Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 22 февраль 2002 г. 

Новости законодательства:

Утверждены новые Инструкции МНС

     В соответствии с Налоговым кодексом МНС теперь имеет право издавать документы, регламентирующие действия налогоплательщика, только в случаях, прямо указанных в кодексе. К таким случаям относятся формы и правила заполнения налоговых деклараций по налогам, которые установлены кодексом. С 2002 года МНС решило унифицировать форму налоговой декларации, теперь у всех деклараций будет одинаковый титульный лист на двух страницах. На нем подробнейшим образом описываются все реквизиты налогоплательщика и его должностных лиц.
     Остальные листы декларации, естественно, разные для разных налогов. Следует отметить, что все декларации значительно увеличились в объеме. Каждая страница декларации должна подписываться главным бухгалтером.
     Напомним, что бланки деклараций налоговые органы обязаны выдавать налогоплательщикам бесплатно. А пользователи программ 1С и КАМИНа могут получать заполненные налоговые декларации из программ.
     На момент публикации нашего бюллетеня вышли инструкции по заполнению налоговых деклараций по Единому социальному налогу, НДС, налогу на прибыль.

Единый социальный налог.

     Приказом МНС РФ от 27 декабря 2001 г. № БГ-3-05/573 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу (взносу)" утверждена новая форма этой декларации. Декларацию за 2001 год надо сдать до 30 марта 2002 года по этой форме.
     Отличия от прежней редакции декларации довольно значительные. Изменился состав строк и колонок. Конечно, добавился титульный лист. Налоговую базу и суммы налога теперь надо отражать в рублях и копейках. Все показатели (объект налогообложения, налоговая база и др.) надо вносить отдельно по каждому фонду. Суммы перечисленных взносов в виде авансовых платежей отражать не надо.
     Странно, что инструкция по заполнению этой декларации не изменилась. Впрочем, до срока сдачи декларации есть еще время, и может выйти еще изменение к инструкции.

Налог на добавленную стоимость.

     Приказом МНС РФ от 26 декабря 2001 г. № БГ-3-03/572 утверждены новые формы декларации по налогу на добавленную стоимость. Инструкция по заполнению декларации утверждена Приказом МНС от 21 января 2002 года № БГ-3-03/25.
     Декларация по налогу на добавленную стоимость включает в себя титульный лист, разделы I, II и приложения А, Б, В, Г, Д.
     Титульный лист и раздел I заполняют все налогоплательщики. Раздел II Декларации и приложения включаются в состав декларации при осуществлении соответствующих операций и при наличии обособленных подразделений. Налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Кодекса, ежемесячно представляют титульный лист декларации, раздел I декларации и приложение В.
     Состав показателей раздела I декларации остался прежним. Изменились некоторые приложения. Декларацию по новой форме нужно сдавать уже за январь 2002 года, а для организаций, уплачивающих НДС поквартально, за 1 квартал 2002 года.
     Изменилась и декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

Налог на прибыль

     Форма этой декларации утверждена Приказом МНС РФ от 7 декабря 2001 г. № БГ-3-02/542 "Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций", а Инструкция по ее заполнению утверждена Приказом МНС РФ от 29 декабря 2001 г. № БГ-3-02/585. Декларацию по этой форме нужно заполнять, начиная с отчетности за 2002 год, то есть первый раз за 1 квартал 2002 года. Декларацию за 2001 год нужно заполнять по старой форме.
     В соответствии с Налоговым кодексом, декларация по налогу на прибыль должна заполняться на основании данных налогового учета. Данные налогового учета берутся из данных бухгалтерского учета, где это возможно, и из специальных аналитических регистров налогового учета, предусмотренных главой 25 НК.       Об организации налогового учета мы писали в предыдущих выпусках нашего издания.
Вся декларация занимает 20 листов, причем некоторые листы состоят из 2 страниц. Объем декларации по составу листов за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев) меньше, чем за год. Но в любом случае заполнение декларации по налогу на прибыль превращается в сложную задачу, требующую больших трудозатрат как на ведение налогового учета, так и на собственно заполнение.
     Инструкцией предусмотрено, что некоторые листы декларации обязательны для заполнения всеми налогоплательщиками во всех случаях, другие листы вставляются в декларацию только тогда, когда в них есть что отражать. К обязательным листам относятся при заполнении за отчетный период:

  • Лист 01 титульный,
  • Лист 02 расчет налога на прибыль,
  • Лист 12 - расчет налога на прибыль с сумм, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы.

     Для организаций, имеющих обособленные подразделения, обязательно заполняются Приложения 5 и 5а к листу 02. Некоторые листы заполняются только для расчета налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, на дивиденды и с некоторых других видов деятельности.
     Организации, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года, кроме представления декларации за отчетный и налоговый периоды дополнительно представляют сведения о причитающихся к уплате суммах налога в объеме листа 01 и листа 02 за 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11 месяцев.При заполнении декларации за налоговый период (год) большинству организаций, кроме перечисленных листов, нужно будет заполнить:

  • Приложение № 1 к Листу 02 - Доходы от реализации,
  • Приложение № 2 к Листу 02 - Признанные расходы, связанные с производством и реализацией, уменьшающие сумму доходов от реализации,
  • Приложение № 3 к Листу 02 - Отдельные виды прямых материальных расходов, расходов на оплату труда и прочих расходов.

     Так что для большинства организаций не так и много листов придется заполнять. Но сложность ведения налогового учета не надо преуменьшать, поскольку Инструкция по заполнению большинства листов требует брать данные из регистров налогового учета. Поэтому тщательная разработка методологии налогового учета будет залогом успешного составления отчета по налогу на прибыль.
     В программы фирмы “1С” внесены изменения, позволяющие обеспечить ведение налогового учета и заполнение налоговых регистров. Кроме того, фирмой 1С выпущен программный продукт "Налог на прибыль. Экономичная поставка". Он позволяет вести в полном объеме налоговый учет в режиме ввода всех необходимых для налогового учета хозяйственных операций. Программа формирует все налоговые регистры и автоматически заполняет налоговую декларацию по налогу на прибыль. Этот программный продукт выпускается на лазерном диске и продается по цене 100 рублей. Его стоит приобрести даже только для того, чтобы изучить правильную методологию налогового учета, но можно и реально вести в нем налоговый учет.

Без комментариев
Письмо Минфина РФ от 27 декабря 2001 г.
№ 16-00-14/573 "Об учете основных средств"

     В Департаменте методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрено письмо и сообщает следующее.
     При отражении ввода и движения имущества, учитываемого согласно правилам бухгалтерского учета в составе основных средств и перешедшего из категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов, допускается использование унифицированных форм № МБ-2, МБ-4, МБ-7, МБ-8.
     Одновременно сообщается, что объекты основных средств стоимостью до 10000 рублей за единицу разрешается списывать и для целей бухгалтерского учета на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Указанная операция отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 01 "Основные средства".
     Руководитель департамента методологии и учета Министерства финансов РФ А.С.Бакаев

Установлены новые нормы

     Постановлениями Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 92 и № 93 в соответствии с подпунктами 11 и 12 пункта 1 статьи 264 НК установлены нормы расходов на выплату суточных и на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
     Нормы суточных установлены в размере 100 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории РФ.
     Нормы компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей:

  • до 2000 куб.см включительно - 1200 рублей в месяц,
  • свыше 2000 куб.см - 1500 рублей в месяц.

     Указанные нормы применяются с 1 января 2002 года.

Горячая тема:

Куда податься бедному "вмененщику"?

     В прошлом номере нашего издания мы уже писали о значительных изменениях, которые произошли в налогообложении плательщиков единого налога на вмененный доход. В Калуге и области таких субъектов довольно много, поэтому поговорим об этом подробнее.
     Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ внесены важные изменения в Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Вот они.

  • Законом 148-ФЗ было установлено, что с плательщиков ЕНВД не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды. Закон 198-ФЗ это отменил. Значит, плательщики ЕНВД теперь должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд, предусмотренные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Законом 148-ФЗ было установлено, что с плательщиков ЕНВД не взимаются все налоги, за исключением перечисленных в этом Законе. Законом 198-ФЗ в число исключений добавлен единый социальный налог. До 2001 ЕСН с плательщиков ЕНВД не взимался, с 2002 года будет взиматься.
  • Ставка единого налога на вмененный доход снижена с 20 до 15 процентов.
  • Суммы ЕНВД будут зачисляться в бюджет РФ, бюджет субъека РФ и местный бюджет. Во внебюджетные фонды средства из ЕНВД поступать не будут.

     К чему же приведет новая система налогообложения?
     Резко увеличится налоговая нагрузка организаций, а особенно предпринимателей-плательщиков ЕНВД. Ведь в чем была суть налога на вмененный доход? Государство говорило: при своей деятельности ты обязан получить доход, допустим, 60 тысяч рублей в год. Уплати с них 12000 рублей налога, а получать дохода можешь сколько угодно. Получишь больше или меньше, сумма налога не изменится. При этом велся очень простой учет. Да налоговым органам не было смысла проверять его, налога больше все равно не взыщешь. Таким образом, вмененный налог был одним из наиболее удачных решений в налоговой истории нашего государства за последние годы. По сообщениям в печати на уплату вмененного налога перешли более 140 000 юридических лиц - малых предприятий и почти 1.5 миллиона индивидуальных предпринимателей. В 2001 г. в консолидированный бюджет от уплаты единого налога на вмененный доход поступило более 16 миллиардов рублей, из которых почти 10 миллиардов рублей поступило от индивидуальных предпринимателей. Размеры вмененного дохода были отданы на откуп региональным законодателям, и если им казалось мало, то они их увеличивали. В Калужской области, например, с 1 июля 2001 года размеры вмененного дохода по большинству видов деятельности были сильно подняты.
     Теперь ситуация резко меняется. Приведем пример. Предпринимателю установлен вмененный доход 50000 рублей. В 2001 и 2002 году он получил доход по 100000 рублей. В 2001 году он уплатил ЕНВД 20% от 50000, т.е. 10000 рублей, и все. В 2002 году он уплатит ЕНВД по ставке 15%, т.е. 7500 рублей. Допустим, он героическими усилиями обосновал 40000 рублей расходов. Тогда с разницы в 60000 рублей предприниматель заплатит дополнительно ЕСН по ставке 22.8%, т.е. 13680 рублей. Всего налогов за 2002 год будет 21180 рублей, или в два с лишним раза больше.
     Таким образом, материальное положение плательщиков ЕНВД с введением Закона 148-ФЗ сильно ухудшается. Но это еще не все. Одним из положительных моментов при введении ЕНВД было значительное упрощение учета. Теперь с этим придется проститься. Например, для правильного определения налоговой базы по ЕСН предпринимателю нужно будет исчислять доходы по правилам главы 23 НК, обосновывать расходы по правилам главы 25 НК, ставки ЕСН применять по правилам главы 24 НК (по регрессивной шкале). Если у него есть наемные работники, то нужно исчислять 2 разные налоговые базы по ЕСН: с доходов наемных работников и со своих доходов, и применять к ним разные налоговые ставки по разным регрессивным шкалам. Усложнение учета настолько велико, что предприниматель самостоятельно вряд ли справится с ним или для ведения учета ему придется нанимать грамотного специалиста, что еще уменьшит доходы предпринимателя.
     Можно сделать вывод, что государство поставило большой жирный крест на едином налоге на вмененный доход и решило уничтожить "вмененщиков", прежде всего индивидуальных предпринимателей, как класс. Зачем это делается? Специалисты высказывают такое мнение. Начата пенсионная реформа, денег на нее не хватает, и ради наполнения пенсионного кошелька власть пойдет на все. Кто-то, видимо, обратил внимание, что предприниматели с ЕНВД мало платят в Пенсионный фонд, да и в другие фонды. А доходы показывают большие. А зачем предпринимателю скрывать доходы, если сумма единого налога не увеличится? Вот государство и решило, что неплохо бы брать с предпринимателей побольше налогов.
     К чему может привести введение новой системы налогообложения сейчас? Часть предпринимателей прекратит предпринимательскую деятельность, просто не выживут. Часть уйдет в тень. Вмененный доход был хорош тем, что не было никакого смысла скрывать доходы. Сейчас уже есть, так как меньше дохода - меньше ЕСН. Некоторые предприниматели преобразуются в юридические лица. Но можно сказать с уверенностью, что государство больше, чем получало, налогов не получит.
     Перейти на обычную систему налогообложения "вмененщики" не имеют права. И региональные власти им не смогут помочь в уменьшении налогового бремени до прежних размеров. Даже если будет установлена сумма вмененного дохода равная нулю, сумма ЕСН с фактического дохода перекроет сумму ЕНВД, уплачиваемую ранее. Таким образом, выполнение Закона 198-ФЗ приведет к ухудшению положения, а возможно и краху многих предпринимателей.
Но может его не обязательно выполнять? Рассмотрим юридические особенности введения в действие этого Закона.
     Как выясняется, Закон принят и введен в действие со многими нарушениями. Закон подписан Президентом РФ 31 декабря 2001 года и опубликован в "Российской газете" за 31 декабря 2001 года, то есть в день подписания. Какая оперативность! Хотя, как утверждают читатели РГ, номер за 31 декабря поступил в продажу только 4 января 2002 года, после номера за 3 января. Конституционный Суд РФ однажды рассматривал подобную ситуацию и признал днем опубликования день фактического получения читателями газеты, а не день, который указан в выходных данных.
     Очевидно, что Закон 198-ФЗ относится к федеральным законам о налогах и сборах. Согласно статье 1 Налогового кодекса "Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах". Следовательно, указанный Закон должен соответствовать НК.
     Согласно статье 5 НК:
     Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
     Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
     Даже если предположить, что Закон опубликован 31 декабря 2001 года, вступить в силу он может не ранее 1 февраля 2002 года. Но поскольку налоговый период по ЕСН год, Закон в части ЕСН не может вступить в силу ранее начала налогового периода, следовательно, введение уплаты ЕСН для тех налогоплательщиков, положение которых ухудшается (а оно ухудшается для всех), можно признать законным только с 1 января 2003 года.
     Согласно статье 3 НК: При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
     Согласно статье 17 НК: Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
     Если эти условия не определены, Закон применять нельзя. Но условия не выполняются! В соответствии с измененной статьей 244 НК для предпринимателей:
Для исчисления суммы налога (авансового платежа по налогу) применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации.
     Значит, чтобы исчислить ЕСН, нужно знать тариф страхового взноса, который установлен Законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Но в этом Законе для предпринимателей тарифы не установлены. Предприниматели обязаны платить страховые взносы в виде фиксированного платежа, утверждаемого Правительством РФ.
     Но Правительством РФ ставки фиксированного платежа не установлены! А значит, не выполняется статья 3 Налогового кодекса: предприниматель не знает, когда и в каком порядке он должен платить налоги.
     Следовательно, можно сделать вывод, что Закон 198-ФЗ не может применяться в 2002 году для предпринимателей, уплачивающих ЕНВД. Но доказывать это им придется, скорее всего, в суде, поскольку налоговые органы настроены на применении этого закона с 1 января 2002 года, хотя сами еще точно не знают, как его будут выполнять.