Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 15 июнь 2001 г. 

К читателям:

     Этот бюллетень распространяется по бесплатной подписке. Подписаться на него можно, заполнив анкету подписчика. Подробнее об условиях подписки можно узнать по телефону 53-10-22.
     Бюллетень распространяется путем доставки подписчикам в офисы. Для доставки мы в течение некоторого времени пользовались услугами курьеров. Этот способ давал неплохие результаты, но были отдельные трудности, поскольку найти курьеров для работы на 2 - 3 дня в месяц было сложно. Поэтому мы решили переключиться на доставку через фирмы, занимающиеся доставкой корреспонденции профессионально. Сначала это была фирма "Заря-Сервис", но ее качество работы нас не устроило, затем фирма "Прогресс", которая вместо 3 дней разносила газеты 3 недели, но так и не разнесла полностью.
     Мы приносим извинения всем подписчикам за не доставленные и не своевременно доставленные экземпляры нашего издания. Продолжаем искать "хорошего" доставщика, и будем благодарны за все предложения и рекомендации в этой области. Конечно, можно поступить просто, - посылать газету по почте. Но в этом случае она не всегда дойдет до нашего читателя. Поэтому нам хочется, чтобы она вручалась подписчику лично. Давайте подумаем вместе, как это лучше сделать.

История одной жалобы:

    
    В прошлом номере НоК мы писали, что ООО "КАМИН-КЛАССИК" обратилось в УМНС по Калужской области с жалобой на неправомерный с его точки зрения отказ ИМНС по Ленинскому округу г.Калуги в освобождении предприятия от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ. Отказано в освобождении с 1 апреля 2001 года было на основании того, что за январь 2001 года у предприятия не было реализации. Сообщаем о результатах.
Областное УМНС рассмотрело жалобу и сообщило, что согласно НК отсутствие реализации не является препятствием для получения освобождения от обязанностей по уплате НДС. Следовательно, предприятие имеет право на освобождение с апреля 2001 года. Соответствующее указание было дано ИМНС по Ленинскому округу г.Калуги, и освобождение было предоставлено.
По этому поводу стоит заметить, что спор был разрешен без обращения в суд, что позволило решить его быстро и без больших затрат. Как нам стало известно, МНС в дальнейшем намерено разрешать большинство споров и разногласий с налогоплательщиками в досудебном порядке. Выступая на конференции "Часть вторая Налогового кодекса - перспективы и методика применения", министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев сообщил, что в настоящее время более 90% споров и разногласий с налогоплательщиками рассматриваются в судах и только 10% урегулируются до суда. "Необходимо строить другие отношения с налогоплательщиками - упростить их и снизить затраты на судебные разбирательства", - отметил Г.Букаев. Такая позиция МНС не может не радовать.

Новости законодательства:


Предприниматели будут учитывать свою деятельность по-новому.

     Министерство финансов РФ и МНС РФ издали совместный Приказ от 21 марта 2001 года № 24н/БГ-3-08/419 "Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей". Приказом с 1 июля 2001 года введен новый порядок учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей. Он не распространяется на доходы индивидуаль-ных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход.
     Основа учета - заполнение предпринимателями на основе первичных документов Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций в момент их совершения. Кроме того, в Книге учета отражаются имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период.
     Примерная форма Книги учета приведена в приложении к Порядку. Если предприниматель осуществляет несколько видов предпри-нимательской деятельности, то учет полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций ведется им раздельно по каждому из видов осуществляемой деятельности. Предприниматель по согласованию с налоговым органом вправе разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности. Книга учета может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Записи в Книге учета должны подтверждаться первичными учетными документами. При оформлении хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара. Все первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно по окончании операции.
     Доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода. В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно. Под расходами понимаются фактически произведенные затраты, непосред-ственно связанные с извлечением доходов. Стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Расходы делятся на материальные, на оплату труда и прочие. Кроме этого в качестве затрат учитывается амортизация основных средств, МБП и нематериальных активов. Амортизация основных средств и нематериальных активов учитывается предпринимателями так же, как и на предприятиях, а по амортизации МБП есть отличия. У предприятий согласно новому плану счетов вообще нет МБП, а у предпринимателей к МБП можно относить предметы, стоимость которых на дату приобретения не превышает 10 тысяч рублей за единицу, независимо от срока их полезного использования. Предприятия могут выбирать способ списания МБП, а предприниматели теперь обязаны проводить амортизацию МБП процентным способом, т.е. списывать 50 процентов стоимости МБП в начале его использования, а оставшиеся 50 процентов начислять при выбытии предмета. При этом стоимость предметов не более 500 рублей за единицу списывается на расходы в полной сумме по мере их использования. На наш взгляд, такой порядок учета МБП ухудшает положение предпринимателей, т.к. раньше 100 процентов стоимости МБП можно было списывать при вводе предмета в эксплуатацию.
     Большие изменения претерпела Книга учета доходов и расходов. Прежняя примерная форма книги содержала всего 1 раздел из 6 граф. Новая форма содержит 6 разделов, причем только в первом разделе, в котором отражаются доходы и материальные расходы, имеется 25 граф. А кроме него есть еще разделы, в которых рассчитывается амортизация и начисляется оплата труда. Данные из всех разделов сводятся в итоговый 6-й раздел, в котором определяется налогооблагаемая база. Итак, ведение Книги учета значительно усложнилось. Но не все так грустно. Ведь теперь эту книгу разрешено вести в электронном виде, это прямо предусмотрено Порядком. А значит, можно упростить свою работу, автоматизировав учет и заполнение Книги учета. Предприниматели, не желающие тратить время и силы на ведение вручную Книги учета, могут обратиться в фирму КАМИН, а мы поможем выбрать или разработать для этого нужную программу.

Порядок уплаты налога на рекламу снова изменен

     В течение многих лет в Калуге налог на рекламу уплачивался в бюджет рекламистами. Средства массовой информации, размещавшие рекламу, выступали в роли налоговых агентов, брали налог на рекламу с рекламодателей и перечисляли в бюджет. С 1 января 2001 года этот порядок был изменен. Теперь рекламодатели обязаны самостоятельно перечислять в бюджет суммы налога на рекламу, а рекламные агентства не имеют права включать в счета сумму налога на рекламу. Но, видимо, местным властям это порядок показался неудобным, с чем можно согласиться. После консультации с налоговыми органами Городской Думой г.Калуги утверждены изменения в Положение о налогах и сборах, действующих на территории муни-ципального образования "Город Калуга". Предусматривается возврат к прежнему порядку, когда налог будут перечислять рекламные агентства.

А на Камчатке не все предприниматели платят НДС

     Как известно, с 1 января 2001 года индивидуальные предприниматели обязаны исчислять и уплачивать НДС. Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатской области не согласилась с этим. Она направила в арбитражный суд Камчатской области иск к налоговой инспекции с требованием предоставления налоговых льгот для представителей малого бизнеса. Главным требованием было освобождение от налога на добавленную стоимость, введенного 2-й частью Налогового кодекса. Оно основывалось на положении Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому при ухудшении условий налогообложения субъекты малого предпри-нимательства в течение 4 лет со дня регистрации подлежат налогообложению в прежнем порядке.
     Как нам стало известно, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Таким образом, индивидуальные предприниматели на Камчатке, осуществляющие свою деятельность менее четырех лет, по решению суда могут не платить НДС. Насколько нам известно, по Калужской области таких примеров защиты своих прав не осуществлялось ни самими предпринимателями, ни многочисленными организациями, декларирующими "заботу" о малом бизнесе.

Горячая тема:


Единый налог на вмененный доход - большие изменения.

     С 1999 года на территории Калужской области применяется единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Этот налог всегда вызывал повышенный интерес предпринимателей и руководителей небольших предприятий. В течение двух с половиной лет он почти не изменялся. Надо заметить, что этот налог для большинства видов деятельности был не обременительным.
     Новое руководство области решило внести в Закон изменения. Был подготовлен проект, который вызвал большие волнения в предпринимательской среде, после обсуждения проект был вынесен на сессию Законодательного собрания Калужской области. В проект было внесено более 20 поправок. 29 мая 2001 года Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" был принят в новой редакции, а уже 30 мая его подписал губернатор Калужской области, и 31 мая он был опубликован. Таким образом, Закон вступает в силу через месяц после опубликования, то есть, с 1 июля 2001 года. По оценкам департамента финансов и бюджета Калужской области введение Закона со второго полугодия 2001 года позволит увеличить доходную часть консолидированного бюджета области на 25 - 30 миллионов рублей, понятно, за чей счет. Этим и определялось ускоренное подписание и опубликование Закона. Успели.
     Что же изменится в налогообложении единым налогом? Напомним, что если вид деятельности согласно законодательству подпадает под обложение единым налогом на вмененный доход, то предприятие или предприниматель не вправе выбирать: переходить на эту систему или нет, - он обязан перейти на нее. Вмененный доход - это сумма дохода, которую по предположению законодателей должен заработать субъект налогообложения, занимаясь указанным видом деятельности. Именно с этой суммы он должен уплатить налог в размере 20 процентов. А заработает он меньше или больше, никого не волнует.
     Изменился перечень плательщиков налога, то есть сфер деятельности, где он применяется. Добавился вид деятельности, который по прежней редакции Закона не подпадал под его действие: общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек).
     Кроме того, в прежней редакции Закон не распространялся на аптеки, аптечные киоски, аптечные пункты всех форм собственности. Теперь они переводятся на уплату единого налога.
     Несколько изменился порядок расчета вмененного дохода. Принцип расчета остался прежним: установленная Законом базовая доходность умножается на количество единиц физических показателей, характеризующих данную сферу предпринимательской деятельности и на ряд корректирующих коэффициентов (не обязательно всех). В прежней редакции Закона таких коэффициентов было 6, в новой - 12, в том числе два корректирующих коэффициента-дефлятора. Один коэффициент-дефлятор учитывает уровень инфляции за прошлый год, он будет применяться с 2002 года. Другой учитывает текущий уровень инфляции, он должен публиковаться ежемесячно до 17 числа в газете "Весть" и будет действовать на дату представления расчета.
     Перейдем к самому важному - ставкам налога. Они, естественно, увеличены. Надо отметить, что ставки не изменялись в течение 2 лет. Как заявляют законодатели, за это время инфляция составила 57 процентов, поэтому и ставки повышаются на этот процент. Как говорится в примечании к Закону:
     Базовая доходность по всем видам деятельности, кроме оказания предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию, консультаций, бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, услуг в сфере образования, розничной выездной торговли горюче-смазочными материалами, оказания услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей, определена исходя из действующей базовой доходности и уровня инфляции за 1999 - 2000 годы.
     На самом деле это не совсем так. Кроме видов деятельности, указанных в примечании к Закону, базовая доходность увеличена еще и для магазинов с торговой площадью более 30 квадратных метров. А таких предприятий немало. И чем больше площадь магазина, тем больше увеличились ставки.
     Приведем пример. Магазин имеет торговую площадь 400 квадратных метров. Старая ставка 500 рублей, базовая доходность 200000 рублей. Новая ставка 1000 рублей по площади до 250 квадратных метров + 800 рублей по площади свыше 250 квадратных метров. Базовая доходность 1000х250 + 800х150 = 370000. Увеличение на 85 (а не на 57) процентов.
Так что в Законе мы видим некоторое несоответствие между текстом и цифрами. Видимо, разработчики Закона заложили в него эти "лукавые" цифры, а депутаты перед голосованием не удосужились их проверить. К несообразностям Закона можно отнести и "зигзагообразную" шкалу базовой доходности для магазинов и предприятий общепита. Например, для магазина площадью 250 квадратных метров базовая доходность 260 тысяч рублей, а площадью 255 квадратных метров - 254 тысячи рублей. То есть при большей площади берется меньший налог. Вряд ли это можно назвать логичным.
     Для других субъектов предпринимательской деятельности увеличение базовой доходности еще больше. Так, для выездной торговли горюче-смазочными материалами и услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей увеличение в 2 раза, для консультаций, бухгалтерских, аудиторских услуг, обучения, репетиторства, преподавания - в 3 раза, для услуг по краткосрочному проживанию - в 4 раза.
     Кроме увеличения базовой доходности изменились (увеличились) корректирующие коэффициенты некоторых видов деятельности. Увеличение произошло для бытовых, парикмахерских, медицинских услуг, а также для розничной торговли. Так, на пошив одежды коэффициент увеличился на 25%, на ремонт одежды на 50%, на ремонт обуви - в 2 раза, на парикмахерские услуги - в 2,5 раза, на фотоуслуги по изготовлению фотографий черно-белого изображения - в 3 раза. Для предприятий розничной торговли этот коэффициент увеличился в меньшей степени - в основном на 15 - 20 %. Наиболее сильно он увеличился для магазинов, торгующих мебелью, - в 1,5 раза. Еще введен коэффициент на новый вид розничной торговли (оружием и боеприпасами) и установлен равным 5. Таким образом, общие ставки налога с учетом корректирующих коэффициентов увеличились в 2 - 5 раз.
     С 1 июля к предприятиям, уже переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, подключаются аптеки, фармацевтические предприятия и общепит.
     Для аптечных пунктов, киосков и других аптечных предприятий, реализующих лекарства, установлена базовая доходность в сумме 4500 рублей с 1 квадратного метра площади в год, это примерно в 6 раз меньше, чем для других предприятий розничной торговли. А для предприятий, производящих лекарственные препараты, установлена базовая доходность в сумме 31500 рублей на 1 работающего сотрудника в год.
     Для предприятий общественного питания базовая доходность установлена на 1 посадочное место. Посадочное место - это часть площади зала, оборудованная в соответствии с нормативами для обслуживания одного посетителя. Количество посадочных мест устанавливается при проектировании предприятия общепита, планировка помещения с указанием количества посадочных мест должна быть вывешена в общедоступном месте этого помещения. Для ресторанов с количеством посадочных мест до 50 базовая ставка установлена 17000 рублей на одно посадочное место в год, причем до 1 июля 2002 года она применяется с коэффициентом 0,7. Для кафе, баров, буфетов, закусочных с числом посадочных мест до 50 базовая ставка 25000 рублей на одно посадочное место в год, причем до 1 июля 2002 года она применяется с коэффициентом 0,8. Для столовых общего пользования базовая ставка на одно посадочное место 7000 рублей в год, причем для столовых предприятий к ней применяется коэффициент 0,3, а для столовых образовательных учреждений - коэффициент 0,1. По предварительной оценке для большинства ресторанов и кафе эти ставки могут оказаться неподъемными, и часть предприятий может просто разориться. Непонятно, почему законодатели установили такие жесткие ставки, неужели они считают, что предприятий общественного питания в области избыток!
     Закон вступает в силу с 1 июля 2001 года. Поэтому все предприятия и предприниматели должны производить уплату налога по новым ставкам. Уплату нужно производить ежемесячно до 25 числа месяца, предшествующего периоду, за который производится уплата. Но платить налог можно и авансом и за период, больший месяца. При этом при уплате налога за 3 месяца сумма налога уменьшится на 2 процента, а за 6 месяцев - на 5 процентов.
     Но некоторые предприятия уже уплатили налог за период, простирающийся дальше 1 июля. Некоторые уплатили его до конца 2001 года. Что делать им? Обратимся к Закону. В нем говорится:
     В случае внесения изменений в перечень сфер деятельности, установленных статьей 3 настоящего Закона, а также в случае внесения количественных или качественных изменений в расчет единого налога, единый налог должен быть пересчитан, начиная со дня вступления в силу соответствующего нормативно-правового акта Законодательного Собрания Калужской области.
     Получается, что нужно пересчитывать рассчитанные суммы, но ничего не говорится о том, что нужно доплачивать к уже уплаченным суммам. Видимо, имеется в виду, что пересчет налога нужно производить в том случае, если он не уплачен. Это подтверждают и другие положения Закона.
     Свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога.
     Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.
     Выдача в связи с пересчетом налога повторных свидетельств Законом не предусмотрена. Таким образом, можно считать, что предприятия и предприниматели, уплатившие единый налог до конца года, доплачивать не будут. А кто не успел, тот опоздал. Но не исключено, что у налоговых органов будет своя точка зрения по этому вопросу.
     Предприятия и предпринимателей в сферах деятельности, переводимых на уплату единого налога с 1 июля 2001 года, обратим внимание еще на один аспект. Согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации":
     В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
     Но в Федеральном законе от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" говорится, что это положение Закона № 88-ФЗ не применяется. В свое время споры по противоречиям в этих законах дошли до Конституционного Суда РФ, который в Определении от 1 июля 1999 г. № 111-О заявил:
     Положение Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога. Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
     Поэтому, если предприятия и предприниматели, работающие менее 4 лет со дня государственной регистрации, считают, что перевод их на уплату единого налога ухудшает их положение (и смогут это доказать), то они могут попробовать остаться на прежней системе налогообложения. Но возможно это право им придется отстаивать в суде. Дело это не такое уж безнадежное, как может показаться (см. статью о камчатских предпринимателях).