Новости от "КАМИНа"

  Информационный бюллетень

№ 11 февраль 2001 г. 

К читателям:

     Этот бюллетень распространяется по бесплатной подписке. Подписаться на него можно, заполнив анкету подписчика. Подробнее об условиях подписки можно узнать по телефону 53-10-22.

Новости законодательства:


Увеличены нормы расходов на рекламу

     Приказом Минфина РФ от 1 марта 2001 г. № 18н внесены изменения в нормативы расходов на рекламу. Теперь общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должна превышать при объемах выручки от продажи, (включая НДС), до 30 миллионов рублей 7.5% от объема. Ранее этот норматив был 5%. Напомним также, что организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли. Новый норматив нужно применять с 1 апреля 2001 года.

Закон о введении части 2 НК поправили

     Федеральным законом от 24 марта 2001 года № 33-ФЗ внесены поправки в Федеральный закон 118-ФЗ от 5 августа 2000 года "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Эти поправки законодатели пытались внести в декабре 2000 года одновременно с законом об изменении части второй НК, но тогда Президент не подписал этот закон.
     Поправки носят в основном технический характер. Из важных для налогоплательщиков поправок можно отметить изменение порядка предоставления имущественного вычета при продаже ценных бумаг.
     Согласно статье 220 НК имущественный вычет при получении доходов от продажи ценных бумаг можно получить по выбору налогоплательщика либо в сумме, не превышающей 125000 рублей в год, а для ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика 3 и более лет, в сумме, полученной от продажи этих ценных бумаг, либо в сумме фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных им расходов, связанных с приобретением ценных бумаг.
     Поправка переносит срок введения такого порядка предоставления имущественного вычета по ценным бумагам на 1 января 2002 года. А до этого времени будет действовать порядок, установленный частью 3 статьи 12 "Закона о подоходном налоге", отмененного в полном объеме, кроме этой части.       Согласно этому порядку налогоплательщиком могут быть учтены документально подтвержденные расходы, связанные с созданием, приобретением и реализацией имущества, т.е. ценных бумаг.
     Напомним, что имущественные вычеты по месту работы не предоставляются и налог не удерживается, (кроме нерезидентов), но доходы от продажи имущества отражаются в налоговых карточках.
     Еще одна важная поправка касается порядка уплаты акцизов по алкогольной продукции. Новый порядок уплаты акцизов, предусмотренный частью второй НК, будет применяться только с 1 июня 2001 года.

Новый план счетов: наконец разобрались, когда переходить

    Многие бухгалтеры стоят перед выбором: когда переходить на новый план счетов. Нормативные документы Минфина давали противоположные рекомендации. Напомним, как развивались события.
     План счетов был утвержден приказом Минфина от 31 октября 2000 года № 94н, в котором говорилось:
     Переход к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации разрешается осуществить в течение 2001 года по мере готовности организации.
     Из приказа следовало, что перейти на новый План счетов можно как с начала 2001 года, так и с какого-либо месяца 2001 года.
     Затем Минфин издал приказ от 29 декабря 2000 года № 123н, в котором приказал не применять на территории России старый план счетов. Получилось, что все организации должны были перейти на новый План счетов с 1 января 2000 года. Хороший сюрприз к Новому году!
     И, наконец, появилось письмо Минфина РФ от 15 марта 2001 г. № 16-00-13/05 "О применении нового Плана счетов бухгалтерского учета". В нем, в частности, говорится:
     Учитывая, что принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета и должны быть признаны организацией в своей учетной политике, а также исходя из содержания приказа Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н в случае, если организация не имела возможности провести необходимую подготовку к переходу с 1 января 2001 г. на новый План счетов бухгалтерского учета, то переход должен быть осуществлен с 1 января 2002 г.
     Министерство финансов Российской Федерации исходя из сложившихся факторов и условий считает целесообразным осуществить переход организациями на новый План счетов бухгалтерского учета с 1января 2002 г.
     Вышеизложенное означает, что до перехода на новый План счетов бухгалтерского учета организацией факты хозяйственной деятельности должны отражаться на счетах бухгалтерского учета, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. № 56. Однако порядок отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. № 56, должен соответствовать требованиям действующих положений (стандартов).
     Утверждение Министерством финансов Российской Федерации приказов от 29.12.2000 г. № 123н "О неприменении на территории Российской Федерации приказа Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению" и от 23.01.2001 г. № 7н "О внесении изменений и признании утратившими силу актов Министерства финансов Российской Федерации" связано с необходимостью юридического оформления введения в действие нового Плана счетов.
     Ну вот, теперь нам рекомендуют переходить на новый план счетов с 1 января 2002 года, а в 2001 году руководствоваться старым. А то, что старый план счетов отменен приказом Минфина, оказывается, просто формальность, это сделано "для юридического оформления". Остается только посочувствовать бухгалтерам, умудряющимся еще как-то работать при таком уровне "законодательства".
     Министерство по налогам и сборам высказало аналогичную позицию в письме от 6 марта 2001 г. № ВГ-6-02/193.
     Таким образом, окончательная позиция Минфина и МНС такова. На новый План счетов можно переходить либо с 1 января 2001 года, либо с 1 января 2002 года. В течение 2001 года хозяйственные операции должны учитываться либо по старому, либо по новому плану счетов. Организации, решившей провести процедуру перехода в середине 2001 года, нужно будет перевести учет хозяйственных операций со старого на новый план счетов с начала 2001 года. Понятно, что при автоматизированном учете сделать это будет намного легче.

 

Состоялся семинар:

     3 апреля во многих городах России и других стран СНГ прошел Единый семинар под названием "1С:Предприятие в XXI веке". Он был посвящен новым возможностям программ системы "1С:Предприятие" в связи с большими изменениями в налоговом и бухгалтерском учете в 2001 году.
     В Калуге семинар проходил в Народном доме, проводила его традиционно фирма КАМИН, являющаяся партнером фирмы 1С. В большом зале проходили выступления специалистов с демонстрацией на экране работы программ. В фойе на 4 компьютерах демонстрировались программы, давались консультации пользователям. В завершение семинара была проведена лотерея с розыгрышем продуктов и сувениров фирмы 1С.
     В семинаре приняло участие 158 специалистов из 135 организаций. В основном это бухгалтеры (50%) и специалисты по автоматизации учета (30%). Интересно отметить, что по результатам анкетирования 40% предприятий-участников уже перешли на новый план счетов бухгалтерского учета. Почти все предприятия имеют хотя бы 1 компьютер (не имеет ни одного 3%). Около 15% предприятий не используют никаких бухгалтерских программ. Из тех предприятий, что применяют бухгалтерские программы, только 2 указали что пользуются программами не 1С. Из пользователей программ 1С большинство (60%) работают с 1С:Бухгалтериией версии 7.7. Что касается программ расчета зарплаты, то достаточно большое количество предприятий (30%) считают зарплату вручную. Из программ расчета зарплаты наиболее популярны программы фирмы КАМИН "Расчет зарплаты" для 1С:Бухгалтерии 7.7 и для 1С:Бухгалтерии 6.0, а также программа "1С:Зарплата и Кадры", версия 7.7.
     Большой интерес участников вызвало ежемесячное издание фирмы 1С на CD-ROM "Информационно-технологическое сопровождение". Всего на 1 марта подписалось на ИТС более 9000 пользователей, в фирме КАМИН - 27 пользователей. Еще 8 участников семинара выразили желание подписаться на ИТС. Подробнее об ИТС можно узнать в фирме КАМИН.
     Также большой интерес вызвала программа 1С:Бухгалтерия 7.7 с конфигурацией для нового плана счетов бухгалтерского учета.
     Участие в семинаре было бесплатным. Такие семинары проводятся 3 раза в год. Следующий семинар будет в октябре 2001 года. В нашем издании мы сообщим о дате его проведения.

Горячая тема:


Вместо инструкций появились методические указания

     Налоговый кодекс РФ, как известно, документ прямого действия. И налогоплательщики, и налоговые органы должны руководствоваться только им. МНС теперь не имеет права выпускать инструкций для налогоплательщиков по взиманию налогов, которые введены на основании НК. Однако для своих территориальных органов МНС начало выпускать Методические рекомендации. Эти рекомендации обязательны для налоговых инспекций, но не обязательны для налогоплательщиков, они не будут рассматриваться как нормативные акты в арбитражном суде. Однако и налогоплательщикам не мешает знать, как будут трактовать положения Налогового кодекса налоговые органы. Методические рекомендации выпущены до выхода изменений к Налоговому кодексу и во многом теперь не соответствуют его последней редакции. Нужно по всей видимости ожидать, что в них будут внесены коррективы.
     Пока вышли Методические рекомендации по применению главы 21 НК "Налог на добавленную стоимость", главы 22 НК "Акцизы" и главы 23 НК "Налог на доходы физических лиц". Они опубликованы в различных изданиях, например, в газете "Экономика и жизнь" №3. В ближайшее время должны выйти рекомендации по единому социальному налогу, скорее всего уже с учетом изменений НК. Настоятельно рекомендуем познакомиться с ними, вы можете узнать много интересного и неожиданного. В настоящей статье мы остановимся на двух положениях этих рекомендаций: одно по НДС, другое по НДФЛ.
     В прошлом номере мы писали о самой загадочной, видимо, 145 статье НК, в которой говорится о возможности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Мы в частности писали, что получить освобождение от уплаты НДС можно уже с января 2001 года. По этому сообщению пришло много откликов, в том числе и ругательных. Некоторые предприятия подали заявления с просьбой об освобождении от НДС с января, всем им было отказано. Некоторые читатели говорили нам, что мы вводим их в заблуждение. Но больше было одобрительных отзывов. Всем откликнувшимся на нашу публикацию независимо от ее оценки выражаем признательность. Вот как обосновывают налоговые органы свою позицию.
     В соответствии с Федеральным законом № 118-ФЗ от 05.08.2000 г. часть 2 НК введена в действие с 01.01.2001 г. и применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2001 г., следовательно право на освобождение возникает только по итогам трех месяцев, т.е. с 01.04.2001 г.
     Такая аргументация не убеждает. Правоотношения по освобождению действительно возникают с 1 января 2001 года. Так именно с 1 января и возникает право на освобождение. А причем тут сумма выручки за 3 предшествующих календарных месяца, она к правоотношениям не имеет отношения, это просто условие, при выполнении которого будет или не будет дано освобождение. Кстати, Минфин РФ также разделяет точку зрения, что освобождение можно получить с 1 января 2001 года (см., например, комментарий заместителя Минфина РФ М.Моторина в газете "Экономика и жизнь" №3).
     Окончательное разрешение этого вопроса даст, по-видимому, только арбитражная практика, да к тому времени и 3 месяца пройдет, так что необходимость спорить отпадет.
     Но вернемся к Методическим рекомендациям. Там 145 статье НК уделено много внимания. Для получения освобождения, оказывается, организациям нужно представить:
          - налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за прошедшие налоговые периоды (3 календарных месяца, при продлении освобождения - 12 календарных месяцев) с отметкой налогового органа о сверке с представленными налоговыми декларациями за отчетные периоды и об их принятии;
          - выписку из бухгалтерского баланса и документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг);
          - выписку из бухгалтерского баланса и документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности;
          - книгу продаж;
          - журнал полученных и выставленных счетов-фактур;
          - справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам;
          - документы, подтверждающие отсутствие деятельности по производству и реализации подакцизной продукции и возникновения обязанности по исчислению и уплате акцизов.

     Эти данные представляются до 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение. Затем в течение 10 дней, начиная со дня предоставления полного пакета документов и сведений, налоговый орган производит их проверку для установления правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, выносит решение и направляет первый экземпляр решения налогоплательщику.
     Стоит заметить еще раз, что Методические рекомендации не являются обязательными для налогоплательщика. Перечень документов, представляемых для получения освобождения, НК не регламентирован. В НК только говорится, что "форма заявления на освобождение от обязанностей налогоплательщика утверждается Министерством по налогам и сборам РФ". Такую форму МНС пока не разработало. Короче говоря, получение освобождения представляется пока достаточно трудным делом.
     А теперь о НДФЛ.
     Из рекомендаций по налогу на доходы физических лиц остановимся на одной: особенности исчисления налога при получении доходов в виде материальной выгоды. В порядок исчисления налога с материальной выгоды, как разъясняют рекомендации, внесены существенные изменения. Рассмотрим материальную выгоду, выраженную как экономия на процентах при получении заемных средств.
     Самое неожиданное: оказывается предприятия не имеют права исчислять и удерживать у налогоплательщика налог с такой материальной выгоды. Вот как говорится об этом в рекомендациях:
     Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в день уплаты процентов по полученным заемным средствам, но не реже чем один раз в налоговый период (не реже одного раза в календарном году).
     В соответствии со статьями 26 и 29 Кодекса налогоплательщик вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.
     Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.
     В случае назначения в установленном порядке организации - заимодавца в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика в отношениях по уплате налога с суммы материальной выгоды, такой уполномоченный представитель осуществляет определение налоговой базы, а также исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет сумму исчисленного и удержанного налога. Исчисленная сумма налога удерживается у налогоплательщика за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.
     В случае не назначения налогоплательщиком, получившим заемные средства у организации, уполномоченного представителя, налоговая база определяется, налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиком на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором был получен доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах по заемным средствам.

     Зададим риторический вопрос: ну и кто же из налогоплательщиков будет теперь назначать свою администрацию уполномоченным по взиманию с него налога, оформлять доверенность, заверять ее нотариально с единственной целью, чтобы с него пораньше взяли налог.
     В одном из номеров НоК мы рассматривали ситуацию, когда работнику дали ссуду на покупку жилья. Из текста НК следовало, что с работника нужно было удерживать налог на доходы с суммы материальной выгоды от экономии на процентах, а вычеты по приобретению жилья работник мог получить только по окончании года после сдачи налоговой декларации в налоговый орган. Это, конечно, ухудшало материальное положение работника по сравнению с действовавшим в 2000 году. Теперь, если следовать методическим рекомендациям МНС, предприятие не будет исчислять и удерживать налог на доходы с материальной выгоды. Работник сам должен ее исчислить и внести в налоговую декларацию. А при сдаче декларации ему предоставят вычеты, связанные с приобретением жилья, и учтут налог с материальной выгоды. Это следует признать справедливым.

 

Линия консультаций:
Вопрос. Как добавить в платежное поручение КПП плательщика?

Опишем, как можно сделать это в "1С:Бухгалтерии 7.7" редакции 4.03 с новым планом счетов.
     1. Войдите в справочник "Банковские счета" (меню "Справочники") и поставьте указатель мыши на расчетный счет, с которого будет производиться платеж.
     2. Откройте реквизиты счета для редактирования (двойным щелчком мыши).
     3. Поставьте галочку в поле "Редактировать реквизиты корреспондента".
     4. В поле "Реквизиты корреспондента" исправьте наименование организации так, как это требуется по новым правилам, например, "ИНН 4027000001 КПП 402701001 ЗАО СуперИнвест".
     5. Нажмите "ОК".
     Теперь в платежных поручениях будет выводиться отредактированное наименование. Если ваш банк для небюджетных платежей будет требовать наименование без КПП, то описанным выше способом можно удалить КПП из наименования.
     Конечно, можно и просто внести исправление в выведенной на экран печатной форме конкретного платежного поручения.
     В других версиях программ добавить КПП также несложно.
    

Зарегистрированные пользователи программ могут получить консультацию в фирме КАМИН. Контактный телефон 53-10-22.

 

1С:Пердприятие для "чайников":
     Этот раздел предназначен для бухгалтеров и руководителей организаций, пока еще не работающих или только начинающих работать с программами бухгалтерского и торгового учета, и имеющих желание автоматизировать свою деятельность, причем на программах 1С. В компьютерной среде людей, не знакомых с какой-то областью, но желающих познакомиться, называют "чайниками". Этот термин стал общеупотре-бительным и не носит обидного оттенка.
     Когда неопытный клиент начинает выбирать программу, перед ним возникают довольно большие трудности: в прайс-листе несколько десятков различных программных продуктов с разными, иногда непонятными названиями, разными ценами. Недобросовестный продавец может "впарить" такому клиенту программу подороже, которая совсем не обязательно нужна для его вида и масштабов деятельности. Мы постараемся на наших страницах дать небольшой “ликбез” для начинающих пользователей с тем, чтобы помочь выбрать оптимальную по цене и возможностям программу.
     В этом номере обсудим, что означает термин "1С:Предприятие".
     Как и многие понятия, термин "1С:Предприятие" имеет несколько смыслов.
     Во-первых, это, конечно, программа для ЭВМ. 1С:Предприятие - это универсальная программа, позволяющая автоматизировать различные области деятельности предприятий: бухгалтерский и оперативный учет, расчет зарплаты и другие виды расчетных задач, кадровый учет и многое другое. В состав программы "1С:Предприятие" входит 3 компоненты: "Бухгатерский учет", "Оперативный учет" и "Расчет". Пользователь может приобрести "1С:Предприятие", включающее одну или несколько перечисленных компонент. Компонента - это часть программы, предназначенная для автоматизации того или иного вида деятельности.
     Во-вторых, термином "1С:Предприятие" называют систему программ автоматизации той или иной области. То есть, в этом смысле "1С:Предприятие" - это общее название множества различных прикладных программ для конкретных областей управленческой деятельности.
Если ваш знакомый вам скажет, что приобрел "1С:Предприятие", то что можно извлечь из этой информации? Только то, что это программа системы "1С:Предприятие". А что будет на ней делаться, пока непонятно. Для аналогии можно привести пример с покупкой посуды "Цептер". Из сообщения, что куплена посуда "Цептер", понятно, что куплена посуда конкретной фирмы с определенными высокими качествами, но что куплено, кастрюля или чайник, пока непонятно.
     Для того, чтобы программа отвечала требованиям пользователя, она приобретается с какой-либо конфигурацией. Конфигурация может использовать одну или несколько компонент программы "1С:Предприятие". Пользователю продается программный продукт, который как правило состоит из:
          - программы "1С:Предприятие", включающей одну или несколько компонент, записанной на дискеты или CD-ROM,
          - определенной конфигурации, записанной на дискеты или CD-ROM,
          - руководства пользователя и другой документации,
          - регистрационной анкеты,
          - ключа защиты от нелицензионного использования,
          - упаковки.
     Этот программный продукт и будет использоваться в работе, его иногда называют просто "программой".
     О том, какие существуют программные продукты системы программ "1С:Предприятие", на каких компонентах они основаны и какие конфигурации используют, поговорим в следующий раз.

 

Информация, объявления:

Интенсивный курс обучения 1С

     Учитывая обращения пользователей по быстрому обучению работе с программой "1С:Бухгалтерия", фирма КАМИН проводит набор слушателей на СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ по ИНТЕНСИВНОМУ изучению 1С:Бухгалтерии версии 7.7. Комплектуются группы по 3-4 человека. Каждому слушателю предоставляется персональный компьютер. Изучается типовая конфигурация 1С:Бухгалтерии 7.7 для хозрасчетных предприятий в последней редакции. Занятия проходят в течение 5 рабочих дней подряд по 4 часа, по окончании обучения проводится экзамен. Стоимость обучения 1500 рублей, начало занятий по мере формирования групп. Независимо от этого, фирма КАМИН проводит индивидуальное и групповое обучение программам "1С" на реальных данных пользователей.
     Справки по телефону 53-10-22.

Перерегистрация пользователей

     Для улучшения обслуживания зарегистрированных пользователей программ "1С" фирма КАМИН продолжает перерегистрацию пользователей программ "1С:Бухгалтерия" всех версий, "1С:Предприятие" (всех компонент), других программных продуктов "1С". Пользователи программ могут быть зарегистрированы независимо от того, где приобрели программу. Для регистрации нужно в офисе КАМИНа заполнить анкету. Можно прислать заполненную анкету по факсу или электронной почте. Пользователи, прошедшие регистрацию, будут получать весь комплекс бесплатной поддержки фирмы КАМИН (консультации, предоставление форм отчетности, обновление версий программ и т.п.).
     Справки по телефону 53-10-22.