Исключение сделано для малых предприятий, которые уплату налога производят в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 год, то есть до 9 апреля 2003 года.

Налог на имущество рассчитывается по данным бухгалтерского учета
 
     Министерство по налогам и сборам Письмом от 06.09.2002 № ШС-6-21/1377 разъяснило, что "для целей налогообложения налогом на имущество предприятий принимается остаточная стоимость основных средств, сформированная по правилам ведения бухгалтерского учета".
     В свою очередь, Минфин РФ в Письме от 29.08.2002 № 04-05-06/34 подтвердил, что бухгалтерский учет основных средств нужно вести в соответствии с Положением ПБУ 6/01. При этом амортизация ОС, принятых на учет до 1 января 2002 года производится по нормам, действовавшим во время принятия их на учет. Для малых предприятий разъясняется:
     Субъекты малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" вправе принять ускоренную амортизацию с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов производственных фондов.
     Кроме того, в соответствии с вышеназванным законом субъекты малого предпринимательства имеют право списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

     Таким образом, малые предприятия, применяя ускоренную амортизацию в бухгалтерском учете, могут снизить налоговую базу по налогу на имущество.

Налог на прибыль изменения продолжаются
 
     Создается впечатление, что Государственная Дума и МНС играют в догонялки. Дума выпускает закон, изменяющий Налоговый кодекс, через 3 - 4 месяца МНС меняет свои документы, но за это время Дума успевает выпустить Закон, вносящий новые изменения, и таким образом, документы МНС устаревают уже в момент выхода.
     Прошел очередной раунд этой игры. 29 мая 2002 года вышел федеральный Закон № 57-ФЗ, который внес значительные изменения в Налоговый кодекс, в частности в его 25 главу. Приказом МНС от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358 в соответствии с этим законом изменена форма декларации по налогу на прибыль. Приказ вышел за несколько дней до последнего дня сдачи полугодовой отчетности, поэтому большинство налогоплательщиков сдали декларацию по старой форме. Наконец, только что Приказом МНС РФ от 9 сентября 2002 г. № ВГ-3-02/480 внесены изменения в инструкцию по заполнению декларации по налогу на прибыль.
     Но за это время законодатели успели выпустить федеральный Закон 110-ФЗ от 24 июля 2002 года, который еще раз изменил порядок расчета налога на прибыль. Однако, МНС в своей инструкции этих изменений пока не учло. Таким образом, декларация по налогу на прибыль и инструкция по ее заполнению не соответствуют последнему состоянию законодательства.
     Текст инструкции сильно переработан. Остановимся на самых важных изменениях.
     Изменился перечень сдаваемых листов декларации. При отчете за отчетный период всем налогоплательщикам нужно сдавать Приложения 1, 2, 3, 6, 7 к листу 02, что раньше не требовалось. Значительно изменен порядок заполнения листов 12 и 13, в которых рассчитывается налог с базы переходного периода. Добавлен порядок заполнения Приложений 6 и 7 к Листу 02.
     А теперь остановимся на том, что не удастся отразить в декларации. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ внес изменения в многострадальную 10-ю статью Федерального закона от 6 августа 2001 года с таким же номером 110-ФЗ. В эту статью добавлен новый пункт 7.1.
     Если налогоплательщик, определявший до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации выручку от реализации для целей налогообложения по методу отгрузки и перешедший с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по методу начисления, по базе переходного периода получил превышение расходов над доходами, то сумма такого превышения в размере, не превышающем сумму от списания на расходы недоамортизируемой части основных средств стоимостью не свыше 10 тысяч рублей или со сроком полезного использования не более 12 месяцев, признается расходом налогоплательщика от переходного периода, который подлежит отнесению на расходы, включаемые в налоговую базу соответствующих отчетных периодов равномерно в течение пяти лет с даты вступления главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации в силу.
     Кроме этого пункт 8 статьи 10 дополнен новым абзацем:
     В случае, если налогоплательщиком за 2001 год получен убыток, то исчисленная сумма налога в порядке, предусмотренном настоящей статьей, подлежит уплате в бюджет равномерно в течение пяти лет в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей по налогу по итогам отчетного периода.
     Эти очень важные положения не учтены ни в форме декларации, ни в инструкции по ее заполнению. А ведь таких налогоплательщиков очень много. Если предприятие работало в 2001 году "по отгрузке", то доходов переходного периода у него практически не может быть, а расходы будут. Инструкция предписывает в этом случае базу переходного периода признавать равной нулю, а Закон списывать убыток в течение 5 лет. Конечно, выгоднее выполнять Закон, нежели инструкцию. Но как это сделать, если в декларации нет для этого места?
     Можно предположить, что по итогам года можно будет внести изменения. Но в инструкции исключено требование о сдаче Листов 12 и 13 в составе декларации по итогам налогового периода. Поэтому сделать это не удастся. Но будем надеяться, что к сдаче годовой отчетности МНС выпустит новые изменения к инструкции и к форме декларации, где будут учтены требования Закона.

Готовятся изменения по упрощенной системе
 
     В Госдуму внесен проект Федерального закона, вносящий поправки в недавно принятую главу Налогового кодекса "Упрощенная система налогообложения".
     В частности, планируется обязать "упрощенцев" уплачивать НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. При переходе на упрощенную систему не нужно учитывать доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ (по действующему закону нужно учитывать все доходы).
     Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. Это радует!
     А волнующая многих проблема учета в составе расходов стоимости покупных товаров в законопроекте не отражена. Это огорчает.
     Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2003 года, конечно, если он будет принят и подписан Президентом. Мы будем следить за его прохождением и сообщать нашим читателям.
Семинар:
Прошел очередной семинар
 
     9 октября 2002 года в Большом зале Народного дома прошел традиционный бесплатный единый семинар по программам 1С:Предприятие, который проводила фирма КАМИН. В семинаре приняли участие 275 человек, в основном, бухгалтеры. Большой интерес вызвали демонстрируемые методы ведения налогового учета в 1С:Бухгалтерии, а также лекция о новых режимах налогообложения малого бизнеса. Интересно, что 25% слушателей планируют переходить на упрощенную систему налогообложения.
     По окончании семинара был проведен розыгрыш лотереи, где разыгрывались программы, методическая литература и сувениры 1С.
     Следующий единый семинар состоится 17 декабря 2002 года.
Горячая тема:
Перерасчеты у "вмененщиков"
 
     Самые несчастные субъекты бизнеса в 2002 году это предприятия и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход. Сначала (буквально в Новогоднюю ночь) выходит Федеральный закон 198-ФЗ от 31 декабря 2001 г., обязывающий их с 1 января 2002 года уплачивать ЕСН, уменьшив ставку единого налога с 20 до 15 процентов. Потом Федеральным законом 104-ФЗ от 24 июля 2002 г. их задним числом освобождают от уплаты ЕСН в 2002 году.
     В статье 5 закона 104-ФЗ говорится:
     Установить, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов медицинского страхования налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежат зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно статье 7 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
     Сумма единого налога, исчисленная за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 35 процентов.

     По второму абзацу этой статьи МНС выпустило разъясняющее письмо от 2 октября 2002 г. № СА-6-22/1497. В частности, в нем говорится:
     В целях соблюдения данного положения Федерального закона налогоплательщиками представляются в налоговые органы по месту уплаты единого налога на вмененный доход уточненные расчеты единого налога за 1 - 3 кварталы текущего года, в которых отражаются данные об уплаченных за указанные отчетные (налоговые) периоды суммах взносов на обязательное пенсионное страхование.
     Отражение в уточненных расчетах единого налога таких данных осуществляется налогоплательщиками посредством внесения в форму расчета дополнительных записей следующего содержания:
      -
Уплачено взносов на обязательное пенсионное страхование за __ квартал 2002 года в сумме ____ рублей";
      -
"Сумма взносов на обязательное пенсионное страхование, относимая на уменьшение (но не более чем на 35 процентов) суммы исчисленного единого налога на вмененный доход ____ рублей";
      -
"Итого подлежит уплате единого налога на вмененный доход _____ рублей".
     Сведения об уплаченных суммах взносов на обязательное пенсионное страхование указываются налогоплательщиками в уточненных расчетах единого налога на вмененный доход на основании данных представленных ими в налоговые органы за отчетные периоды текущего года расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и первичных платежных документов.
     Уточнение налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал текущего года осуществляется налогоплательщиками в аналогичном порядке после фактической уплаты за указанные отчетные (налоговые) периоды исчисленных сумм взносов на обязательное пенсионное страхование.
     Образовавшаяся в результате произведенных налогоплательщиками перерасчетов сумма переплаты единого налога на вмененный доход подлежит зачету или возврату налогоплательщикам в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
     Решение о зачете или возврате сумм излишне уплаченного единого налога на вмененный доход принимается налоговыми органами только после представления налогоплательщиками в указанном выше порядке уточненных расчетов единого налога на вмененный доход за налоговые периоды текущего года.

     Таким образом, сумму ЕНВД можно уменьшить. А что делать с ЕСН, зачет которого обязаны сделать налоговые органы? МНС пока не высказалось по этому поводу. Выскажем нашу точку зрения.
     Для начала отметим, что ЕСН в 2002 году "вмененщикам" не надо было платить. Еще в февральском номере НоК мы подробно анализировали Федеральный закон 198-ФЗ от 31 декабря 2002 года и сделали вывод о том, что он может действовать только с 1 января 2003 года, поэтому платить ЕСН в 2002 году не нужно. Конечно, пришлось бы судиться с налоговыми органами, а это дело малоприятное, но за свои права можно и побороться.
     Вы в праве потребовать у ИМНС вернуть излишне уплаченный ЕСН, как это сделало, например, ООО "Гарант-лес" из Архангельской области. После отказа оно обратилось с иском к ИМНС в арбитражный суд области, который также отказал. Тогда ООО обжаловало решение в кассационном порядке.
     Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал иск "Гарант-Леса" подлежащим удовлетворению (Постановление от 11 сентября 2002 года, дело № А05-6231/02-352/13). Вот основные аргументы суда в пользу налогоплательщика.
     Уплачивая единый социальный налог и взносы в государственные внебюджетные фонды в первом квартале 2002 года, общество исходило (ошибочно) из того, что Федеральный закон № 198-ФЗ вступил в силу с 01.01.2002. Из этого же исходила и налоговая инспекция, отказывая обществу в возврате уплаченной суммы.
     Статьей 10 Федерального закона № 198-ФЗ предусмотрено, что он, за исключением абзаца 9 пункта 11 статьи 1, вступает в силу с 01.01.2002.
     Данный федеральный закон официально опубликован 31.12.2001.
     В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
     Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
     Налоговый период, определяемый как календарный год, начинается с 1 января соответствующего года и оканчивается 31 декабря этого же года. Применительно к 2002 году - это период с 01.01.2002 по 31.12.2002. Следовательно, в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом по единому социальному налогу, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Федерального закона № 198-ФЗ (01.02.2002), является период с 01.01.2003 по 31.12.2003, а его первым числом - 01.01.2003.

     В силу вышеизложенного указанная сумма налога и взносов в первом квартале 2002 года обществом уплачена излишне.
     А как можно вернуть ЕСН путем зачета? Методики пока нет. Но следует обратить внимание, что зачет производится в счет сумм, уплаченных в федеральный бюджет и фонды в соответствии со статьей 7 закона об ЕНВД. Но согласно этой статьи 70% суммы ЕНВД приходится на региональный и местный бюджеты, в который ЕСН в 2002 году не направлялся, и следовательно в счет уплаты ЕНВД в эти бюджеты зачет произвести нельзя. Поэтому процесс зачета ЕСН может растянуться на годы.
Информация:
Готовится к выходу новый программный продукт
"КАМИН:Розничный магазин"
 
     Программный продукт представляет собой дополнение к типовой конфигурации "1С:Бухгалтерии". Он предназначен для автоматизации бухгалтерского учета в магазинах розничной торговли.
     Программа может работать на предприятиях и у предпринимателей с различной организационной формой, в том числе переведенных на уплату ЕНВД, работающих по упрощенной системе.
     Программа поддерживает различные схемы торгового учета:
          
  • суммовой с расчетом реализованного торгового наложения,
              
  • количественно-суммовой с учетом продажи каждой единицы товара, при этом списание товаров можно производить методом ФИФО или по средней стоимости;
              
  • количественно-суммовой с выявлением результатов продаж путем инвентаризации.
         Программа формирует различные отчеты по торговой деятельности, в том числе отчет о доходах и расходах по каждому товару в разрезе поступивших партий товара.
         Справки по тел. 53-10-22.

    Новый вид услуг фирмы КАМИН
     
         Фирма КАМИН объявляет о новом виде услуг: консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению, юридическим аспектам хозяйственной деятельности предприятий. В частности, мы готовы оказывать помощь в подготовке документов в ИМНС в связи с передачей в налоговые органы дел о регистрации юридических лиц, в подготовке учредительных документов, в консультировании по хозяйственным спорам, в том числе, с налоговыми органами, в организации ведения налогового учета по налогу на прибыль, в подготовке к переходу на упрощенную систему. Справки по тел. 53-10-22.