Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 26 июнь 2002 г. 

Новости законодательства:


Регистрация юридических лиц передана МНС

     Опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 317 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц". В нем, в частности, говорится:
     Установить, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.
     Итак, с 1 июля для регистрации нового предприятия нужно будет обращаться в налоговую инспекцию. Подробный порядок этого пока не описан. Министр по налогам и сборам Геннадий Букаев сообщил на пресс-конференции о планах МНС по регистрации юридических лиц. Все действующие юридические лица после 1 июля 2002 года должны подать в МНС заявление о переоформлении свидетельства о регистрации и получить новое общероссийское свидетельство. Юридические лица, которые не подадут сведения до 1 января 2003 года, могут попасть под процедуру ликвидации, так как их списки будут подаваться в судебные органы для принятия решения о ликвидации.

Предприниматель доказал в Конституционном суде
незаконность уплаты им НДС

     Опубликовано определение Конституционного суда по жалобе свердловского предпринимателя Сергея Кривихина на нарушение его конституционных прав. Кривихин зарегистрирован как предприниматель 15 мая 2000 года. 1 января 2001 года вступила в силу глава НК о налоге на добавленную стоимость. Кривихин не попадал в категорию предпринимателей, которые имели право на освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей 145 НК. Однако, изучив законодательство, Кривихин решил, что налог можно все-таки не платить, поскольку Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации" гарантирует, что налоговые условия для субъектов малого бизнеса не могут ухудшаться в течение первых четырех лет их деятельности. Поэтому предприниматель попросил налоговую инспекцию освободить его от исполнения обязанностей налогоплательщика до 15 мая 2004 года. Но ему был дан отказ. Кривихин обратился с жалобой на действия налоговых органов в арбитражный суд области, который его жалобу удовлетворил. Однако Федеральный арбитражный суд Уральского округа отменил это решение. Поэтому Кривихин обратился в Конституционный суд РФ.
     В своем определении от 7 февраля 2002 года 37-О Конституционный суд признал требования предпринимателя законными. Это обосновывается так.
     В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
     При этом ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. В случае введения НДС для индивидуальных предпринимателей условия хозяйствования для них ухудшаются, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов - фактур, ведению книги продаж и книги покупок). Кроме того, включение суммы НДС в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.

     Таким образом, Конституционный суд трактует ухудшение условий не только как увеличение налогового бремени, но и как увеличение объема отчетности. В этой связи хочется обратить еще раз внимание предпринимателей на введение с 1 января 2002 года ЕСН для организаций и предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. Мы уже писали о незаконности требования уплаты этого налога в 2002 году. Но для предпринимателей и организаций, зарегистрированных менее 4 лет назад, решение Конституционного суда дает хорошую возможность не платить или вернуть уже уплаченный ЕСН не только в 2002 году, но до истечения 4 лет с момента регистрации. Доказать ухудшение условий не составит труда, поскольку увеличилось и налоговое бремя, и объем отчетности.

Поправки к Налоговому кодексу приняты!

     Наконец-то закончилось обсуждение многострадальных поправок ко второй части Налогового кодекса. Опубликован федеральный Закон от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В законе несколько сотен поправок к Налоговому кодексу и другим законодательным актам. В двух предыдущих номерах мы рассказывали о готовящихся поправках. В этом номере мы продолжим этот разговор.
     Довольно много поправок касается НДС. Мы уже писали о поправке к статье 145 НК, согласно которой освобождение от уплаты НДС налогоплательщик получает в уведомительном, а не разрешительном порядке. Установлено, что эта поправка вступает в силу через месяц после опубликования закона. Уменьшена с 20 до 10 процентов ставка НДС на реализацию некоторых товаров. Исключена уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений. Изменены расчетные ставки НДС с 16.67% на 20/120 и с 9.09% на 10/110.
     Несколько поправок относятся к налогу на доходы физических лиц. Большие изменения внесены в статью 213 НК, описывающую порядок налогообложения выплат по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения, а также в статью 214.1 по налогообложению операций с ценными бумагами. Эти поправки начнут действовать с 2003 года. Выигрыши в лотерею будут облагаться по ставке 13 процентов вместо 35. Поправка по выигрышам вступает в действие с 1 января 2002 года.
     Важное изменение внесено в статью 241 НК. Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей в части, направляемой в федеральный бюджет, уменьшены в 2 раза по сравнению с действующими ставками. Одновременно отменен зачет в счет ЕСН взносов, уплачиваемых предпринимателями в пенсионный фонд. Отменено и представление предпринимателями в налоговую инспекцию сведений по взносам в пенсионный фонд. Интересно, что эта поправка вступает в действие с 1 января 2002 года и действует до 1 января 2003 года. А как будет дальше, законодатели еще не придумали.
     Но самое большое число поправок касается налога на прибыль. Учитывая, что близится сдача отчета за первое полугодие, и еще надо готовить дополнительный отчет по переходному периоду, мы вынесли в "горячую тему" порядок составления отчета с учетом принятых поправок.

Плата за загрязнение окружающей среды, оказывается, незаконна

     Верховный суд РФ рассмотрел дело по заявлению ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
     В своем Решении от 28 марта 2002 года № ГКПИ 2002-178 ВС РФ устанавливает, что заявление подлежит удовлетворению. Вот как это обосновывается.
     Система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом РФ.
     Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, не предусмотренные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.
     Из содержания статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
     При рассмотрении дела судом установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога.
     Между тем в нарушение статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации все существенные элементы указанного налогового платежа установлены не федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

     Следует ожидать, что для исправления этого положения Правительством будет подготовлен соответствующий федеральный закон. А пока у предприятий есть все основания не производить плату за загрязнение окружающей среды.

Горячая тема:


Отчет по налогу на прибыль за первое полугодие

     По итогам первого полугодия бухгалтерам придется делать 2 расчета по налогу на прибыль: собственно за полугодие и по так называемой "базе переходного периода". С последнего расчета мы и рекомендуем начать. Порядок расчета налоговой базы переходного периода регламентирован статьей 10 федерального закона 110-ФЗ от 06.08.2001. В законе о поправках к НК эта статья полностью переписана и порядок составления базы переходного периода сильно изменен. Рассмотрим порядок формирования базы переходного периода для случая, когда налогоплательщик переходит на определение доходов и расходов по методу начисления.
     Для начала нужно "провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно, в процессе инвентаризации выделить дебиторскую задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, а также отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль".
     Затем нужно включить в состав доходов внерелизационные доходы, которые были получены до 1 января 2002 года, но не учитывались при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     Кроме этого нужно включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения, и некоторые другие доходы. К ним относятся, например, остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые до 1 января 2001 года уменьшали налоговую базу.
     В результате мы получим сумму дохода переходного периода. Далее определим расходы переходного периода.
     В состав расходов нужно включить себестоимость реализованных, но не оплаченных по состоянию на 31 декабря 2001 года товаров (работ, услуг), которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. При этом указанные суммы включаются в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации, только при их документальном подтверждении. Следовательно, нужно будет составить специальный расчет, обосновывающий суммы себестоимости отгруженных, но не оплаченных товаров.
     В состав расходов нужно включить суммы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения, в частности:
     - основные средства с первоначальной стоимостью не более 10000 рублей за единицу,
     - суммы недоначисленной амортизации по МБП, переданным в производство,
     - суммы расходов будущих периодов, которые в соответствии с НК с 1 января 2002 года подлежат единовременному    списанию в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу, либо не учитываются в целях налогообложения.
     В состав расходов включаются внереализационные расходы, если они произведены до 1 января 2002 года, но не учитывались при определении налоговой базы по налогу на прибыль, и некоторые другие расходы.
     Обращаем внимание, что суммы недоначисленной амортизации по основным средствам, возникающие в связи с различием в сроках эксплуатации по "старому" и "новому" порядку амортизации, в базу переходного периода не включаются.
     Пример. Компьютер стоимостью 20 тысяч рублей амортизировался в течение 3 лет. Сумма начисленной амортизации исходя из срока полезного использования 10 лет составила 6 тысяч рублей. Организация установила срок полезного использования компьютера 5 лет. Оставшийся срок полезного использования 2 года. Сумма годовой амортизации 4 тысячи рублей. Сумма амортизации за оставшийся срок полезного использования 8 тысяч рублей. Сумма недоначисленной амортизации 20 - 6 - 8 = 6 тысяч рублей. Эту сумму ранее рекомендовалось включать в базу переходного периода. Изменениями этот порядок отменен, в базу переходного периода эти суммы включать не надо. Как амортизировать такие ОС, мы расскажем дальше.
     Разница между суммой доходов и суммой расходов признается прибылью переходного периода и на нее начисляется налог по ставке 24%. Если налоговая база отрицательна (по переходному периоду получен убыток), то она признается равной нулю, а полученный убыток не учитывается в целях налогообложения.
     Полученная сумма налога, если она не превышает 10% от суммы налога за 2001 год, уплачивается равными долями в течение 2002 года начиная со второго квартала в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода. Если сумма налога составляет 10 - 70% суммы налога за 2001 год, то уплата продляется до конца 2004 года, а если эта сумма больше, чем 70% суммы налога за 2001 год, то уплату можно растянуть до конца 2006 года. Эти суммы уплачиваются отдельно от основного налога на прибыль.
     Теперь можно приступать к расчету основной налоговой базы за полугодие. Налоговая база должна исчисляться на основе данных налогового учета. Требования к ведению налогового учета смягчены.
     Законодательно разрешено не вести специальные регистры налогового учета, а считать таковыми регистры бухгалтерского учета. А это в большинстве случаев возможно. Более того, "налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета".
     Изменилась группировка доходов и расходов при расчете налоговой базы, что неизбежно повлечет за собой изменение формы налоговой декларации. Но пока новая форма декларации не опубликована.
     Изменено отнесение расходов к незавершенному производству. Теперь расходы по-разному будут относиться к НЗП у предприятий, занимающихся переработкой сырья, выполняющих работы и услуги и организаций, занимающихся другими видами производственной деятельности.
     Состав доходов и расходов и порядок их учета изменились, в некоторых случаях довольно сильно. Наибольший интерес представляет начисление амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 года. Вот как об этом говорится.
     По основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, полезный срок их использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно по состоянию на 1 января 2002 года с учетом классификации основных средств, определяемых Правительством Российской Федерации, и сроков полезного использования по амортизационным группам, установленным статьей 258 настоящего Кодекса.
     Вне зависимости от выбранного налогоплательщиком метода начисления амортизации по имуществу, введенному в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, начисление амортизации производится исходя из остаточной стоимости указанного имущества.

     Норма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости и оставшегося срока эксплуатации.
     Возьмем данные приведенного выше примера. Остаточная стоимость компьютера 20 - 6 = 14 тысяч рублей. Оставшийся срок эксплуатации 5 - 3 = 2 года. Годовая норма амортизации составит 14 / 2 = 7 тысяч рублей в год.
     А что делать, если срок фактического использования ОС больше, чем по новым нормативам? Изменениями установлено, что такие ОС "выделяются в отдельную амортизационную группу в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления настоящей главы в силу".
     Таким образом, может появиться еще 11-я, особая амортизационная группа. Конечно, это налогоплательщикам невыгодно. Но этого можно легко избежать. Нужно только в соответствии с п.10 ст.259 НК установить пониженные нормы амортизации для таких ОС и отразить это в учетной политике.
     Из других новшеств обратим внимание на следующие. В состав прямых расходов включаются суммы ЕСН. Расходы на ремонт основных средств во всех случаях включаются в полном размере. В состав не нормируемых расходов на рекламу включается изготовление брошюр и каталогов о товарах и услугах, а также о самой организации-налогоплательщике.
     В состав расходов включаются расходы на приобретение программ для ЭВМ стоимостью до 10000 рублей. Таким образом, стоимость программного продукта до 10 тысяч рублей можно списать сразу, а если он стоит больше, то его, видимо, следует отнести к амортизируемому имуществу.
     Налогоплательщикам предоставлено право до 29 июня "внести изменения в учетную политику для целей налогообложения налогом на прибыль и в случае изменения порядка уплаты в бюджет налога на прибыль представить соответствующую информацию в налоговый орган по месту своего нахождения". Если же внесенные изменения в учетную политику не влияют на порядок уплаты налога, то и представлять их в налоговую инспекцию не надо. Мы рекомендуем внимательно рассмотреть уже принятую учетную политику и внести в нее изменения. В частности, можно пересмотреть нормы амортизации ОС, ввести резервы на ремонт ОС и оплату отпусков, установить, какие регистры бухгалтерского учета будут выполнять функцию регистров налогового учета и т.п. Делать это можно уже сейчас, не дожидаясь окончания полугодия. К тому же законодатели сократили срок подготовки налоговой декларации. Теперь ее надо будет сдать не 31, а 28 июля.
     Желаем нашим читателям успешной подготовки отчета. Надеемся, что к выходу следующего номера нашего бюллетеня МНС выпустит новую форму декларации по налогу на прибыль. Тогда мы прокомментируем ее заполнение по новым правилам.

Информация:

Готовится к выпуску новый программный продукт КАМИН:Налоговый учет

     Программный продукт представляет собой комплект отчетов, позволяющих заполнить налоговую декларацию в "1С:Бухгалтерии 7.7" на основании данных бухгалтерского учета (без ввода документов по налоговому учету). Справки по тел. 53-10-22.