Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 20 декабрь 2001 г. 

С Новым годом, уважаемые читатели!

     До наступления Нового года осталось совсем немного времени. А между тем уже с первых дней надо вести налоговый учет, так требует Налоговый кодекс. Готовы ли мы к нему? Бухгалтерской литературы по этому вопросу нет, в периодических изданиях тоже почти ничего. Поэтому мы решили посвятить "горячую тему" регистрам налогового учета. Желаем нашим читателям хорошо встретить Новый год и успешно начать работу по новым правилам!

Новости законодательства:

Налог с продаж включен в Налоговый кодекс

     Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ с 1 января 2002 вводится в действие 27 глава Налогового кодекса "Налог с продаж". Одновременно этот налог исключен из Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В порядке исчисления этого налога произошли существенные изменения. И хотя в Калужской области с 1 января 2002 года этот налог взиматься не будет, для предприятий и предпринимателей эта глава НК может представлять интерес, поскольку во всех окружающих нашу область регионах и в городе Москве налог с продаж действует.
     Организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога с продаж, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен налог с продаж. Из этого следует, что если калужское предприятие реализует товары в Москве (открыло там, например, киоск), то оно обязано исчислять и уплачивать в бюджет города Москвы налог с продаж.
     Объектом налогообложения с 2002 года признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) только физическим лицам за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. В 2001 году признаются объектом налогообложения операции по реализации как физическим, так и юридическим лицам, причем физическим лицам как за наличный, так и за безналичный расчет. Таким образом, объем операций, подлежащих налогообложению, значительно уменьшен. Бухгалтерам следует иметь в виду, что при получении товаров из соседних регионов за наличный расчет, в приходных документах 2002 года налога с продаж быть не должно, если получателем является юридическое лицо, и он должен быть, если получатель товара индивидуальный предприниматель. Таким образом, при одних и тех же условиях предприниматель в 2002 году будет платить за товар на 5% (ставка налога с продаж, применяемая в большинстве регионов) больше, чем предприятие.
     Налоговым периодом по налогу с продаж установлен месяц, следовательно, законодатели Калужской области имеют право ввести этот налог в середине года. Но, насколько нам известно, таких намерений у Законодательного собрания Калужской области нет. Поэтому мы не будем подробнее останавливаться на других особенностях законодательства об этом налоге. Если же, против ожидания, налог с продаж будет введен в Калужской области, это будет обязательно отражено в нашем издании.

Производительно поработаем - хорошо отдохнем!

     Постановлением Правительства РФ в 2002 году перенесены выходные дни:

  • с субботы 27 апреля на пятницу 3 мая;
  • с субботы 18 мая на пятницу 10 мая;
  • с воскресенья 10 ноября на пятницу 8 ноября;
  • с воскресенья 15 декабря на пятницу 13 декабря.

     Сделано это, как говорится в Постановлении, в целях обеспечения благоприятных условий для производительного труда и отдыха.
     В связи с этим изменится количество рабочих дней в апреле и мае 2002 года: в апреле увеличится, а в мае уменьшится. На это надо обратить внимание расчетчикам зарплаты. Из 12 первых дней мая 9 будут нерабочими. Наши читатели бухгалтеры могут планировать после успешной сдачи отчетов за 1 квартал 12-дневной отпуск.

Изменен предельный размер расчетов наличными

     Указанием ЦБР от 14 ноября 2001 г. № 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в Российской Федерации в сумме 60 тысяч рублей, то есть, увеличен в 6 раз. Указание вступило в силу с 21 ноября 2001 года.

Отменено Положение о составе затрат

     С 1 января 2002 г. вводится в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, утрачивает силу.
     Это подтверждается Письмом Минфина РФ от 15 октября 2001 г. № 16-00-14/464 "Об отмене положения о составе затрат". В Письме говорится:
     Организация производственного учета является внутренним делом хозяйствующего субъекта. В условиях рыночной экономики администрация организации должна самостоятельно принимать решение, в каких разрезах классифицировать затраты; насколько детализировать места возникновения затрат и каким образом их увязать с центрами ответственности; вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.
     Многообразие организаций, определяемое формами собственности, экономическими, юридическими, организационными, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации обусловливает и предопределяет многообразие конкретных форм организации производственного учета. Учитывая это, система производственного учета создается в целях принятия соответствующих управленческих решений в определенной сфере деятельности организации.
     Таким образом, с 2002 года состав затрат согласно мнению Минфина должна определять сама организация в зависимости от формы собственности, компетентности руководителя и потребности в информации. Никаких условий и ограничений больше нет. Но этот порядок применяется только для целей бухгалтерского учета. Для целей налогообложения отнесение затрат к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, регламентируется Налоговым кодексом. В соответствии с ним расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Новый программный продукт

     В декабре 2001 года фирма КАМИН выпустила новый программный продукт "Расчет зарплаты" версия 2.0 конфигурация для "1С:Бухгалтерии 7.7". Эта программа является развитием предыдущей версии, в нее по сравнению с версией 1.1 включено много новых возможностей. Наиболее важные из них:

  • В программе применена новая технология: большинство расчетов реализуется через помощники расчетов. Это делает конфигурацию универсальной и предоставляет пользователям широкие возможности по доработке программы под любые особенности учета, НЕ ИЗМЕНЯЯ конфигурации.
  • Предусмотрена возможность начисления зарплаты из нескольких источников финансирования с распределением налогов по этим источникам. Это важно для бюджетных организаций.
  • Значительно расширены возможности расчета начислений по среднему заработку (отпускные, больничные). Автоматизирован расчет среднего заработка с учетом разовых и других премий, выслуги лет и т.п. с распределением начисленных сумм по месяцам отпуска, болезни и т.п.
  • Добавлена возможность ведения штатного расписания и контроля приема сотрудников в соответствии с ним.
  • Введена возможность ведения табельного учета.
  • Версия 1.1 программы "Расчет зарплаты" также будет выпускаться и поддерживаться в полном объеме.
Анонс:

Система программ "1С:Предприятие 7.7 для автоматизации учета в организациях любых отраслей

18 декабря 2001 г
(вторник) в 10:00


ЕДИНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР
 

В Народном Доме
по адресу:
г. Калуга, ул. Ленина, 74.

  • Переход на новый План счетов;
  • Отражение требований главы 25 налогового кодекса и других налоговых нововведений;
  • Поддержка пользователей при переходе на новые условия учета;
  • Подготовка отчетности за 2001 год.

Регистрация по телефону: (0842) 53-10-22

Горячая тема:

Регистры налогового учета

     25 главой Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны вести налоговый учет. Вот что говорится об этом в Налоговом кодексе.
     Статья 313. Налоговый учет. Общие положения.
     Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями настоящей главы предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.
     Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
     Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
     Из содержания этой статьи следует, что налоговый учет обязательно нужно вести только по тем операциям, данные по которым для целей налогообложения отличаются от данных для бухгалтерского учета. Следовательно, для части операций налоговый учет можно не вести, однако это нужно отразить в учетной политике для целей налогообложения. Например, данные о доходах от реализации товаров, работ и услуг можно брать из бухгалтерского учета, если учетной политикой в целях налогообложения установлено определение даты получения доходов и расходов методом начисления.
     Однако если данные, необходимые для исчисления налоговой базы, нельзя взять непосредственно из бухгалтерского учета, нужно вести налоговый учет. При этом на основании первичных документов заполняются аналитические регистры налогового учета, а затем по данным этих регистров рассчитывается налоговая база. Например, данные об амортизации основных средств нельзя брать из бухучета, поскольку принципы начисления амортизации для бухгалтерского учета и целей налогообложения различны. Поэтому нужно будет завести специальные регистры налогового учета для амортизируемого имущества и начисления амортизации.
     В статье 314 НК говорится:
     Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
     Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.
     Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
     Таким образом, регистры налогового учета могут быть установлены в виде журнала, в виде электронной таблицы или в виде отчета компьютерной программы. Понятно, что для электронных форм должна быть обеспечена возможность вывода их на печать. Структуру регистра устанавливает сам налогоплательщик. НК требует только наличие в них обязательных реквизитов:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

     Скорее всего, этих показателей в большинстве случаев достаточно. Количество налоговых регистров и их наименования также определяет сам налогоплательщик, при этом должно быть обеспечено отражение всех данных, необходимых для расчета налоговой базы. По данным, полученным из осведомленных источников, МНС разрабатывает в качестве рекомендаций проекты 48 налоговых регистров.
     Возникает еще один вопрос, насколько подробно нужно заносить данные в регистры налогового учета. По нашему мнению, если данные в целом по документу позволяют определить сумму дохода или расхода, принимаемую для целей налогообложения, то можно ввести одну строку по документу, а если нет, то нужно вводить данные по отдельным позициям документа.
     Давайте попробуем спроектировать регистры налогового учета по одному из видов расходов: амортизации основных средств. Предположим, что в учетной политике для целей налогообложения мы установили, что амортизация всех ОС производится линейным методом. Для налогового учета нам нужно знать суммы амортизации по каждому основному средству, а для того, чтобы рассчитать эти суммы, нужно знать первоначальную стоимость каждого ОС и норму его амортизации. Поэтому запланируем 2 вида налоговых регистров: карточку аналитического учета основного средства (на каждое ОС) и расчетную ведомость амортизации.
     В карточке аналитического учета ОС введем следующие показатели:

  • Первоначальная стоимость - стоимость ОС на дату приобретения, а для ОС, приобретенных до 2002 года, первоначальная (восстановительная) стоимость по состоянию на 01.01.2002.
  • Амортизационная группа - амортизационная группа, к которой относится ОС. Порядок классификации основных средств по амортизационным группам должен быть установлен Правительством РФ (на момент выхода из печати этого номера не установлен).
  • Срок полезного использования - количество месяцев полезной эксплуатации, определенное руководителем организации в пределах сроков, установленных для амортизационной группы, к которой относится основное средство.
  • Способ начисления амортизации - линейный.
  • Начало начисления амортизации - месяц и год, начиная с которого производится начисление амортизации.
    Эти данные будут использоваться для расчета. Для большинства случаев их достаточно. Однако при необходимости можно ввести и другие показатели, например, изменение остаточной стоимости, перерывы в амортизации, дата реализации ОС, цена реализации и т.п.
    В расчетной ведомости амортизации введем следующие показатели.
  • Дата операции - месяц и год, за которые начисляется амортизация.
  • Объект амортизации - наименование основного средства.
  • Первоначальная стоимость.
  • Норма амортизации - норма амортизации, определяемая в соответствии с НК как частное от деления 100% на срок полезного использования ОС в месяцах.
  • Сумма амортизации - сумма начисленной амортизации за месяц.

     По ведомости должны подсчитываться суммы амортизации по каждому отчетному периоду. Состав показателей ведомости можно расширить, например, добавив признак отнесения ОС к непосредственно используемым в производстве, специальный коэффициент и др.
     Пример заполнения налогового регистра расчетной ведомости амортизации. Предположим, что у нас имеются основные средства: компьютер стоимостью 20000 рублей, срок полезного использования 10 лет (120 месяцев), норма амортизации 100/120 = 0.83%, и станок стоимостью 14000 рублей, срок полезного использования 8 лет (96 месяцев), норма амортизации 100/96 = 1.04%.

Дата операции
(месяц и год)
Объект
амортизации
Первоначальная
стоимость (руб.)
Норма амортизации
(процентов)
Сумма амортизации
(руб.)

январь 2002 г.

Компьютер
Станок
Итого
20000-00
14000-00
0.83
1.04
166-00
145-60
311-60

     Таким образом, в приведенном примере мы обеспечиваем достоверность налогового учета расходов, относящихся к амортизации. Именно это и требует НК, значит, для нашего случая такого регистра достаточно. Но на предприятиях могут быть особенности начисления амортизации, например, установлены специальные коэффициенты для основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. В этих случаях в расчетной ведомости должны быть предусмотрены дополнительные показатели.
     Задача разработки и утверждения регистров налогового учета ответственная и непростая, поэтому мы еще раз обращаем внимание наших читателей на то, что ей уже надо заниматься. Для пользователей программ "1С:Бухгалтерия" фирма "1С" разрабатывает редакции программ с возможностью ведения налогового учета, в том числе с автоматическим формированием налоговых регистров.