Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 21 январь 2002 г. 

Новости законодательства:


Изменилась отчетность по НДФЛ и ЕСН за 2001 год

     Ни один Новый год не обходится без "подарков" бухгалтерам от налоговых органов. Вот и на этот раз произошло то же самое. Только бухгалтеры начали готовиться к сдаче сведений по налогу на доходы физических лиц, а многие готовы сдать их в первые дни января, как формы, по которым эти сведения готовились, изменились.
     Вышел приказ МНС РФ 30 октября 2001 г. № БГ-3-04/458 "Об утверждении формы отчетности по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу (взносу)", зарегистрированный в Минюсте РФ 18 декабря 2001 г., регистрационный № 3086. Этим приказом изменены форма 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" и приложение о порядке заполнения и представления Справки о доходах физического лица за 2001 год, утвержденные ранее приказом МНС от 01.11.2000 № БГ-3-08/379. Новая форма справки 2-НДФЛ называется "Справка о доходах физического лица за 2001 год и едином социальном налоге (взносе)". Формы Справки изменились как в бумажном, так и в электронном виде.
     На втором листе бумажной формы справки добавлены данные о налоговой базе по единому социальному налогу в разрезе фондов и начисленных суммах ЕСН по каждому фонду. В форме файла на магнитных носителях добавлены строки с данными по ЕСН. Изменена и форма реестра сведений, сдаваемого в налоговый орган.
     Во все программы фирмы КАМИН внесены изменения, позволяющие получать новые формы отчетности. По сообщениям из налоговых органов в ближайшее время должна появиться программа проверки файлов на магнитных носителях, учитывающая указанные изменения. Перед сдачей отчетности в налоговую инспекцию советуем уточнить, готова ли она принять у вас сведения.
     Фирма КАМИН в этом году, как и ранее, будет оказывать услуги по подготовке отчетности на магнитных носителях. Тем, кто хочет воспользоваться этими услугами, сообщаем, что для правильного и полного формирования данных нужны сведения не только по доходам и НДФЛ, как в прошлом году, но и по налоговой базе и суммам ЕСН по каждому сотруднику в разрезе фондов.

Декларация по налогу на прибыль

     Приказом МНС РФ от 7 декабря 2001 г. № БГ-3-02/542 "Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций" в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и в целях реализации положений Главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ утверждена форма Декларации по налогу на прибыль организаций. Она будет применяться с 1 января 2002 года. Отчетность за 2001 год надо делать по старой форме.
     В новой декларации 20 разделов, некоторые из них занимают несколько страниц. Всего полная декларация занимает более 25 страниц. Инструкции по заполнению декларации пока нет, но из состава показателей видно, что в декларации подробнейшим образом отражается вся деятельность предприятия, влияющая на налоговую базу по налогу на прибыль.
     Поскольку первый раз заполнять эту декларацию придется по итогам 1-го квартала 2002 года, мы планируем подробнее сообщить об этом в одном из следующих номеров нашего бюллетеня.

Налоговые декларации разрешено сдавать в электронном виде

     Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. № 180-ФЗ внес изменения в статью 80 Налогового кодекса РФ. Он установил, что:
    Налоговая декларация представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
     Видимо, недалеко то время, когда бухгалтеры будут избавлены от обязанности ходить в налоговую инспекцию, все контакты с ней будут осуществляться по электронной почте.

Изменения в Налоговом кодексе

     Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ внесены значительные изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ.
     Сильно изменена глава 24 НК - Единый социальный налог. Из наиболее радикальных изменений отметим следующие.
     Из объекта налогообложения исключены "выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором".
     Уточнено, что не признаются объектом налогообложения выплаты, если у организаций они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, а у предпринимателей эти выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ. Ранее не признавались объектом налогообложения выплаты за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
     Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения стала валовая выручка в размере 10%, ранее объектом был доход, определяемый исходя из стоимости патента. Для многих предпринимателей налоговая нагрузка в результате этого нововведения увеличится.
     Из налоговой базы исключена материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств.
Отчетность по ЕСН будет ежеквартальной, а не ежемесячной.
     Вместо Пенсионного фонда налог будет начисляться и уплачиваться в федеральный бюджет. При этом сумму этой части налога можно будет уменьшать на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. горячую тему). Это уменьшение называется налоговым вычетом и делается по каждому работнику отдельно. Приведем пример. В организации 1 человек. В январе он заработал 5000 рублей. Начислено пенсионных взносов 14%, т.е. 1400 рублей. Начислено ЕСН в Федеральный бюджет 28%, т.е. 2800 рублей. К уплате в Федеральный бюджет 2800 - 1400 = 1400 рублей. Это простой пример. При применении регрессивной шкалы расчеты будут сложнее. Можно констатировать, что работы бухгалтерам опять прибавится.
Изменяются условия применения регрессивной шкалы. Теперь ее можно применять, если средняя зарплата по предприятию за истекший период года больше 2500 рублей (было 4200). При этом, если за один из периодов зарплата стала меньше 2500 рублей, то регрессивную шкалу до конца года применять нельзя, даже если зарплата вновь возрастет.
     Важные изменения внесены в Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Плательщики этого налога будут платить ЕСН! Чтобы немного подсластить пилюлю, ставку единого налога на вмененный доход снизили с 20 до 15 процентов. Для большинства субъектов малого предпринимательства введение уплаты ЕСН будет сильным ударом.
     Обратим внимание наших читателей на то, что закон подписан 31 декабря 2001 года, опубликован в январе 2002 года. А согласно статье 5 НК:
     Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
     Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

     Налоговый период по ЕCН - год. Поэтому введение уплаты ЕСН по-новому для тех налогоплательщиков, положение которых ухудшается, можно признать законным только с 1 января 2003 года.

Принят Трудовой кодекс

     Долго обсуждавшийся Трудовой кодекс РФ наконец-то принят и вводится в действие с 1 февраля 2002 года. В нем много новшеств. Обратим внимание только на те, которые касаются бухгалтерского учета. Изменяется порядок предоставления отпусков. Право на использование отпуска за первый год работы теперь возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации (ранее - 11 месяцев). С согласия работодателя отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска - 28 календарных дней (ранее отпуск предоставлялся в рабочих днях). Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. Отпуск может быть разделен на части, хотя бы одна из которых должна быть не менее 14 календарных дней. Введен новый праздничный день - 23 февраля (День защитника Отечества). Устанавливаются особенности труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, например, у предпринимателей. Трудовой договор с такими работниками должен быть зарегистрирован в органе местного самоуправления. Предприниматель, как и прежде, не имеет права производить записи в трудовых книжках, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.

Основные средства классифицировали

     Наше Правительство работает даже по большим праздникам. Постановлением №1 от 1 января 2002 года утверждена "Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы".
     В соответствии со статьей 258 Налогового кодекса РФ с 1 января 2002 года она должна применяться для налогового учета. Постановление разрешает применять ее и для бухгалтерского учета.
     Следует отметить, что в "Классификации" значительно снижены сроки полезного использования основных средств по сравнению с действовавшим в 2001 году Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 года №1072. Так, например, компьютеры имели срок полезного использования 10 лет, теперь им можно устанавливать этот срок от 3 до 5 лет, для автомобилей легковых можно устанавливать срок полезного использования от 3 до 5 лет (было от 11 до 18 лет).
     Бухгалтерам можно браться за работу по распределению своих основных средств по амортизационным группам и установлению сроков полезного использования.

Увеличены пособия на детей

     Федеральным законом от 28 декабря 2001 г. № 181-ФЗ с 1 января 2002 года увеличены государственные пособия гражданам, имеющим детей. В частности, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет увеличено с 200 до 500 рублей, единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка увеличено с 1500 до 4500 рублей.

Горячая тема:


Пенсионная реформа

     В декабре 2001 года Президент РФ подписал пакет законов, которые радикально изменяют пенсионное законодательство России. Таким образом, пенсионная реформа, о которой шли долгие дебаты в обществе, началась.
     В пакет вошли Федеральные законы:
          - от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", им устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии;
          - от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", он устанавливает основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
          - от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", он устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
     Не сомневаемся, что к этим законам будет много комментариев. Пока попытаемся кратко рассмотреть основные особенности нового законодательства, как с точки зрения будущих пенсионеров, так и с точки зрения бухгалтеров, которым пенсионная реформа принесет новые хлопоты.
     Пенсии теперь называются трудовыми. Они могут быть трех видов: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Мы остановимся только на трудовых пенсиях по старости, как наиболее часто встречающихся.
     Возраст выхода на пенсию не изменился: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, хотя попытки увеличить его, как мы помним, предпринимались. Пенсия по старости может быть назначена при страховом стаже не менее 5 лет. Страховой стаж это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
     Пенсия по старости состоит из 3 частей: базовой части, страховой части и накопительной части.
     Страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей пенсии по старости будут поступать в Пенсионный фонд с 2002 года. На каждого работника в отделении Пенсионного фонда заводится индивидуальный лицевой счет, в котором хранятся сведения о работнике и о поступивших страховых взносах, а также иные сведения, учитывающие его пенсионные права. В специальной части этого лицевого счета учитываются сведения о поступивших страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий.
     Страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей пенсии будут начисляться в общей сумме как 14% налоговой базы, применяемой для расчета ЕСН. В определенных случаях взносы будут начисляться по регрессивным шкалам. В зависимости от пола, возраста работника и года начисления взносы будут по-разному распределяться между страховой и накопительной частью пенсии. Для более молодых работников на финансирование накопительной части пойдет больший процент, чем для работников старшего возраста.
     Базовая часть пенсии. Размер базовой части пенсии по старости (БЧ) - 450 рублей в месяц. Для некоторых категорий пенсионеров он больше: для лиц, достигших 80 лет, для лиц, являющихся инвалидами 1-й группы, для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи. Максимально возможный размер базовой части пенсии по старости 1350 рублей.
     Страховая часть пенсии. Размер страховой части пенсии по старости (СЧ) рассчитывается по формуле: СЧ = ПК/Т. ПК - сумма общего расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день назначения пенсии. При этом расчетный пенсионный капитал - это сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ на лицевой счет застрахованного лица и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года. Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии, составляющего в 2002 году 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивающегося на 6 месяцев до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивающегося на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).
     Сумма страховых взносов - это взносы на финансирование страховой части пенсии, начисленные начиная с января 2002 года, о чем говорилось выше.
     Пенсионные права застрахованных лиц оцениваются по состоянию на 1 января 2002 года путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал (ПК) по формуле: ПК = (РП-БЧ) х Т, где РП - расчетный размер пенсии, БЧ - размер базовой части пенсии (в большинстве случаев 450 рублей), Т - ожидаемый период выплаты пенсии (в 2002 году 144 месяца).
     Расчетный размер пенсии (РП) в свою очередь определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где СК - стажевый коэффициент, который для большинства застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, но не более чем на 0,20, ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям персонифицированного учета либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых работодателями, ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период, СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рубль). При этом отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже пропорционально уменьшается.
     Накопительная часть пенсии. Размер накопительной части пенсии по старости (НЧ) определяется по формуле: НЧ = ПН/Т, где ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день назначения пенсии,
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пока не установлен).
     Попробуем рассчитать для примера размер пенсии бухгалтеру 1947 года рождения, который выходит на пенсию с 1 июля 2002 года. Стаж 30 лет. Его среднемесячный заработок в 2000 - 2001 годах 3600 рублей, в 2002 году 4000 рублей. Среднемесячную зарплату в РФ за 2000 - 2001 год условно примем 1500 рублей (пока не известна).
     Базовая часть 450 рублей.
     Рассчитаем страховую часть. Сначала определим стажевый коэффициент СК = 0.55 + 0.01 х (30-20) = 0.65. Отношение зарплаты бухгалтера к средней по РФ 3600/1500 = 2.4, что больше, чем 1.2. Значит, расчетный размер пенсии определим из средней зарплаты в РФ (1671 рубль) и коэффициента 1.2. РП = 0.65 х 1.2 х 1671 = 1303 рубля. Теперь посчитаем пенсионные права, преобразовав их в расчетный пенсионный капитал. ПК = (1303 450) х 144 = 122832 рубля. Добавим к пенсионному капиталу сумму страховой части пенсионных взносов. Они платились в размере 14% и за 6 месяцев 2002 года при заработке 4000 рублей в месяц составили 4000 х 6 х 0.14 = 3360 рублей. Общий пенсионный капитал будет равен 122832 + 3360 = 126192 рублей. Страховая часть пенсии будет равна СЧ = 126192/144 = 876 рублей.
     Накопительной части пенсии не будет, так как бухгалтер родился до 1956 года. Всего пенсия должна быть начислена в сумме 450+876 = 1326 рублей. Видите, как все просто.
     А теперь - самое интересное для бухгалтеров. Для того, чтобы в Пенсионном фонде появились перечисленные сведения, нужно отразить их в бухгалтерском учете и перечислять страховые взносы. Вот как говорится об этом в законе.
    Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса.
     Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
     Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
     Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
     Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
     По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
     Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
     Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
     Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.
     Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
     Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

     Итак, закон требует вести начисление страховых взносов каждому сотруднику отдельно на финансирование страховой и накопительной части пенсии по ставкам, зависящим от пола и возраста сотрудника, ежемесячно перечислять начисленные взносы отдельными платежными поручениями по страховой и накопительной части в Пенсионный фонд РФ, делать ежемесячно дополнительный расчет по взносам в Пенсионный фонд и представлять его в налоговую инспекцию, по итогам года составлять дополнительную декларацию по страховым взносам. Работы бухгалтерам значительно прибавится.
     Новых форм отчетных документов пока нет. До первой уплаты авансовых платежей за январь 2002 года еще есть время, обо всех нововведениях мы обязательно сообщим в нашем издании.