Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 27 июль 2002 г. 

Новости законодательства:

Определен порядок перерегистрации юридических лиц

     Правительство РФ издало ряд документов, определяющих порядок регистрации юридических лиц в органах МНС. В частности Постановлением от 19 июня 2002 года № 439 утверждены формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению.
     Следует отметить, что никакого упрощения, о чем неоднократно заявляли ответственные чиновники Правительства, при введении нового порядка не произошло. Наоборот, если раньше заявление о регистрации подавалось на одной странице в произвольной форме, то теперь это многостраничный документ.
     Напоминаем, что всем зарегистрированным юридическим лицам нужно до конца 2002 года представить сведения в ИМНС. Нужно заполнить заявление по форме № Р17001. Документ состоит из 4 страниц сведений о заявителе, кроме того, нужно заполнить по одному листу на каждого учредителя и 2 экземпляра расписки в получении документов. В заявлении есть поле для заверения нотариусом подписи уполномоченного лица, которое будет передавать документы в ИМНС. Однако, по информации, полученной в УМНС Калужской области, заверять подпись при передаче сведений об уже зарегистрированных юридических лицах, не обязательно.
     Каждому юридическому лицу будет присвоен Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) из 13 цифр. Этот номер должен будет указываться во всех документах юридического лица наряду с его наименованием.

Изменен порядок учета основных средств

     Минфин РФ выпустил Приказ от 18 мая 2002 года № 45н "О внесении дополнений и изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
     Первоначальная стоимость основных средств может изменяться при их модернизации.
     Сумма уценки объекта основных средств должна теперь относиться не на счет прибылей и убытков, а на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), и должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации.
     И, наконец, самое интересное. Разрешается списывать на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию основные средства до 10000 рублей (вместо 2000) включительно за единицу.
     По доброй традиции Минфина приказ вводится в действие задним числом с 1 января 2002 года.

КоАП вступил в действие

     С 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс об административных нарушениях. Что нового в нем для наших читателей: бухгалтеров, руководителей, предпринимателей? Остановимся на наиболее важных изменениях.
     Прежний КоАП распространялся только на граждан. Теперь его действие простирается и на юридических лиц. Ответственность по Кодексу могут нести граждане, юридические лица и их должностные лица. Предприниматели приравнены к должностным лицам юридических лиц.
     Размеры санкций за административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности значительно увеличились. Если по старому Кодексу самым большим штрафом в этой сфере была сумма в 100 МРОТ, то теперь максимальный штраф увеличен до 5000 МРОТ для юридических лиц и 200 МРОТ для предпринимателей. Напомним, что МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для исчисления штрафов пока 100 рублей, но его могут и повысить.
     Отдельная глава кодекса посвящена административным нарушениям в области предпринимательства (глава 14). Вот только некоторые новшества.
     Нарушение законодательства о рекламе (ст.14.3) штраф до 50 МРОТ с предпринимателей, до 500 МРОТ с юридических лиц.
     Продажа населению товаров (оказание услуг) ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст.14.4) штраф до 50 МРОТ с предпринимателей, до 500 МРОТ с юридических лиц, с возможной конфискацией товаров.
     Продажа товаров при отсутствии информации о продавце или изготовителе или без применения ККМ (ст.14.5) штраф до 40 МРОТ с предпринимателей, до 400 МРОТ с юридических лиц.
     Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей (ст.14.7) штраф до 20 МРОТ с предпринимателей, до 200 МРОТ с юридических лиц.
     Для бухгалтеров и предпринимателей изменилась административная ответственность в области налогов и сборов, бухгалтерского учета (глава 15).
     Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций: расчеты наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование в кассу денежной наличности, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (ст.15.1) штраф до 50 МРОТ с должностных лиц предприятий, до 500 МРОТ с юридических лиц.
     Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке (ст.15.5) штраф до 20 МРОТ с предпринимателей и должностных лиц предприятий.
     Нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета штраф до 20 МРОТ с предпринимателей и должностных лиц предприятий.
     Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов штраф до 20 МРОТ с предпринимателей и должностных лиц предприятий. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и правил представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
     Многое изменилось в административной ответственности в области обращения ценных бумаг, таможенных отношений, продажи подакцизных товаров, оборота этилового спирта, банковской деятельности, валютных операций.
     Кодекс полезно изучить и как гражданину. Отправляясь в лес за грибами или на рыбалку, надо иметь в виду, что, возможно, ваши невинные занятия грозят вам большим штрафом да еще с конфискацией добытого и орудий добычи.
     Кроме КоАПа с 1 июля вступает в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс. Надеемся, что нашим читателям он в практической деятельности не понадобится.

Отчисления в экологические фонды отменены

     Приказом МПР РФ и Минфина РФ от 10 июня 2002 г. № 355/50н "О признании утратившими силу нормативных актов Министерства финансов Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации" признан утратившим силу "Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды".
     Как известно, Федеральный экологический фонд Российской Федерации упразднен с 1 января 2001 года федеральным Законом от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ. Тем не менее взносы в упраздненный фонд предприятиями перечислялись. Теперь этого делать не нужно. Можно попытаться вернуть уплаченные взносы за 2001 2002 годы, но прогнозировать успешность такой попытки трудно.

Конституционный Суд защитил владельцев автотранспортных средств

     Конституционный Суд РФ в Определении от 10 апреля 2002 г. № 104-О установил, что положение пункта 5 статьи 6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" о возможности установления законами субъектов РФ ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные федеральным Законом, утрачивает силу и не подлежит применению, как не соответствующее Конституции РФ, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
     Статьей 6 Закона от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено взимание налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, и установлены ставки налога, которые могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации. Пределы, до которых можно повышать ставки, федеральным законом не установлены. Получается, что региональные власти могут повышать их неограниченно. Как считает Конституционный Суд, "независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку". А поскольку этого нет, применяется ставка, установленная федеральным законом.
     В Калужской области ставки на владельцев автотранспорта тоже увеличены по сравнению с федеральными. Например, для легковых автомобилей мощностью двигателя до 100 л.с федеральная ставка 0.5 руб за 1 л.с, калужская 2 руб. за 1 л.с., мощностью двигателя более 100 л.с. федеральная ставка 1.3 руб. за 1 л.с, калужская 4 руб. за 1 л.с. и т.д.
     Поскольку Определение Конституционного Суда окончательно, то можно сделать вывод, что уплату налога с владельцев автотранспортных средств нужно производить по ставкам, установленным в федеральном законе. Впрочем, законодатели с 2003 года сильно увеличивают эти ставки. Подробнее в "горячей теме".
Горячая тема:

Новый пакет законов о налогообложении

     В последний день весенней сессии Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении ряд законопроектов, вносящих значительные изменения в налоговое законодательство. Как ожидается, в середине июля они будут подписаны Президентом РФ и вступят в законную силу. Остановимся на некоторых из них.
     Закон "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса РФ и другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" направлен на компенсацию потерь доходов региональных бюджетов в связи с отменой с 1 января 2003 года закона РФ "О дорожных фондах в РФ". Мы уже писали в одном из предыдущих номеров нашего издания, что с 1 января 2003 года отменяются налоги в дорожные фонды, в частности, налог на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств.
     Чтобы компенсировать потери бюджета, вводится региональный транспортный налог, который описан в отдельной главе Налогового кодекса. Транспортный налог аналогичен существующему налогу с владельцев транспортных средств.
     Ставки транспортного налога намного больше ставок ныне действующих ставок налога с владельцев транспортных средств. Предельная ставка будет дифференцирована в зависимости от мощности автомобиля. На легковые автомобили мощностью двигателя до 100 л.с. вводится базовая ставка 5 руб. с каждой л.с., от 100 до 150 л.с. - 7 руб. за каждую л.с., от 150 до 200 л.с. - 10 руб. за л.с., от 200 до 250 л.с. - 15 руб. за л.с., больше 250 л.с. - 30 руб. за л.с.
     Законопроект увеличивает ставки акцизов на нефтепродукты на 45%, на сигареты - на 70%. При этом акцизы на нефтепродукты будут взиматься не только с производителя, но и с последнего лицензируемого продавца. На пиво акцизы увеличиваются на 25%, на алкогольные напитки - на 15%.
     Налог на прибыль перераспределяется: в бюджеты субъектов РФ будет направляться 16% вместо 14%. В соответствии с законопроектом налогом на прибыль не будет облагаться положительная разница от переоценки основных фондов предприятий, проведенной до 1 января 2002 года. Однако при расчете амортизации переоценку можно будет учитывать не полностью, а только 30%.
     Ставка земельного налога в 2003 году повышается в 1.8 раза.
     Наконец, приняли новые главы Налогового кодекса, о которых было много споров. Мы подробно разбирали проекты этих глав в апрельском номере нашего бюллетеня. Теперь эти главы приняты в окончательном виде, и многим нужно будет готовиться к их введению с 2003 года. Расскажем, что изменилось в сравнении с проектами.
     Глава 26-2 "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства". На нее добровольно могут переходить малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Упрощенная система предусматривает замену уплаты предприятиями налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество и ЕСН уплатой единого налога по результатом хозяйственной деятельности. Для предпринимателей вводится такой же единый налог, заменяющий НДФЛ, НДС, налог с продаж, налог на имущество и ЕСН. Остальные налоги, в том числе, местные, а также взносы в Пенсионный фонд нужно будет платить.
На упрощенную систему может перейти организация, если ее выручка за 9 месяцев 2001 года не превысила 11 миллионов рублей и стоимость амортизируемого имущества не превышает 100 миллионов рублей. Для предпринимателей таких ограничений нет. Численность работников организации и предпринимателя на упрощенной системе не должна превышать 100 человек. Заявление о переходе на упрощенную систему надо подать с 1 октября по 30 ноября 2002 года.            Будьте внимательны, не пропустите срок!
     Предприятия и предприниматели, переходящие на упрощенную систему, вправе выбрать вариант уплаты единого налога: 6% от выручки или 15% от прибыли (выручки минус суммы некоторых видов расходов), но не менее, чем 1% от выручки. Это меньше, чем в проекте (соответственно 8% и 20%), и меньше, чем существующая ставка (в Калужской области 10% от выручки). Доходы и расходы учитываются кассовым методом. Налогоплательщики, считающие налоговую базу от выручки, могут уменьшить ее на сумму платежей в Пенсионный фонд (не более 50% базы), а те, кто от прибыли нет.
     Для расчета налоговой базы нужно вести налоговый учет в Книге учета доходов и расходов. В прежней редакции закона об упрощенной системе предприятиям разрешалось не вести бухгалтерский учет. Теперь такой номы нет, значит бухучет вести придется. Вот вам и упрощение отчетности!
     Налог нужно будет уплачивать ежеквартально по фактическим результатам работы за истекший с начала года период. По итогам года налог уплачивается до 31 марта следующего года.
     Принятый закон можно оценить как значительно улучшающий положение предприятий, применяющих упрощенную систему, хотя надо отметить, что у предприятий увеличится объем отчетности. Для предпринимателей закон резко ухудшает их положение. Сейчас предприниматели-"упрощенцы" платят фиксированную сумму патента, и все. А по новому закону придется платить во всяком случае больше, чем сейчас, да еще вести подробную отчетность.
     Поскольку упрощенная система применяется добровольно, то многие предприниматели будут вынуждены искать другие формы деятельности либо прекращать ее.
     Глава 26-3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". В отличие от упрощенной системы на нее организации и предприниматели переходят в обязательном порядке.
     Перечень видов деятельности значительно сокращен по сравнению с существующим и по сравнению с проектом. В нем осталось только 6 видов: бытовые услуги, ветеринарные услуги, обслуживание автотранспорта, розничная торговля, общественное питание, автотранспортные перевозки. Причем каждый вид услуг имеет свои ограничения. Например, торговля ограничена 70 кв. метрами площади торгового зала.
     Субъект федерации вправе уменьшить перечень видов деятельности, по которым применяется эта система, либо вообще не применять этот режим на своей территории.
     Вмененный доход будет рассчитываться на основе базовой доходности, которая для каждого вида деятельности установлена законом. Нормативы базовой доходности намного увеличены по сравнению с теми, которые установлены сейчас в Калужской области региональным законодательством. Теперь субъекты федерации не смогут уменьшать эти нормативы. Базовая доходность будет умножаться на 3 корректирующих коэффициента, размеры и порядок определения которых установит Правительство РФ.
     Организации и предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД, освобождаются от тех же налогов, что и на упрощенной системе, и так же уплачивают взносы в Пенсионный фонд.
     Единый налог на вмененный доход будет начисляться по ставке 15% от базовой доходности, умноженной на коэффициенты. Сумма налога уменьшается на сумму взносов в Пенсионный фонд, начисленных работникам, а для предпринимателей, и на сумму фиксированных платежей в Пенсионный фонд. При этом сумма налога не может быть уменьшена более, чем на 50%.
     Улучшает ли новый порядок положение предприятий и предпринимателей, переведенных на уплату ЕНВД? Ответить не просто. С одной стороны, значительно увеличивается базовая доходность, а следовательно, налоговая база. С другой стороны, взносы в Пенсионный фонд идут в зачет налога. Но до 2002 года взносы в ПФ вообще не платились, они находились внутри ЕНВД. Все же в большинстве случаев налоговое бремя, видимо, возрастет, поскольку базовая доходность увеличивается в несколько раз, а взносы в ПФ можно зачесть только в сумме, не превышающей 50% налога.
     Наконец, о самом приятном. В 2002 году для предприятий и предпринимателей, переведенных на уплату ЕНВД, отменяется начисление и уплата ЕСН. Причем отменяется задним числом с 1 января 2002 года! Более того, если предприятие или предприниматель, переведенный на ЕНВД, уплачивали ЕСН в 2002 году, они могут вернуть эти суммы путем зачета в счет будущих платежей. Кроме того, ЕНВД, исчисленный по итогам года, уменьшается на суммы уплаченных взносов в Пенсионный фонд.
     Можно сказать, что государство решило всерьез заняться "поддержкой малого бизнеса". А что будет дальше, трудно даже представить, поскольку, как заявил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, "Правительство рассматривает возможность дальнейшей либерализации налогообложения малого бизнеса".
Информация:

Выпущен новый программный продукт
КАМИН:Налоговый учет

     Программный продукт представляет собой комплект отчетов, позволяющих составить налоговую декларацию по налогу на прибыль в "1С:Бухгалтерии 7.7" на основании данных бухгалтерского учета (без ввода документов по налоговому учету). Справки по тел. 53-10-22.

Новый вид услуг фирмы КАМИН

     Фирма КАМИН оказывает своим пользователям самый широкий спектр услуг в области автоматизации бухгатерского учета. Консультации по работе с программами даются бесплатно. В процессе работы у пользователей возникают вопросы не только по программе, но и по бухгалтерскому учету, налогообложению, другим вопросам законодательства. Конечно, мы отвечаем и на них. Наш бюллетень также направлен на оказание бухгалтерам такой консультационной помощи.
     Однако на сложные вопросы не всегда возможно дать простой и быстрый ответ. Нужно подобрать нормативные документы, проанализировать их, учесть конкретную ситуацию пользователя, учесть все изменения законодательства.
     Поэтому фирма КАМИН объявляет о новом виде услуг: консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению, юридическим аспектам хозяйственной деятельности предприятий. В частности, мы готовы оказывать помощь в подготовке документов в ИМНС в связи с передачей в налоговые органы дел о регистрации юридических лиц, в подготовке учредительных документов, консультировать по хозяйственным спорам, в том числе с налоговыми органами, в организации ведения налогового учета по налогу на прибыль. Справки по тел. 53-10-22.